Характеристика основных вопросов ранней профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей
Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей: Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития. Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов… Читать ещё >
Характеристика основных вопросов ранней профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта обучения, деятельности и Омосознания.
Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей:
- 1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- 2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
- 3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
- 4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
- 5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- 6. Дифференцированный подход.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса, а поэтому носит общий педагогический характер. В зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов профилактики:
А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:
- — познавательные игры;
- — создание ситуаций эмоционального переживания;
- — создание ситуаций занимательности;
- — создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- — создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Б. Организация жизни к деятельности детского воспитательного коллектива:
- — создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- — коллективные игры;
- — выработка коллективно-единых требований;
- — коллективное соревнование;
- — коллективное самообслуживание.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- — уважение;
- — педагогическая требовательность;
- — убеждение;
- — осуждение;
- — понимание;
- — доверие;
- — побуждение;
- — сочувствие;
- — педагогическое предостережение;
- — анализ поступка;
- — решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:
- — пример, разъяснение;
- — ожидание радости;
- — снятие напряжения;
- — обращение к самолюбию, самоуважение;
- — обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
- — требование;
- — внушение.
В следующем подпункте данной главы курсовой работы рассмотрим рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми.