Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 4. Политические режимы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном языке понятие «демократия» имеет несколько значений. Первое значение связано с этимологией термина. «Демократия» переводится с древнегреческого (DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие. Производной от данного понимания демократии является более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении… Читать ещё >

Лекция 4. Политические режимы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План.

  • 1. Политический режим как система способов и методов реализации власти
  • 2. Типы политических режимов

Политический режим как система способов и методов реализации власти

Политический режим представляет собой совокупность методов, средств осуществления политической власти. Достаточно четкую трактовку политического режима, отражающую противоречивость его содержания, предложил известный политолог Е. Вятр. «Под политическим режимом, — писал он, — я понимаю систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы на практике». В данном определении подчеркнуто то обстоятельство, что конституционно закрепленные порядки не всегда могут соответствовать конкретному воплощению в политической жизни. Другой современный политолог М. Дюверже под политическим режимом понимал «определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж.-Л. Керманн уточняет формулу М Дюверже, включая в содержание понятия «политический режим»: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) партийную систему; 4) форму государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

Типы политических режимов

Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ в., однако сами тоталитарные возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность). В политический лексикон его впервые в 1925 году ввел идеолог и лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками: сверхцентрализованной структурой власти, имеющей пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер или группа; монопольной идеологией, обосновывающей право режима на бесконтрольное господство; массовой и монопольно властвующей партией, которая формирует политические цели, определяет средства их реализации, осуществляет подбор и расстановку кадров; разветвленной карательной системой; технологически обеспеченным контролем над средствами массовой информации; монополией на средства вооруженной борьбы, устранением возможности организованного сопротивления оппозиции и даже самого факта ее существования.

Исторически первой формой тоталитаризма стал коммунизм, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, резко сократился уровень преступности.

Вторая разновидность тоталитарных политических систем — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Тоталитарные черты здесь были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. В Италии границы фашизма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Б. Муссолини от власти.

Третья разновидность тоталитарных режимов — национал-социализм. Он утвердился в Германии в 1933 г., вобрав в себя черты, как фашизма, так и коммунизма. Вместе с тем отличался от них по целям и социальным приоритетам. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов.

Авторитарный режим, как показывает исторический опыт, возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил. Поскольку данные ситуации в развитии мирового сообщества — явление весьма частое, то, очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, государственный контроль не распространяется на неполитические сферы: экономику, культуру, религию. Чрезвычайные условия, в которых стартует авторитаризм, определяет и основную цель — навести в стране порядок.

К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие: автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы; отсутствие единой идеологии; игнорирование принципа разделения властей; наличие у государства ключевых рычагов регулирования общественной жизни; ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения, как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством; типичная форма поведения граждан — конформизм.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления. Авторитарные правители могут добиваться признания населения не только силой, с помощью запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В ХХ в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до Р. Х. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел хозяйственные и политические реформы. Хотя во времена Солона демократия делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие.

В современном языке понятие «демократия» имеет несколько значений. Первое значение связано с этимологией термина. «Демократия» переводится с древнегреческого (DEMOS — народ и CRUTOS — власть) — народовластие. Производной от данного понимания демократии является более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В третьем значении демократия рассматривается, как основанный на определенной системе ценностей, идеал общественного устройства. К числу составляющих принципов данного идеала относятся: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т. д. В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательными» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства — лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. При плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. При ней граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными. Выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

2. Типология политических систем. Государство в политической системе В современной политологии существуют различные классификации политических систем, которые зависят от критериев дифференциации:

по источникам политической власти — демократическая и автократическая;

по отношению к действительности — консервативная, реформаторская, прогрессивная, реакционная;

по характеру направленности политического процесса — командная, соревновательная, социопримирительная.

Выделяют также завершенные и незавершенные политические системы. Последние особенно характерны для развивающихся стран, где нет политических партий и политических традиций.

Однако в большей степени, чем другие, требованиям современной политической науке и практике отвечает классификация Г. Алмонда. Он акцентировал внимание на том, как согласуются и соответствуют идеалы и ценности общества тем формам, в которые общество организованно и различил четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, тоталитарная.

Главным институтом политической системы является государство. До его появления существовали такие формы организации людей, как род и племя, где решение основных вопросов было делом наиболее авторитетных членов общества (старейшины). Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Теорией государства занимались Платон и Аристотель, Макиавелли и Гегель, Маркс и Энгельс и многие другие мыслители. Одни утверждали, что государство есть нечто божественное, другие видят в нем всеобщую независимую институцию, призванную обеспечить гармонизацию социальных связей, третьи рассматривают его исключительно как орудие классового господства.

Государство — универсальная территориальная форма организации политической власти в социально неоднородном обществе с национальной или многонациональной структурой, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения. Отсюда и основные признаки государства:

территория — законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории; этническая общность — государство строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной, этнической или политической общности; суверенитет — верховная власть на определенной территории, право издания законов и норм, обязательных для всего населения; право на взимание налогов и сборов населения; отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев; обязательность членства в государстве — государственное гражданство человек получает с момента рождения; монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

Государство делится: по форме правления — монархия (абсолютная и конституционная), и республика (президентская, парламентская и полупрезидентская). Абсолютная монархия предполагает, что исполнительная и законодательная власть сосредоточены в руках одного человека, чье право быть главой государства передается по наследству (Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конституционная монархия предполагает наличие парламента и правительства. Монарх выполняет представительские функции и является главой государства (Англия, Испания). Потенциально консервативные ресурсы института монархии используются правящей буржуазной элитой в Японии для укрепления существующего режима.

В республике формирование высших органов власти происходит на выборной основе. В президентской республике власть сосредоточена в руках президента, который является главой государства и премьер-министром одновременно. Осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта форма правления присутствует в Соединенных Штатах Америки.

В Парламентской республике, победившие партии в результате выборов, формируют законодательную власть. Правительство формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавших победу, и несет ответственность перед парламентом. Главой государства в таких республиках является премьер-министр (Италия, Германия, Австрия). Парламентская республика менее распространена, чем президентская.

В полупрезидентских республиках власть распределяется между парламентом и президентом (Греция, Франция, Греция, Польша, Турция).

По приоритетным функциям — военное (полицейское), правовое и социальное. Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе — идея ограждения человека от государственного террора, насилия над совестью, гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав человека. В социальном государстве главной целью является жизнеобеспечение человека и повышение качества его жизни.

По административно-хозяйственному устройству — унитарное, федеративное и конфедерация. В унитарном государстве единая конституция, гражданство и система высших государственных органов власти. Деление в нем имеется только на территориальные единицы (область, губерния). За редким исключением (Испания), это мононациональное государство. В то же время для ряда государства (Англия, Италия, Финляндия) характерно наличие автономии для входящих в их состав образования. В федерацию входят государственные образования (штаты, провинции, республики и т. п.), обладающие определенной самостоятельностью и имеющие собственное административное деление (США, РФ.). К существенным чертам федерации можно отнести: исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики: отсутствие права одностороннего выхода из союза без прямого одобрения государств-членов федерации; отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ между субъектами федерации; существование наряду с гражданством федерации, гражданства ее членов; изменение союзной Конституции только с согласия членов федерации.

В конфедерации нет единой территории, общего гражданства. В них объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности — военной, внешнеполитической и др. Юридической основой конфедерации является союзный договор (Евросоюз). Конфедеративная форма государственного устройства непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

По социально-экономической, классовой природе — рабовладельческое, феодальное, социалистическое и буржуазное.

Функции государства можно разделит на внешние и внутренние. К внешним функциям государства относятся: участие в решение глобальных проблем современности; обеспечение национальной безопасности; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; отстаивание государственных интересов в международных делах. Внешние функции государства осуществляют: вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений. Внутренними функциями государства являются: организация хозяйственно-экономической жизни общества; социальная; культурно-воспитательная; обеспечение легатимации власти (народовластия); защита конституционного строя; обеспечение правопорядка и законности; консолидация общества, социальный арбитраж; экологическая. Внутренние функции государства осуществляют следующие органы государства: органы правопорядка и безопасности (полиция, суд, прокуратура и др.); социально-экономического регулирования (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта и т. д.); духовного производства (учреждения образования, культуры, органы информации и т. д.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой