Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая личность журналиста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными для журналиста всегда считались литературные способности. Социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой… Читать ещё >

Творческая личность журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многое в работе журналиста зависит от элементов его личности, его качеств. Понять личность — значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально [2].

Все люди разные по своим физическим и психическим данным, но в профессиональной сфере определенные круги специальностей имеют характерные особенности личности у их представителей. У математиков и физиков, к примеру, это четкое математическое мышление; у социальных работников — развитая коммуникация, эмпатия; у писателей, художников, актеров, драматургов — развитое образное видение мира, оригинальность в восприятии прекрасного. С этой стороны сфера журналистики является чем-то многозначным, так как она имеет дело со всеми процессами в обществе. Журналист в своей работе сталкивается с ситуациями, когда нужен и математический расчет, четкая логика, и когда нужно проявить свои коммуникативные способности, образное мышление.

Журналистом может быть, как мужчина, так и женщина, в современном мире это уже не важно, хотя лет пятьдесят назад профессия считалась традиционно мужской. В первую очередь, это человек творческий, увлеченный, амбивертный (сочетающий в себе открытость и сосредоточенность). Способности к этой профессии есть у тех, кто любит активно участвовать общественной жизни, работать в любых даже неблагоприятных условиях, наблюдать за поведением и жизнью людей, анализировать явления и события.

По данным исследователей, принято считать, что журналист достигает мастерства и профессионализма в пору зрелости (38−41 год), хотя, к примеру, репортерская специализация предпочитает молодых, а аналитическая — опытных журналистов.

Основными для журналиста всегда считались литературные способности. Социологические опросы подтвердили, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Действительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его — важнейшие составляющие профессионализма [2].

Слово — это инструмент журналиста. Искусство умело публично использовать слово актуально именно сегодня, когда средства массовой информации оказывают большое влияние на сознание людей. Текст журналиста отличается от текста художественной литературы и от научного текста нацеленностью на подачу событий в их актуальности. Он играет важную идеологическую и политическую роль, влияет на деятельность социальных институтов, служит средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации.

Каждый настоящий журналист постоянно находится в поиске информации. Просыпаясь утром или засыпая вечером, он просматривает телевизор, анализирует контент социальных сетей, в течение дня он слушает радио, просматривает газеты, встречается с людьми — все ради той новости, которую он смог бы рассказать аудитории по своему, уникально, передать свое видение какого-либо события. Журналист — не всегда автор новости, но он всегда автор публикации, и от его мастерства и профессиональных качеств и навыков зависит какой будет его материал и как его воспримут читатели или зрители.

Профессионализм журналиста можно поделить на три уровня: начальный, средний, высший.

Начальный — это уровень, когда деятельность журналиста сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.

Средний — это уровень освоения новых приемов и методик. Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, теории личности, социальная психология, опыт коллег. На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что журналист способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.

Высший уровень профессионализма — это мастерство, то есть достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы [11].

Компонентами творческой личности журналиста являются как оригинальность мышления и способность к творению, так и упорство, помогающее реализовывать идею, доводить замысел до конца; открытость новым взглядам и убеждениям, помогающая расширять свою точку зрения; стремление к самосовершенствованию и неугасаемый интерес ко всему миру; свобода фантазии, как способность ума к созданию новых образов, сочетанию, иной раз, несочетаемого; уверенность в себе и независимость, благодаря которым журналист способен продвигать свои идеи, и самое главное в нашем настоящем — быстрота обработки информации, быстрота мысли, ведь творческая личность сыпет идеями и их стремиться же обработать.

Выполняя свои профессиональные обязанности, журналист всегда оказывается в точке пересечения интересов общества, личности и групп. Ему приходится выбирать определенный стиль поведения, выстраивая отношения с законодательной, исполнительной, судебной властью, политическими организациями, учреждениями, издателями, распространителями СМИ. Он может выступать субъектом, объектом и средством информационного процесса [2].

Журналисту необходимо осознать себя не только в мире, социуме, системе средств информации, но и в профессиональном сообществе. Анализ профессиональной стратификации в СМИ еще раз демонстрирует, насколько многопрофилен этот труд, тем более, что межпрофессиональное и внутрипрофессиональное разделение журналистского сообщества являет собой картину весьма пеструю. В ней представлены те, кто выполняет редакторскую, организаторскую, авторскую работу, специалисты по информатике и инженерному обслуживанию, а также те, кто связан с маркетингом в масс медиа, содействуя продвижению специфического товара к его потребителю и, соответственно, получению прибыли [2].

Проблемы творческой личности многообразны и многосложны. Творческая индивидуальность журналиста — широкое и многогранное явление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой