Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики в процессе педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные выводы и идеи исследования докладывались и обсуждались в период с 1992 по 1998 гг. на различных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, заседаниях кафедры Мурманского государственного педагогического института, Московского государственного педагогического университетаМеждународных конференциях International Arctic Seminars Physics and Mathematics (Россия, Мурманск, Ml 1 ЛИ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие профессиональной творческой активности студентов будущих учителей физики
    • 1. 1. Профессиональная творческая активность — важнейшее свойство личности студента-будущего учителя физики
    • 1. 2. Основные тенденции совершенствования педагогической практики студентов-физиков
    • 1. 3. Педагогическая практика студентов как метод комплексного исследования учебного процесса
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методические основы развития профессиональной творческой активности студентов в процессе педагогической практики
    • 2. 1. Таксономия целей и видов деятельности студентов на разных этапах педагогической практики
    • 2. 2. Многоэтапность педагогической практики
    • 2. 3. Принципы отбора содержания многоэтапной педагогической практики
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Система заданий для студентов и методика её использования на педагогической практике
    • 3. 1. Основные компоненты системы заданий для студентов
    • 3. 2. Содержание системы заданий к педагогической практике
    • 3. 3. Методика использования системы заданий к педагогической практике
  • Выводы по третьей главе
  • Глава IV. Организация, методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
    • 4. 3. Показатели профессиональной творческой активности студентов физического факультета — выпускников педвуза
    • 4. 4. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по четвёртой главе

Развитие профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики в процессе педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование творческой личности в системе образования традиционно рассматривается в числе приоритетных направлений педагогических исследований. Ведущей задачей реформирования физического образования средней и высшей школы является развитие исследовательских и конструкторских способностей, потребности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается необходимость расширения сфер деятельности специалиста: преподавания, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской. Чтобы успешно работать в этих сферах, выпускнику педагогического вуза необходимо научиться работать творчески, применять различные методики, использовать вариативные технологии обучения, заниматься самообразованием. Таким образом, педагогические вузы должны готовить новые педагогические кадры, инициативных, творческих профессионалов в своей области.

В соответствии с новым стандартом образования совершенствуются учебные планы, программы и учебно-методические пособия для студентов. В последние годы ряд ведущих вузов страны перешли на новые формы и методы проведения педагогической практики, в процессе которой создаются условия для творческой работы студентов. Об этом свидетельствуют публикации статей в сборниках научно-практических конференций преподавателей и студентов педагогических вузов.

Обращение к анализу накопленных результатов исследований методической подготовки будущих учителей свидетельствует о сохраняющейся значимости работ, ориентированных на раскрытие особенностей личности в творчестве (А.В.Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, М.Н.Скаткин). В них отмечается, что творчество — обязательная характеристика любого человека, хотя и присуща каждому в различной мере.

В литературе освещены разные аспекты проведения педагогической практики. Научное обоснование принципов, задач, функций педагогической практики отражены в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Э. А. Васильевой, С. И. Кисельгофа, И. Т. Огородникова, А. И. Пискунова, С. Н. Полянского, П. Е. Решетникова, В. Г. Розова, В. А. Сластенина и других авторов.

Особенности педагогической практики студентов по различным учебным предметам исследованы в работах Б. А. Бакулиной [1991], Н. А. Бельской [1970], Н. Н. Бурхановой [1970], А. Ф. Гульченко [1949], В. И. Загвязинского [1988], Г. А. Засобиной [1971], А. Кадырова [1975], З. А. Кейлиной [1953], О. А. Коник [1997], А. А. Синявиной [1998], М. Н. Скаткина [1986], Л. П. Свиткова [1998] Л. С. Хижняковой [1998]. Следует отметить, что в работах ставится вопрос о рассмотрении педагогической практики как метода познания педагогических явлений, средства развития профессиональной творческой активности студентов. Однако, современные условия физического образования в общеобразовательных учреждениях, требования образовательного стандарта высшего профессионального образования предполагают совершенствование методической подготовки учителя физики.

В практике подготовки учителя физики возникают противоречия, требующие разрешения. Среди них отметим следующие, существующие между:

— требованиями предъявляемыми государственным образовательным стандартом к профессиональной педагогической деятельности специалиста и недостаточным уровнем развития умений: анализировать педагогические явления, выбирать технологии обучения, конструировать учебный процесс;

— необходимостью университетской подготовки специалиста для работы в различных общеобразовательных учреждениях и ограниченностью времени проведения педагогической практики;

— необходимостью овладения студентами методами педагогических исследований, конструирования вариативных технологий и недостаточной разработанностью системы заданий для их освоения.

Коренной причиной указанных противоречий можно считать не разработанность методики развития профессиональной творческой активности будущих учителей физики, в том числе и в период педагогической практики.

Проблема исследования состояла в том, чтобы привести в соответствие требованиям образовательного стандарта к творческой деятельности студентов — будущих учителей физики содержание, методы и формы организации педагогической практики.

В исследовании данной проблемы использовалась терминология, применяемая в психолого-педагогических науках и философии, например: профессиональная творческая активность, самостоятельность, методические основы развития профессиональной творческой активности студентов.

Исследуя профессиональную творческую активность студентовфизиков, было обнаружено, что в это понятие включены многие компоненты, которые, интегрируясь, образуют единое, системное качество личности, наличие которого способствует лучшей адаптации студентов в учебно-воспитательном процессе в школе.

Профессиональная творческая активность — это особое качество личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, а также в направленности и потребности в изменении, как самого себя, так и окружающего. При этом за основу нами выбрано следующее определение профессиональной творческой активности: педагогическая творческая активность — это владение опытом творческой деятельности, который воплощен в культуре и мастерстве деятельности учителя. Развитие творческой активности студентов характеризуется изменением взглядов личностипрофессиональных уменийактивным включением в педагогический процесссовершенствованием межличностных отношений между студентом, учителем и учащимися, которые проявляется в культуре поведения, повышении мастерства, требовательности и ответственности к труду. Таким образом, развитие профессиональной творческой активности необходимо рассматривать как результат учебной деятельности студента и как процесс овладения профессиональными умениями, характерными для творческой деятельности учителя.

В связи с этим, важным условием развития профессиональной творческой активности учителя является проведение педагогической практики в школахнаучных центрах, имеющих учебные кафедры, специалистов-кандидатов педагогических наук, отличников просвещения, лауреатов региональных премий.

Мы разделяем точку зрения многих авторов на то, что профессиональная творческая активность может реализоваться при проявлении творческой самостоятельности. Самостоятельность специалиста — это способность к самостоятельному мышлению, умение создавать собственные концепции авторских программ, планировать учебный процесс и активно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, умение оценивать свои достижения.

Теоретические основы развития профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей:

— общепедагогическая теория развития творческой активности личности;

— таксономии целей образования, воспитания и развития;

— теория поэтапного развития умственных действий;

— деятельностный подход в обучении.

Данные составляющие конкретизированы применительно к методическим основам развития профессиональной творческой активности студентов-физиков.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется: необходимостью разработки методических основ развития профессиональной творческой активности студентов в процессе педагогической практики;

— потребностью в разработке соответствующей системы заданий для студентов, методов и форм организации педагогической практики.

Цель исследования: определение методических основ развития профессиональной творческой активности студентов, создание на их базе системы заданий и методики её применения для совершенствования методической подготовки учителя физики.

Объект исследования: методическая подготовка будущих учителей физики и учебный процесс в средней школе.

Предмет исследования: процесс развития профессиональной творческой активности студентов в системе методической подготовки учителя физики, в частности в процессе педагогической практики.

Гипотеза исследования заключается в следующем: многоэтапная педагогическая практика, система заданий и методика ее использования в период педагогической практики будет обеспечивать повышение уровня развития профессиональной творческой активности студентов, если она соответствует:

— принципам конструирования заданий, отражающим опыт творческой деятельности, виды содержания методики преподавания физики и психолого-педагогических дисциплин, преемственности форм проведения практики;

— уровневой шкале требований к знаниям и умениям, характеризующей развитие профессиональной творческой активности будущих учителей физики;

— этапам деятельности студентов на педагогической практике.

Для проверки и реализации гипотезы были сформулированы следующие.

— Провести научно-методический анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы по проблеме исследования.

— Определить методические основы развития профессиональной творческой активности студентов в процессе педагогической практики.

— Сконструировать систему заданий для развития профессиональной творческой активности студентов в процессе подготовки и проведения педагогической практики.

— Разработать соответствующую методику применения системы заданий.

— Провести педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутой гипотезы.

Методологию исследования составляют принципы, законы материалистической диалектики, логики и теории познания. Стратегия исследования определялась системно-структурным, деятельностным подходами. Основные методы — анализ объекта изучения, синтез полученных данныхконструирование абстрактных моделейтестированиепроведение педагогического эксперимента.

Теоретические и практические результаты исследования достоверны и обоснованы, поскольку:

— опираются на методологические принципы философии и педагогических наук, достижения методики преподавания физики;

— подтверждены педагогическим экспериментом: экспертной оценкой результатов исследования на межвузовских конференциях, внедрением результатов в практику преподавания, анкетированием, анализом отчётов и обработкой их результатов, а также личным преподаванием в школе и вузе.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: определены методические основы развития профессиональной творческой активности студентов: многоэтапность педагогической практики, принципы отбора содержания и форм организации педагогической практики, таксономия целей и видов деятельности студентов в период педагогической практики;

— разработана система заданий к трём этапам педагогической практики, позволяющая сочетать знания и умения студентов по психологии, педагогике и методике преподавания физики.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении:

— принципов отбора содержания многоэтапной педагогической практики: поэтапное конструирование учебного процесса по физике, вариативность технологий обучения физике, моделирование педагогических явлений, интеграция научных знаний, преемственность этапов педагогической практики;

— уровневой шкалы развития профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики: знание способов деятельности, преобразование знаний из одной формы выражения в другую, применение методов и принципов построения учебного процесса, анализ педагогических явлений, выполнение действий творческого характера в обучении физике, применение новых моделей и структур, оценка технологий обучения на основе определённых критериев.

Црактическая значимость исследования: разработана программа трёхэтапной педагогической практики, создана система заданий к педагогической практике, а также разработаны рекомендации к ее использованию на трёх этапах: работа в качестве лаборанта кабинета физики, учителя физики основной школы, учителя физики профильной школы и заведующего кабинетом физики.

На защиту выносятся следующие положения:

— Методические основы развития профессиональной творческой активности студентов в период педагогической практики: принципы отбора содержания многоэтапной педагогической практики, принципы конструирования заданий, уровневая шкала видов деятельности и этапы деятельности студентов на педагогической практике.

— Система заданий к педагогической практике и методика использования ее в методической подготовке учителя физики.

Разработанные автором методические рекомендации, система заданий, а также основные теоретические положения диссертационной работы в течение ряда лет апробировались и внедрялись в личном преподавании в качестве ассистента кафедры физики Мурманского государственного педагогического института (1991;1998 гг.), а также преподавателями кафедр методики преподавания физики Московского педагогического университета, Омского педагогического университета.

Отдельные выводы и идеи исследования докладывались и обсуждались в период с 1992 по 1998 гг. на различных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, заседаниях кафедры Мурманского государственного педагогического института, Московского государственного педагогического университетаМеждународных конференциях International Arctic Seminars Physics and Mathematics (Россия, Мурманск, Ml 1 ЛИ, 1996, 1997, 1998 гг.), «Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики» (Беларусь, Минск, БГПУ, 1998 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, БПУ, 1997 г.), межвузовских научно-практических конференциях в Московском педагогическом университете (1995г.), Мурманском государственном педагогическом институте (1992;1998гг.), педагогическом университете Нижнего Новгорода (1993г.).

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.

Выводы по четвёртой главе.

В четвёртой главе «Организация, методика проведения и результаты педагогического эксперимента» представлены результаты педагогического эксперимента, проводившегося в Мурманском педагогическом институте и Омском педагогическом университете, а также проанализированы полученные экспериментальные данные.

Результаты педагогического эксперимента охватывают разнообразные виды экспериментальной деятельности по проверке системы заданий и методики её использования, составленными в соответствии с методическими основами педагогической практики. Они позволяют сделать вывод о том, что:

Одним из эффективных путей определения уровня профессиональной творческой активности будущих учителей физики являются результаты их деятельности, для получения которых потребовалось применение творческих способностей и профессиональных умений. В учебном процессе педвуза эти результаты наиболее полно проявляются в ходе педагогической практики, а также при выполнении творческих письменных работах по методике преподавания физики (курсовые и дипломные работы, задания к педагогической практике). Основные показатели оценки письменных работ по методике преподавания физики следующие: а) научностьб) творческий характерв) собственные результаты. Результаты срезов показали преимущество предложенной системы развития профессиональной творческой активности студентов в ходе педагогической практики. Студенты экспериментальных групп показали:

— более высокий уровень владения профессионально-методическими творческими умениями;

— более высокое качество знаний по методике преподавания физики (осмысленность, системность, действенность);

— творческий подход к изучаемому предмету;

— повышенный интерес к избранной профессии.

Экспериментальные данные показали, что студенты контрольных групп несомненно овладевают профессионально-методическими знаниями и умениями, но, в основном, на среднем и низком уровне, что не способствует дальнейшей творческой работе в школе.

Система заданий является специальным средством развития профессиональной творческой активности будущих учителей физики. Она является также и эффективным диагностическим средством.

Система заданий способствует формированию глубоких, прочных знаний, профессиональных творческих умений, активной мыслительной деятельности студентов, даёт студентам возможность проявить свои способности и развить их.

При выполнении системы заданий в период педагогической практики происходит синтез психолого-педагогических, предметно-методических, общественно-политических и физических знаний студентов.

Такая форма проведения педагогической практики с использованием системы заданий, программ и методической литературы даёт положительный эффект в обучении студентов, способствует лучшей профессионально-методической подготовке к работе в школе, развитию профессиональной творческой активности.

Студенты, у которых развита профессиональная творческая активность понимают цели и задачи своей деятельности, осознают её закономерности и принципы, умеют предвидеть результаты работы, варьировать методы своей работы с учётом конкретных условий. Именно в педагогической практике создаются условия для творческого освоения профессиональной деятельности.

Заключение

.

В диссертации поставлена проблема определения методических основ развития профессиональной творческой активности студентов в процессе педагогической практики и создания на их базе системы заданий и методики её применения для совершенствования методической подготовки будущих учителей физики.

Решение этой проблемы потребовало рассмотрения психолого-педагогической, философской литературы, изучения методологии науки. Было определено, что понятие профессиональной творческой активности будущего учителя физики многомерно и характеризует особое системное качество личности, в котором интегрируются такие понятия как: педагогическое творчество, самостоятельность, культура и мастерство деятельности учителя.

Результаты педагогического эксперимента, проведённого в педагогическом вузе, показали эффективность методики использования системы заданий на педагогической практике для развития профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики.

Таким образом, основные результаты и выводы состоят в следующем:

1 .Проведён научно-методический анализ литературы по теме исследования, который показал, что проблема развития профессиональной творческой активности многоаспектна и широко исследуется педагогами и психологамиопределены основные понятия, используемые в педагогике и психологии творчества.

Анализ программ педагогической практики в педвузах, позволил установить ряд тенденций в области профессиональной творческой подготовки будущих учителей физики:

— педагогическая практика становится многоэтапной в связи с тем, что появились различные типы учебных заведений, обеспечивающие право учащихся выбирать профиль школы;

— выбор общеобразовательного учреждения для прохождения педагогической практики определяется оснащённостью кабинета физики, уровнем квалификации учителя физики и школьного коллектива в целом;

— общение студентов с учителями, педагогами, психологами, методистами происходит в форме совместного разрешения определённых противоречий, которые могут быть оформлены в виде системы заданий.

2.Методические основы развития профессиональной творческой активности студентов в период педагогической практики в школе составляют:

— Многоэтапное^ педагогической практики: педагогическая практика в качестве лаборанта кабинета физики, педагогическая практика в качестве учителя физики основной школы, педагогическая практика в качестве учителя физики профильной школы и заведующего кабинетом физики;

— Принципы определения содержания и формы организации педагогической практики: Конструирование учебного процесса по физике, вариатиавность технологий обучения физике, моделирование педагогических явлений, интеграция научных знаний (методики преподавания физики, педагогики, психологии, физиологии и школьной гигиены, физики).

— Уровневая шкала развития профессиональной творческой активности студентов — будущих учителей физики в период педагогической практики: знание способов деятельности, преобразование знаний из одной формы выражения в другую, применение методов и принципов построения учебного процесса, анализ педагогических явлений и выбор технологии обучения, синтез педагогических явлений и конструирование учебного процесса, оценка деятельности учащихся класса и учителя физики, самооценка.

Система заданий к педагогической практике.

3. Сконструирована система заданий к трём этапам педагогической практики для развития профессиональной творческой активности студентов. Она состоит из двух подсистем: практических работ, определённых в программе педагогической практики и сборника заданий. Сборник заданий состоит из разделов: наблюдение педагогических явлений, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор психолого-педагогической модели, использование педагогических концепций и идей, получение теоретических выводов, проверка выводов в педагогическом эксперименте.

4. Разработана методика применения заданий для развития профессиональной творческой активности студентов в период педагогической практики: учебные материалы для студентов в виде заданий к практическим работам по педагогической практике.

5. Практическая эффективность разработанной системы заданий подтверждена в ходе педагогического эксперимента:

— экспертным оцениванием общих подходов к конструированию системы заданий;

— экспериментальной деятельностью в вузе с применением разработанной системы;

— анкетированием, собеседованием, проведением контрольных работ в учебном процессе в педвузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Задачи и место педагогической практики в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей/ Вопросы совершенствования руководства педагогической практикой студентов педвуза. — М.:МГПИ им. Ленина, 1976.-с. 12−14.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд., М.:Просвещение, 1990.-142с.
  3. О.А. Особенности деятельности современной школы и проблемы организации педагогической практики студентов/Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки кадров/АПНСССР, НИИ общей педагогики. М., 1978.-с.47−56.
  4. О.А. Проблемы организации педагогической практики/Педагогическая практика в системе подготовки будущих учителей. -М.-.МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.-С.16−43.
  5. О.А. Проблемы педагогической практики студентов в истории высшей педагогической школы/Сов. Педагогика, 1973.-№ 8.-с.114−119.
  6. О.А. Содержание и структура педагогической практики в педагогических вузах на современном этапе/Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей /Под ред. А. И. Пискунова. М.:МГПИ им. В. И. Ленина., 1972.-е. 19−37.
  7. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. -175с.
  8. .А. Профессиональная направленность общественно-педагогической практики студентов факультетов дошкольного воспитания: Дисс.канд.пед.наук. -М., 1987.
  9. Г. Г. Педагогическая практика студентов в США/ Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах. М.:НИИ общей педагогики АПНСССР, 1972, — с.267−280.
  10. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов -М.:ТЕИС, 1996.-504с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968.-339с.
  12. .К. Психология студенческого возраста и усвоение знаний. -Вестник Высшей школы, 1972, № 7. с. 17−26.
  13. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1980.-181с.
  14. И.Г. Методическое пособие по педагогической практике для студентов-физиков. Мелекесс, 1969.-58с.
  15. С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки (на материале ВУЗов ГДР и СССР): Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1990.
  16. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.:3нание, 1976.-40с.
  17. С.И. Обзор основных направлений развития системы учебного процесса в высшей школе. М. Знание, 1997. -180с.
  18. Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.
  19. Ю.К. Проблемы решения научного руководства педагогической практикой студентов/Тезисы докладов межвузовской конференции. Ростов-на-Дону, 1972.-е. 15−21.
  20. М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности: Дисс.канд. пед.наук.-М., 1985.
  21. Программы, Методика прелодаь&ния <ризикц. Спецшльносгщ."'Учительфизики и шщрмътики''1МПУ i??5S0c.. 'ХЛ Kays •
  22. Г. А. Совершенствоание системы безотрывной педагогической практики студентов университетов: Дисс.. канд. Пед. наук. -Челябинск, 1991.-221с.
  23. И.А., Светицкий А. Н. О стандарте умений выпускника педвуза по дидактике физики. В кн.: Образовательный стандарт по физике (средняя школа и педвуз). М.:МПИ, 1993.-с.72−73.
  24. Н.А., Бурханова Н. Н. Педагогическая практика в системе подготовки учителя начальных классов с высшим образованием/Некоторые вопросы подготовки учителей начальных классов. М.:уч. Зап. МГПИ им. В. И. Ленина,№ 383,1970.-с.39−81.
  25. Л.Н. Комплексные задания как средство совершенствования педагогической практики студентов старших курсов: Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1986.-173с.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  27. С.М. Урок творчество учителя. — М., 1974.
  28. Большая советская энциклопедия, 2-е изд. М., 1976, т.29.
  29. Большая советская энциклопедия, т.24.-М.:1976.
  30. Большой энциклопедический словарь/Под ред. А. М. Прохорова. В 2-х т. -М.: Сов. энциклопедия, 1991, т. 1, т.2 .
  31. Л.Я. Методические аспекты совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя (на примере физико-математических факультетов): Дисс. .канд. пед. наук. М., 1983. -197с.
  32. А.В. Психология мышления и кибернетика.-М.: 1970.
  33. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М. :Просвещение, 1981. -288с.
  34. А.Е. Педагогическая практика как средство повышения эффективности методической подготовки будущих учителей труда:Дисс. .канд.пед.наук. М., 1991 .-192с.
  35. Л.А. Профессиональная адаптация студентов в процессе педагогической практики (на материале музыкально-педагогического факультета):Дисс.. канд.пед.наук. Киев, 1991.
  36. В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993 .-96с.
  37. Бюллетень Главпрофобразования: Положение об организации практики. -М., 1921.-№ 14.-с. 1−2,7−8.
  38. К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в СССР (1918−1932г.г.).-Воронеж, 1966.-294с.
  39. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя/ Сов. педагогика, 1982.-№ 7.-с.63−67.
  40. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено подготовки будущего учителя-воспитателя/ Сов. педагогика, 1978.-№ 12.-с.98−101.
  41. Э.А. Педагогическая практика в системе подготовки учителя-воспитателя / На материале факультетов иностранных языков/ Дисс.. канд. пед. наук. М., 1979.-222с.
  42. В.М. К вопросу оценки качества контроля учебного процесса. В кн.: Проблемы высшей школы. Киев, 1982.-с.86−90.
  43. М.О. Педагогическая практика в педагогических институтах / Сов. педагогика, 1940.-№ 5.-6с.
  44. Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания. Педагогический вуз, общеобразовательные учреждения.-М.:МПУ, 1998.
  45. Вопросы методов педагогического исследования./Под редакцией М. Н. Скаткина, 1973.
  46. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1969.
  47. Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте.-М.:Гос. Изд-во РСФСР, 1930.
  48. Гальперин П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий./Исследования мышления в советской психологии.-М., 1966.
  49. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий.//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления./ Под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М.:1981,с.78−86.
  50. Н.В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США.: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
  51. Н.Н. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970−22с.-361с.
  52. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической работе: Дисс. канд.пед.наук.-Челябинск, 1983.-233с.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.-М., 1996.
  54. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.- М. :Педагогика, 1977.-136с.
  55. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с ориентацией изучения знаний учащихся.-М. :Педагогика, 1973 .-46с.
  56. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы.-М.:Педагогика, 1977.-136с. 1
  57. Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1974. -176с.
  58. .Я. Профессиональное самовоспитание будущих учителей в процессе педагогической практики: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. -М., 1987.-16с.
  59. А.Ф. Методика проведения педагогической практики по русскому языку: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Дзоуджикау, 1949.-14с.
  60. Н.Н. Оценка объективности результатов педагогических исследований на основе использования метода корреляции // Совершенствование процесса обучения физике в средней школе.-Челябинск: ЧГПИ, 1975 -с.121−129.
  61. Н.Н., Гулькибаева З. И. Применение методов статистической обработки в педагогических исследованиях и некоторые показатели эффективности использования средств обучения: Методические рекомендации. Челябинск.: ЧПИ, 1982.- с.45−65.
  62. В.Г. О педагогической практике студентов/ Уч. Записки ЛГПИим. А. И. Герцена. Л., 1948, 74 т. -41с. ?
  63. Н.А. Развитие самостоятельности как качества личности студентов в процессе педагогической практики / В сб. научн. Трудов Саратовского педагогического института. Саратов, 1970.-с.40−44.
  64. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: Дисс.канд. пед. Наук.-М., 1972.-249с.
  65. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1 Механика, молекулярная физика, основы электродинамики/ Под ред. А. А. Покровского.-М.:Просвещение, 1978.
  66. В. Заключительная педагогическая практика в системе педобразования/ Самаркандский ГПИ. Самарканд, 1941.-т.111., вып.4. -с.97−102.
  67. Ф.Т. Подготовка учителей школ к руководству педагогической практикой студентов. Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1989.-162с.
  68. М.Е. Вопросы педагогической практики. В помощь студенту и руководителю педпрактики пединститута.- Пенза, 1967.-77с.
  69. Дурай-Новакова К. М. Руководство профессиональным самообразованием студентов в процессе педпрактики: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1990.-23с.
  70. Единая, непрерывная педагогическая практика студентов: Инструктивно-методические материалы./ Сост. В. В. Новицкий, А. В. Карпенко.-Мурманск: МГПИ, 1991. -Лбе.
  71. М.Д. Из опыта проведения педагогической практики в Тамбовском учительском институте / Сов. педагогика, 1939. № 2.-с.29−32.
  72. В.И. Наблюдение метод педагогического исследования. — В кн.: Методы педагогических исследований. — М., 1972.
  73. В.И., Скаткин М. Н. Методы педагогических исследований. М., 1979.
  74. С.И. О постановке педагогической практики в педагогических институтах / Доклад АПН РСФСР, № 12−13. М.: Издательство АПН РСФСР, 1955.-43с.
  75. В.А. Материалы к профессиограмме учителя физики. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
  76. Инструктивно-методические материалы к педагогической практике (для студентов физиков) / Составитель Н. Е. Парфентьева. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.-68с.
  77. Инструктивно-методические материалы к педагогической практике (для студентов предвыпускных и выпускных курсов). / Под редакцией Т. Н. Мальковой. М.: МГПИ, 1979.-54с.
  78. Инструкция по педагогической практике студентов государственных университетов: Приказ MB ССО СССР № 446 от 13 июня 1986 г. -М., 1986.-27с.
  79. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Казанский университет, 1990.
  80. Исследовательский метод в обучении как основа формирования умений педагогического творчества у будущих учителей//Методы и их дидактические функции. Челябинск, 1983.
  81. Исследовательский метод в теории и практике обучения// Методы и их дидактические функции. Челябинск, 1978.
  82. Л.Б. Общая психология.-М., 1970.
  83. Историзм как метод научного познания. Л.: ЛГУ, 1967.
  84. Кабинет физики средней школы. Под ред.А.А.Покровского-М.: Просвещение, 1982.
  85. А. Пути повышения эффективности педагогической практики по методике преподавания биологии: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1975.-123с.
  86. С.Е. Переходим на многоуровневую систему высшего педагогического образования // Физика в школе, 1993, № 6, с.62−64.
  87. В.В., Коновалова И. П. О роли пространственных представлений в процессе усвоения физических знаний // Совершенствование физико-математического образования в педвузе. -Мурманск: МГПИ, 1994, с. 18.
  88. С.В. Креативность как предпосылка оптимального поведения // Наука и школа.-1997.-№ 4.-с. 19−21.
  89. Н.М., Темгин И. М. Пособие по педагогической практике. -Долиенск: Южно-Сахалинский ГПИ, 1959.-119с.
  90. С. Педагогические аспекты формирования интеллектуальной активности студентов. Ташкент, 1978.-196с.
  91. ПЛ. Некоторые вопросы повышения эффективности педпрактики студентов // Сов. педагогика. 1977, № 1, -с.84−86.
  92. Квалификационные требования к подготовке учителя физики и математики в педагогическом институте (университете). Владимир: ВГПИ, 1991.
  93. З.А. Методика руководства педагогической практикой в педагогическом институте: Дисс.канд.пед.наук.-Воронеж, 1953.-303с.
  94. Л.Т. Роль практики в организации подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе: Дисс.. канд. пед. наук.-Тбилиси, 1986.-123с.
  95. А.И. Подготовка студентов педагогических институтов к изучению, обобщению и использованию передового педагогического опыта учителей по обучению школьников (на материале педвузов СССР): Дисс.канд. пед. наук. -М., 1985.-175с.
  96. С.И., Окрокверцхова Л. А. Опыт проведения педагогической практики в Ленинградском госуниверситете им. А. А. Жданова. Л., 1959.-72с.
  97. Т.К. Подготовка студентов педвузов к изучению и анализу педагогического опыта: Дисс. канд. пед. наук. М., 1986.
  98. В.И. Методология науки и некоторые вопросы методологии технических наук. В кн.: Научно-техническая революция и некоторые методологические проблемы технических наук АН СССР. — Л., 1970.
  99. Комплексная педагогическая практика студентов в школе: Методическое пособие в помощь начинающему преподавателю педагогики // Под ред. А. И. Пискунова. М.: МГПИ, 1973.-73с.
  100. О.А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей факультета иностр. яз.): Дисс. .канд. пед. наук, Курган, 1997.
  101. И.П., Новицкий В. В. Некоторые пути развития творческого воображения учащихся в процессе обучения физике и подготовка к этойработе студентов института // Региональная система образования. -Мурманск: МИУУ, 1993.
  102. И.П. О развитии исследовательских способностей студентов-физиков // Повышение уровня научно-теоретической и практической подготовки студентов педвуза и учащихся средних школ (физико-математические дисциплины). Мурманск: МГПИ, 1997, с.26
  103. И.П. О системном подходе в организации практики будущих учителей физики // Обучение информатике, математике, физике в системе непрерывного образования. -Мурманск :МГПИ, 1995, с. 40.
  104. И.П. Первый период становления педагогической практики в России. // История развития высшего педагогического образования в России. Вып. 1.-Мурманск: МГПИ, 1995, с. 24−31.
  105. И.П., Михайличенко К. А. Приобщение студентов -практикантов к творческой работе учителя./ Повышение роли психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования. Мурманск. :МГПИ, 1995, с. 74.
  106. И.П. Развитие*профессиональной творческой активности студентов будущих учителей физики в период педагогической практики //Проблемы теории и методики преподавания математики, физики и информатики, — Минск, Беларусь, БГГГУ, 1998, с. 214.
  107. Концепция школьного физического образования в России // Физика в школе, 1993, № 2.-с.4−10.
  108. П.В. Диалектика, логика и теория познания. М., Наука.-1973.
  109. .И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся. Дисс.докт. пед. наук. М.: 1971
  110. Краткий философский словарь./ Под редакцией Г. В. Подкорытова.
  111. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  112. Л.Т. Практика студентов III и IV курсов педагогического института по работе классного руководителя: Дисс. канд. пед. наук. -Вологда, 1953.-223с.
  113. З.И. Совершенствование методической подготовки студентов-физиков в педвузах во время педпрактики. Теория и практика обучения физике в современной школе/ Под редакцией С. Е. Каменецкого и др. -М.: Прометей, 1992,-c.l 18−121.
  114. И.В. Преемственность, единство и минимализация знаний -фундаментальные черты научного метода. В сборнике: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. -502с.
  115. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.-172с.
  116. Н.В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967.
  117. Н.В. Проблема стандартизации методов в педагогических исследованиях / Проблемы высшего педагогического образования (Материалы конференции). Л., 1971.
  118. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: Издательство ЛГУ, 1973.-103с.
  119. Р.В. Пути повышения эффективности педагогической практики студентов институтов в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук.-Киев, 1978.-154с.
  120. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981.
  121. М.М. О едином общепедагогическом руководстве работой студентов во время школьной практики. Вопросы совершенствованияруководства педагогической практикой студентов педвуза. М., 1976. -с.22−24.
  122. И.И. Стандартизация подготовки учителя // Наука и школа. -1979.-№ 2
  123. А.Н. Личность и деятельность: Тезисы докладов. М.: АПН СССР, АН СССР, Министерство высшего и среднего специального образования СССР. — 1977.-123с.
  124. А.Н. Проблемы развития психики 2изд.-М., 1965
  125. Е.А. О научном познании и его методах. В кн. Наука сегодня. — М.: Молодая гвардия, 1969.
  126. А.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в условиях педагогической практики I-III курсов. Дисс.. канд. пед. наук. Одесса, 1985.
  127. В.Н. Формирование исследовательских умений у студентов педагогических специальностей университета средствами НИР. Дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1990.-188с.
  128. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. -М., 1968.
  129. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970.
  130. Материалы к педагогической практике студентов (из опыта СамГУ) // Труды СамГУ. Самарканд, 1969, вып.1.-328с.
  131. И.П. Научно-исследовательская работа студентов в период педагогической практики Вопросы педагогической практики студентов педвузов. — Алма-Ата, 1976.-106с.
  132. Методы педагогических исследований/Под редакцией А. И. Пискунова, Г. В. Воробъёва. М.: Педагогика, 1979. -225с.
  133. Методы педагогического исследования/Под редакцией В. И. Журавлёва. -М.: Просвещение, 1972.
  134. Методы системного педагогического исследования / Под редакцией Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  135. А.К. Техника статистических вычислений. -М.: Гос. Изд-во физ.-мат. лит., 1961.-480с.
  136. Р.Д. и др. Концепция физического образования в Российской федерации. -М., 1992.-142с.
  137. И.П. К вопросу об игровой форме обучения физике в средней школе. / Проблемы непрерывного образования. -Мурманск: МГПИ, 1993, с. 36.
  138. И.П. Игровые методы обучения физике в средней школе /Преподавание физики в школе: Состояние, проблемы, перспективы. Нижний Новгород: НГПИ, 1998, с. 24−25.
  139. И.П., Михайличенко К. А. Некоторые психологические аспекты формирования мастерства наставника / Региональный компонент в системе непрерывного образования. Мурманск: МГПИ, 1994, с. 83.
  140. А.Е. Некоторые вопросы педагогической практики студентов. Дисс.канд.пед.наук.-Кутаиси, 1960−223с.
  141. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971 .-175с.
  142. А.В. Коммуникативная культура учителя // Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993.-с. 107−116
  143. Наука сегодня. М .: Молодая Гвардия, 1969.
  144. Некоторые пути повышения эффективности педагогической практики в вузе./ Сб. «Проблемы высшего педагогического образования» (Материалы конференции). Д., 1971.
  145. И.Н. Система работы школы со студентами практикантами и её роль в системе профессионально-педагогической подготовки. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1959.
  146. В.В. Некоторые психолого-педагогические предпосылки приобщения студентов к педагогической творческой деятельности. /Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы.-Мурманск: МИУУ, 1992.-е. 127−129.
  147. В.В. Развитие основ проф-методической творческой деятельности будущего учителя физики в условиях педвуза./ Развитие и обучение.-Мурманск:МГГШ, 1993 .-с.23−32.
  148. В.В. Пути совершенствования профессионально-методической подготовки будущего учителя физики в условиях педвуза.-Мурманск:МГПИ, 1995.-178с.
  149. А., Шоу Д., Саймон Г. Процессы творческого мышления/ Психология мышления. Под ред. А. М. Матюшкина.-М. .Прогресс, 1965.
  150. Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникуме: Постановление ЦИК СССР / Народное образование в СССР. 1917−1973гг.-М., 1974.-576с.
  151. Очерки истории школы и педагогики: Мысли народов СССР. 1917−1941г.г.-М.: Педагогика, 1989.-456с.
  152. И.П. Лекции по философии. -М.: Изд. АПН СССР, 1952.
  153. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.-М., 1972.
  154. Памятка по педагогической практике для студентов-практикантов выпускных курсов пединститутов/Сост. А. А. Азизов, под.ред. М. М. Лузиной.-Ташкент, 1979.-15с.
  155. А.И. Многоуровневое педагогическое образование. -Советская педагогика, 1993, № 1.-с.53−57.
  156. Педагогика. / Под редакцией Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-479с.
  157. Педагогическая практика в школе: Учебное пособие для факультета физической культуры педагогического института. Киев: Выща школа, 1990.
  158. Педагогическая практика студентов иностранных факультета иностранных языков: Методическая разработка для руководителей педпрактики. / Под редакцией С. Ф. Шатиловой и З. И. Цирлиной. Л., 1973.-98с.
  159. Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Учебное пособиедля педагогических институтов/Под ред. А. В. Кенеман, Т. И. Осокиной. -М.: Просвещение, 1984.-176с.
  160. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов институтов / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981. -160с.
  161. Педагогическая энциклопедия М., 1968, т.4.
  162. В.Ю. Специфика трудностей и пути их преодоления при освоении программы педагогической практики в связи с особенностями личности студента: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. М., 1989.-20с.
  163. Планирование учебного процесса по физике в средней школе/ Под ред. Л. С. Хижняковой. -М.: Просвещение, 19 82
  164. М.Е. Формирование у будущих учителей умений педагогического общения в процессе педпрактики: Дисс. канд.пед.наук. М., 1990.
  165. С.Н. О некоторых вопросах педагогической практики // Сов. педагогика, 1955,№ 5.-с.96−103.
  166. С.Н. Опыт педагогической практики в Московских пединститутах. -М.: Учпедгиз, 1950.-272с.
  167. С.Н. Практика студентов в школе: Пособие для студентов 3 и 4 курсов пединститутов. М.: Учпедгиз, 1950.-208с.
  168. Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии / Проблемы научного творчества в современной психологии. -Под ред.М. Г. Ярошевского.-М., 1971.
  169. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
  170. А.А. Мысль и язык.- Харьков, 1927.
  171. Преподавание физики в школе./ Тезисы докладов. Нижний-Новгород, 1993.
  172. Проблемы конструирования содержания учебно-методического комплекта по физике. Педагогический вуз, общеобразовательные учреждения .-М. :МПУ, 1997.-149с.
  173. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. / Под редакцией М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.
  174. Проблемы образования и воспитания: педагогический опыт, идеи, творчество. Сборник статей: В 2-х частях / Составитель С. А. Жигулина. -Мурманск, 1995.
  175. Программа непрерывной педагогической практики студентов I-V курсов МГПИ им. В. И. Ленина / Под ред. А. П. Петрова. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина., 1986.-42с.
  176. Программа педагогической практики студентов МГПУ / Под ред. А. И. Пискунова. М., 1993.-6с.
  177. Программы педагогических институтов. Сборник № 23: Педагогическая практика студентов/Сост.О. А. Абдуллина, Е. В. Бондаревская и др. — М.: Просвещение, 1987.-16с.
  178. Программы педагогических институтов: Инструкция по педагогической практике студентов пединститутов / Составитель Е. В. Бондаревская, А. И. Малащенко и др. -М., 1989.-15с.
  179. Профессионограмма учителя физики средней школы / Сост. Г. А. Иванов, Г. В. Комаров и др.- М.: МГУ, 1987.-с.135.
  180. Программы педагогических институтов: Педагогическая практика студентов.-М.: РУУМС при МП СССР, 1985.-15с.
  181. Программы педагогических институтов: Педагогическая практика студентов. -М.: Просвещение, 1980. 16с.
  182. Программы педагогических институтов: Педагогическая практика студентов / Отв. Редактор В. К. Розов, Л. И. Рувинский. -М., 1987.-32с.
  183. Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики // Сб. научных трудов / Под редакцией А. Д. Бобрыкина и др. Л., 1977, Вып.1,-150с.
  184. Психологическая диагностика: проблемы исследования / К. М. Гуревич.-М.: Педагогика, 1981−232c.-c.29
  185. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой. М., 1979.
  186. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе./ Под ред. А. И. Щербакова, З. И. Васильевой и др. Л.: ЛГПИ, 1988.-156с.
  187. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А. П. Дьяков, Г. В. Горченко, А. И. Стеценко и др.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.-160с.
  188. Г. В. Факторы, определяющие эффективность методической подготовленности будущих учителей физической культуры в процессе педагогической практики: Дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1987. -249с.
  189. Р. Г. Содержание и организация педагогической практики будущих учителей в период становления высшего педагогического образования в РСФСР (1917−1932г.г.): Дисс.канд.пед.наук. -Д., 1989.-116с.
  190. В.К. Педагогическое образование на современном этапе // Вестник высшей школы., 1980.,№ 11.-С.13−18.
  191. М.М. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
  192. Российская педагогическая энциклопедия./Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1993.
  193. Российский стандарт школьного физического образования (проект) // Физика в школе., 1993.,№ 4.-с.4−10.
  194. С.Л. Основы общей психологии. М.: 1940
  195. В.Б. Единство дидактической и методической подготовки студентов в процессе педагогической практики (на материале факультета иностранных языков): Автореферат дисс.канд. пед. наук. -М., 1984.-16с.
  196. А.А. Паспорт кабинета физики школы / Взаимосвязь системы научных знаний и метода преподавания физики. МПУ, 1998.
  197. Я. Методология и методы педагогического исследования: (Пер. с чеш.). М.: Педагогика, 1989.-219с.
  198. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М., 1986.
  199. М.Н. Изучение и обобщение опыта школ и учителей. -М., 1952.
  200. В.А. Педагогическая практика студентов и формирование личности учителя советской школы // Вопросы содержания и организации педагогической практики студентов педвузов. Белгород: БГПИ, 1973.-с.36−54.
  201. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореферат дисс.докт.пед. наук.- М., 1977.-28с.
  202. В.А., Можар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности. -М.: Прометей, 1991.
  203. Советский энциклопедический словарь. -М., Советская энциклопедия, 1979,1600с.
  204. Современный урок физики в средней школе/Под ред. В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. -М.: Просвещение, 1983.-224с.
  205. И.И. История постановки методики физики в советских пединститутах. Учёные записки кафедры методики физики МГПИ им. В. И. Ленина, т. 14.- М., 1958.
  206. Л.Ф. Марксистко-ленинская философско-методологическая основа советской педагогической науки. В кн.: Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлёва. — М., 1987.
  207. Г. С. Формирование коммуникативной компентентности у будущих учителей в условиях педагогической практики в университете: Дисс.канд.пед.наук. -Л., 1990.-116с.
  208. Теоретические основы содержания общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1983.
  209. Н.П. Работа учителя по накоплению, анализу и обобщению своего опыта. М., 1952.
  210. Н.С. Системно-структурный подход и специфика философского знания. Вопросы философии, 1968,№ 11.-с.45−52.
  211. А.Н. Пути совершенствования педагогической практики студента педвуза в системе заочного образования: Дисс., канд. пед. наук. Ташкент, 1979.-203с.
  212. К.Д. Проект учительских семинарий// Избр. Пед. соч.: в 2-х т./ Под ред. А. И. Пискунова и др. М., 1974, т.2-с.36−45.
  213. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. Г. Кононович, Г. И. Медведева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576с.
  214. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.-588с.
  215. Н.П. Исторический метод в научном познании. М.: Мысль, 1972.
  216. Л.С. Методическая система подготовки студентов -будущих учителей физики в педагогическом университете. В кн.: Образовательный стандарт по физике (средняя школа и педагогический вуз). М.: МОПУ, 1993.-с.56−57.
  217. Л.С. Педагогическая практика в системе методической подготовки учителей физики. В кн.: Дифференциация обучения физике в средней школе и педагогическом университете. М.: МОПУ, 1992.-c.41−46.
  218. Л.С. Содержание и структура методических дисциплин педагогического университета. | Вестник МПУ, серия «Физика, математика», № 3.-М.: МПУ, 1998, с. 160.
  219. JI.С. Система научного знания методики преподавания физики и школьного курса/Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики, М.:МПУ, 1998, С.8−17
  220. Л.А. Педагогическая практика в системе подготовки студентов-филологов национальных групп педвузов к внеклассной работе по русскому языку в школе: Автореферат дисс.канд.пед.наук. -М., 1989.-16с.
  221. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М: Педагогика, 1989.-150с.
  222. Н.В. и др. Содержание и методика организации учебной и внеклассной работы по предмету//Непрерывная педагогическая практика в школе. Методические рекомендации в помощь студентам-практикантам / Под ред. А. П. Петрова.-М.:МГПУ, 1986.-е. 11−18
  223. Н.В. Задачи и содержание учебной и внеурочной работы по предмету//Педагогическая практика студентов I-III курсов МГПИ. Методические рекомендации//Под ред. А. П. Петрова.-М. :МГПИ, 1984.-с. 19−24
  224. С.Т. Школа для детей или дети для школы.//Избр. пед. Соч.-т.2.-М.:Педагогика, 1980.-414с.
  225. В.Е. Программы. Методика преподавания физики. Специальность учитель физики и информатики. — М.: МПУ, 1995
  226. В.Е. Через развитие образования к новой России // Стратегия развития высшего образования в России. СПб.: СПб УЭФа, 1994, с.13
  227. А.И. Психологические основы формирования личности советского читателя в системе высшего педагогического образования.-Л., 1967.-184с.
  228. А.И. Психология труда и личности учителя. Вып.1 /Под. Ред. Проф. А. И. Щербакова.-JI.: 1976.
  229. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя//Вопросы психологии.-1981.-№ 5.-с. 13−21.
  230. А.И. Профессиограмма учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов вузов и университетов. М., 1976.
  231. Л.Б. Подготовка студентов педвузов к изучению и использованию массового и передового педагогического опыта: Автореферат дисс. .канд.пед.наук. Минск, 1990.-17с.
  232. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979, — 160с.
  233. Г. А. Педагогическая практика студентов по физике /Организация, содержание и методика проведения/: Автореф. Дисс.канд.пед.наук. -Тбилиси, 1960.-39с.
  234. М.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991, ЧГПИ.-125с.
  235. Bloom В. S. Taxonomy of Educational Objective. Handbook I.N.Y., 1967, p. 207.
  236. I.P. (The Student Teaching as a Means of the Scientific Research // IAS 97 MURMANSK International Arctic Seminars. Phys. & Math. Murmansk, 1997, p.44.
  237. The 1991 IAEP Fssessment. Objectives for Matematics, Science and Geografy, ETS, Hrinceton, 1991.
Заполнить форму текущей работой