Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательная среда. 
Презентация как метод развивающего и творческого обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий, использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создание условий для творчества… Читать ещё >

Образовательная среда. Презентация как метод развивающего и творческого обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий, использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы; разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление; организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения [6].

Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

Организация такой среды, с одной стороны, устраняет традиционную ориентацию на «среднего» ученика, а с другой — позволяет раскрыться каждому.

Методы направленные на создание развивающей среды на уроке информатики:

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов и др.

Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Создавать разные формы мотивации, для поддержки их активности.

Побуждать к выражению своей точки зрения отличной от окружающих.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

Школа как образовательный институт становится тем учреждением, где каждый ученик познает не только окружающий мир, и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т. е. не только проявлять, но и строить себя как личность. Учитель систематически, в предметной деятельности наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет» .

Происходящий в настоящее время процесс обновления содержания образования, разработка нового варианта федеральной компоненты образовательного стандарта формируют содержание нового предмета — «Информатика и информационные технологии», который изучаются со 2 по 11 класс. В проекте стандарта обращает на себя внимание усиленная технологизация курса [12].

Реализация развивающего обучения предполагает разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время развивающий подход в обучении стал своеобразным знаменем современной школы. Основной замысел развивающего урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание и, тем самым, добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых он, учитель, является [10].

Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (правильно — неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя — выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета информатики. Важной особенностью развивающего урока является опора на психофизические предпосылки, обуславливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал). Применение метода развивающего обучения изменяет:

тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий;

характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Развивающий урок, реализуемый с учетом его ценностей, отличается от традиционного урока. Представим более наглядно, чем цели традиционного урока отличаются от нетрадиционных, реализуемых в развивающем уроке.

Сформулируем кратко основные требования к развивающему уроку информатики.

Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика[21].

Выделенные общие цели и средства организации развивающего урока, естественно, должны быть конкретизированы учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. Говоря о требованиях к развивающему уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основном за счет «психологизации» урока, т. е. более активного использования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Ведь целью развивающего урока является не столько сообщение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т. е. умение учиться.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой