Общие вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями
Упражнения в употреблении диалогических форм речи. Упражнение на развитие описательно-повествовательных форм речи, через применение различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению; подбор предложений, которые относятся к данной картине; самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям; описание картин с изображением помещений, пейзажей без… Читать ещё >
Общие вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения слуха. Младший школьный возраст.
Направление коррекционной работы | Описание метода или приема. | Особенности реализации. |
Развитие познавательной деятельности. Ориентировка в пространстве и в предметном мире; процесс присвоения общественного опыта. | Упражнения, направленные на: развитие и повышение качества внимания; развитие вибрационной чувствительности; развитие осязательных ощущений и восприятия; развитие наглядного мышления; использование предметов, имеющих фиксированное назначение; ознакомление детей с простейшими приспособлениями; использование вспомогательных средств в проблемной ситуации; определение причины, нарушившей привычный ход явления; использование вспомогательных средств с учетом свойств; выбор сложных вспомогательных средств в различных, проблемных ситуация; выбор адекватных вспомогательных средств для достижения положительного результата в проблемной ситуации; решение наглядных задач в образном плане. | Работа в группах и в минигруппах. (2−3 человека). |
Нравственное, умственное и речевое развитие, мышление, воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. | Совместные игры со сверстниками: Дидактические игры. Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, игр с песком, водой. В играх необходимы таблички со словами и фразами, обозначающими игровые принадлежности, действия с ними, названия профессий трудовых действий людей, обозначение их взаимоотношений. Для игр-драматизаций необходимо иметь набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного использования. | Игры не должны быть длительными по времени (до 15 мин). Взрослые мо-гут принимать непосредственное участие в игре. Целесообразно использовать различные вариативные типы игр. Любая игра должна быть подготовлена в содержательном, и речевом оформлении. |
Лексическо-семантический уровень (слово). | Используется восприятие слов и фраз, написанных, а табличках. Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи: использование самих предметов или их изображений; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи: подбор синонимов, антонимов; перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами, подбор определений; морфологический анализ структуры слова; подбор к родовому понятию видовых; негативные определения; тавтологические толкования; опора на контекст — незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова. | Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. |
Синтаксический уровень (словосочетания и предложения). | Упражнения в употреблении диалогических форм речи. Упражнение на развитие описательно-повествовательных форм речи, через применение различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению; подбор предложений, которые относятся к данной картине; самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям; описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам; составление рассказов по серии картинок; составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки. | Ставить перед детьми цель — запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. |
Уровень текста. | Работа над формированием сознательности чтениям и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту: вступительная беседа с предъявлением наглядного материала, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного; самостоятельное чтение текста; проверка усвоения содержания прочитанного в целом; подробный анализ текста всего рассказа; устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного. | В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста. |
Моторное и физическое развитие. | Упражнения, направленные на развитие основных движений — ходьба, бег, прыжки, лазанья, метания, развитие крупной и мелкой моторики. Физкультурные упражнения должны сопровождаться речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий. | Доступные и интересные для детей упражнения с различными предметами — и разнообразное оборудование. |
Сенсорное воспитание, эстетическое воспитание, формирование речи. | Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство анализом образца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей; обобщение результатов обследования, оформление в слове. | Изодеятельность должна быть связана с игрой, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи, ручным трудом, математикой. |
Ознакомления с окружающим. | Наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами, с их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. | В центре внимания должны быть сами предметы, факты реальной действительности. |
Слуховое восприятие и обучение произношению. | Использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов. | Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слога. Речь взрослых должна быть интонированной и эмоционально окрашенной. |
Интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений. | Воспитание эмоциональной отзывчивости детей проводится путем использования слухо-зрительного восприятия. Упражнения на развитие голоса и ритмической стимуляции на слухо-зрительной основе. Дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепиано, за его эмоциональной настроенностью. Декламация песен под музыку. Выполнение специальных речевых упражнений под музыку. | Основное внимание следует уделять, укреплению речевой зоны голоса детей и слаженности сопровождающих декламацию коллективных ритмодвигательных упражнений. |