Технологии избирательных кампаний
Стратегическое планирование избирательной кампании — это необходимый элемент ее подготовки. Планирование избирательной кампании включает определение ее целей, ресурсов для проведения (время, люди, деньги) и процесс управлениями ими. Для формирования имиджа кандидата проводятся опросы, в ходе которых реальный кандидат сравнивается с идеальным образом. Если кандидат может победить идеальный образ… Читать ещё >
Технологии избирательных кампаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Подготовка и проведение избирательной кампании — достаточно сложное и многостороннее мероприятие. В одной главе трудно осветить все стороны организации избирательной кампании, поэтому мы остановимся на самых важных ее аспектах — стратегическом планировании и выборе стратегии, а также на роли и технологии политической рекламы в процессе ее проведения.
Стратегическое планирование избирательной кампании
Стратегическое планирование избирательной кампании — это необходимый элемент ее подготовки. Планирование избирательной кампании включает определение ее целей, ресурсов для проведения (время, люди, деньги) и процесс управлениями ими.
Е. Г. Морозова определяет процесс стратегического планирования избирательной кампании как системное осмысление информационных, людских и материальных ресурсов, общей ситуации и наиболее оптимальное взаимоувязывание их в единый комплексный план, содержащий цели и устанавливающий пути и средства их достижения.
Британский специалист по политическому маркетингу Ф. Гоулд включает в стратегическое планирование избирательной кампании четыре основных компонента:
- ? сбор информации об электорате и соперниках;
- ? ее оценку;
- ? разработку стратегии в виде определения адресных групп, проблем, целей, лозунгов политической кампании;
- ? включение всего вышеназванного в план избирательной кампании.
Дж. Мангейм и К. Рич выделяют десять принципов, на которых следует основываться при планировании стратегии избирательной кампании:
- ? определение сегментов избирательного округа и социальной базы поддержки кандидата;
- ? формирование контрастного имиджа кандидата, отличающего его от соперников;
- ? демонстрация отличий программы кандидата от программ его конкурентов;
- ? использование тем и проблем, глубоко волнующих избирателей;
- ? формирование позитивного имиджа кандидата;
- ? «отстройка» негативного образа оппонентов и конкурентов по избирательной кампании;
- ? создание коалиций с общественно-политическими силами и группами избирателей, поддерживающих кандидата;
- ? расширение работы с избирателями с помощью привлечения агитаторов и добровольцев;
- ? эффективное использование финансовых ресурсов;
- ? участие кандидата в различных предвыборных мероприятиях.
Любое планирование предполагает выработку целей и даже целого «дерева целей». Для избирательной кампании таковыми могут стать следующие задачи (табл. 25.1).
Таблица 25.1
Уели избирательной кампании.
Основные иели. | Подиели. |
Победа. Обеспечение достижения иели. |
|
Критерии. Определение оиенки конкретных действий. |
|
Условия. Определение грании действий. |
|
Планирование избирательной кампании включает в себя определение основных сроков ее проведения, анализ политического рынка и избирательной конъюнктуры, разработку плана действий по продвижению «политического товара».
Сроки проведения избирательной кампании фиксируются в примерном календаре избирательной кампании (табл. 25.2).
Таблица 25.2
Примерный календарь избирательной кампании.
Число недель до выборов. | Вид работы. |
Формирование групп поддержки. Подбор ответственного за проведение кампании (менеджера). | |
12−10. | Планирование программ действий. |
Подбор ассистентов, ответственных за кампанию. |
Число недель до выборов. | Вид работы. |
11−10. | Подготовка рабочего материала. |
Набор добровольцев. | |
10−9. | Беседы с добровольцами, их обучение. Оборудование штаба. Подбор пропагандистского материала. Письма благодарности за услуги, подтверждение приглашений и т. д. |
8−2. | Второй набор добровольцев, их обучение. |
Выполнение рабочего плана заключительного этапа кампании. | |
Источник: КовлерА. И. Основы политического маркетинга (Технология организации избирательной кампании). М., 1993. С. 24. |
Стратегическое планирование избирательных кампаний предполагает выработку более конкретных планов действий.
- 1. План исследования политического рынка.
- 2. План создания избирательного штаба.
- 3. План материально-технического обеспечения кампании.
- 4. План выработки платформы кампании.
- 5. План институционализации кандидата.
- 6. План сбора подписей и регистрации кандидата.
- 7. План набора и обучения добровольцев и волонтеров.
- 8. План осуществления политической рекламы.
- 9. План подготовки информационных событий.
- 10. План финансового и юридического обеспечения избирательной кампании.
- 11. План обеспечения безопасности кампании.
- 12. План работы в день выборов.
- 13. План работы с региональной элитой.
- 14. План контрпропаганды.
- 15. План встреч кандидата с избирателями.
- 16. План контроля за работой конкурентов.
Результатом исследования и сегментации политического рынка может быть модель избирательного корпуса, представленная на рис. 25.1.
Сегментация политического рынка необходима для позиционирования и продвижения на нем «политического товара» — кандидата. Под позиционированием и продвижением на нем «политического товара» — кандидата понимается определение того, на какой сегмент политического рынка он будет ориентироваться при проведении избирательной кампании.
Позиционирование «политического товара» связано с двумя взаимосвязанными задачами: формированием «уникального политического предложения» и формированием имиджа «товара».
Рис. 25.1. Модель избирательного корпуса. Источник: КовлерА. И., Зотова 3. М. Стратегия избирательной кампании и ее планирование. М., 1999. С. 26.
Формулирование уникального политического предложения должно связываться с формирующимся имиджем «товара».
Имидж «товара» должен основываться на оценке восприятия связи важнейших потребностей с самим товаром. Для оценки имиджа используется следующая формула:
где А0 — общее отношение к политическому товару, 6, — степень убеждений в том, что товар связан с определенным качеством, потребностью, е, — сила и глубина отношений к качеству или потребности, п — число качеств (потребностей).
В фокус-группах опрашиваемых просят по 10-балльной шкале определить:
а) значение качеств (потребностей) и б) в какой степени «товар» соответствует качеству (потребности). Например: 1)8и6;2)7и8. Получаем 8×7 + 6×8 — 100 из 200 возможных. Если мы сталкиваемся с низкими показателями значения предложенных качеств (потребностей), значит, они неверно определены и их нужно переформулировать. Если же низкими являются показатели соответствия «товара» качеству (потребности) — следует поработать над имиджем.
Для формирования имиджа кандидата проводятся опросы, в ходе которых реальный кандидат сравнивается с идеальным образом. Если кандидат может победить идеальный образ гипотетического соперника, он может победить и всех остальных.
При формировании имиджа следует иметь в виду, что лучше воспринимается и усваивается имидж, укрепляющий и развивающий «Я-концепцию».
Типы политических имиджей:
- 1) «восходящая звезда»;
- 2) «стабильно популярный»;
- 3) «уменьшающейся популярности»;
- 4) «негативной популярности».
Для более доступного понимания формирующегося образа целесообразно использовать слоганы или лозунги, основными принципами при построении которых являются:
- 1) «все и сразу* — обещание решить большинство проблем в приемлемые сроки;
- 2) ответственность — образ ответственной за свои действия и обещания личности;
- 3) простота предлагаемых «рецептов* решения проблем;
- 4) соответствие существующим мифам.
После выработки «Я-концепции* выявляются оценки респондентов по схеме «наилучший — наихудший*, т. е. осуществляется конкурентное позиционирование кандидата. При этом выявляется общая реакция опрашиваемых на определенные утверждения и степень согласия/несогласия с ними.
X замечательно работал весь предвыборный период. Он выступал за снижение налогов и проведение налоговой реформы. Он расходовал деньги на социальные нужды, помошь малоимушим и инвалидам. Благодаря его усилиям…
Y ставит личные интересы выше интересов людей, его волнуют только собственные проблемы. Он далек от нужд простых людей.