Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сопротивление изменениям и нововведениям и их преодоление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если сопротивление изменениям очень сильно со стороны отдельных лиц и групп, преследующих свои «узковедомственные» интересы, можно попытаться изменить ситуацию за счет избирательного использования информации и предоставления определенной роли в процессе изменений таким людям в организации, которые вызывают доверие у достаточно большого числа сотрудников. Одним из основных методов снижения уровня… Читать ещё >

Сопротивление изменениям и нововведениям и их преодоление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сопротивление изменениям и нововведениям и их преодоление

Изменения в организационном поведении крайне трудный и болезненный процесс, зачастую вызывающий активное сопротивление. Сопротивление — естественная негативная реакция объекта на перемены, нарушающие равновесие системы. Чем глубже и радикальнее изменения в организации, тем выше вероятность сопротивления им.

В организационном поведении сопротивление проявляется на трех уровнях: индивидуальном, групповом, общеорганизационном, каждому из которых присущи свои особенности и общие черты.

В целом механизм сопротивления изменениям можно описать с использованием концепции силового поля (по К. Левину). Согласно данной концепции при проведении изменений всегда действуют факторы двух видов:

  • 1. движущие силы — внешние и внутренние факторы изменений, которые играют роль положительных стимулов и мотивов поведения;
  • 2. сдерживающие силы — факторы сопротивления изменениям.

В процессе осуществления изменений происходит взаимное влияние факторов, способствующее установлению равновесия, определенного баланса сил (рис. 2). Анализ силовых полей позволяет менеджеру диагностировать и устранить (ослабить) сопротивление изменениям.

Рис. 2 Противодействия при изменениях

На индивидуальном или групповом уровне характер отношения к проводимым изменениям может быть оценен как комбинация двух факторов:

  • · отношение субъекта к изменению — принятие или непринятие;
  • · степень участия в изменениях — участие или сопротивление (реальное или потенциальное).

В зависимости от соотношения этих факторов возможны четыре поведенческие модели, показанные в виде матрицы на рис. 3.

Рис. 3 Матрица типов в изменениях

Как следует из представленных данных, наиболее продуктивен тип поведения «сторонник». Задача менеджера заключается в том, чтобы путем целенаправленного воздействия повысить активность «пассивность сторонников», а также оградить их (структурно и функционально) от «опасных элементов» и тем более — «противников».

В целом данный подход позволяет менеджеру выявить потенциальных и реальных сторонников и противников перемен, определить тактику взаимодействия с ними в целях оптимизации их поведения в организации.

Преодоление сопротивления изменениям должно быть основано на выявлении причин сопротивления, которые могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими, психологическими и др. Наиболее распространены из них следующие:

  • · на уровне личности, группы лиц — чувство неопределенности будущего положения вследствие недостатка информации, пессимистичная оценка перспектив, боязнь неизвестности, ощущение угрозы положению в организации, селективность восприятия, инерционность, стереотипность;
  • · на уровне структур, организации — рутинные организационные и управленческие процедуры, организационный консерватизм и догматизм, косность организационной структуры и др.

По мнению специалистов, одна из наиболее распространенных причин сопротивления изменениям в организационном повелении состоит в стереотипах и рутинных процессах. Сформировавшись в сознании и поведении, они препятствуют адекватному восприятию новшеств. Формы стереотипов и рутин таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость для общественного мнения. Согласно исследованию А. И. Пригожина, такие стереотипы — это несколько вариаций на тему «Да, но…».

Поведенческие формы сопротивления изменениям различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, пассивность, равнодушие, снижение интенсивности труда, абсентеизм. Основные из них приведены в табл. 3.

сопротивление управление изменение Таблица 3.

Формы сопротивления работников изменениям.

Виды сопротивления.

Факторы сопротивления.

Логические, рациональные вознаграждения.

Время, необходимое для адаптации;

Возможность создания нежелательных условий, например понижения квалификации;

Экономические издержки в результате изменений;

Сомнения в технической целесообразности изменений.

Психологические, эмоциональные установки.

Страх неизвестности;

Неумение адаптироваться к переменам;

Антипатия к менеджменту и другим агентам перемен;

Неверие в других людей;

Потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво.

Социологические факторы, групповые интересы.

Политические коалиции;

Поддержка групповых ценностей;

Локальные ограниченные интересы;

Желание сохранить дружеские отношения.

Для преодоления сопротивления организационным изменениям и нововведениям менеджеру организации рекомендуется использовать следующие принципы управлениями изменениями:

  • · изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе;
  • · изменения не должны быть неожиданными для персонала, о них следует информировать заранее;
  • · первая информация об изменениях обязательно должна исходить из авторитетного источника;
  • · изменениями не должны руководить лица, лично материально заинтересованные (или полностью незаинтересованные) в них;
  • · персонал должен знать все выгоды и тяготы изменений;
  • · необходимо привлекать к управлению изменениями всю лояльно настроенную часть персонала;
  • · требуется заинтересовать в изменениях лидеров неформальных групп, получить их одобрение и поддержку;
  • · необходимо открыто обсуждать идеи и направления изменений;
  • · нужно облегчать персоналу тяготы изменений (направлять на переподготовку, предоставлять дополнительный отдых, труд" устраивать);
  • · в разумных размерах допустимо использовать «подкуп», т. е. обещать материальные выгоды, замораживание сокращения штатов и др.;
  • · в состав инициативных рабочих групп целесообразно вводить авторитетных, но скептически настроенных лиц;
  • · нужно составлять и предавать гласности жесткие графики действий, формируя у персонала установку на безальтернативность перемен;
  • · иногда следует в гласной форме предупреждать некоторых лиц о санкциях за сопротивление изменениям.

В целях успешного осуществления организационных изменений менеджеру необходимо использовать ряд методов преодоления сопротивления. Набор этих методов различен — от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение) (табл. 4).

Таблица 4.

Методы преодоления сопротивления изменениям.

Наименование метода.

Содержание метода.

Предоставление информации.

Люди сопротивляются организационным изменениям, если ощущается недостаток информации или наблюдается ее искажение. Цель состоит в том, чтобы люди поняли суть изменений и чего от них можно ожидать.

Участие и вовлечение.

Люди, принимающие участие в осуществлении изменений, испытывают чувство ответственности за результаты. Чем больше сотрудников организации будут принимать непосредственное участие в проведении изменений, тем эти изменения станут успешнее.

Помощь и поддержка.

Люди боятся изменений, поскольку опасаются остаться ненужными. Значит, со стороны менеджеров необходима всесторонняя психологическая поддержка, в том числе разработка и реализация программы переобучения персонала.

Переговоры и соглашения.

Когда сопротивление изменениям в организации со стороны отдельных сотрудников и групп оказывается чрезмерным и блокирует проведение изменений, необходимо использовать весь арсенал средств для достижения компромисса.

Манипуляция и кооптация.

Если сопротивление изменениям очень сильно со стороны отдельных лиц и групп, преследующих свои «узковедомственные» интересы, можно попытаться изменить ситуацию за счет избирательного использования информации и предоставления определенной роли в процессе изменений таким людям в организации, которые вызывают доверие у достаточно большого числа сотрудников.

Явное и неявное принуждение.

Когда другие способы не срабатывают, можно употребить власть, оказать давление (административное воздействие) на конкретных сотрудников и группы. Желательно прибегать к этому способу как к крайней мере.

Применение каждого метода в организационном поведении требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил.

Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается их привлечение к процессу изменений на самом раннем этапе — при подготовке и принятии решений о них. Вовлечение сотрудников в процесс изменений является одной из базовых процедур партисипативного менеджмента.

Эффективный менеджмент предполагает разработку и реализацию программы управления сопротивлением изменениям, предусматривающей комплекс мероприятий по смягчению негативных последствий изменений и снижению уровня сопротивления переменам с максимальным учетом интересов работников и минимальными потерями для организации.

Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации, поэтому важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы они были поддержаны сотрудниками организации и стали реальностью. Необходимы постоянный мониторинг изменений, поддержание инновационного климата на всех уровнях организации.

Для успешного осуществления организационных изменений и повышения их эффективности специалисты рекомендуют:

  • · определите необходимость (причину) изменений;
  • · создавайте ясное, привлекательное видение будущего, покажите людям, как улучшится их жизнь;
  • · добивайтесь реальных результатов в работе и успехов на ранних стадиях процесса изменений;
  • · информируйте, информируйте и еще раз информируйте;
  • · постройте сильную, приверженную изменениям направляющую коалицию, которая включает в себя высшее руководство;
  • · делайте изменение сложным и простым.

Люди не противятся своим собственным идеям! В целом в условиях турбулентных изменений рыночных ситуаций, нарастающей конкурентной борьбы и глобализации рынков устойчивое развитие организации зависит от ее способности трансформироваться структурно и функционально. Управление изменениями и нововведениями должно обеспечить своевременную реакцию на внешние и внутренние импульсы, заменяя неэффективные организационные рутины и стереотипы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой