Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по развитию художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая группа методик предусматривала определение уровня развитости эмоционального компонента художественного вкуса и включала в себя тестирование («Музыкальная палитра» В.П. Анисимова), направленное на изучение способности к эмоционально-образному восприятию произведений искусства; метод цветового уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова), направленные на изучение… Читать ещё >

Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по развитию художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация, содержание и методика проведения констатирующего эксперимента

С целью изучения проблемы развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности на практике возникла необходимость проведения опытно-экспериментального исследования.

Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МОУ лицей № 7 города Волгограда в естественных условиях организации уроков музыки, временная продолжительность каждого занятия составляла академический час, а общий временной объём, проведённых на данном этапе занятий, составил 10 часов. В опытно-экспериментальной работе принимали участие ученики 3 классов, в количестве 42 человек. Группа учащихся в свою очередь делилась на две подгруппы — экспериментальную и контрольную. Обе группы были укомплектованы равным количеством детей.

Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня развития художественного вкуса младших школьников. В теоретической части нашего исследования в качестве компонентов художественного вкуса младших школьников мы выделили эмоциональный, когнитивный, и оценочный компоненты. Также нами были разработаны критерии по каждому из данных компонентов.

Критериями эмоционального компонента художественного вкуса младших школьников стали:

  • — способность к эмоционально-образному восприятию произведений искусства,
  • — умение «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.

Критериями когнитивного компонента художественного вкуса младших школьников стали:

  • — объем знаний в области искусства
  • — комплекс музыкально-теоретических знаний об элементах музыкального языка, форме, структуре, жанре, стиле музыкальных произведений;
  • — способности к осмыслению музыки,
  • — частота обращений к эстетическим объектам.

Критериями оценочного компонента художественного вкуса младших школьников стали:

  • — способность к оценочной характеристике произведений искусства;
  • — способность и умение оценивать музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями.

Выделенные нами ранее компоненты художественного вкуса (эмоциональный, когнитивный, оценочный), а так же разработанные оценочные критерии, позволяющие судить об особенностях каждого уровня развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности, и сделали возможным построение уровневой модели процесса развития художественного вкуса младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.

Основной эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.

Цель проведения констатирующего эксперимента заключалась в выявлении состояния проблемы на начальный период исследования.

Для диагностики уровня развития художественного вкуса младших школьников использовались психолого-педагогические методики, специальные методики и творческие задания. При его построении учитывался характер критериальных оснований развития каждого компонента художественного вкуса, что позволило разделить на группы все диагностические методики.

Первая группа методик предусматривала определение уровня развитости эмоционального компонента художественного вкуса и включала в себя тестирование («Музыкальная палитра» В.П. Анисимова) [Анисимов, 2004], направленное на изучение способности к эмоционально-образному восприятию произведений искусства; метод цветового уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) [Радынова, 2006], направленные на изучение эмоционально-эстетического переживания музыки; метод двигательного уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) [Радынова, 2006], направленный на изучение у учащихся способности «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние; а так же тестовые задания, направленные на понимание эмоционально-образного содержания произведения.

Изучение способности к эмоционально-образному восприятию произведений искусства осуществлялось с помощью теста «Музыкальная палитра» (В.П. Анисимов). При этом стимулирующим материалом для нас послужила аудиозапись незнакомых детям различных по характеру музыкальных фрагментов. Процедура диагностики предполагала следующий порядок:

  • 1) Тестирование проводилось с каждым учеником индивидуально.
  • 2) Каждому из участников поочередно предлагалось прослушать ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов.
  • 3) Конкретным материалом для тестирования были избраны «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Колыбельная» Л. В. Бетховена, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
  • 4) После прослушивания каждой пьесы ребенку предлагалось выполнить три варианта задания — вербальный (подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки), невербально-художественный (какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй), невербально-двигательный (двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания).

Для изучения способности эмоционально-эстетического переживания музыки мы использовали метод цветового уподобления характеру звучания музыки, учащимся давалось задание «Нарисуй музыку». Стимулирующим материалом послужила музыка А. Вивальди «Времена года. Лето».

После слушания музыки учащимся предлагалось нарисовать то настроение и характер, которые они почувствовали в музыке. В процессе рисования музыкальное произведение звучит еще 2—3 раза. По окончании рисования учащиеся рассказывают, какое настроение они передали в рисунке.

Для определения у учащихся способности «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние мы использовали метод двигательного уподобления характеру звучания музыки, учащимся давалось задание изобразить, предложенный композитором образ. Стимулирующим материалом послужила музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Тестовые задания были направлены на понимание эмоционально-образного содержания произведения. Задание заключалось в обсуждении художественного произведения. Однако это не традиционный рассказ по картине, нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для анализа использовалась картина П. Брейгеля «Праздник», сюжет которой (веселье, праздник в деревне) противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного). Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название. Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях «Невеселое веселье», «Свадьба человека, который уходит на войну».

Анализ результатов диагностики позволил распределить учащихся по трем уровням развития эмоционального компонента художественного вкуса — высокий, средний, низкий.

Уровни развития эмоционального компонента.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Высокий.

14,3%.

19,1%.

Средний.

38,1%.

38,1%.

Низкий.

47,6%.

42,8%.

Опишем содержательное наполнение каждого из уровней развития эмоционального компонента:

Высокий уровень — учащиеся самостоятельно определяют понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняют свои синонимичные характеристики-мыслеобразы, рисунок отличается оригинально-детализированным прорисовыванием, цветовая интерпретация отвечает эмоциональному состоянию музыкального фрагмента, двигательная реакция на музыку отличается творческим самовыражением.

Средний уровень — правильное понятийное определение учащимися эмоционального содержания музыкального фрагмента осуществляется с помощью педагога, в рисунках и движении под музыку в репродуктивной форме отражается уже имевшийся опыт переживаний и мыслеобразов.

Низкий уровень характеризуется неправильным определением понятийного содержания музыкального фрагмента, школьник отказывается от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта или неспособен в ситуации музыкального воздействия на простейшее самовыражение в невербально-художественной или двигательной форме своих впечатлений, настроений.

Анализ полученных результатов диагностики эмоционального компонента художественного вкуса показал, что многие младшие школьники обладают способностью к эмоциональному отклику на музыку, но их эмоциональные проявления ситуативны, а способность к глубокому переживанию эмоционально-эстетического наполнения музыки находится на очень низком уровне или же вовсе отсутствует.

Вторая группа методик была нацелена на определение уровня развитости когнитивного компонента художественного вкуса младших школьников и включала в себя тестирование, направленное на изучение объема знаний в области искусства и частоту обращений к эстетическим объектам; творческие задания, направленные на выявление комплекса музыкальных знаний об элементах музыкального языка, форме, структуре, жанре, стиле музыкальных произведений.

Для определения объема знаний в области искусства и частоты обращения к эстетическим объектам учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты:

  • 1. Какой вид искусства тебе больше всего нравится? (Театр, Художественная литература, Кино, Изобразительное искусство, Эстрадная музыка, Классическая музыка, Ни один вид искусства меня особенно не интересует).
  • 2. Какой рассказ, повесть, роман, стихотворение или пьеса тебе нравится? Напиши название.
  • 3. Назови фамилию любого писателя (кроме изучающихся в школе) и название какой-нибудь его книги.
  • 4. Какая скульптура или картина художника тебе нравится? Напиши название.
  • 5. Напиши фамилию любого художника или скульптура и название какой-нибудь его картины или скульптуры.
  • 6. Сколько раз за последний год ты бывал на выставках картин художников или скульптуры?
  • 7. Какое музыкальное произведение (симфония, песня, танцевальная мелодия, опера, балет, оперетта) тебе нравится? Напиши название.
  • 8. Назови фамилию любого композитора и название какого-нибудь его произведения?
  • 9. Сколько раз за последний год ты бывал на оперных и балетных спектаклях
  • 10. Какой спектакль драматического театра тебе нравится? Напиши его название (спектакли, которые ты видел по телевизору, не называй).

Для выявления комплекса музыкальных знаний об элементах музыкального языка, форме, структуре, жанре, стиле музыкальных произведений мы использовали ряд творческих заданий:

  • 1) Определить в прозвучавшем произведении наиболее яркие элементы музыкального языка, способствующие созданию данного образа.
  • 2) Прослушать произведение и зафиксировать виды музыкального развития. Параллельно отметив те изменения в характере музыки, которые связаны с изменением тех или иных элементов музыкального языка. Музыкальным материалом служили фрагменты симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» (темы Пети, птички и утки, кошки и волка)

Задание 2. Определить на слух жанр, форму, средства музыкальной выразительности.

Экспериментальная ситуация состоит из 3 серий, основанных на разном музыкальном материале: Н. Римский-Корсаков 1 песня Леля из оперы «Снегурочка», П. Чайковский. «Шоколад» (испанский танец) из балета «Щелкунчик», М. Глинка марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

Задание 3. «Кроссворд «В мире музыки». Кроссворд выполнен на индивидуальных карточках и заполняется каждым испытуемым.

  • 1) Выбери главное средство музыкальной выразительности, которое С. Прокофьев использует для передачи суетливости Болтуньи: лад, мелодия, ритм, темп?
  • 2) Перечисли названия всех лепестков «Цветика-семицветика» и соедини правильно:

МЕЛОДИЯ окраска звука ТЕМП чередование сильных и слабых долей РИТМ самое главное выразительное средство музыки ДИНАМИКА участок диапазона голоса или инструмента ЛАД самое выразительное зерно мелодии ТЕМБР сила звука РЕГИСТР скорость движения ИНТОНАЦИЯ минор или мажор

  • 3) Название какой музыкальной формы означает «круг»?
  • 4) Соедини правильно:

Петя кларнет Птичка фагот Кошка флейта Утка скрипка, альт, виолончель, контрабас Дедушка гобой.

5) Как в музыке называется прием распевной речи?

Анализ результатов диагностики позволил распределить учащихся по трем уровням развития когнитивного компонента художественного вкуса — высокий, средний, низкий.

Уровни развития когнитивного компонента.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Высокий.

14,3%.

14,3%.

Средний.

33,3%.

33,3%.

Низкий.

52,4%.

52,4%.

Опишем содержательное наполнение каждого из уровней развития когнитивного компонента:

Высокий уровень — характеризуется достаточным объемом знаний в области искусства, информированностью, частотой обращения к эстетическим объектам. Учащиеся данного уровня развития правильно определяют элементы музыкального языка и средства музыкальной выразительности, осознают выразительное значение элементов музыкального языка, могут проследить за развитием музыкального образа.

Средний уровень — характеризуется недостаточно полным объемом знаний в области искусства, обращение к эстетическим объектам ситуативное. Учащиеся данного уровня развития выделяют и точно определяют некоторые выразительные средства, недостаточно ясно осознают значение элементов музыкального языка, не всегда могут проследить за развитием музыкального образа.

Низкий уровень — характеризуется отсутствием знаний в области искусства, младшие школьники этого уровня к эстетическим объектам не обращаются. Учащиеся данного уровня развития затрудняются в определении элементов музыкального языка и средств музыкальной выразительности. С трудом осознается учащимися выразительное значение элементов музыкального языка, учащиеся не могут проследить за развитием музыкального образа.

Третья группа методик была нацелена на определение уровня развитости оценочного компонента художественного вкуса младших школьников и включала в себя диагностические методики, направленные на изучение способности к оценочной характеристике произведений искусства; а так же методику Ю. И. Питерина [Питерин, 1980], направленную на выявление у младших школьников способности и умения оценивать музыку в соответствии с художественно-эстетическими критериями.

При определении уровней развитости оценочного компонента художественного вкуса мы использовали данные экспериментальных диагностических заданий, которые были связаны с необходимостью дать оценочную характеристику произведений искусства, сравнить, сопоставить, предпочесть объекты. Задания предполагали возникновение ассоциаций, размышления, определение своего отношения, формирование мнения и оценки. К заданию подбирался материал, содержание которого заключало эстетическую информацию определённого уровня, соответствующего этапу эстетического развития учеников. Реакция ученика на эту информацию свидетельствовала об уровне проявления показателя художественного вкуса.

Для выявления уровня развитости оценочного компонента художественного вкуса нами так же использовалась методика Ю. И. Питерина. Учащимся предлагалось выполнить задания двух типов. Первый тип задания заключался в следующем: учащихся просили оценить прослушанные произведения через шкалу словесных определений: эта музыка мне очень нравится, нравится, не нравится, не решил — то есть дать произведению эмоциональную оценку.

Спустя 3 урока испытуемым вновь предлагалось оценить эти же произведения, но уже по другой словесной шкале: эта музыка заслуживает очень высокой эстетической оценки, является эстетически ценной, не является эстетически ценной, не знаю. В этом же задании ученики должны были кратко обосновать свою эстетическую оценку. Целью данного задания было выяснить степень усвоения младшими школьниками правильной информации о нормативно-объективной эстетической ценности музыкального произведения. Эталоном измерения явились сами музыкальные произведения (Ф. Шопен Мазурка C dur (ор.56 № 2), К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», М. Равель. «Болеро» (фрагмент), П. Чайковский. «Времена года»: «Песнь жаворонка»), эстетическая ценность которых общественно признана.

Таким образом, если первый тип задания (на эмоциональную оценку прослушанного произведения) не требовал применения полученных музыкально-эстетических знаний и специальных познавательных приемов, то во втором типе задания (на эстетическую оценку) испытуемые должны были показать умение сопоставлять различные музыкально-эстетические объекты между собой, умение дать аргументированную эстетическую оценку данному музыкальному произведению.

Следующие проблемные задания, были связанны с определением лучшего исполнителя одного и того же музыкального произведения. При всей сложности вопроса интерпретации музыки, при сложности анализа выразительных исполнительских средств, ученики практически не ошиблись в выборе лучшего исполнителя.

Ученикам было предложено четыре исполнения первой части симфонии В. Моцарта, под управлением Ж. К. Малгуара. А. Шольца, фон Караяна и Р. Баршая. В предложенном тексте лучшим интерпритатором В. Моцарта, по мнению учащихся, оказался Р. Баршай. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» В. Моцарта учащиеся слушали в исполнении Большого театра (Е. Кибкало) и Венской оперы на немецком языке, учащиеся единодушно отдали предпочтение Панагено в исполнении Д. Фишера-Дискау, а первенство в исполнении увертюры К. Бему. Партия Кармен в опере Ж. Бизе исполнялась по очереди двумя знаменитыми певцами: И. Архиповой и Е. Образцовой. Учащиеся выбрали И. Архипову.

Одним из методов, применяемых нами для изучения художественного вкуса младших школьников, был метод наблюдения. Поскольку художественный вкус — это способность оценивать различные эстетические свойства, мы предполагали, что проявляется он, прежде всего, в ситуациях оценки и выбора. Создание таких ситуаций мы предприняли в нашей экспериментальной работе.

Были выбраны два типа ситуаций:

  • 1) выбор среди эстетических и неэстетических объектов.
  • 2) выбор среди эстетически равноценных объектов.

Так, группе учащихся было предложено подобрать на уроке репродукции и музыкальные произведения на тему «Пейзажи С. Есенина», которые, во-первых, были бы созвучны, с точки зрения учеников, описаниям пейзажа в стихах «Пороша», «С добрым утром», «Сыплет черёмуха снегом», во-вторых, нравилось бы им.

В зависимости от того, что подобрал учащийся к уроку среди предложенных объектов, мы могли судить как о художественных познаниях, так и эстетической направленности вкусов ученика. Так, не вся группа одинаково отозвалась на эту ситуацию, некоторые ученики вообще отказались в ней участвовать.

Во второй ситуации мы использовали тесты, использующие прием деформации. Младшим школьникам предлагалось несколько произведений искусства, один из предъявляемых образцов является видоизмененным, огрубленным и упрощенной копией, нарушающей принятые принципы искусства. Данный тест показал, насколько вкус испытуемых совпадает с мнением современных ценителей искусства. В качестве стимулирующего материала предъявляются 3 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

  • 1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Cristina Aguilera «Hurt»;
  • 2-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; Eros Ramazotti «Piu che poui»; П. Чайковский «Утреннее размышление»;
  • 3-я серия: Egles «Hotel California»; Ф. Шопен Ноктюрн b-moll; Ф. Шопен Ноктюрн f-moll.

Дается задание послушать и определить, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Создание системы ситуаций, оценки и выбора дало возможность определить существенные особенности эстетической ситуации и условия её возникновения.

С помощью теста «Музыкальный магазин», разработанного В. П. Анисимовым, мы диагностировали уровень развития художественного вкуса. Стимулирующий материал составляли три серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства (народная вокально-хоровая музыка; народная инструментальная музыка; народная вокально-инструментальная музыка; классическая вокально-хоровая музыка; классическая инструментально-симфоническая музыка; классическая вокально-инструментальная музыка; современная классика авангардного направления; современная развлекательная (массовая) музыка; музыкотерапевтические программы; духовная музыка).

Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий.

Критерии оценки уровня развития художественного вкуса:

  • · низкий уровень характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • · средний уровень — выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • · высокий уровень — проявление интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

Анализ результатов диагностики позволил распределить учащихся по трем уровням развития оценочного компонента художественного вкуса — высокий, средний, низкий.

Уровни развития оценочного компонента.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Высокий.

9,5%.

9,5%.

Средний.

19,1%.

14,3%.

Низкий.

71,4%.

76,2%.

Опишем содержательное наполнение каждого из уровней развития оценочного компонента:

Высокий уровень — характеризуется проявлением интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с преобладанием классических произведений; совпадением эмоциональной и рациональной оценок учащихся, что в свою очередь совпадает с общепризнанной ценностью произведений, логической обоснованностью и теоретической содержательностью, а так же самостоятельностью музыкально-эстетических суждений.

Средний уровень — характеризуется выбором двух образцов различных направлений музыкального творчества; преобладанием рационального компонента, ибо при неадекватности эмоциональной реакции дается верное определение эстетической ценности музыкального произведения совпадающее с общественно признанной (то есть, правильная эстетическая оценка музыкального произведения происходит, прежде всего, за счет приобретенных музыкально-эстетических знаний и умении). Вследствие неадекватности эмоциональной реакции эстетическое суждение на данном уровне часто не обладает самостоятельностью, которая бы исходила из собственных эстетических критериев, основывалась бы на них (при логической обоснованности и теоретической содержательности эстетического суждения).

Низкий уровень характеризуется выбором развлекательных образцов музыкального искусства; преобладанием эмоциональной реакции на произведение, чаще всего не совпадающей с общественно признанной эстетической ценностью, проявляющейся в неумении перевести эмоциональную личностную реакцию на эстетический объект в эстетическое суждение.

Анализ результатов диагностики оценочного компонента художественного вкуса показал, что для подавляющего большинства младших школьников характерен ситуативный тип оценивания музыкальных произведений. Многие школьники, подвергаясь влиянию средств массовой информации, оценивают музыку по критериям шлягерности, внешней яркости, разрекламированности либо по сугубо эмоционально-субъективным критериям.

Как показал анализ констатирующего этапа эксперимента художественный вкус младших школьников находится в основном на низком и среднем уровнях развития:

Уровни развития художественного вкуса.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Высокий.

12,7%.

14,3%.

Средний.

30,2%.

28,6%.

Низкий.

57,1%.

57,1%.

Нахождение среднего общего балла, свидетельствующее о развитости всех компонентов художественного вкуса экспериментальной группы, показало, что у 57,1% младших школьников художественный вкус находится на низком уровне развития, у 30,2% - на среднем уровне, и лишь у 12,7% учащихся выявлен высокий уровень развития художественного вкуса.

Нахождение среднего общего балла, свидетельствующее о развитости всех компонентов художественного вкуса контрольной группы, показало, что у 57,1% младших школьников художественный вкус находится на низком уровне развития, у 28,6% - на среднем уровне, и лишь у 14,3% учащихся выявлен высокий уровень развития художественного вкуса.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили нам прийти к выводу, что младшие школьники с высоким уровнем развития художественного вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Учащиеся воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Однако количество таких учащихся мало. Основная масса школьников не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты проведённого констатирующего этапа эксперимента показали недостаточную развитость художественного вкуса младших школьников. Это вызывает необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, позволяющего обеспечить решение проблемы нашего исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой