Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких составляющих в организации духовно-нравственного пространства внеурочной деятельности является факультативный курс «Азбука православной культуры», авторы — Погорелов С. Т. Погорелова Н.А. Данный курс выстроен на основе социокультурного, ценностно-онтологического и системно-деятельностного подходов и соотнесен со святоотеческой традицией толкования явлений духовно-нравственной… Читать ещё >

Содержание педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внеурочная деятельность на примере реализации программы «Азбука православной культуры»

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Одной из таких составляющих в организации духовно-нравственного пространства внеурочной деятельности является факультативный курс «Азбука православной культуры», авторы — Погорелов С. Т. Погорелова Н.А. [11]. Данный курс выстроен на основе социокультурного, ценностно-онтологического и системно-деятельностного подходов и соотнесен со святоотеческой традицией толкования явлений духовно-нравственной культуры. В основу технологии преподавания курса «Азбука православной культуры» были заложены: ценностное восхождение обучающихся к культуре Православия, опора на опыт переживания и развития культуры переживания; осознание и преображение духовно-нравственного опыта и его закрепление в активно-творческой деятельности ребенка.

Поскольку в основе содержания курса лежит система духовно — нравственных ценностей, воплощенных в образах православных святых, личностях государственных деятелей, воинов, тружеников и т. п., общий смысл педагогических решений заключается в достижении обучающимися ценностного видения мира.

Важным условием, обеспечивающим ценностное восхождение ребенка, является культурное насыщение целенаправленно создаваемой образовательной среды. Проводимая педагогическая работа концентрирует культурно образовательные ресурсы в одном классе. Курс «Азбука православной культуры» перекликается с программой воспитательной работы «Живой родник», беседы с православным батюшкой, совершаемые еженедельно, пересекаются со школьной образовательной программой, осуществляемой во время уроков на предметах гуманитарного цикла.

Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

  • — духовно-нравственное;
  • — научно-познавательное;
  • — художественно-эстетическое;
  • — общественно-полезная деятельность;
  • -проектно-исследовательская деятельность.

Виды внеурочной деятельности:

  • — игровая;
  • — познавательная;
  • — проблемно-ценностное общение;
  • — досугово-развлекательная (досуговое общение);
  • — художественное творчество;
  • — краеведческая.

Формы внеурочной деятельности:

  • — сюжетно-ролевые игры;
  • — лекции-беседы;
  • — посещение выставочных храмов, воскресной школы, историко-культурных и природных музеев-заповедников;
  • — встречи с интересными людьми;
  • — праздники, фестивали;
  • — творческие мастерские,
  • — викторина;
  • — устный журнал;
  • — слайд-презентация;
  • — чтение жития святых.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Обучающиеся должны усвоить:

  • — основные положительные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость);
  • — важные категории и понятия этики:(добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида) ;
  • — общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим).

Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы:

активно применять правила вежливого общения;

  • — оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
  • — правильно вести себя в общественных местах (храме, школе, театре, кино, музее и т. д.), друг с другом, в семье;
  • — быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими, заботиться о родителях;
  • — демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  • — осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
  • — уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
  • — терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  • — осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Формы учета оценки достижения планируемых результатов:

  • — опрос;
  • — наблюдение;
  • — беседа;
  • — анкетирование учащихся.

Содержание программы «Азбука православной культуры для младших школьников» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребенку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры.

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.

Программа внеурочной деятельности «Азбука православной культуры для младших школьников» включает в себя 66−68 занятий, по 1 занятию (40−45 минут) в неделю, рассчитана на 2 года (классы по выбору учителя) обучения и является частью общей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальных классов.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.

Изучение курса завершается итоговым занятием, который включает защиту проектной деятельности учащихся или проведением фестивалей православной культуры. Результаты проектной деятельности учащихся в 1-м классе находят практическое применение во 2 и 3(4)-х классах, так тема проектных работ предполагают написание сценариев праздников Рождество Христово и Пасха и проведение фестивалей.

Для реализации некоторых разделов программы возможно привлечение священнослужителей храмов, местных поэтов. Учитель проводит занятия во внеурочное время 1 раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10−15 человек.

Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

Рассмотрим модель реализации программы «Азбука православной культуры» во внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности на факультативном курсе «Азбука православной культуры» для младших школьников определено «Примерным содержанием по предмету «Основы православной культуры».

Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В качестве ведущей выделена задача раскрытия богословского содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.

Участники программы:

Ученики 1−4 классов Педагоги Родители Библиотекарь.

Сроки реализации: 2015 — 2017 годы.

На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры:

«Красота (Бог) = Любовь (Бог) = Милость (Бог)».

«Милость = блаженство (счастье, радость)».

«Милость = преображение человека (Царство Небесное)».

На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями с опорой на изучение церковно-славянской азбуки, как одного из примеров православной культуры русского народа.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает 2 интегративных блока тем, соответствующих годам обучения:

  • 1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.
  • 2 год обучения. Радостный мир православной культуры. Добродетели в окружающем мире.

Поурочное планирование в Приложении 1.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «обсуждаем — размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет.

Реализация программы рассчитана на 2 года обучения в начальной школе.

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:

  • 1. Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
  • 2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:

  • -актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;
  • -развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
  • -увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
  • -формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.

Все занятие и введение новых для детей понятий опирается на знакомство с буквами церковно-славянской азбуки.

Участие школьников совместно с родителями в Церковных праздниках, посещение православных святынь, паломнические поездки приобщают учеников к живой культуре Православия, дают неоценимый опыт проживания ценности религии совместно с родителем и учителем. Концентрация культурно-образовательных ресурсов, обеспечивает каждому ребенку возможность индивидуального отклика на ценностное содержание курса в соответствии с возрастными, личностными, гендерными и другими особенностями. Постоянная обратная связь, получаемая педагогом с помощью использования новой технологии «ресурсный круг», проводится совместно учителем с родителями и детьми и позволяет мне наблюдать за развитием внутреннего мира учащихся, движениями души, ценностными откликам, позволяет педагогу корректировать образовательный процесс индивидуально с каждым ребенком.

В разработке образовательного маршрута важную роль играют родители как активные участники процесса воспитания. Реализуя программу воспитательной работы вводится система новых духовных категорий нравственного и социокультурного характера, формируя тем самым у учащихся чувство благодарной любви к родителям, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему. Программа предусматривает постоянный прямой или подспудный разговор о Боге.

Программа предусматривает опору на краеведческий компонент, в которой речь ведется о Российских и уральских Святынях. Организуя совместные с учениками и родителями экскурсионные, паломнические поездки по Российским и уральским православным святыням, мы формируем у учеников чувство сопричастности к истории родного края, своего Отечества. Актуализируем связь поколений. Раскрываем содержание духовной ответственности поколений перед Богом, перед Отечеством и друг перед другом. Показав ученикам духовную преемственность поколений в вере, в законах Божиих (суть которых есть законы нравственности) воспитываем осознанное чувство долга, патриотизма, гражданственности, ответственности за свою Родину. Данная программа, включающая в себя четыре тематических направления «Моя вера», «Мое Отечество», «Моя душа», «Моя семья» позволяют приобрести такие ценные качества как чувство собственной ценности, защищенности, доверия к отношениям, бесконфликтные взаимодействия; способность к милосердию, к совершенствованию, сотрудничеству. Осуществление программы происходит после уроков, когда утомляемость детей достигает своего пика. Поэтому занятия выстраиваются, основываясь на здоровье сберегающих технологиях, позволяющих восстанавливать работоспособность детей. Этот эффект достигается с помощью активных форм обучения (социокультурный тренинг, обучение на аналоговом уровне, эмоциональный отклик, ресурс успеха, позитивная мотивация, передача лидерства в группе.) Во время тренингов педагог обучает ребят сознательному использованию своих психических ресурсов. Видимым результатом такой работы становится умение учеников преобразовывать свою замкнутость в общительность, угрюмость в жизнерадостность, стеснительность в скромность и уступчивость и др.

«Беседы с батюшкой» являют собой олицетворенное слова Божия, носителем которого является православный священник. Батюшка, по согласию с родителями, является и духовником детей класса. Феномен живой беседы со своим духовным отцом, отпечатывается в самом сердце учеников. Радость от встреч, горячее желание не огорчать своего духовника побуждает детей искренне и самоотверженно бороться со своими недостатками. Беседы раскрывают природу добра и зла в человеке. Вводится понятие грех, как отступление от воли Божией. Даются первичные представления о душе, о Святом Духе, о Божией благодати. Беседы с батюшкой заставляют познать духовную природу своей души, необходимости сознательного очищения ее от зла. Батюшка раскрывает глубинный смысл раскаяния и покаяния человека как лекарство и исцеление человеческой души, ее путь к спасению.

Здесь важно отметить личное учительское обращение к святоотечественной литературе, которая является духовным путеводителем и собственного личностного роста и перспектив в реализации программы духовно — нравственной культуры. [16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой