Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка молодого специалиста в условиях инновационной деятельности колледжа сферы быта и услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознание высокой степени значимости профессионального образования, заключающееся в необходимости обеспечения квалификационной структуры экономически активного населения, обусловило проведение ряда реформ. Одно из направлений преобразования (90-е годы) было связано с пересмотром учебных планов с целью введения единого уровня содержания образования, строгого профилирования всех видов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы инновационных процессов в образовании и воспитании
    • 1. Сущность инновационных процессов и основные принципы их разработки
    • 2. Педагогические основы разработки технологического процесса в обучении и воспитании
  • ГЛАВА II. Содержание и методика подготовки молодого специалиста для новых социально-экономических условий
    • 1. Системно-структурная организация деятельности колледжа сферы быта и услуг
    • 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению инновационных технологий в учебно воспитательный процесс колледжа сферы быта и услуг

Подготовка молодого специалиста в условиях инновационной деятельности колледжа сферы быта и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значение образования в жизни общества колоссально, и, безусловно, особое место в нем занимает профессиональное образование. Объясняется это в первую очередь характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, которые согласуются с выбранными профессиями и специальностями. Российская Федерация сегодня располагает одной из наиболее развитых систем подготовки кадров в мире. Она объединяет более 4-х тысяч профессиональных училищ, колледжей, лицеев, в которых ежегодно проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации свыше 800 тысяч человек. С начала 80-х годов в образовании в целом и в профессиональном образовании, в частности, начали усиливаться кризисные явления, которые были обусловлены стагнацией в экономической, государственной системе, в социальной сфере общества. Однако было бы неверно не учитывать сильные стороны прежней системы профессионального образования: подготовка кадров позволяла успешно решать актуальные задачи развития народного хозяйства, а бюджетное финансирование, в свою очередь, обеспечивало массовый и общедоступный характер образования.

Осознание высокой степени значимости профессионального образования, заключающееся в необходимости обеспечения квалификационной структуры экономически активного населения, обусловило проведение ряда реформ. Одно из направлений преобразования (90-е годы) было связано с пересмотром учебных планов с целью введения единого уровня содержания образования, строгого профилирования всех видов производственной практики, а также с последовательным увеличением набора учащихся. Тем не менее, изменения привели к серьезным противоречиям в содержании и качестве подготовки кадров. Во-первых, игнорирование учета реальных потребностей общества в конкретных специалистах явилось причиной того, что многие выпускники были не востребованы. Во-вторых, отставание в развитии материально-технической и учебно-производственной базы учебных заведений, устоявшиеся традиции в методике преподавания, без учета реалии времени, осложнили процесс адаптации молодых специалистов к новым условиям жизни и работы. Это проявлялось в недостаточном умении выпускников устанавливать контакты с руководством, коллегами, отсутствие навыков выхода из конфликтных ситуаций, организаторских способностей и психолого-педагогических знаний, необходимых для делового общения. Таким образом, основными недостатками системы профессионального образования являлось наличие, во-первых, субъективного фактора, заключающегося в недостаточной степени готовности молодого специалиста к работе в производственном коллективе, и во-вторых, объективного фактора, подразумевающего отсутствие интереса у работодателей предприятий — к общетеоретическим и общепрофессиональным знаниям молодого специалиста. Были востребованы такие выпускники, которые обладали только конкретными (специфическими) профессиональными знаниями соответствующего уровня и необходимыми для той или иной производственной деятельности практическими умениями и навыками.

Следовательно, недостаточная востребованность в молодых специалистах на рынке труда, с одной стороны, и влияние новых социально-экономических условий, с другой, обусловили необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров. Новая парадигма профессионального образования выдвигает в качестве главных задачу пересмотра функций и трансформации его из способа простого воспроизводства рабочей силы в источник возрождения и роста экономически и социально активных специалистов, способных действовать в условиях мелкого и среднего предпринимательства, самозанятости в сфере малого бизнеса, торговли. От уровня подготовленности сегодняшней молодежи к профессиональной деятельности в условиях цивилизованного рынка во многом зависит успешное решение проблемы экономической стабильности в обществе, повышение благосостояния граждан, их социальная зрелость и полноценная адаптация к требованиям рынка труда. Важную роль сегодня приобретает и нравственная подготовка специалиста к участию в рыночных отношениях, формирование моральных качеств, которые помогут обеспечить этическую основу предпринимательской деятельности. В данной ситуации формирование активной и предприимчивой личности является необходимым условием эффективности реформ в нашей стране, при этом названные качества являются «пусковым механизмом», обеспечивающим всестороннюю интенсификацию производства, придающим экономической системе динамических характер. Активность и предприимчивость приходят на смену старым чертам экономического поведения, среди которых доминирующее место занимает пассивность, инертность, нерешительность, иждивенчество. Как показывает анализ научной литературы, общетеоретические и практические подходы к обучению и воспитанию молодежи рассматривались в работах Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, Н. С. Бадиной, Г. Н. Волкова, Л. Ю. Гордина, Д. М. Гришина, Н. С. Дежниковой, Ф. Ф. Королева, Э. Г. Костяшкина, Б. Т. Лихачева, Н. М. Магомедова, А. С. Макаренко, Р. М. Роговой, М. Н. Скаткина, Е. М. Торшиловой, Г. Н. Филонова, И. Ф. Харламова, Б. Л. Юсова.

Ряд исследований посвящен вопросам развития личности. Сущность данного процесса раскрыта в трудах П. П. Блонского, А. А. Богданова, Л. И. Божович, Н. К. Гончарова, В. А. Сухомлинского, Г. С. Костюка, А. Б. Орлова, Э. И. Моносзона, А. В. Петровского. Роль индивидуальных особенностей развития личности выявлена в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, И. С. Кона, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, А. Г. Хрипковой. Проблеме ведущей деятельности в становлении личности посвятили свои работы К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. К вопросам формирования личности в процессе профессиональной подготовки обращались С. Я. Батышев, В. СЗбаровский, ТЛРуднева, ВАСканун, СНЧистякова, ДБ. Чернышевский, ВАФокин.

Психологическая сторона проблемы активности как источника развития личности была предметом исследования Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина. Педагогическая сторона данной проблемы рассматривалась Ю. К. Бабанским, М. А. Даниловым, Б. П. Есиповым, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным, И. Ф. Харламовым, Т. И. Шамовой. Внимание к проблеме активности личности в процессе подготовки молодого специалиста обусловило повышенный интерес к такому профессиональному качеству, как предприимчивость (работы Л. К. Аверченко, М. В. Богданова, В. Г. Булыгиной, А. Л. Журавлевой, Т. В. Корниловой, В. П. Позднякова, Б. А. Райсверга, С. К. Резника, С. К. Рощина, М.И.Руткевича).

Одним из основных профессиональных качеств в новых социально-экономических условиях является конкурентоспособность. Во времена социалистического режима данному качеству не уделялось серьезного внимания, так как конкуренция на рынке труда практически отсутствовала. На современном этапе развития общества проблема востребованности специалиста стала наиболее актуальной, ее разработкой занимаются Л. К. Аверченко, В. И. Андреев, Б. З. Вульфов, С. З. Жидкин, Р. Г. Манапов.

В связи с серьезными переменами в обществе на смену абстрактному подходу к подготовке специалистов пришел личностный, когда учащиеся заинтересованы в соответствующей профессиональной деятельности. Поэтому принципиальное значение в разработке проблемы подготовки молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях, приобретает личностно — деятельностный подход, рассматриваемый в работах Л. И. Анциферовой, Л. П. Буевой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Развитие творческой индивидуальности в процессе подготовки специалиста стало одним из основных направлений перестройки всех звеньев профессионального образования. В недавнем прошлом творческая деятельность не являлась критерием обученности. Поэтому воспитание осуществлялось в форме требований, давления на личность через коллектив, отрицания общегуманистической ценности свободы личности как условия самоактуализации и самореализации. При этом игнорировалась первостепенная проблема межличностных отношений между преподавателями и учащимися .

В настоящее время одна из важнейших тенденций развития профессионального образования — концепция организации учебно-познавательной деятельности, педагогическое руководство ею. От жесткого авторитарного управления, при котором учащийся выступает объектом обучающих воздействий, необходим переход к системе организации поддержки и стимулирования познавательной деятельности, к созданию условий для творчества, к педагогике сотрудничества. Принципиально новый подход к проблеме развития личности разрабатывается в русле парадигмы гуманизации образования. Обучение учащегося в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии должно гарантировать формирование в каждом обучаемом таких качеств, как конгруэнтность, толерантность, что обеспечит максимальный психологический комфорт для его развития, и он, в свою очередь, сам сможет стать гарантом гуманного отношения к другим людям (Ш.А.Амонашвили, М. Д. Горячев, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, В. М. Медведев, О.В.Черкасова).

Рыночная экономика отличается подвижностью конъюнктуры, подверженностью динамичным изменениям соотношения спроса и предложения. Данная специфика хозяйствования привела к тому, что система профессионального образования требует структурной перестройки. Особенно это относится к сервисному обслуживанию, так как специалисты данной отрасли производства являются наиболее массовой и мобильной частью совокупной рабочей силы. В связи с этим целесообразно выделить в качестве признака данной перестройки внедрение инноваций как в саму систему профессионального обучения, так и в учебно-воспитательный процесс. Примером таких нововведений может служить открытие лицеев, колледжей на базе профессионально-технических училищ, что обеспечило возможность осуществлять подготовку специалистов различных квалификаций и уровней от рабочего до техника и инженера. Учебные заведения нового типа создаются на основе соответствующей материально-технической базы и хорошо подготовленного преподавательского состава. Ступенчатый характер учебного процесса, планируемого в колледже, дает возможность отбирать наиболее способных, одаренных учащихся для обучения на более высоких ступенях. Но, если учащийся в колледже с трудом осваивает программу, то он может прервать обучение на начальной ступени, при этом получив вполне определенную специальность, что поможет ему успешно работать на производстве. Целью данной инновационной деятельности является создание условий для развития способностей каждого учащегося на основе самоопределения на любой ступени профессиональной учебной деятельности. Реализация поставленной цели требует поливариантных подходов к процессу воспитания и обучения будущего специалиста, что предполагает регулярное, в соответствии с требованиями времени, обновление учебных планов и программ, и внедрение новейших методов, средств и форм обучения, организацию инновационных учебно-производственных служб.

Однако остается открытым вопрос о соответствии государственного заказа на специалиста сферы быта и услуг уровню его подготовки, соответствия требований заказчика личностным качествам исполнителя. С этой точки зрения принципиальными и методологически важными являются труды следующих ученых:

— Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Ф. Янушкевича (формирование системного взаимодействия с содержанием);

— С. И. Архангельского, П. Я. Гальперина, С. И. Зиновьева, П. И. Пидкасистого, Н. Ф. Талызиной (разработка технологий, ориентированных на формирование системных знаний);

— М. В. Кларина, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. Оконя (разработка технологий, ориентированных на активизацию мыслительной деятельности).

Таким образом, противоречия в административно-государственной, экономической, социальной сферах общества, сложившиеся на новом этапе развития, повлекли за собой появление противоречия всего профессионального образования в целом и сервисного образования в частности. Это противоречие между традиционным подходом к обучению и воспитанию специалистов сферы быта и услуг и сложившимися в настоящий период в обществе социально-экономическими условиями: рыночной экономикой, созданием рынка спроса и предложений, повышением требований к сфере быта и услуг, конкуренцией на рынке труда, развитием малого и среднего бизнеса.

Теоретическая и практическая значимость проблемы подготовки молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях, недостаточная разработанность ряда аспектов профессионального обучения и воспитания специалистов сферы быта и услуг определили выбор темы исследования: «Подготовка молодого специалиста в условиях инновационной деятельности колледжа сферы быта и услуг» .

Объект исследования: инновационная учебно-воспитательная деятельность колледжа сферы быта и услуг.

Предмет исследования: средства подготовки молодого специалиста колледжа сферы быта и услуг.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение инновационных технологий, обеспечивающих подготовку молодого специалиста сферы быта и услуг и их апробация.

Гипотеза исследования. Образовательное учреждение нового типаколледж сферы быта и услуг — может осуществлять подготовку молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях, если:

— выявлены принципы инновационных педагогических процессов в сервисном образовании;

— сконструирована инновационная модель молодого специалиста колледжа сферы быта и услуг;

— разработана совокупность инновационных технологий учебно-воспитательного процесса;

— учебно-воспитательный процесс имеет технологический характер;

— внедрена инновационная системно-структурная организация деятельности колледжа;

— определены критерии подготовки молодого специалиста сферы быта и услуг.

Задачи исследования:

1) выявить специфические черты колледжа как инновационного профессионального учебного заведения;

2) разработать инновационную модель специалиста — выпускника колледжа сферы быта и услуг;

3) определить качества молодого специалиста, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях;

4) выявить эффективность педагогических условий, способствующих подготовке молодого специалиста, входящего в новые социально-экономические условия.

Положения, выносимые на защиту.

1. Процесс подготовки молодого специалиста сферы быта и услуг должен быть основан на развитии как профессионального, так и специфически профессионального и личностного компонентов.

2. Подготовка конкурентоспособного молодого специалиста возможна при условии проектирования и реализации совокупности инновационных технологий в технологическом учебном процессе.

3. Важнейшим фактором подготовки молодого специалиста является системно-структурная организация деятельности колледжа, в основе которой:

— пересмотр рабочих планов и программ;

— внедрение новейших методов, средств и форм организации обучения и воспитания;

— введение инновационных служб. Новизна исследования: доказана значимость педагогических инноваций в сервисном обслуживании как ведущих в ряду инноваций других сфер обществаобоснованы принципы инновационных педагогических процессов в сервисном образовании и сформулированы педагогические основы разработки инновационных процессов в профессиональном обучении и воспитаниивыявлена совокупность инновационных технологий на основе технологичности учебно-воспитательной деятельности колледжа сферы быта и услугнаучно обоснована инновационная системно — структурная организация деятельности колледжа сферы быта и услуг- - доказана эффективность сконструированной модели молодого специалиста сферы быта и услуг, способного работать в новых социально-экономических условиях. Теоретическая значимость. Исследование инновационных процессов показало, что их педагогической основой на разных этапах процесса обучения являются целесообразность, высокий воспитательный потенциал внедряемых инноваций, психологическая комфортность процесса обучения, творческая активность педагога и учащегося. Условиями успешного решения задач подготовки молодого специалиста в колледже сферы быта и услуг являются технологический процесс обучения, обеспечивающий возможность самоопределения учащихся и внедрение совокупности инновационных технологий, позволяющих осуществлять целостный подход в учебно-воспитательной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана совокупность инновационных технологий, выявлены условия технологичности учебно-воспитательного процесса, внедрена инновационная системно-структурная организация деятельности колледжа. Карта инновационных технологий и методов контроля знаний позволяет проводить поэтапную подготовку специалистов. Сконструированная модель специалиста может применяться в системе профессионального образования. Прошедшие апробацию методические экспериментальные методики могут быть использованы в педагогической практике.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, ценности реального мира, о творческой сущности целостной личностной системытеории развития личности, нашедшие отражение в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского,.

A.В.Петровского, Д. И. Фельдштейна, А. Г. Хрипковой и др. Опора делается на источник развития личности — собственную активность. Активность личности рассматривается с ориентацией на психологические (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Божович, Л. И. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

B.С.Пирнин, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн) и педагогические аспекты (Ю.К.Бабанский, М. А. Данилов, Б. Н. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, Т.И.Шамова).

Исследование проблемы подготовки молодых специалистов в процессе профессионального образования основываются на теоретических положениях.

C.Я.Батышева, М. М. Поташника, Т. И. Рудневой.

Анализ механизмов системно-структурной организации деятельности колледжа строится на базе технологического подхода к процессу обучения (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, М.В.Кларин).

Модель молодого специалиста конструируется на основе личностнодеятельностного подхода с опорой на теоретические положения К.А.Абульхановой-Славской, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Мудрика, А. С. Орлова.

Базой исследования является Самарский колледж сферы быта и услуг. Выборочная совокупность — 1268 человек: 150 учащихся, педагогический коллектив, работники и клиенты сферы быта и услуг. Этапы научного исследования.

I этап (1995;1996 гг.) заключал в себе постановку научной проблемы и получение функционального представления об объекте исследования. В этот период изучалась научно-педагогическая литература, анализировались и сопоставлялись результаты функционирования учебного заведенияПТУ-18 и колледжа сферы быта и услуг, разрабатывались исходные теоретические позиции, гипотеза исследования. Было проведено пилотажное исследование и собран материал для проведения констатирующего эксперимента. Полученные данные позволили определить объект и предмет исследования, сформулировать его цели и задачи, уточнить гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

II этап (1997;1998 гг.) включал проверку гипотезы, обработку результатов констатирующего эксперимента, теоретическую разработку модели специалиста в условиях инновационных технологий, подготовку к проведению формирующего эксперимента, выявление и подбор инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе с учетом специфики получаемой профессии, подготовку методического и технического оснащения.

Ш этап (1999;2000г.г.) содержал проведение формирующего эксперимента по применению инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, оценку эффективности экспериментальной модели, обобщение полученных результатов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных данных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ психолого-педагогической литературылонгитюдный методконструирующий и формирующий экспериментысоциометрические методы (беседа, анкетирование, взаимои самооценка, тесты) — математические методы (статистический и графический анализ результатов эксперимента).

Достоверность результатов исследования обеспечены методически выверенными подходами, многолетними наблюдениями, тщательным отбором фактического материала и документов, теоретически выявленными и практически проверенными инновационными технологиями, способствующими решению поставленной проблемы, применением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, цели, задачам и логике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались на научно-практических конференциях (Самара, Москва). Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры филиала Московского государственного университета сервиса (Самара), кафедры педагогики психологического факультета СамГУ, внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в колледже сферы быта и услуг.

По проблеме подготовки специалистов сферы быта и услуг проводились методические семинары для преподавателей училищ, лицеев.

Материалы исследования могут быть использованы в других учебных заведениях подобного типа, при разработке методических пособий, в системе подготовки и переподготовки специалистов, а также на курсах повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

Выводы.

Колледж сферы быта и услуг выявил пути подготовки молодого специалиста, соответствующего потребностям рынка, гибко реагирующего на его коньюктуру, экономически и социально защищенного, профессионально конкурентоспособного.

С этой целью был решен ряд задач:

1. На основе государственных стандартов сконструирована модель молодого специалиста СБУ, разработаны учебные планы и программы начального и среднего профессионального образования. Структурирование содержания обучения осуществлялось посредством блочно-модульного подхода, который позволил выделить конкретного «носителя» содержания обучения, обеспечивающего гибкий характер системы профессионального образования, рассчитанной на адаптацию специалиста к меняющимся социально-экономическим условиям.

2. Организована методическая служба, деятельность которой, помимо традиционных функций (проведение курсов повышения квалификации, изучение и обобщение педагогического опыта, контроль за соответствием планов и программ требованиям Госстандарта и др.), направлена на внедрение в учебно-воспитательный процесс современных отечественных и зарубежных технологий, научно-методических разработок использования компьютеров в обучении, развитие на инновационной основе информационных и коммуникативных технологий.

3. Создана психологическая служба, способствующая формированию творческого специалиста, способного к саморегуляции в условиях современной социальной обстановки, умеющего быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

4. Проанализированы и подобраны инновационные технологии, методы и формы организации обучения, способствующие профессиональному росту учащихся, формированию у них качеств, соответствующих разработанной модели специалиста.

Итак, исследование показало, что инновационная системно-структурная деятельность колледжа в совокупности с инновационными технологиями, методами и формами обучения осуществляет подготовку молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование имело целью выявление условий подготовки молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях (рыночной экономики, развития малого и среднего бизнеса, конкуренции на рынке труда и сбыта, повышенных требований потребителей).

В связи с этим определено важное значение инноваций в области экономики в период экономического кризиса в стране. Выявлена взаимозависимость экономических, материально-технических, социальных и педагогических инноваций при особой значимости последних. Установлено, что внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций способствует подготовке молодого специалиста, умеющего работать с современной техникой, владеющего высокими технологиями, имеющего потребность к такому труду.

В результате теоретических исследований сконструирована модель молодого специалиста сферы быта и услуг, определены компоненты его подготовки: общепрофессиональный, специфически — профессиональный и личностный, включающие в себя качества специалиста, необходимые в современных социально-экономических условиях. Учитывая особенности социальной сферы общества, личностный компонент модели (коммуникабельность, инициативность, изобретательность, целеустремленность), ранее не являвшийся основным, становится значимой структурной единицей на основе утверждения принципов демократизма, с одной стороны, а также процессов гуманизации и гуманитаризации обучения, с другой. Критериями отбора качеств, специалиста сферы быта и услуг являлись результаты теоретического анализа специальной литературы, блиц — опросы клиентов и работодателей. Анализ опроса совпал с теоретической представленностью качеств.

В соответствии с разработанной моделью молодого специалиста сферы быта и услуг создана совокупность инновационных технологий учебного процесса, создан алгоритм эффективности технологий в формирования качеств молодого специалиста, включающий определение специфичности, цели, содержания, формирования качеств, оценку значимости технологий. В процессе экспериментальной работы была доказана продуктивность компьютерных технологий, технологий интенсификации обучения на основе схемных знаков моделей учебного материала, технологии модульного обучения, технологии проблемного обучения, технологий погружения, технологии контроля знаний методами «цветного кодирования», тестирования, разгадывания кроссвордов, устного опроса («экзамена»). Выявлено, что подготовке молодого специалиста, способного работать в новых социально-экономических условиях, в большей степени способствуют те инновационные технологии, методы и формы организации обучения, которые ориентированы на развивающий, воспитывающий и формирующий эффекты.

Установлено, что успешность подготовки молодого специалиста в колледже сферы быта и услуг обусловлена, во-первых, технологичностью учебно-воспитательного процесса, которая означает перевод учащегося с уровня действий на уровень операцийво-вторых, внедрением инновационной системно-структурной организации деятельности колледжа, существенно отличающейся от традиционной деятельности профессиональных учебных заведений, обеспечивающей высокие результаты.

Критерием достоверности высокого уровня инновационной подготовки специалистов сферы быта и услуг является практическая деятельность учащихся в условиях учебно-воспитательного процессапреддипломная практика. На основании самоопределения и самооценки учащихся до преддипломной практики и после ее прохождения методом анкетирования и анализа характеристик выпускников, полученных с места производственной практики, подтверждается высокий уровень подготовки специалистов, способных работать в новых социально-экономических условиях. На достоверность объективного критерия указывает трудоустройство выпускников на предприятия сферы быта и услуг, где учащиеся проходили преддипломную практику.

Успешность инновационной подготовки молодого специалиста подтвер

Успешность инновационной подготовки молодого специалиста подтвердили экспериментальные методики в форме ролевых учебных игр, разработанных на основе деятельности производственных предприятий сферы быта и услуг: конфликтных ситуаций в салонепроблем, возникающих при приеме заказов, примерок, выдаче готовых изделий. Степень соответствия полученного результата поставленным задачам выявлялась с помощью тестовых методик В. И. Андреева. Каждая из них соответствовала формированию определенного компонента модели специалиста. Лонгитюдный эксперимент дал возможность проследить профессиональное становление учащихся на протяжении всех трех курсов обучения.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об успешной профессиональной подготовке учащихся, о соответствии спроектированной инновационной модели специалиста сферы быта и услуг запросам общества.

Однако не все поставленные в исследовании задачи имеют однозначное решение. За пределами данного исследования остались проблемы подготовки педагогов к инновационной деятельности в системе профессионального образования, влияния личного примера наставника в период преддипломной практики, а также в течение всего срока обучения.

Вместе с тем, разработанные подходы по конструированию инновационной модели молодого специалиста сферы быта и услуг вносят ощутимый вклад в процесс профессионального образования и могут быть использованы в профессиональных учебных заведениях подобного типа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Реформы в России. М.: Экономика, 1995. — 57 с.
  2. Л.К. Самосовершенствование личности менеджера. М.: Эко, 1993.- 178с.
  3. Л.Н. Формирование гибкого содержания образовательного обучения //Специалист. 1997. — № 5. — С. 15−17.
  4. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. 159с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития в 2-х т. Казань: Казанский гос. ун-т, 1996. — Т. 1. — 568с.
  6. Асатулин.Р.И., Осипова. Т.И., Тарасюк О. Колледж это актуально //Профессионал. — 1994. — № № 9−10. — С.68−69.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 92 с.
  8. В.А., Далингер В. П. и др. Компьютерная технология обучения //Специалист. 1990. — № 8. — С.3−5.
  9. В.К. Преемственность в учебных заведениях непрерывного образования //Специалист. 1996. № 3. — С.2−3.
  10. Ю.Батышев С .Я. Профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512с.
  11. В.П., Кометова В. П. Управление самостоятельной работой студентов //Специалист. 1997. — № 4. — С. 15−17.
  12. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: СамГУ, 1992. 193с.
  13. А.П., Баев С. Я. и др. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического обучения. М.: Высшая школа, 1993. — 185с.
  14. В.В., Нохрин Г. Н. Развитие профессионального образования в регионе: концептуальная модель //Специалист. 1995. — № 4. — С.10−12.
  15. В.В., Нохрин Г. Н. Разработка концепции функционирования и развития профессионального учебного заведения //Специалист. 1995. -№ 9. — С.31−33.
  16. С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара: СИУ, 1995. 128с.
  17. И. А. Оценка знаний как элемент стратегии среднего профессионального образования //Специалист. 1997. — № 7. — С. 9−11.
  18. Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. -Л.: «ЛГУ», 1992.-325с.
  19. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика. 1996. — № 1. — С.85−90.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  21. Г. А., Носкова Т. И., Степанова А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения //Педагогика. 1996. — № 3. — С.3−8.
  22. Бур дина Н. К. Курс на обновление //Народное образование. 1996. — № 7.-С.30- 37.
  23. М.Т. Трудовая этика и трудовой этнос: значение этических аргументов для политики перехода к рынку //Вопросы философии. 1992. -С.21−24.
  24. И.Н., Чапенко О. А. Интегративное обучение и модульные педагогические технологии //Специалист. 1996. — № 7. — С. 19 — 20.
  25. Т.В. Модули для самообучения //Вестник Высшей школы. -1998. № 6. — С.86 — 87.
  26. В.Н. Региональный колледж //Профессионал. 1996. — № № 7−8. — С.38—41.
  27. А.П. Новые информационные технологии обучения профессии //Профессионал. 1995. — № 5. — С.72 — 74.
  28. .З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика. -1993. № 2. — С. З — 9.
  29. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 440 с.
  30. О.С. Социальные аспекты развития //Советская педагогика. 1988.- № 5. С. 1 — 11.
  31. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник Высшей школы. 1987. — № 8. — С.30−33.
  32. З.Е. Профессиональное самоопределение молодежи //Педагогика. — 1993. № 3. — С.33−37.
  33. .Н., Морозов В. В. Управление инновациями. Учебное пособие. Самара: СГТУ. 1997. — 106с.
  34. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. — 208с.
  35. Л.Д. Отечественные педагогические инновации //Педагогика. 1995.- № 5. С.5−24.
  36. В.Ф. Система управления процессом обучения //Специалист. —1996.-№ 6.-С.6−28.
  37. М.Д. Народная школа лучшее творение земства. — Самара: СИУ, 1997.- 138с.
  38. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 280с.
  39. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, т.З. М., издательская группа «Прогресс», «Универс.», 1994. — 2149с.
  40. А.Г., Усманов Б. Ф., Шелейко И. И. Социальные инновации: сущность, практика осуществления. Учебно-методическое пособие. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. — 144с.
  41. Доброциньска А. М, Юхневич Л. И, Политика активизации предприимчивости //Вестник МГУ. 1992. — № 6. — С.28.
  42. Л.А. Колледж многопрофессиональный центр по оказанию образовательных услуг //Специалист. — 1997. — № 3. — С.2−7.
  43. Л.А., Карпов А. К. Педагогический колледж в структуре учебно -научного педагогического комплекса //Специалист. 1995. — № 8. — С.8−10.
  44. В.И. Инновационные процессы в образовании и педологическая наука //Инновационные процессы в образовании. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1990. 160с.
  45. В.Г., Чернышов А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992. — 168с.
  46. Л.В. Дидактика и жизнь. -М.: Просвещение, 1968. 175с.
  47. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. И. Игра и учение (теория и практика, перспектива игрового обучения). М.: 1992. — 259с.
  48. B.C. Технология профессионального обучения. Санкт-Петербург: ЛГУ, 1993. — 115с.
  49. B.C. Технология развивающего обучения. Санкт-Петербург, ЛГУ, 1996, 110с.
  50. В.П. Реформирование образования в России //Педагогика. 1997. — № 5. — СЛ7−41.
  51. В. Буржуа. Очерки по истории духовного развития современного предпринимателя. М.: Просвещение, 1924. — 160 с.
  52. З.И., Шишкина Е. С. Инновационные формы воспитательной работы //Специалист. 1996. — № 1. — С.24−26.
  53. Инновационное обучение: стратегия и тактика / Под. ред. В. Л. Ляудис. -М.: МГУ, 1994.-203с.
  54. В.И., Баскова П. Ф. Компьютерные технологии по курсу «История искусств» //Специалист. 1998. — № 8. — С. 20 — 21.
  55. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176с.
  56. И.А., Эйдельнант В. И. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях //Специалист. 1997. — № 7. — С.21−22.
  57. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука, 1989.-272с.
  58. Е.С., Чернявская А. А. Создаем инновационное пространство //Народное образование. 1996. — № 7. — С.30−37.
  59. Н.А., Борисова М. В. Единая саморазвивающаяся педагогическая система //Профессиональное образование. 1997. — № 5. — С.20−22.
  60. Т.М. Многоуровневая и многоступенчатая подготовка: современный этап развития //Профессиональное образование. 1997. — № 4. — С.11−12.
  61. Э.М. Морозовский проект: Инновация в образовательных программах //Специалист. 1995. — № 5. — С.4−6.
  62. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. — 191с.
  63. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара: СамГУ, 1994.- 102с.
  64. Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственного руководителя. М.: Экономика, 1989. — 175с.
  65. И.И. Профессиональное образование в США //Профессионал. -1997. № 7. — С.57−63.
  66. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Издательство ЛГУ, 1980. — 280с.
  67. . Эффективное обучение. Практическое пособие. /Пер. с англ. Д. А. Шуматова и А. Н. Волчкова, М.: Прометей, 1997. 120с.
  68. Т.В. Используем американский опыт обучения //Специалист. -1997.-№ 1. С.14−15.
  69. Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников. -Самара: СамГУ, 1998. 95с.
  70. Л.В. Развивающая школа школа инновационная. — Самара: СамГУ, 1998.- 115с.
  71. Ю. А. Перевераев И.И., Босмор М. А. Связь профессиональногообразования молодежи с производительным трудом //Специалист. 1996. -№ 3. — С.5−8.
  72. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профессионально-технических училищах и вузах //Специалист. 1990. -№ 4. — С.9−15.
  73. Лай В. А. Экспериментальная педагогика. /Перевод с нем. М.: Политиздат, 1927.-380с.
  74. Н.И. К разработке теоретических основ нововведений / Проблемы инноватики и экспериментатики /Материалы семинара. Таллин: НПЦ «Эксперимент», 1979. — С.6−15.
  75. Н.И. Нововведение /Социология: Словарь справочник. Т. 1. Социальная структура и социальные процессы. — М.: Наука, 1990. — С.63−66.
  76. М.Б., Хорошилов В. В., Шапкин В.В.Новые инновационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ. — Л.: ЛГУ, 1990. — 148с.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  78. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  79. К.С. Технология межличностного конфликта в старшем возрасте. Самара: СГУ, 1995. — 126с.
  80. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках. Самара: СИУ, 1997. — 84с.
  81. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов ВУЗов и слушателей ин-ов и фак-тов повышения квалификации и подготовки научно-пед. кадров. М.: Прометей, 1993. — 462с.
  82. И.В. Планирование и прогнозирование отдельных направлений деятельности профессионального учебного заведения //Специалист. 1996. -№ 6. — С.24−25.
  83. Дж. О воспитании. М. — Спб.: ЛГУ, 1901. — 310с.
  84. В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика //Специалист. 1994. -№ 2. -С.20−21.
  85. Н.М. Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Переспективы. Учебное пособие. Самара: изд-во СамГУ, 1993.-251с.
  86. Н.М. Методология и методика свободного воспитания. — Самара: СИУ, 1996. 230с.
  87. Т.А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения. Самара: «СИУ», 1993. — 215с.
  88. В.К., Слободянюк А. А. Экономическая педагогика и новые технологии обучения //Специалист. 1996. — № 3. — С.21−22.
  89. Н.Н. Непрерывная ступенчатая система подготовки специалистов //Специалист. 1996. — № 3. — С.4−6.
  90. Н.Т. Метод концентрированного обучения: за и против //Специалист. 1998. — № 1. — С.17−18.
  91. Р.Х. Педагогическая технология разработки и организации познавательных игр //Специалист. 1996. — № 3. — С.26−28.
  92. Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям //Профессиональное образование. 1997. -№ 9. — С.28−30.
  93. Е.И. Диалог в обучающей системе. -Курск: Курский гос. ун-т, 1989. 147с.
  94. И.Л. На пути к колледжу //Народное образование. 1996. — № 3. -С.121−126.
  95. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки //Специалист. 1996. — № 4. — С.22−23.
  96. Е.В. Буржуазные концепции управления инновационными процессами //Вопросы экономики. М.: Прометей, 1987. — 170с.
  97. B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992, -210с.
  98. Т.С. Педагогическая технология: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. — № 3. — С.20−27.
  99. А .Я. Педагогические инновации. Научный эксперимент //Педагогика. 1996. — № 3. — С.10−15.
  100. И.Н. Концепция непрерывного образования //Специалист. 1996. -№ 3.-С. 2−4.
  101. М. Организация и проведение бинарных уроков //Профессионал. 1995. — № 1. — С.69−72.
  102. A.M. Английский колледж //Профессионал. 1995. — № 2. -С.75−79.
  103. A.M. Колледж модель для России? //Специалист. — № 8.- С.2−5.
  104. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦПНПО, 1997. — 254с.
  105. A.M. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. 1996. — № 3. — С.3−8.
  106. JI.M. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции //Специалист. 1996. — № 5. — С.2 — 5.
  107. С.И. Словарь русского языка. М.: 1995. — 529с.
  108. В.И. Содержательная учебная информация //Педагогика. 1997. -№ 1. — С.53−55.
  109. Н.Ф., Комаровских Г. С., Анчуткин Г. С., Кокшарова JI.A. Профессиональное воспитание студентов //Специалист. 1997. — № 3. -С.26−28.
  110. М.А. Методы и методологические приемы профессионального образования. М.: Ассоциация «Профессиоанльное образование», 1993.- 116с.
  111. Н.Г., Рахматшаева В. А. Проблемы функционирования педагогических инновации /Инновационные процессы в образовании. -Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1992. 58с.
  112. И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. /Науч. ред.
  113. H.И.Лапина. М.: Экономика, 1981. — 114с.
  114. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-255с.
  115. А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии //Научное образование. 1984. — № 4. — С. 12−26.
  116. В.П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления. Человек и труд. М.: Наука, 1992. — 46с.
  117. Т.В. Средне профессиональное образование //Специалист. — 1994. — № 4. — С.4−6.
  118. Л.И., Михелькович В. Н., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: СГТУ, 1998. — 172с.
  119. Помогите нашим детям преуспеть в жизни. Советы родителям по книге X. Маккая «Как уцелеть среди акул: определить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки» //Эхо. 1993. — № 1.- С.79−85.
  120. М.М., Хомерики О. Г. Структура инновационного процесса. -М.: Наука, 1993.- 124с.
  121. В.В. Создание интегративного психолого педагогического блока //Специалист. — 1996. — № 9. — С.3−5.
  122. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия социальные проблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989. — 270с.
  123. А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в соц. обществе. М.: Политиздат, 1993. — 176с.
  124. Проблемы методологии педагогики и методики исследований /Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдарева М.: Педагогика, 1991. — 185с.
  125. А.С., Райсберг В. А. Мир рыночной экономики. Сборник деловых игр. М.: РПА, 1992. — 58с.
  126. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1987. — 240с.
  127. Психометрическое исследование личности. Практические рекомендации /Под ред. Б. Н. Герасимова. Самара: РШП, 1993. — 37с.
  128. М.И. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. -М.: Мысль, 1992.-75с.
  129. В.В. Инновационное педагогическое творчество //Alma mater. -1997. -№ 3.-C.3−7.
  130. Т.И. Основы педагогического профессионализма. Самара: СамГУ, 1996, — 118с.
  131. Т.И. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета. Самара: СамГУ, 1996. — 243с.
  132. Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: СФМГПУ, 1997. -160с.
  133. Т.И. Педагогическое исследование. Самара: СамГУ, 1992. -125с.
  134. П.Н., Сергеев А. В., Школа А. В. Педагогическую науку в практику //Специалист. 1996. — № 1. — С.24−28.
  135. . Инновации как средство экономического развития /Пер. с венг. Общ. ред. и вступ. ст. Б. Б. Сазонова. М.: Прогресс, 1990. — 296с.
  136. Л.П. Колледж ступень в развитии //Специалист. — 1995. -№ 6. — С.20−22.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Науч. образование, 1998. — 255с.
  138. Ф.В. Учебный процесс-сотворчество педагога и учащегося //Специалист. 1997. — № 3. — С.40−45.
  139. Т.А. Инновации: идеи, опыт, проблемы //Профессиональноеобразование. 1997. — № 4. — С.25−28.
  140. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -96с.
  141. М.А. Статус колледжа толчок к переменам //Специалист. — 1995.- № 2. С.4−11.
  142. М.А. Статус колледжа толчок к переменам //Специалист. — 1995.- № 10. -С.4−6.
  143. В.А., Подылева J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: МГУ, 1997. — 224с.
  144. Структура инновационного прогресса /Под ред. В. Л. Ляудис. М.: МГУ, 1991.- 150с.
  145. Е.А., Демин В. М., Дубровская Г. П., Бабичева А. Н. Новый тип учебного заведения //Специалист. 1996. — № 7. — С. 12−20.
  146. Г. В. Нетрадиционные формы работы //Специалист. 1999. -№ 1. — С. 18−20.
  147. О.В. Инновационные вопросы //Специалист. 1997. — № 2. -С.18−19.
  148. Л.И. Теоретические основы управления образовательными учреждениями: Пособие для руководителя общеобразовательных школ. -Самара: «СамГУ», 1994. 112с.
  149. Форверг М. Н, Альберт Т. В. Характеристика социально психологического тренинга поведения /Психологический журнал. 1984. -№ 5. — С.57−64.
  150. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы //Педагогика. 1997. — № 3. — С.72−78.
  151. М.Э. Организация учебной работы с помощью ЭВТ //Специалист. 1999. — № 4. — С. 10−15
  152. Г. Р. Основные итоги осуществления экономических реформ в области //Самарский экономический вестник. 1996. — № 5. — С. 29 — 36.
  153. Н.Р. Общие основы педагогической инновации. М.: 1991.• 115с.
  154. Sharma A.R. Education Texnology The Author College: Agra 2 (Jndia). -1985.-73p.
  155. Hunter B. My stydents use computers. Learning achtvities for computer literacy: Reston Publishing Cj., Jnc. A prantice Halle Co. Reston, Virdinia. -1993. -60p.
  156. Kendale M. Multivariate Analysis: Griffin & Co. 1980. — 45p.
  157. Stones E. Psycho Pedagogy of Teaching. Methun & Co. Ltd. — 1984. — 80p.
  158. Алгоритм поузловой обработки
Заполнить форму текущей работой