Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инструктивные материалы министерства образования по организации физической культуры в высших учебных заведениях. 
Программы по предмету. 
Учебный план

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный… Читать ещё >

Инструктивные материалы министерства образования по организации физической культуры в высших учебных заведениях. Программы по предмету. Учебный план (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента. физический учебный воспитательный Содержание Примерной учебной программы для вузов по физической культуре (далее — Программа) определяется «Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.

На основе настоящей Программы кафедры физического воспитания разрабатывают рабочие программы, в которые могут вносить научно обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • — понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • — знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • — формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • — овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • — обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • — приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

  • — физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
  • — социально-биологические основы физической культуры;
  • — основы здорового образа и стиля жизни;
  • — оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
  • — профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:

  • — теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
  • — практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
  • — контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный, или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов, выпускаемых высшей школой.

Курс физического воспитания в высших учебных заведениях предусматривает решение следующих задач:

— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, коммунистической сознательности, подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины;

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

  • — всестороннюю физическую подготовку студентов в объеме требований и норм IV ступени Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» ;
  • — профессионально-прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
  • — приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовку студентов к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;
  • — совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;
  • — воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Общее руководство физическим воспитанием, спортивно-массовой работой среди студентов и организация наблюдений за состоянием их здоровья на основании Положения о высших учебных заведениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969 г. N 64, возлагается на ректора.

Администрация высших учебных заведений обеспечивает:

  • — включение в учебные расписания занятий по физическому воспитанию (обязательных и факультативных) в объеме 4 часов в неделю на всех годах теоретического обучения;
  • — кафедру физического воспитания необходимой штатной численностью преподавательского состава, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналом, а также почасовым фондом;
  • — строительство, благоустройство, аренду необходимых учебных спортивных сооружений и поддержание их в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии при активном участии студентов;
  • — кафедру физического воспитания помещениями: раздевалками для преподавателей, врачебно-физкультурным кабинетом, лабораторией, методическим кабинетом и складскими помещениями;
  • — выделение средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, а также аппаратуры и приборов для научной и научно-методической работы;
  • — постоянную помощь кафедрам физического воспитания в работе по внедрению в учебно-тренировочный процесс современных достижений науки, методики и технических средств;
  • — создание студентам-спортсменам высокой квалификации необходимых материально-бытовых условий, предоставление им в установленном порядке возможности обучения по индивидуальному графику;
  • — строительство и всю хозяйственную деятельность студенческих оздоровительно-спортивных лагерей;
  • — создание необходимых условий для проведения систематического врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом; выделение необходимых помещений, оказание помощи в приобретении медицинского оборудования, медикаментов и т. д.;
  • — ежегодное обсуждение на заседаниях совета вуза и факультетов вопросов о состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студентов, материально-технического обеспечения работы по физическому воспитанию и др.

Для руководства работой по комплексу ГТО в вузе создается постоянно действующая комиссия ГТО, возглавляемая проректором по учебной работе. Комиссии по комплексу ГТО на факультетах возглавляются деканами.

Физическое воспитание в вузах проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:

  • — учебные занятия (обязательные, факультативные и дополнительные);
  • — самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом во внеучебное время по заданию преподавателя или в спортивных секциях (командах) студенческого спортивного клуба при методическом руководстве кафедры физического воспитания;
  • — физические упражнения в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, производственная физическая культура;
  • — массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые спортивным клубом вуза при активном участии комсомольских и профсоюзных организаций в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, на учебных практиках, лагерных сборах, в студенческих строительных отрядах.

Объем учебных часов Занятия физическими упражнениями в той или иной форме являются обязательными для студентов всех курсов. Учебные занятия (обязательные и факультативные) являются основной формой организации физического воспитания в высших учебных заведениях, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям, на всех годах обучения студентов в объеме: на первых четырех семестрах по два часа обязательных и два часа факультативных, на всех последующих семестрах — по четыре часа факультативных занятий в неделю. Указанные занятия включаются в учебное расписание института и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

При планировании в учебном расписании факультативных занятий необходимо обеспечить реальную возможность присутствия на них студентов, т. е. в эти часы не планировать и не проводить никаких других видов учебных занятий, общественных и других мероприятий.

Учитывая, что физические упражнения являются средством активного отдыха, занятия по физическому воспитанию следует планировать и проводить также в периоды экзаменационных сессий, на учебных практиках и в оздоровительно-спортивных лагерях, используя для этого различные формы в соответствии с условиями и возможностями.

Учебные занятия Курс физического воспитания предусматривает теоретические и практические учебные занятия. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, которые планируются в соответствии с программой и читаются по курсам (потокам). Практические занятия проводятся преподавателями с группами студентов, закрепленными за ними на весь период обучения.

Распределение студентов по учебным отделениям Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе (потоке) создаются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям и группам проводится на I курсе в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, спортивной квалификации.

Зачисление студентов на отделения подготовительное и спортивного совершенствования производится в начале учебного года только после контрольных проверок состояния физической подготовленности по нормативам программы физического воспитания.

Студенты специального и подготовительного учебных отделений, состояние здоровья, физическая подготовленность и развитие которых в процессе занятий улучшились, могут быть переведены на основании заключения врача и решения кафедры в следующую медицинскую группу или учебное отделение по окончании учебного года или семестра.

Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты должны быть переведены в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты подготовительной и основной медицинских групп. Численный состав учебной группы этого отделения — 12 — 15 человек на преподавателя. Практические занятия для студентов подготовительной и основной медицинских групп проводятся раздельно.

Учебный процесс в этом отделении должен быть направлен на всестороннее физическое развитие студентов и общую физическую подготовку в объеме требований IV ступени комплекса ГТО; приобретение профессионально-прикладных, спортивно-технических навыков и интереса к занятиям физической культурой и спортом. Занятия подготовительного учебного отделения проводятся по 2 часа обязательных и 2 часа факультативных в неделю на первых двух курсах и по 4 часа факультативных в неделю на старших курсах.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Специальные медицинские группы комплектуются с учетом пола, характера заболеваний и функциональных возможностей организма студента. Численность учебной группы должна составлять от 8 до 15 человек на одного преподавателя. Занятия студентов этого отделения физическими упражнениями являются обязательными и проводятся на всем периоде обучения в вузе в объеме 4 часов в неделю. Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении направлен на укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физической работоспособности студентов; возможное устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для них профессионально-прикладных умений и навыков.

На учебное отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие все требования и нормы комплекса ГТО III или IV ступени (по своей возрастной группе) и имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям на этом отделении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивного разряда, но выполнившие все требования и нормы ГТО, или имеющие хорошее физическое развитие, способности, желание заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе, и выполнившие контрольные упражнения и нормативы для зачисления в соответствующую группу спортивного совершенствования.

Задачами этого учебного отделения являются повышение спортивного мастерства студентов в избранном виде спорта на основе всесторонней физической подготовки в объеме требований IV ступени комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации, а также приобретение профессионально-прикладных знаний и навыков. Учебные группы отделения спортивного совершенствования могут создаваться по всем видам спорта, входящим в Единую всесоюзную спортивную классификацию и обеспечивающим физическую подготовленность студентов, в том числе по техническим и военно-прикладным видам спорта. Проведение учебных занятий по массовым видам спорта и видам, входящим в комплекс ГТО, является обязательным.

Наиболее подготовленные студенты-спортсмены, имеющие спортивную квалификацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединенные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного совершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов.

В объединенных (межвузовских) учебных отделениях (группах) спортивного совершенствования, а также в группах кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР учебного отделения спортивного совершенствования следует планировать проведение учебных занятий со студентами-спортсменами, являющимися кандидатами в составы сборных команд СССР, союзных республик и ДСО по олимпийским видам спорта в объеме, предъявляемом современными научно-методическими требованиями к спортивным тренировкам.

Спортивные секции Преподаватели физического воспитания при полном и качественном выполнении всех запланированных в индивидуальных планах разделов работы по кафедре могут сверх 6-часового рабочего дня выполнять секционную (кружковую) и тренерскую работу с оплатой по договору с ректором высшего учебного заведения за счет средств на массовую физкультурную и оборонную работу, но не свыше 50% их основного должностного оклада.

Спортивные соревнования Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.

Для подготовки и участия команд вузов во Всесоюзных, республиканских (городских Москвы, Ленинграда), ведомственных и областных студенческих соревнованиях вузам разрешается проведение учебно-тренировочных сборов для студентов и аспирантов с оплатой питания участников из расчета 2 руб. 50 коп. на человека в день, а также в необходимых случаях транспортных расходов, аренды спортивных сооружений и размещения.

На сборы могут привлекаться мастера спорта СССР, кандидаты в мастера спорта, спортсмены I разряда. В состав участников сбора могут быть включены спортсмены II разряда из числа студентов I и II курсов. В отдельных случаях, с разрешения ректората, в состав студенческих команд для участия в учебно-тренировочных сборах и спортивных соревнованиях могут быть включены аспиранты, сотрудники и преподаватели, имеющие спортивную подготовку не ниже I спортивного разряда. В этом случае они обеспечиваются спортивным инвентарем и формой, а также командируются на сборы и соревнования.

Зачет по физическому воспитанию Студенты, занимающиеся на учебных отделениях: подготовительном, спортивного совершенствования и специальном, должны сдавать зачеты, установленные программой физического воспитания.

Зачетные требования включают в себя теоретический и практический разделы. По теоретическому разделу проводится собеседование с каждым студентом и определяется степень овладения знаниями по пройденным темам.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачетных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и получившие необходимую подготовку. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности выполняются только на соревнованиях. После выполнения всех контрольных упражнений и нормативов, запланированных на семестр, студенты допускаются к сдаче зачета. Контрольные соревнования проводятся по правилам соревнований, утвержденным Спорткомитетом СССР.

В конце семестра студенты сдают зачет, который принимают преподаватели, проводившие занятия с данными студентами. Отметка о зачете вносится в ведомость и зачетную книжку студента.

Студенты, освобожденные от практических занятий по физическому воспитанию на длительный период, выполняют письменную контрольную работу по заданию преподавателя и сдают по теоретическому разделу программы зачет.

Студентам, в случае невыполнения ими по объективным причинам отдельных контрольных упражнений и нормативов (включая нормы комплекса ГТО) в установленные сроки, по решению кафедры и заключению врача может быть положительно аттестована успеваемость и поставлен зачет за истекший семестр, при условии регулярного посещения ими учебных занятий и выполнения остальных зачетных требований.

Преподаватели физического воспитания совместно с врачами определяют этим студентам другие оптимальные сроки и создают условия для подготовки и выполнения ими всех установленных нормативов и требований программы.

Непосредственная работа по физическому воспитанию студентов в вузе организуется и проводится кафедрой, которая в соответствии с Положением о высших учебных заведениях является основным учебно-научным структурным подразделением вуза, осуществляющим учебную, методическую, научную и научно-методическую, массовую оздоровительную, физкультурную и спортивную работу.

В содержание работы кафедры физического воспитания высших учебных заведений входит:

  • — организация и проведение учебной работы со студентами в соответствии с учебными планами и программой по физическому воспитанию, утвержденными Минвузом СССР;
  • — систематическое проведение воспитательной работы со студентами в процессе учебных занятий, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (воспитание коммунистической нравственности, ответственного, добросовестного отношения к учебе и труду, организованности, дисциплинированности, соблюдения норм коммунистической морали, воспитание патриотизма и гордости за свой вуз и студенческий спортивный клуб, воспитание бережного отношения к спортивным сооружениям, оборудованию, инвентарю и т. д.);
  • — разработка содержания и проведение учебных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке;
  • — обеспечение контроля за динамикой физической и спортивной подготовленности студентов на всем периоде обучения в вузе;
  • — повышение спортивного мастерства студентов-спортсменов;
  • — организация и проведение дополнительных учебных занятий со студентами в свободное время по разделам учебной программы и комплексу ГТО;
  • — проведение работы по систематическому повышению квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • — обеспечение безопасности при проведении учебных занятий, массовых физкультурных и спортивных мероприятий, туристских походов;
  • — проведение учебных занятий в студенческих оздоровительно-спортивных лагерях;
  • — подготовка и аттестация общественных физкультурных кадров (инструкторов, тренеров и судей по спорту), оказание помощи в их практической работе;
  • — проведение агитационно-пропагандистской и разъяснительной работы о необходимости использования физической культуры и спорта как средства активного отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и общей работоспособности организма.

Научная и учебно-методическая работа планируется и проводится профессорами, доцентами, преподавателями, ассистентами, научными работниками научных лабораторий в соответствии с основными направлениями, утвержденными Минвузом СССР. Для выполнения этой работы могут быть привлечены также аспиранты и студенты.

Задачами научной и учебно-методической работы кафедр физического воспитания являются:

  • — проведение научных исследований по актуальным проблемам физического воспитания в вузах, способствующих дальнейшему совершенствованию системы физического воспитания студентов;
  • — научное обоснование и методическое обеспечение всех форм физического воспитания студентов;
  • — совершенствование средств и методов, применяемых в учебно-воспитательном процессе при подготовке студентов к выполнению требований и норм комплекса ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации;
  • — разработка графиков учебного и тренировочного процесса, планов учебно-тренировочных занятий, технологических карт по отдельным видам занятий;
  • — повышение научной квалификации преподавателей кафедр физического воспитания;
  • — проведение анализа показателей медицинских обследований студентов и врачебно-педагогических наблюдений.

Кафедры физического воспитания проводят научные исследования в тесном контакте с другими кафедрами вуза, а также с научно-исследовательскими и учебными институтами физической культуры путем согласования планов научно-исследовательских работ, организации комплексных научных исследований, участия в проведении научных конференций и издания научных трудов и учебных пособий по проблемам физического воспитания студентов.

Научные и научно-методические работы выполняются кафедрами физического воспитания в соответствии с планом, рассматриваемым советом вуза и утвержденным ректором. Планы разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом профиля специалистов, подготавливаемых вузом, научной квалификации преподавателей физического воспитания и материальных возможностей.

Кафедры физического воспитания принимают меры к ускорению внедрения завершенных исследований в практику.

С целью подведения итогов научной и научно-методической работы кафедры проводят ежегодно научно-методические конференции по актуальным вопросам физического воспитания студентов.

Кафедра физического воспитания при проведении массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе оказывает спортивному клубу и общественным организациям практическую помощь и осуществляет методическое руководство:

  • — в работе спортивных секций клуба;
  • — в организации оздоровительных и физкультурных мероприятий в быту, режиме труда и отдыха студентов;
  • — в проведении спортивных праздников, спартакиад, соревнований по многоборью ГТО, массовых кроссов и других спортивных соревнований;
  • — в организации и проведении оздоровительно-спортивных лагерей;
  • — в организации смотров-конкурсов оздоровительной, физкультурной и спортивной работы на факультетах, курсах, в учебных группах и в студенческих общежитиях;
  • — в самодеятельном строительстве спортивных сооружений.

Регламентация работы преподавательского состава кафедры На заведующего кафедрой физического воспитания возлагается:

  • — проведение теоретических и практических учебных занятий со студентами;
  • — организация и осуществление мероприятий по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи при проведении всех форм работы со студентами по физическому воспитанию и спорту;
  • — планирование и организация учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством учебных занятий;
  • — разработка вопросов перспективного развития массового спорта в вузе, роста спортивного мастерства студентов-спортсменов и контроль за подготовкой спортсменов высших разрядов;
  • — руководство работой по комплексу ГТО в качестве заместителя председателя постоянно действующей комиссии ГТО вуза;
  • — руководство научной и научно-методической работой преподавателей кафедры;
  • — организация работы по повышению квалификации преподавателей;
  • — внедрение научной организации труда на кафедре, оснащение учебного процесса техническими средствами обучения и наглядными пособиями;
  • — составление расчетов и смет по штатному, финансовому и материальному обеспечению физического воспитания;
  • — контроль за правильностью расходования средств, ассигнуемых на физическое воспитание;
  • — контроль за хранением и использованием спортивного имущества, инвентаря и аппаратуры;
  • — контроль за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных помещений и сооружений;
  • — составление отчетов о работе кафедры;
  • — активное участие в составлении плана строительства и благоустройства учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз в соответствии с утвержденными нормами;
  • — руководство работой учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала кафедры;
  • — проведение совместно со спортивным клубом массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Преподавательский состав кафедры осуществляет:

  • — планирование, организацию и проведение теоретических и практических учебных занятий по физическому воспитанию с закрепленными группами студентов на высоком идейном и профессиональном уровне;
  • — работу с отстающими студентами, руководство самостоятельными занятиями студентов (разработка заданий, методических материалов, комплексов упражнений, консультативная помощь и т. п.);
  • — прием у студентов контрольных упражнений и нормативов, зачетов;
  • — научную и учебно-методическую работу, разрабатывает методические материалы по разделам учебной программы, конспекты, положения о спортивных соревнованиях, комплексы производственной и утренней гигиенической гимнастики, методические указания, учебные, наглядные пособия и др.;
  • — систематическую работу по повышению своего идейно-политического и профессионального уровня;
  • — учет пройденного учебного материала, анализ динамики состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, выполнения студентами требований и норм комплекса ГТО и разрядной классификации на всем периоде обучения в вузе;
  • — участие в организации и проведении, судействе внутренних и внешних спортивных соревнований, туристских походов и других массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • — повышение мастерства студентов-спортсменов;
  • — подготовку спортивных команд и отдельных спортсменов, руководство ими в процессе спортивных соревнований;
  • — учет результатов медицинского освидетельствования студентов и систематический контроль за их состоянием в процессе учебно-тренировочных занятий;
  • — ежегодное составление индивидуальных планов и отчетов об их выполнении;
  • — другие виды работ, связанные с физическим воспитанием.

Внештатные преподаватели и преподаватели на условиях часовой оплаты привлекаются для проведения практических занятий по физическому воспитанию (обязательных и факультативных). Круг их обязанностей определяется договором.

Преподавательскому составу запрещается допускать к практическим занятиям, выполнению контрольных нормативов, а также к участию в соревнованиях и туристских походах студентов, не прошедших медицинского обследования.

Для обеспечения всех участков работы кафедры физического воспитания заведующий кафедрой может возложить на наиболее квалифицированных преподавателей, с их согласия, обязанности ответственных за разделы работы по физическому воспитанию на кафедре и факультете.

Ответственный за учебную работу по физическому воспитанию осуществляет:

  • — проверку и подготовку к утверждению графиков учебного процесса, планов работы кафедры, учебных отделений, методических комиссий и преподавателей и реализацию их в учебно-воспитательном процессе;
  • — контроль за организацией и качеством проведения учебных занятий, организацию взаимопосещения занятий, проводимых преподавателями, и открытых занятий с последующим обсуждением на кафедре их итогов;
  • — анализ качества и эффективности учебной работы, обобщение и внедрение передового опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • — контроль за проведением профессионально-прикладной физической подготовки в учебном процессе;
  • — распределение почасового фонда, контроль за его расходованием;
  • — организацию проведения контрольных соревнований, приема контрольных нормативов и зачетов по физическому воспитанию;
  • — ведение учета динамики состояния здоровья, физической и спортивной подготовки, выполнения студентами требований и норм комплекса ГТО и разрядной классификации;
  • — контроль за выполнением распоряжений по кафедре, плана работы кафедры, планов работы отделений и методических комиссий, индивидуальных планов преподавателей и решений заседаний кафедры;
  • — контроль за систематическим проведением медицинских обследований и врачебно-педагогического контроля над студентами, занимающимися физическими упражнениями и спортом;
  • — разработку и проведение мероприятий по предупреждению спортивного травматизма на учебных занятиях;
  • — составление отчета кафедры по разделу учебной работы.

Ответственный за научную и учебно-методическую работу осуществляет:

  • — планирование, организацию и проведение на кафедре научной и учебно-методической работы;
  • — совершенствование учебной документации: графиков учебного процесса, планов-конспектов лекций, групповых занятий, индивидуальных тренировочных планов и др.;
  • — разработку и обоснование содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов;
  • — подготовку методических пособий, указаний, разработок;
  • — организацию и проведение на кафедре научных конференций;
  • — обсуждение на кафедре новой учебно-теоретической литературы;
  • — разработку и использование в учебном процессе наглядных пособий, технических средств, элементов программированного и проблемного обучения, тренажеров, технических средств и т. п.;
  • — контроль и оказание помощи в работе методического кабинета и научной лаборатории при кафедре;
  • — составление отчета кафедры по разделу научной и учебно-методической работы.

Ответственный за массовую оздоровительную, физкультурную и спортивную работу осуществляет:

  • — руководство и контроль за планированием круглогодичного учебно-тренировочного процесса в учебном отделении спортивного совершенствования и за качеством проведения спортивных соревнований;
  • — контроль за совершенствованием спортивного мастерства студентов-спортсменов высокой квалификации;
  • — планирование, организацию и проведение в вузе массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • — проведение спортивных соревнований внутри вуза и руководство командами вуза при участии их в спортивных соревнованиях на первенство района, города, республики и т. д.;
  • — развитие в вузе массового туризма, организацию и контроль за проведением туристских походов по программе комплекса ГТО и разрядной классификации;
  • — руководство и контроль за подготовкой общественного физкультурного и спортивного актива;
  • — проведение анализа спортивной работы, обобщение и распространение в вузе передового опыта спортивной работы;
  • — руководство и контроль за работой по агитации и пропаганде физической культуры и спорта в вузе, по внедрению мероприятий физической культуры в повседневный быт студенческой молодежи;
  • — составление отчета кафедры по разделу массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.

Ответственный за данный раздел работы проводит свою деятельность в тесном контакте со спортивным клубом и общественными организациями вуза: профсоюзной, комсомольской, ДОСААФ и др.

Председатели методических комиссий и преподаватели, ответственные за виды спорта, обеспечивают:

  • — планирование, организацию и проведение учебно-тренировочного процесса по объединяемым видам спорта;
  • — контроль за успеваемостью студентов-спортсменов на факультетах;
  • — организацию и подготовку спортивных команд и отдельных спортсменов для участия во внутривузовских и внешних спортивных соревнованиях;
  • — организацию и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий по объединяемым видам спорта;
  • — оказание помощи и совместную работу со студенческим бюро по видам спорта;
  • — проведение в вузе наглядной агитации и пропаганды по объединяемым видам спорта;
  • — поддержание постоянных связей с соответствующими федерациями по видам спорта ДСО и территориального спорткомитета;
  • — составление отчета о работе по видам спорта.

Ответственный за работу по физическому воспитанию на факультете осуществляет:

  • — контроль за качеством и эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию на факультете;
  • — комплектование групп во всех учебных отделениях для занятий по физическому воспитанию и контроль за перемещением студентов в течение учебного года;
  • — организацию и проведение на факультете контрольных соревнований и зачетов;
  • — руководство работой по комплексу ГТО на факультете в качестве заместителя председателя постоянно действующей комиссии ГТО на факультете;
  • — планирование, организацию и проведение на факультете массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, совместно с деканатом и общественными организациями осуществление в процессе этих мероприятий политико-воспитательной работы со студентами;
  • — комплектование спортивных команд факультета, подготовку и организацию их для участия в спортивных соревнованиях на первенство вуза, района, города и т. д.;
  • — обеспечение роста спортивного мастерства студентов-спортсменов высокой квалификации, осуществление помощи в целях успешного сочетания обучения на факультете с активными занятиями спортом;
  • — оказание квалифицированной помощи спортивному совету факультета;
  • — ведение учета по всем разделам работы на факультете по физическому воспитанию и спорту, ежегодное сообщение на совете факультета информации о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, а также о развитии спорта на факультете;
  • — проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде физической культуры и спорта;
  • — составление отчета о работе по физическому воспитанию на факультете.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов проводится врачами лечебно-профилактических учреждений: здравпунктов, поликлиник и амбулаторий, осуществляющих медицинское наблюдение за состоянием их здоровья в соответствии с инструкцией, утвержденной Минвузом СССР и Минздравом СССР.

Врачебные обследования студентов должны проводиться:

  • — до начала учебных занятий по физическому воспитанию на I курсе;
  • — повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, по направлению преподавателей физического воспитания и по желанию самих студентов.

Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям и спортивным соревнованиям не допускаются.

Врачебно-педагогические наблюдения осуществляются врачами совместно с преподавателями. В задачи врачебно-педагогических наблюдений входят: контроль за состоянием здоровья студентов в процессе учебно-тренировочных занятий, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания и др.), за организацией и методикой проведения занятий, а также профилактика травматизма.

Результаты врачебно-педагогических наблюдений докладываются на заседании кафедры в целях разработки рекомендаций по совершенствованию учебного процесса.

Работа учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания Учебно-вспомогательный персонал: заведующий лабораторией, старшие лаборанты, пианисты-аккомпаниаторы, лаборанты, препараторы, учебные мастера, механики, квалифицированные рабочие находятся в штатном расписании кафедры и работают под руководством заведующего кафедрой.

Численный состав учебно-вспомогательного персонала определяется в соответствии со штатным расписанием вуза и имеющейся учебной спортивной и оздоровительной базой.

Учебно-вспомогательный персонал выполняет следующие виды работ:

  • — эксплуатация, уход, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния, подготовка документации и контроль за своевременным проведением текущего и капитального ремонта учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз;
  • — подбор музыки, музыкального сопровождения учебных занятий, спортивных соревнований, спортивных праздников и оздоровительных мероприятий;
  • — обеспечение, снабжение, сбережение, текущий ремонт, прием и выдача для проведения учебных занятий, спортивных соревнований, оздоровительных и физкультурных мероприятий спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения, тренажеров, приборов, технических средств обучения, учебных наглядных пособий и т. д.;
  • — ведение документов планирования, отчетности по всем разделам работы кафедры;
  • — учет, оформление, отчетность и обобщение статистических данных, выполнения студентами требований и норм комплекса ГТО, Единой всесоюзной спортивной классификации, программы общественного инструктора (тренера) и судьи по спорту, результатов внутривузовских и внешних спортивных соревнований, оздоровительных и физкультурных мероприятий.

Функциональные обязанности учебно-вспомогательного персонала утверждаются заведующим кафедрой физического воспитания.

Эксплуатация, содержание и санитарно-гигиеническое состояние учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз (текущий и капитальный ремонт, отопление, освещение, вентиляция, работа душевых, уборка и т. п.) обеспечивается административно-хозяйственным отделом вуза.

Для планирования работы кафедры и ее подразделений составляются:

  • 1. План работы кафедры, планы работы по физическому воспитанию на факультетах, планы работы учебных отделений и методических комиссий (или по видам спорта), индивидуальные планы работы преподавателей — на каждый учебный год.
  • 2. Учебные программы по видам занятий, не включенным в программу Минвуза СССР, графики учебного процесса по всем видам занятий, планы учебно-тренировочных занятий на периоды (этапы) годичного цикла (на учебный год), планы-конспекты (групповые и индивидуальные) учебно-тренировочных занятий, расписание учебных занятий.
  • 3. Перспективный план и план на год научных и научно-методических работ по физическому воспитанию студентов.
  • 4. Календарный план массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы, положения о спортивных соревнованиях.

Для учета работы, выполненной кафедрой по всем разделам, ведутся: протоколы заседаний кафедры, журналы учета распоряжений по кафедре, акты проверки работы кафедры вышестоящими организациями, журналы учета учебной работы со студентами (на каждую группу), протоколы спортивных соревнований, акты о присвоении студентам спортивных званий и разрядов, а также званий общественного инструктора (тренера) и судьи по спорту, приказы о выполнении требований и норм комплекса ГТО.

Кафедра в установленном порядке отчитывается о работе по физическому воспитанию в вузе и о выполнении научной и научно-методической работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой