Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политика и экономика. 
Политика и право. 
Политика и религия. 
Политика и культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимоотношения политики и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в политике и особенности использования религии политическими деятелями. Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на политику тем более необходим, что это приводило и к созидательным… Читать ещё >

Политика и экономика. Политика и право. Политика и религия. Политика и культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политика и экономика находятся в состоянии диалектической связи и зависимости друг от друга. При этом экономика выступает в отношении политики базисным основанием, детерминирующим в конечном счете ее развитие, а последняя, обладая значительной самостоятельностью, собственной сущностью и родовыми признаками, оказывает на экономику возрастающее в современных условиях формирующее влияние.

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и др. разновидности (виды) политики.

Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:

  • 1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;
  • 2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Государство проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Государство может использовать и иные механизмы, как правомерные (например, разъяснение политики государства в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (например, запугивание полит, оппонентов). Для правового государства является аксиомой, что всякое действие государства, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.
  • 3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конституции об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конституция:
  • 1. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;
  • 2. указывает на демократический социальный и правовой характер государства;
  • 3. гарантирует свободу эконом, деятельности;
  • 4. гарантирует разделение властей;
  • 5. запрещает цензуру и т. п.

По этим и многим другим вопросам политика государства жестко связана правом.

Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в политической деятельности;

4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Например, в случае принятия политического решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодательного процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

Взаимоотношения политики и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в политике и особенности использования религии политическими деятелями. Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на политику тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям. Специфична и ситуация в современной России, когда в силу известных экономических и общественно-политических неурядиц среди многих слоев населения получили распространение социальная апатия и недоверие ко всем властным структурам. В этих условиях значительная часть населения склонна доверять лишь отдельным государственным (армия) и общественным (церковь) институтам, они же сохраняют относительно немалый авторитет. Среди них в первую очередь религиозные объединения, традиционные для российского общества. Хотя конституционный принцип светскости нового Российского государства предполагает отделение церковных дел от государственных, религиозных организаций от политики, в реальной жизни его трудно в полной мере реализовать. Несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера организации общественной жизни, властных отношений, управления социальными сло-ями, обществом и государством) неизменно взаимосвязаны.

Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии, религиозных организаций в общественно-политической жизни: переплетение, начиная с Крещения Руси, религиозных и государственных начал, значительная роль православия в собирании и защите российских земель, развитии ряда сфер отечественной культуры, медленное развертывание до XX в. — в отличие от Запада — процесса секуляризации и др. Вместе с тем, долгое время наблюдалось прямое вмешательство государства в дела религиозных организаций, подчинение ему последних (например, в синодальный, советский периоды). Не-одинаковые условия складывались и в разных регионах. Так, вторая по числу последователей религия в России — ислам (в настоящее время около 19% верующего населения) не разделяет — в политическом плане — власть на мирскую и религиозную.

Культура является результатом действия целого комплекса социально-экономических, политических и идеологических факторов. В политике находят отражение не только существующее соотношение сил, политические процессы, но также и накопленные в ходе исторического процесса и передаваемые в рамках культуры представления о мире. Политика является частью культуры, поскольку в политической деятельности проявляются определенные ценности и определенные образцы поведения.

В процессе исторического развития взаимодействие политики и культуры может проявляться как взаимодействие политических, социальных и культурных процессов, притом проявляться по-разному в зависимости от конкретных условий каждой страны. Политические и социальные процессы могут предшествовать культурным, и, наоборот, культурные процессы могут опережать политические.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой