Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вербальные средства обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным средством поддержания познавательного мотива является юмор, который может быть использован на любом этапе обучения. Его содержание — нелепые ситуации, преувеличения, смешные моменты, недостатки человека и общества, подлежащие осуждению. Юмор классифицируется по различным основаниям. По тону, каким произносится шутка, различают резкий (отрицательный) и дружеский юмор. На занятиях более… Читать ещё >

Вербальные средства обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средства обучения, выраженные в речи, предложениях, словах, знаках, называются вербальными (от нем. das Werb — «слово»). Вербальные средства используются на занятиях, во время общения с целью логического изложения материала, повторения с использованием различных видов беседы, управления педагогическим процессом. В процессе общения передаваемая информация имеет важное значение и личностный смысл. Речь как средство общения является компонентом взаимосвязи преподавания и учения. Она используется в обучении и воспитании в следующих функциях: коммуникации (передаче) учебной информации, понимания, номинативной (называния объектов), когнитивной (познавательной), развития мышления и речи.

Общение — межличностный процесс, в котором проявляется активность личности в виде обмена информацией. В процессе общения информация кодируется, передается, расшифровывается и запоминается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется духовная культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Оно сопровождается определенным выражением лица, позой, мимикой, жестами, тоном, паузами.

В общении и в процессе совместной с преподавателем учебной работы учащиеся усваивают культурные нормы поведения, овладевают различными языковыми средствами, знаками и их значениями. Знаки и их значения могут быть привычными, общеупотребительными, но могут быть созданы преподавателем и даже самими учащимися для использования в данном коллективе. С помощью знаков преподаватель осуществляет информационное обеспечение урока. Речь характеризует уровень развития мышления человека.

Требования к речи преподавателя. Теоретическое мышление преподавателя выступает в обучении в качестве образца для учащихся, которые воспроизводят его в своем внутреннем мире. Воспроизведение становится возможным благодаря коммуникативной взаимосвязи преподавания и учения, когда учитель вербализует свои знания. Коммуникация в данном случае представляет собой процесс обмена информацией, проходящий в виде лекции, доклада, беседы, дискуссии и т. п. Используются три вида средств коммуникации: филологические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, уравнения, графики) и паралингвистиче-ские (мимика, жесты).

Речь является средством как преподавания, так и обучения, причем для учащихся речь выполняет две функции: как средство усвоения новых знаний и как предмет освоения духовного наследия. «Можно проследить смену трех основных форм развития в функциях речи. Раньше всего слово должно обладать смыслом, т. е. отношением к вещи, должйа быть объективная связь между словом и тем, что оно означает. Далее объективная связь между словом и вещью должна быть функционально использована взрослым как средство общения с ребенком. Затем только слово становится осмысленным и для самого ребенка. Значение слова, таким образом, прежде объективно существует для других и только впоследствии начинает существовать для самого ребенка». В этом процессе овладения филологическими средствами речь преподавателя является образцом для учащихся, она является не только средством изложения учебной информации, но и средством управления вниманием, средством образования представлений и понятий.

В речи преподаватель полностью выражает себя: душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, ораторское искусство, отношение к учащимся и предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношение к себе и предмету и эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие — равнодушием. Преподаватель, который любит и умеет эмоционально и содержательно говорить, побуждает учащихся своим примером к овладению речевыми средствами общения. В речи преподавателя имеют место следующие элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию и развлекающий (уставших) учеников. Речь может состоять из одного или нескольких перечисленных элементов, которые становятся ее характеристиками. Каждый элемент реализуется в речи с помощью соответствующих методов и приемов, входящих в арсенал педагогического мастерства учителя.

Речь преподавателя вызывает ответную реакцию учащихся, в ней можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Воздействие на интеллект достигается путем использования в речи учителя логических доводов. Доказательства, убедительность должны увлекать слушателей логикой и доступностью изложения. Это достигается путем использования суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений и цитирования первоисточников.

Дедукция и индукция. Доказательства строятся методами индукции и дедукции. Индукция — умозаключение от частного к общему; бывает трех видов: индуктивное обобщение, аналогия и суждение о причинной зависимости. Индуктивное обобщение формулируется на основе анализа типичных видов изучаемого явления. Оно ограничено перечнем этих видов. Аналогия — заключение от частного к частному, похожему объекту.

Заключение

о причинной зависимости бывает трех видов: от причины к следствию, от следствия к причине и от следствия через причину к другому следствию. Следует избегать порочного круга в логическом доказательстве, двусмысленных и неопределенных терминов, поспешного обобщения по недостаточным данным, иррациональным доводам (обращение к предрассудкам, эмоциям и т. п.).

Дедуктивное суждение состоит из трех частей: общего положения (большой посылки), истинность которого принимается без доказательства, — это аксиома; логического вывода из аксиомы и заключения. Дедукция бывает трех видов: восходящая от общего к частному, единичному; от одной общности к другой общности того же уровня; нисходящая от единичного к частному и общему. В устном выступлении некоторые посылки часто кажутся очевидными, не высказываются, а подразумеваются, это создает дополнительные трудности у учащихся в восприятии учебной информации. Кроме того, правила дедукции сложны для понимания, поэтому в обучении они используются в сильных группах для хорошо подготовленных учащихся. Обычно дедукция применяется в сочетании с индукцией и другими средствами общения.

Средства вербального воздействия. Эмоциональное воздействие речи преподавателя на учащихся существует объективно, но преподаватель, зная закономерности этого влияния, может направить его в нужное русло. Речь преподавателя формирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся. Положительные эмоции возникают у учащихся, когда учитель проводит грань между добром и злом, пробуждает чувства справедливости, великодушия, гуманизма, сострадания, подчеркивает уважение к аудитории и к каждому учащемуся, учитывает личные и общественные интересы группы (класса). Для этого необходимо сначала сконцентрировать внимание и вызвать интерес, а затем поддерживать интерес и мотивацию, развивать познавательный интерес путем повторения и анализа конкретных примеров. Следует учитывать возрастные и индивидуальные характеристики аудитории, уровень развития учащихся и в то же время остерегаться пошлости и примитивного подхода.

Одно из основных условий стимуляции и поддержания познавательного интереса учащихся — глубокое знание преподавателем содержания изучаемого предмета. Чем лучше учитель знает свой предмет, тем интереснее и понятнее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению основных моментов, объяснение становится путаным, а примеры — примитивными и скучными. Еще основное условие развития интереса — использование средств и методов стимулирования мотивации. Общеизвестные истины следует связывать с новыми фактами и с современными проблемами, а новую информацию излагать с опорой на жизненный опыт и общеизвестные истины. Интерес стимулирует также уподобление (аналогия) и противопоставление (контрастирование), благодаря которым учитель сравнивает, устанавливает сходство и различие новых явлений с изученными ранее.

Внимание учащихся концентрируется на изучаемой теме, когда преподаватель излагает ее в динамике. Речь должна состоять из связанных между собой предложений, причем должна быть выделена логика этой связи, так что перед учащимися разворачивается последовательная цепь поступательного развития мысли. Если при этом преподаватель перед каждым этапом развития предлагает возможные альтернативы, то появляется любознательность — главный фактор умственной активности. В развитии каждого явления присутствует противоречие, переходящее в конфликт, порождающий борьбу и различные драматические события. Яркое описание развития в борьбе мнений и концепций, драматизация речи преподавателя также являются средством возникновения познавательного интереса.

Важным средством поддержания познавательного мотива является юмор, который может быть использован на любом этапе обучения. Его содержание — нелепые ситуации, преувеличения, смешные моменты, недостатки человека и общества, подлежащие осуждению. Юмор классифицируется по различным основаниям. По тону, каким произносится шутка, различают резкий (отрицательный) и дружеский юмор. На занятиях более уместен дружеский юмор, вызывающий улыбку или легкий смех. По источнику различают оригинальный и заимствованный юмор. Начинающий учитель чаще использует в своей речи чужие шутки, опытный мастер обучения предпочитает собственный юмор. Однако не следует их противопоставлять, так как, во-первых, многие люди от природы не наделены чувством тонкого юмора, а во-вторых, умению шутить на занятии нужно долго учиться, чтобы избежать пошлости. По форме различают следующие виды юмора: остроты, иронию, шутку, анекдоты, эпиграммы, поговорки, иносказания. Все они могут применяться в обучении.

Речь преподавателя — средство выражения собственных мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая его речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления могут осуществиться в том случае, если речь преподавателя удовлетворяет следующим требованиям: 1) грамматическая правильность; 2) точность; 3) уместность; 4) экономичность; 5) оригинальность.

Грамотно построенная фраза позволяет правильно понять мысль собеседника. Ошибки учащихся в понимании темы часто обусловлены допущенными учителем нарушениями морфологии и синтаксиса. Качество знаний учащихся зависит от точности формулировок и определений в речи учителя. Снижают качество знаний неточные формулировки, смешение родовых, видовых и типовых признаков, привычные речевые штампы. Наоборот, использование конкретных, ярких примеров, специальное (часто графическое) выделение классов, родов, видов, типов явлений, исключение штампов — все это создает условия для качественного усвоения знаний.

Уместность употребления в речи различных терминов, абстрактных понятий и сложных предложений зависит от уровня развития учащихся и их возрастных особенностей. Опытный учитель меньше времени тратит на объяснение известного, дозированно использует специальные термины и академические выражения, профессиональную лексику (например, лексику артистов, медиков, юристов и др.). Сленг (от англ. slang — «жаргон») — специфические выражения, которые используют в своей речи отдельные группы населения (например, слово «тусовка» у молодежи), придает речи новизну и силу. Но пользоваться сленгом следует осторожно, избегая вульгарных и грубых выражений. Эмоциональные слова и выражения всегда вызывают ассоциации, которые могут быть положительными или отрицательными. Поэтому, прежде чем произнести слово, преподавателю следует заранее определить, какую ответную реакцию учащихся он хочет получить.

Экономичность речи проявляется в отсутствии многословия, частого повторения одних и тех же выражений (штампов), высокопарности, слов-паразитов («вот», «значит» и т. п.), большого количества вводных слов и фраз (типа «я смотрю»; «абсолютная и неоспоримая истина»; «видимо», «вам придется согласиться» и т. п.). Современная экономная речь состоит из коротких простых фраз, соединенных в цепочки согласно нормам логики и стилистики.

Оригинальность речи преподавателя отображает особенности его мышления. Душа образованного человека и ее проявление в речи так же неповторимы и индивидуальны, как отпечатки пальцев. Учащиеся ценят в преподавателе прежде всего самобытность его личности. Усиливают самобытность речи изредка вставляемые изречения типа лозунга, риторические вопросы, не требующие ответа, иронические замечания, в которых скрыто противоположное утверждение, умолчания, гиперболы, инверсии, антитезы, метафоры, уподобления, пословицы и поговорки, другие выражения устного народного творчества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой