Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возможности использования педагогических условий для развития познавательной активности у детей 4-5 лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последовательность проведения занятий по обследованию предметов и помощью зрительного анализатора и осязательного, а затем только осязательного позволили детям использовать опыт предыдущих занятий в последующих. Так дети рассматривали геометрические фигуры, выясняли их названия, отличительные признаки, а на следующих занятиях только на основе ощупывания предмета, должны были правильно определить… Читать ещё >

Возможности использования педагогических условий для развития познавательной активности у детей 4-5 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из результатов полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель и задачи формирующего этапа.

Цель: с помощью создания педагогических условий способствовать развитию познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Задачи этапа:

развить познавательный интерес ребенка и активность при выполнении действий с предметами и игрушками, стремление добиваться успеха при выполнении заданий;

организовать познавательные действия с предметами и игрушками, опираясь на развитую у ребенка потребность в общении со взрослыми;

создать игровую предметно-развивающую среду, отвечающую содержанию познавательных потребностей детей 4 — 5 лет.

Эксперимент формирующегося этапа длился с ноября 2006 г. по март 2007 г.

Методика экспериментальной работы включает:

обогащение предметно-развивающей среды;

проведение игр — занятий, для развития познавательной активности, интереса и стремлении к успеху в выполняемой игровой задаче.

проведение дидактических игр, для развития познавательных процессов.

провели занятия по ознакомлению со свойствами предметов и игрушек и выполнения действий с ними.

Для соответствия содержания игровой предметно — развивающей среды познавательным потребностям ребенка 4 — 5 летнего возраста, нами были добавлены различные виды игрушек в игровые уголки.

Уголок интеллектуальных игр пополнился играми — головоломками и играми с проблемными заданиями.

Строительно — конструктивная зона пополнилась крупным строительным материалом, деревянной и пластмассовой мозаикой, кубиками.

Уголки самостоятельных игр детей были дополнены дидактическими игрушками. Ребенку придется решать различные задачи, условия которых заключены в конструкции игрушки. Здесь же мы расположили наборы игрового материала: разрезанные картинки и кубики с предметной картинкой. Действия с такими игрушками будут способствовать закреплению целостного восприятия предметов.

Уголок экспериментирования пополнился определенными предметами, которые можно включать в разные виды деятельности, наблюдения, лабораторные опыты, где дети самостоятельно выполняют в пространственнопредметной среде группы. (Магнит; термометр для измерения температуры воды, комнатной температуры и улицы; колбы; пробирки; пластмассовые пузырьки для эксперимента с водой; бинт, вата; посуда для прорастания семян в грунте; природный материал (камни, минералы, галька); ткани (ситец, хлопок и т. д.); песок, глина; природный материал; разноцветные пластмассовые стеклышки; компас; вертушки для распределения и направления силы ветра; гвозди, пластмасса, дерево и металл, («Д/И Что из чего сделано»).

Обогащение среды проведено с целью активизации в самостоятельной игре знаний и умений, полученных во время занятий и закрепление их в самостоятельной практической деятельности.

У детей 4 — 5 лет можно выделить направления познавательной активности: знакомство с явлениями, предметами и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями; формирование избирательных интересов, как следствие формирования положительного отношения к миру.

В родительских уголках регулярно выставлялось описание работы, с указанием целей, используемого материала и хода работы. Здесь же давались рекомендации о том, какие знания и умения необходимо закрепить дома в совместной деятельности ребенка с родителем. Это дает возможность сделать проводимую работу более продуктивной и целенаправленной.

Разработанная нами система работы с детьми основывалась на умении детей рассматривать и обследовать игрушки и предметы, сформированные в предыдущей возрастной группе. При этом методика работы в экспериментальной группе отличалась от традиционно сложившейся методики использования предметов и игрушек тем, что предметы и игрушки использовались нами целенаправленно, при этом учитывалось, что организация действий с предметами и игрушками наиболее эффективна, если ребенок направляет свою деятельность на выяснение свойств предметов и игрушек.

В работе использовались разнообразные игрушки и игры, такие как, сюжетные, дидактические, строительно — конструктивные, образные, разрезные картинки и другие.

Всю работу по экспериментальной методики, мы отразили в плане — программе.

Для уточнения и обогащения имеющихся знаний о цвете, форме, величине нами были проведены занятия. На них дети определяли и называли цвета, сравнивали предметы и игрушки по величине. Учились с помощью воспитателя обследовать предметы, с целью выяснения формы, их особенностей и названия.

В результате проведенной работы мы заметили, что дети стали более точно определять и называть цвета, при сравнении различных форм опираться на ярко выраженные особенности, делать меньше ошибок.

Последовательность проведения занятий по обследованию предметов и помощью зрительного анализатора и осязательного, а затем только осязательного позволили детям использовать опыт предыдущих занятий в последующих. Так дети рассматривали геометрические фигуры, выясняли их названия, отличительные признаки, а на следующих занятиях только на основе ощупывания предмета, должны были правильно определить ее форму.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что затруднения вызывали задания связанные с восприятием величины предметов и мышлением. Поэтому нами дополнительно были проведены игры «Чьи пальцы длиннее?», «Уложи куклу спать», «Что сначала, что потом?», «Что лишнее?», «Размышляй-ка».

Дальнейшее наблюдения показали, что дети с наименьшими затруднениями могли выполнить задания по определению величины предмета, относительно другого и развитию логического мышления.

Для повышения познавательного интереса и активности детей, а также для формирования у них стремление к успеху в выполняемых заданиях нами были проведены специальные занятия, с использованием игрушек с «секретом». Эти игрушки были прозрачными, вследствие чего было видно, что находится внутри и непрозрачными. Наличие проблемной ситуации (открыть игрушку и достать «секрет») использовалось нами для привлечения внимания детей. Сначала детям давался образец поведения, который они должны были проанализировать и решить правильно ли делает воспитатель. Воспитатель в это время пытается открыть игрушку: стучит, дергает, кидает. Чаще всего дети указывают, что нельзя дергать предмет, а аккуратно его обследовать. («Там должна быть маленькая дверь, ее откроешь и достанешь игрушку» Дима Ш.).

В этих заданиях у детей не только развивался познавательный интерес, повышалась его активность, но и развивалось стремление ребенка к успешному завершению поисковых действий при выполнении игрового задания.

Наблюдая за детьми, мы смогли заметить, что у детей изменилась и волевая сфера личности. Они стали действовать самостоятельно, не останавливаться перед трудностями, владеть своими эмоциями.

Для развития познавательных процессов нами были проведены развивающие игры. Для них были использованы игрушки разных цветов, размеров и форм.

В ходе проведения игр, дети учились группировать предметы, отличающиеся по форме, величине, назначению.

Они научились составлять сочетания из 3 — 4 цветов, устанавливать соотношения между предметами, уметь видеть в предметах возможные заместители других предметов.

Для развития памяти и внимания проводились игры: «Что изменилось?», «Прятки с игрушками», «Разберем и соберем» и другие, требующие от ребенка способности удержать в своей памяти определенную цель, не отвлекаться на постороннее.

Проведение игр подгруппой повысило эмоциональный настрой детей, их активность и интерес. Возможность следить за другими детьми позволило ребенку правильно строить свой ответ, целенаправленно действовать и рассуждать.

Для того чтобы дети научились определять причинно — следственные зависимости необходимо научить детей анализировать проблемную ситуацию. Для этого перед ними ставились различные ситуации, требующие своего решения. Например: «Почему столик упал?», «Почему рыбка овальной формы?», и другие. Для того чтобы проанализировать ситуацию, мы научили детей выполнять определенные мыслительные операции. Так в проблемной ситуации «Почему упал столик?», мы сначала просили ребенка по картинке, на которой изображен столик, описать его и из каких частей он состоит, для чего он предназначен. («У столика 4 ножки, как у котенка» Даниил М.). После этого рассматривали столик и определяли причину, по которой он упал.

После нескольких совместно разрешенных ситуаций, дети без особого труда находили причинно — следственные зависимости между свойствами предметов и функциональными возможностями. Так Мундрескул С. и Цуркан С., разрешая проблемную ситуацию «Почему кубик не катится, а шарик катится по наклонной плоскости?», не только назвали причину: «Уголки, как ножки упираются и не дают кубику скатиться «(Цуркан С.), но и смогли предположить, что по наклонной плоскости не скатятся все предметы и игрушки, у которых есть углы.

Изучая ответы, рассуждения детей мы смогли заметить, что их способности анализировать проблемные ситуации и определять причинно — следственные зависимости между свойствами предметов и их функциональными возможностями изменились.

Для обучения детей операциям анализа и синтеза проводились игры «Сложи узор «, «Собери картинку» воспитатель совместно с ребенком складывал узор по наглядному образцу. Все свои действия воспитатель сопровождал словесным объяснением. Затем детям давался образец другого узора, и дети самостоятельно выполняли задание.

Выполняя задание, дети допускали на первых порах ошибки. Детали узора не совпадали с цветом соответствующих деталей на образце, узор отличался по форме. Вначале воспитатель указывал на расхождения, а затем ребенок самостоятельно находил свои ошибки и исправлял их.

Для определения и уточнения знания о функциональных свойствах игрушек и предметов нами был проведен цикл занятий. Во время этих занятий дети, знакомясь со свойствами новых игрушек, определяли их назначение. На занятиях использовались образные игрушки (предметы труда и быта), а также дидактические игрушки.

Для закрепления знаний о функциональных свойствах игрушек и предметов проводились игры, такие как «Принеси и объясни, для чего это?» (дети из игрового материала приносили разные предметы и игрушки и объясняли их назначение), «Чудесные вещи», «Кому, что для работы нужно?» и другие.

Анализируя ответы детей, мы можем судить о том, что у них пополнился запас представлений о разнообразных видах игрушек и предметов и их назначении. В процессе самостоятельных игр мы смогли заметить, что, используя предметы, дети всегда учитывают их функциональное назначение.

В результате проведенной работы и в ходе наблюдения за детьми, мы можем предположить, что у детей повысился уровень развития познавательной активности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой