Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии социальной работы с семьями и их роль в решении проблем школьников и учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В большой степени эффективность деятельности социального работника, как и учителя в школе в системе начального и среднего профессионального образования, снижается из-за его крайне низкого, можно прямо сказать, преступно низкого социального статуса. Кроме того, создаются проблемы, связанные с правовым пространством взаимодействия семьи и школы: обе стороны возлагают ответственность за воспитание… Читать ещё >

Технологии социальной работы с семьями и их роль в решении проблем школьников и учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные группы, задействованные в сфере образования, — это, в основном, дети от младшего школьного возраста до возраста ранней юности (6−18 лет). Особенностью их социального положения является зависимость от семьи, ее материального положения и уровня жизни, от ее социальных установок, от качества и стиля жизни, от мировоззрения и ценностей членов семьи, от ее адекватности и степени позитивности. И если ребенок формируется в семье с нарушениями социально-ролевых взаимодействий, в дезадаптированной, педагогически запущенной семье или семье с девиантным поведением, то социализация такого ребенка, личностное становление будет проходить с явным отклонением от нормы.

Семья играет очень большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается школьник или ученик среднего и начального профессионального образования. По этой причине социальный работник, стремясь к достижению своих целей, неизбежно должен охватить своей работой и семью.

И вновь надо обратиться к такой технологии, как социальная диагностика. Наблюдая за школьниками и изучая их социальное поведение, социальный работник должен составить представление об их семьях. Конкретные технологии здесь разнообразны: беседы с учениками, рисуночные пробы («мои родители», «на кого из литературных или киногероев похожи мои мама и папа»), сочинения о семье — это для младшего возраста. В работе со старшими школьниками беседы могут быть дополнены исследовательскими методами: биографическим методом, в ходе которого молодые люди восстанавливают свою родословную и биографии своих предков; игровыми методами, методами моделирования — «идеальная семья», «семья, в которой мне не хотелось бы жить»; методами психологического самоанализа, методами оценок — «плюсы и минусы нашей семьи» .

Методы предполагают некоторый уровень доверия между школьниками и социальным работником, что редко бывает, когда речь идет о семьях социально дезадаптированных. В выявлении таких семей большую роль играет наблюдение за школьниками и учащимися, работа с документацией, сотрудничество с различными организациями, наблюдающими за лицами девиантного поведения.

" Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в воспитании ребенка" .

Однако семьи, в которых формируются дети с девиантным поведением, имеют некоторые особенности: родители в таких семьях плохо знают своих детей, не обращают внимания на их чувства и психологическое состояние, не уделяют времени и сил на общение и воспитание ребенка, не умеют управлять их поведением, не знают их друзей, не знают, чем заняты дети в свободное время.

Отклонения в семейной педагогике могут быть связаны как с семейной дезадаптацией, так и с девиантными формами поведения. Дезадаптация проявляется в таких аномалиях:

  • — жестокое и агрессивное отношение к детям;
  • — безнадзорность или отстраненность родителей от детей;
  • — использование труда детей в чрезмерных размерах, нарушающих физическую и социально-психологическую безопасность детей (синдром «Золушки»);
  • — гиперопека (родители чрезмерно опекают детей, лишая их возможности нормальной социализации, формирования самостоятельного поведения);
  • — гиперответственность (на ребенка возлагается ответственность, превышающая его возможности, предъявляются завышенные ожидания);
  • — потребительство и крайний эгоизм (формирование отношения к окружающему миру как к обслуживающему персоналу, стремление только получать материальные блага, воспитание без трудовых навыков).

По свидетельству социологов, изучающих проблемы современной семьи, дезадаптация часто возникает в проблемных семьях: неполных; с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами; многодетных семьях; в семьях, усыновивших детей или взявших детей под опеку; в семьях с несовершеннолетними родителями; в семьях длительно безработных родителей; в семьях беженцев и вынужденных переселенцев, в студенческих семьях, не имеющих поддержки родных; в семьях военнослужащих с длительной задержкой выплаты жалованья.

Девиантность в поведении семьи проявляется так же, как и в других сферах жизни: пьянство и алкоголизм, наркомания, преступное поведение, проституция, тунеядство, бродяжничество, другие виды отклоняющегося поведения.

Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские. В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей, социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Прежде всего, это методы собеседования, консультирования (психологического), правового (о правах и обязанностях семьи, родителей, о возможностях правовой помощи), консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые, совершая ошибки, тем не менее стремятся найти выход из своих трудностей. Этих же родителей полезно, по возможности, привлекать к совместной работе в школе с детьми (соревнования, походы, экскурсии, вечера). Это совместная работа детей, учителей, социальных работников и родителей. В случаях, когда требуется определенная коррекция поведения (родителей или детей, их отношений), возможно использование игровых методов, тренингов, эвристических методов. Такая работа может вестись как в группе, так и в индивидуальном плане.

Главная особенность деятельности социального работника в том, чтобы четко разделить ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей и те ситуации, где требуются более жесткие методы в защите ребенка.

К таким методам относится обращение к содействию комиссий по делам несовершеннолетних, к органам, которые решают проблемы лишения родительских прав, привлечения к ответственности родителей, не выполняющих свои обязанности. " Жесткие" методы предполагают различные формы интервенции (вторжения) в семью — временное изъятие ребенка из семьи (помещение ребенка в приют, интернат или специализированное учреждение) до того времени, когда семья пройдет процесс реабилитации, а также лишение родительских прав. Такие методы не относятся к арсеналу социального работника в системе образования, но принимать их следует с его участием.

Особенностью социальной работы с семьей в сфере образования является малый арсенал методов «среднего» уровня. Проблема заключается в том, что социальная работа может вестись либо с теми семьями, которые готовы исправить свою трудную ситуацию, либо с семьями, которые сотрудничать решительно не намерены, например, девиантные семьи. Задача же зачастую состоит в том, чтобы побудить к сотрудничеству те семьи, которые не всегда понимают, что причина проблем и конфликтов, отклонений в социализации ребенка или подростка коренится в большой степени в самой семье и что ответ на возникшие вопросы тоже надо искать в семье. Родители, как люди взрослые, часто склонны преувеличивать значимость своего социального опыта, свои полномочия и предъявлять к детям завышенные ожидания, можно даже утверждать, что эти черты являются частью нашей ментальности в вопросах семейного воспитания. Это мешает им увидеть собственные просчеты, ошибки, мешает правильно воспринять рекомендации специалистов и начать преодоление проблем с себя.

В большой степени эффективность деятельности социального работника, как и учителя в школе в системе начального и среднего профессионального образования, снижается из-за его крайне низкого, можно прямо сказать, преступно низкого социального статуса. Кроме того, создаются проблемы, связанные с правовым пространством взаимодействия семьи и школы: обе стороны возлагают ответственность за воспитание детей друг на друга, социальный работник не может без согласия родителей войти в дом и осмотреть рабочее место ученика и его жилье, а это часто бывает необходимо. Сам социальный работник не защищен от грубого обращения в семье, к которой он обратился. Нагрузка на работника в сельской местности или в малых городах слишком велика из-за дальнего расселения объектов работы. При этом не существует норм нагрузки на одного работника во внешкольной работе, каких-либо льгот в использовании общественного транспорта, нет стабильных связей с другими организациями, с которыми социальный работник должен сотрудничать в решении своих профессиональных задач. Все эти обстоятельства осложняют социальную работу особенно с семьями, хотя сказываются и на всех других направлениях социальной работы в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой