Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бисероплетение — направление ДПИ, для развития устной речи и обогащения словаря школьников с нарушением слуха

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бисер — это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. нарушение слух словарь бисероплетение История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же… Читать ещё >

Бисероплетение — направление ДПИ, для развития устной речи и обогащения словаря школьников с нарушением слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе.

Бисер — это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. нарушение слух словарь бисероплетение История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов.

Бисероплетение — старинный и распространенный по всему миру вид народного творчества. Вышивкой, плетением и вязанием изделий из бисера занимались барышни абсолютно всех сословий — от простолюдинок до королевских особ. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

Родиной бисера считается Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали крупные бусы. Процесс обработки стекла со временем совершенствовался, и бусины становились все мельче и мельче.

Бисер делается из стекла. В процессе обработки ему придают разный цвет, фактуру, форму. Наиболее распространен чешский. Круглый бисер — это венецианский. Совсем мелкий — японский.

Красоту стеклянных украшений оценили и в Древней Руси.

Основу бисерного производства заложил сам Ломоносов, построивший первую стекольную фабрику. И для пущей убедительности написавший поэтическое произведение под названием «О пользе Стекла».

Изделия из бисера — будь то вышитые им картины, сплетенные из него украшения, предметы интерьера или даже забавные игрушки — становятся все более популярны в настоящее время.

Плетение бисером в развитии ребенка может сыграть довольно-таки значительную роль. Ведь бисероплетение содействует развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, очень положительно сказывается на совершенствовании умственных способностей ребенка. Еще великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил, что интеллект малыша находится на кончиках его пальцев. Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Работая с бисером ребенок разбирает его по цветам, выкладывает на столе, нанизывает на нитки, это в свою очередь ведет к развитию мелкой моторики рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Также они способствуют развитию устной речи, пространственного ориентирования и творческих способностей.

Бисероплетение — не самое простое из детских занятий, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики ребенка. Каждый раз, проговаривая с учителем, цвет, форму бисера, этапы работы ребенок запоминает и откладывает в памяти названия, что в свою очередь ведет к пополнению словарного запаса такими терминами, как бисер, мелкий, цвет, форма, нанизать и т. д. Так же разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. Работая по схемам плетения ребенок тренирует внимание, так как плетя бисер по схеме нельзя пропустить ни одной точки, иначе работу придется переделывать.

Ребенок учится составлять элементарные схемы к плетению, учитель в свое время подсказывает и направляет ребенка, но не навязывает свое мнение, что, безусловно, способствует развитию воображения ребенка, ведь цветовая палитра бисера очень разнообразна.

Бисероплетение это тонкий и кропотливый труд, который развивает у ребенка терпение и усидчивость, ведь чтобы сплести даже самый маленький браслет, нужно немало времени. Но у детей есть мотивация — все, сделанное ими из бисера можно применить в повседневной жизни. Браслеты, колечки, брелоки — все это можно надевать каждый день и красоваться своим творчеством. Бисер положено хранить в отдельных коробочках или боксе с раздельными ячейками, для удобства разбивки по цветам.

Во время работы бисер высыпают в маленькие тарелочки или на бархатную ткань, так его легче набирать на иголку. Иголка берется тоненькая с длинным ушком. Для плетения лучше всего использовать леску или специальную проволоку для бисероплетения. Но если нет проволоки или лески, можно использовать капроновую нить, которую слегка протирают воском, для придания ей упругости. Во время плетения бисер должен плотно ложиться на нить, не должен провисать. Длина нити берется такая, которой ребенку будет удобно работать, для продления нити, ее продевают через 5−6 бисеринок, при этом после каждой бисеринки завязывают узелки. Изделия из бисера очень разнообразны, так как их можно делать не только путем плетения, но и вышиванием, что тоже в конечном результате очень нравится детям.

На начальном этапе рекомендуется работа с простейшими элементами и схемами в бисероплетении, начинаем с самого простого нанизывания бисера на нитку. (Приложение 1).

Затем вводим более сложные схемы цепочка в «крестик» (приложение 2), цепочка «колечки» (приложение 3).

Схемы бисероплетения научат детей следовать определенному алгоритму и правилам. Занимаясь подбором бусинок, ребенок разовьет свой художественный вкус, научится правильно дифференцировать цвета, выделяя яркие, светлые и темные. Решение этой задачи позволит сделать работы более выразительными, обогатить их колорит. Благодаря этому дети учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для цветка яркие цвета бисера, для декоративных работ — контрастные.

В бисероплетении детям легче сравнивать фигуры по величине и понятия высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, длинный — короткий усваиваются быстрее. Дети довольно быстро усваивают также понятия вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом. что очень хорошо сказывается на развитии памяти и внимания, а также развитие речи и обогащении словарного запаса ребенка .

Когда ребенок уже освоил основы бисероплетения, можно вводить схемы плетения животных, насекомых, растений и т. д. (приложение 4).

Во время занятий бисероплетением ребенок развивает образное и пространственное мышление, овладевает навыками чтения схем. В процессе работы применяются приемы и методики с учетом возраста детей. Процесс обучения осуществляется непрерывно от простого к более сложному.

Сплетая любую поделку из бисера, ребенок развивает воображение, так как он не только выполняет работу по схеме, но и создает свою композицию.

Подбирая цвета и формы бусин, ребенок учится сочетать их, соединяя в единое целое, развивая при этом чувство прекрасного и хорошего вкуса.

Занятия бисером помогают ребенку в самовыражении, потому как создавая изделия из бисера ребенок проявляет в нем свое восприятие, настроение и характер. Работа с бисером оказывает положительные результаты на эстетическое развитие. Развивает словарный запас и кругозор ребенка, пополняя новыми знаниями о растительном и животном мире, о гармонии природы и, конечно, о национальных традициях и орнаментах данного вида рукоделия.

Стремление завершить работу, увидеть плоды своего труда тренирует умение доводить начатое дело до конца, вырабатывает усидчивость и терпение.

Занятия так же способствуют развитию навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, взаимопонимания и сотрудничества в процессе коллективной деятельности.

В более старшем возрасте, когда ребенок с нарушением слуха освоил технику плетения, целесообразно внести в план работы, вышивку бисером.

Вышитые бисером картины получаются очень красивыми и эффектными, что позволяет развивать у ребенка эстетическую красоту и вкус, а так же зрительное внимание, память и усидчивость. Также ребенку можно предложить украсить вышивкой из бисера элементы своей одежды, что в свою очередь так же благотворно сказывается на развитии воображения ребенка, так как элементы вышивки могут быть очень разнообразными.

Бисероплетение — практическая методика. Ребенок выполняет практические действия — в данном случае плетет какие-то изделия и эта деятельность приводит к развитию определенных способностей и навыков. При этом у детей развиваются не только способности к творчеству, творческому мышлению, но и многие качества личности крайне необходимые самому ребенку в школе. Причем занимаясь бисероплетением, ребенок занят не развитием своих способностей, а выполнением привлекательных мелких изделий из бисера. Достаточно предложить рабочую задачу выполнить красивую фигурку из бисера, изготовить подарок маме, украшение для себя к празднику. Необходимые способности развиваются сами, попутно, в процессе выполнения работы.

Таким образом, использования бисероплетение на уроках технологии у детей с нарушением слуха развивает у детей живой интерес к практической работе, что в свою очередь ведет к развитию познавательной деятельности, формирует более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребенка, стимулирует его интерес, мыслительную и речевую деятельность. Что в целом благотворно сказывается на развитии речи ребенка с нарушением слуха.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой