Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретическое обоснование проблемы использования произведений омских авторов с целью расширения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С ранних лет у каждого человека формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки… Читать ещё >

Теоретическое обоснование проблемы использования произведений омских авторов с целью расширения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности процесса расширения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

Знания — это наше оружия и мощь, которое позволяет в жизни чего-то достичь. (Владислав Челпаченко) В педагогической науке многозначность в определении понятия «знание» обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. В дидактике знание может выступать как-то, что должно быть усвоено, т. е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как содержание, и как средство педагогического воздействия. В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта ребенка, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает его на новый уровень психического развития. Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему. Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.

С учетом перечисленных выше дидактических функций знания перед педагогом стоит несколько задач:

  • а) перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности дошкольников;
  • б) преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности дошкольников;
  • в) сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений.

Патриотическое воспитание — это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6, с. 68]. Теоретически важным является выяснение сущности понятий «родина» и «отечество». В работах философов А. Г. Агаева, М. Н. Росенко дается следующая трактовка данных понятий. Авторы считают, что в широком смысле понятие «отечество» включает в себя понятие «родина». В узком смысле «родина» — это народ, природа родного края, история, культура, традиции народа, его язык. Понятие «родина» содержит в себе больше общечеловеческого, это социально-этническое понятие [6, с. 67]. Исходя из сущности и особенностей патриотизма, философы А. Г. Агаев, Ж. Г. Голотвин и Р. Я. Мирский выделяют следующие его структурные компоненты:

  • 1. чувственно — эмоциональный: чувство любви к родине, народу, традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональная гордость;
  • 2. интеллектуальный: научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, осознание ответственности за судьбы родины;
  • 3. действенно-практический: труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины.

С ранних лет у каждого человека формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [2, с. 32].

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми в быту, так и на занятиях.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Г. Ковалев, А. А. Люблинская, Т. А. Репина, П.М. Якобсон). Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л.С, Выготский, А. В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я, 3. Неверович [4, с. 8].

Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, В. И. Логинова [6, с. 66].

На основе возрастания общей произвольности поведения к старшему дошкольному возрасту усложняется характер деятельности ребенка. В процессе ее дошкольник выполняет практические действия, результат которых важен для других люде, деятельность его начинает диктоваться целями общественного характера.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

Таким образом, выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей данного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой