Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологии формирования образа политического лидера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В завершении избирательной кампании главной задачей становится максимальная мобилизация своих сторонников на голосование за собственную политическую силу и ее кандидатов. На этом этапе обостряется борьба с политическими оппонентами, поэтому возникает задача их дискредитации и демонстрации на контрасте недостатков с соперников и преимуществ своего кандидата. На данном этапе часто используется блок… Читать ещё >

Технологии формирования образа политического лидера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует несколько подходов к понятию политического лидерства. Например, Ж. Блондель считает, что политическое лидерство является «властью, которая осуществляется одним или несколькими индивидами, для того, чтобы побудить к действиям членов нации». С другой стороны, можно рассматривать лидерство как социальную позицию, управленческий статус, связанный с принятием решений. Исходит такая интерпретация лидерства из структурно-функционального подхода, который предполагает рассмотрение общества как иерархически организованной, сложной системы социальных ролей и позиций. Занятие в этой системе позиций, которые связаны с исполнением управленческих функций, дает человеку лидерский статус. Другими словами, как считает Дж. Даунтон, лидерство является «положением в обществе, характеризующемся способностью человека, его занимающего организовывать и направлять коллективное поведение некоторых или всех его членов». Платонов Ю. П. Путь к лидерству. СПб. 2006. С 9−12.Третий взгляд, лидеробразец политического поведения группы и символ общности. Принимается он последователями, выдвигается снизу, преимущественно стихийно.

Таким образом, политическое лидерство — постоянное легитимное и приоритетное воздействие одного либо нескольких лиц, которые занимают властную позицию, на всю организацию, группу или общество. Кузьмин А. М., Высоковская Е. А. Канал лидерства// Методы менеджмента качества. 2013. № 11. С. 25.

Имидж, т. е. образ политического лидера — «набор определенных признаков, ассоциирующихся людьми с определенной индивидуальностью». Понятие имиджа, как правило, относится к определенному человеку. Формируется имидж как под влиянием мнений и оценок других людей, так и на основании реального поведения индивида. «Образ лидера или стиль включает в себе должность, внешность, программу и профессию кандидата, хобби, биографию, комплекс намерений, убеждений, манеру вести беседу и многое другое, а также „легенду“ — мифологизированные или реальные события из жизни кандидата, делающие в общественном сознании его наиболее достойным высокой должности. Иными словами, образ лидера — публичная сторона его личности, которая непосредственно обращена к избирателям». Многие факторы влияют на имидж политика: его внешний вид, репутация, политическая программа, его соответствие ожиданиям людей. Репутация политика отражена в историях и слухах про него, которые передаются через средства массовой информации и устно. В них подчеркивают его различные деловые и человеческие качества, его моральные установки и способность быть лидером. Такие качества, как порядочность и честность, справедливость и надежность наиболее важны для репутации политика. Отсутствие этих признаков негативно влияет на имидж политика. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. М., 2007. С 45.

Составляющие имиджа:

  • 1. Фундаментальное свойство имиджа — его целесообразность. В имидже нет чего-то самого по себе неудачного или удачного. В имидже удачно то, что целесообразно — обеспечивает продвижение к цели.
  • 2. Проективность имиджа.

ь экономическая целесообразность имиджа;

ь организуемость, планируемость, контролируемость, руководимость;

ь соответствие характеристикам практического менеджмента;

ь надежность — показывающая, исполнит ли он свое предназначение с риском, устраивающим политика;

ь узнаваемость — связывается ли в сознании общественности каждое сообщение с лидером.

  • 3. Отражение в имидже потребностей общественности. Выражает ли имидж общие, скрытые и явные потребности электората.
  • 4. Доверие. Обладает ли он задушевностью, может ли она домыслить какие-либо детали, или директивно имидж сам все говорит за себя и его манипулятивность становится очевидной.

Политический имидж — формируемый специально образ в глазах различных социальных групп. Появляется он не спонтанно, а с помощью целенаправленных усилий, как самого политика, так и его PR-группы. Но иногда он появляется и как результат деятельности других недружественных политиков при помощи различных средств и, в первую очередь, средств массовой информации вопреки их желаниям и воле. Колесник М. В. Политическое лидерство в контексте современности// Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2013. Т. 1. № 3 (3).- С. 156−159.

Повышенное внимание в ущерб собственным политическим дискуссиям к имиджу кандидатов стало характерной чертой современного электорального процесса.

Дело в объективных условиях, которые определяют характер избирательных кампаний, в зависимости от того, какая сторона коммуникации в них преобладает, условно можно поделить на «имиджевые» и «программные». «Программные» — избирательные кампании в государствах, которые переживают переломные моменты своей истории. Тогда идейно-политическая поляризация усиливается, нарастает противоборство социальных групп и классов, лидеров и партий.

В такой ситуации мало кого волнует имидж политика. Но при отсутствии острой социально-политической конфронтации имидж политика выходит на передний план избирательных кампаний, а его «раскрутка"и формирование в средствах массовой информации становятся осью всей коммуникационной стратегии.

В своей работе «Имиджеология: секреты личного обаяния», Шепель В. М. имидж относит к визуальной привлекательности личности и считает, что «счастлив тот, кто от Бога обладает привлекательным имиджем. Но, в основном, симпатии людей многие приобретают с помощью искусства самопрезентации. Без него в любой деятельности больших успехов не достичь, не постичь радости человеческого внимания».

По мнению Гуревича П. С. термин «имидж» (сходное «персонификации», но более общее, которое включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные, разработанные) связано как с внутренним содержанием, так и с внешним обликом человека, его психологическим типом, признаки которого отвечают запросам общества и времени". Зорин В. А. Модели политического лидерства российских президентов // Полис. 2010. № 4. С. 78 — 82.

В настоящее время специалисты используют расширенную трактовку имиджа, который определяется как система тотальной коммуникации. В ней фигурируют такие элементы, как корпоративная и общая философия личности или организации, их среда обитания, история; принципы идентификации противников и друзей; одежда, язык и поведение; символика и т. п.

Оптимальный (хороший) политический имидж выглядит следующим образом:

ь актуальный — имидж, который адекватен взглядам целевых групп политика, движения, партии и т. п.;

ь наступательный — взгляды целевых групп перестраиваются под искусственно созданный имидж;

ь «библейский» — совокупность абстрактно хороших позиций, всеми принимаемых;

ь комплекс вышеупомянутых.

Рисунок 1.4 Формула оптимального имиджаСоставлено автором по материалам Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния, — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

Технологии формирования имиджа при всей своей содержательности не могут добавить лидеру личностные качества, которые будут благоприятствовать ему в достижении целей.

По мнению политолога Дмитрия Ольшанского, наиболее результативной в формировании позитивного имиджа в настоящее время считается система, которая включает следующие компоненты:

  • 1) мотивационный анализ — изучение глубинной психологии потребления;
  • 2) упор на психоавтоматику — динамику стереотипов подсознания аудитории;
  • 3) учет хромологии — науки о психоэмоциональном влиянии разных цветов;
  • 4) приемы «силового видеомонтажа» и поиски сублимального звукоряда;
  • 5) учет геометролии — психологии неосознаваемых реакций на форму;
  • 6) упор на мифопроектирование структуры и динамики архетипов коллективного бессознательного.

Данная система построена на психоэмоциональном восприятии сознания и подсознания аудиторией лидера. Так, комбинирую различные психофизиологические характеристики, формируется картинка в сознании социума В ходе проведения предвыборной кампании активно используются технологии избирательного процесса.

Технологии избирательного процессаэто совокупность методов, приемов и программ влияния на сознание избирателей со стороны субъектов избирательного процесса и задействованных ими медиа-корпораций и других коммуникаторов.

Избирательные технологии включают в себя комплекс, который состоит из политической рекламы, типы политического поведения лидеров согласно провозглашенной политической программы.

Контроль за соблюдением самой процедуры выборов является значительным блоком избирательных технологий — с одной стороны, а также методы проведения фальсификаций — с другой. Конечно, сам процесс организации и работы политической партии, которая является фундаментом для политического лидера, также в определенном смысле избирательной технологии, ведь даже сам характер организации уже направлен на развитие коммуникативных связей с массой и руководствуется в этом процессе специфическим инструментарием, характерным только для определенной политической группы. Ерина А. И. Интернет-политический ресурс воздействия на общественное мнение//Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2013. № 1 (276). -С. 88−95.

Избирательные технологии применяются для достижения определенных целей.

  • 1 Сосредоточить внимание избирателей на политических силах, их лидерах и представителях, чтобы показать их преимущества над оппонентами, осветить имиджевые характеристики участников политической борьбы;
  • 2 Информировать избирателей о идеологической позиции;
  • 3 Выполнить просветительскую функцию для избирателей, научить их навыкам осознанного голосования;
  • 4 Закрепить политические установки на голосование тех избирателей, которые разделяют позицию определенной политической силы и ее кандидатов, и формировать общую идентификацию избирателей и политиков;
  • 5 Изменить или скорректировать установки тех избирателей, которые не разделяют идейно-политическую позицию политической силы и ее кандидатов, и заставить их максимум поддержать определенных политиков, а минимум — не идти на выборы, чтобы их голос не достался оппозиции;
  • 6 Модифицировать электоральное поведение тех избирателей, которые еще не определились с тем, за кого они будут голосовать, и вообще, будут ли участвовать в этих выборах;
  • 7 Сформировать прочный длительный связь между кандидатами и электоратом для обеспечения возможной поддержки на следующих политических выборах. Кузнецов К. В., Гооль В. М. Предвыборная агитация //NovaInfo.Ru. 2014. № 19. — С. 87−90.

Как правило, в ходе избирательной кампании используется комплекс медиа-технологий, идеологий, коммуникационных технологий.

В своем развитии избирательные технологии прошли несколько важных этапов:

Газетная эпоха (вторая половина XIX в — первая половина XX в) характеризовалась тем, что политические коммуникации в ресурсном плане осуществлялись преимущественно через агитаторов, партийную прессу, плакаты, листовки. Для мобилизации избирателей с целью поддержки организовывались агитационные туры политиков национального масштаба Основной коммуникационной стратегией кампании была пропаганда.

Возникновение второго этапа развития избирательных технологий было тесно связано с развитием средств массовой коммуникации (вторая половина XX в). Особенностью этого этапа является профессионализация партийной бюрократии с привлечением специалистов из сферы СМИ и маркетинга Цифровая эра (конец XX в — начало XXI в) началась с изобретением новых телекоммуникационных технологий (спутникового и кабельного телевидения, развитием Интернета) Избирательные технологии используются на всех этапах проведения избирательной кампании.

На начала избирательной кампании стоит задача сформировать как можно большую узнаваемость политической силы и ее представителей среди избирателей, поэтому на этом этапе применяют избирательные технологии узнаваемости. К ним относятся: издание рекламной биографической продукции (плакаты, календари, буклеты и т. д.), проведение и печать ознакомительных интервью, билборды с изображением кандидатов и брендом их политической силы, рекламные аудио-и видео-ролики на радио и телевидении. Мамонов В. В. Развитие российского избирательного права // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2 (36). — С. 94−105.

При кульминации избирательной кампании стоит задача показать преимущества политической силы и ее представителей над конкурентами, поэтому на этом этапе используются технологии типа .На данном этапе используют избирательную программу, авторитетных соратников (команду кандидата), отчеты перед избирателями (для действующих депутатов), различные проекты развития страны, региона, округа, соглашения между кандидатом и избирателями о взаимных обязанностях в случае его победы, наказы избирателей, встречи с избирателями.

В завершении избирательной кампании главной задачей становится максимальная мобилизация своих сторонников на голосование за собственную политическую силу и ее кандидатов. На этом этапе обостряется борьба с политическими оппонентами, поэтому возникает задача их дискредитации и демонстрации на контрасте недостатков с соперников и преимуществ своего кандидата. На данном этапе часто используется блок «черного PR» (грязных, незаконных технологий, которые направлены на дискредитацию оппонентов): клонирование кандидатов-соперников, выпуск антиагитационной продукции от имени и против конкурентов, акции с различными целевыми группами электората (форумы, митинги, конференции, демонстрации) с целью их мобилизации.

Таким образом, политический имиджэмоционально окрашенный образ политического лидера, который имеет характер стереотипа и сложился в массовом сознании. Формирование имиджа происходит как неосознанно, стихийно, так и сознательно, когда особенности восприятия политика тщательно отслеживаются. Важное значение имеют технологии, которые используются в проведении предвыборной кампании, именно при помощи них формируется массовое восприятие электоратом кандидата.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой