Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системный подход к организации студенческого самоуправления в условиях университета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема самоуправления в учебных коллективах вышла далеко за рамки теоретических постулатов и находит все большее отражение в практике воспитательной работы конкретных учебных заведений. Организация процесса обучения на основах самоуправления все основательнее входит в содержание жизни студентов, осознание ими своей личностной роли во всех делах. В тоже время, студенческое самоуправление — это… Читать ещё >

Системный подход к организации студенческого самоуправления в условиях университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ориентация Казахстана на вхождение в число пятидесяти конкурентоспособных государств актуализирует проблему выявления и развития лидерских качеств личности. В Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан поставлена задача разработки новых идей развития студенческого самоуправления, связанных с подготовкой будущих специалистов, ориентированных на требования социально-экономической ситуации на рынке труда, с определенным набором личностных качеств: компетентности, инициативности, коммуникабельности, толерантности, креативности, адаптивности, доброжелательности. Особая роль высшей школе отводится не случайно, поскольку именно в высших учебных заведениях формируется интеллектуальная элита, способная оказывать решающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Значительная роль в процессе социализации студенческой молодежи отводится общественным объединениям вузов, которые предоставляют молодым людям возможность проявить свою самостоятельность и активность, создают условия для накопления и совершенствования опыта общения и коллективного сотрудничества, а также для развития личностного потенциала, достижения поставленных целей.

Вместе с тем, как показывает проведенный анализ, более чем у 90 процентов первокурсников отсутствует опыт участия в деятельности органов школьного самоуправления, не привит интерес к вовлеченности в общественную работу, да и годы обучения в вузе, к сожалению, мало изменяют эту картину. По нашим данным лишь 25−30 процентов студентов принимает активное участие в общественной работе. Отрицательное влияние на воспитательный процесс на всех ступенях образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, потеря прежних традиций деятельности школьных и студенческих органов самоуправления, когда в угоду борьбе с коммунистической идеологией мы потеряли и многие здравые организаторские подходы.

Рост интереса у преобладающего большинства студенческой молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко специальными знаниями и навыками. Практически во всех проанализированных нами анкетах (опрос проводился в сентябре-октябре 2008 года на базе выпускных курсов гуманитарных специальностей ВКГУ имени С. Аманжолова) подчеркнута необходимость создания оптимальных условий для развития личности студентов, оказания им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Это обусловливает важность теоретического обоснования и введения в практику новой модели студенческого самоуправления, которая отвечала бы современным требованиям и способствовала бы саморазвитию личности студента. В казахстанской научной литературе представлен целый ряд работ (Б.А. Абдыкаримов, А.Р. Анасова, Р.И. Бурганова, Т.Г. Галиев, В.В. Егоров, А.Ж. Исмаилов, З.У. Кенесарина, А.Н. Тесленко, Т.К. Туркенов и др.), посвященных студенчеству. Однако в них далеко не в полной мере раскрыты возможности студенческого самоуправления как субъекта педагогической деятельности; не показаны условия, при которых такого рода деятельность может быть наиболее успешной; не изучены направления функционирования студенческого самоуправления, которые способствуют реализации и развитию различных видов социально-ориентированной деятельности; не показана роль и не охарактеризована сущность педагогического сопровождения этой деятельности. Изучение современного опыта студенческого самоуправления и анализ научно-педагогических работ по проблемам молодежи в целом, и студенчества в частности, позволяет обозначить ряд объективно существующих противоречий:

  • · - между интенсивно растущим интересом в теории педагогики к проблеме развития студенческого самоуправления в современном вузе и слабой методологической разработанностью данной проблематики;
  • · - между широким спектром проблем и трудностей, с которыми сталкиваются студенты и слабой представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления, направлений работы, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами учебного заведения;
  • · - между потребностью студенчества в социальной активности, творческой самореализации и отсутствием адекватных организационных форм работы с ним;
  • · - между потенциальными воспитательными возможностями студенческого самоуправления и отсутствием организационно-педагогических условий для их реализации;
  • · - между потребностью студенческого актива в педагогической поддержке со стороны администрации и преподавателей вуза и неразработанностью основных форм педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности студенческой молодежи.

Необходимость разрешения указанных противоречий требует специальной работы по конструированию системы студенческого самоуправления в вузах. Следует определить, что понимается нами под заявленными в заголовке статьи понятиями. Прежде всего, если говорят о системе (от греческого — составленное из частей, соединенное), то подразумевают совокупность элементов, находящихся в отношениях между собой и образующих определенную целостность, единство (Афанасьев В.Г., Аккоф Р., Эмери Ф. и др.). Система студенческого самоуправления может быть рассмотрена как элемент системы управления вузом в целом, в то же время ее элементы могут выступать в качестве систем управления группой, курсом, факультетом и др. Системы характеризуются определенной иерархичностью, многоуровневостью, целостностью и любое изменение в элементах системы ведет к изменению системы в целом.

Системный подход описывает процессы внутри и вне системы, подчеркивает, что система находится в непрерывном движении, благодаря постоянному взаимодействию частей и целого, необходимости и случайности, организации и дезорганизации, требований к личности и ее возможностей и др. Организационная структура системы выступает в качестве упорядочения взаимоотношений между различными составными частями системы и отдельными входящими в нее элементами. Процесс самоуправления любой системы складывается из трех составляющих: самоорганизации, самоадаптации, саморегулирования. Ведущими компонентами при этом являются:

  • · - сохранение упорядоченной целостности в стандартных (детерминированных) условиях — цель самоорганизации;
  • · - сохранение упорядоченной целостности в нестандартных (изменяющихся) условиях (саморазвитие) — цель адаптации;
  • · - сохранение устойчивости упорядоченной целостности — цель саморегулирования.

Неотъемлемыми составными частями системы любого самоуправления считаются:

  • · - юридическая: право сообщества самому и под свою ответственность решать свои внутренние вопросы;
  • · - экономическая: возможность строить свою жизнь для собственного блага и за свой счет, то есть наличие финансов и имущества, достаточных для удовлетворения коллективных требований;
  • · - властная: создание собственных органов власти и управления, уполномоченных сообществом осуществлять компетенцию, доверенную законами страны этому сообществу.

Критериями наличия реального самоуправления, как свидетельствуют исследования (А.Н. Тесленко, Т.К. Туркенов и др.), могут быть следующие:

  • · - взращивание инициатив «снизу», создание условий для стимулирования и реализации в первую очередь студенческих инициатив;
  • · - полное отсутствие иерархии во взаимоотношениях между членами коллектива при наличии структуры, которая уступает приоритет самоуправленческой деятельности;
  • · - подчиненность самоуправления коллективному сообществу, а не административно-управленческому ресурсу;
  • · - ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений;
  • · - учет мнения меньшинства;
  • · - поиск согласия в решении насущных вопросов внутригрупповой жизни.

Исходя из этого, самоуправление рассматривается как условие, метод и способ деятельности.

В теории и на практике такое представление об управлении педагогической системой встречается с рядом противоречивых явлений:

  • · - в педагогической науке хорошо изучены явления управления и самоуправления, а такие понятия как «самоорганизация» и соуправление" пока только обозначены, а их природа и технологии мало исследованы;
  • · - хотя в системе образования провозглашены демократические принципы, управление пока остается функцией руководителей вузов;
  • · - развивающее обучение требует регулирования управления, поддержки инициативы, идеи, новой мысли студенчества, а пока в вузах сохраняется приоритет профессиональных знаний, то есть присвоение чужих идей, мыслей, истин;
  • · - большие ожидания в активности студентов связываются с самоуправлением, но для этого необходимо приобщать их к умениям соуправления в совместных коллективных делах;
  • · - желание за короткое время научить молодежь научным истинам и нормативным умениям деятельности подавляет познавательную и управленческую инициативу преподавателей и студентов, и часто воспринимается как проявление дезорганизации, нарушения стабильности и устойчивости педагогической системы;
  • · - для привлечения преподавателей и студентов к управлению педагогической системой, необходимо учить их основам и технологиям менеджмента.

Проблема самоуправления не является новой ни в теоретическом, ни в практическом плане. Но если вопросы самоуправления учащихся средней школы исследовались, как в советское время, так и сейчас более или менее глубоко, то вопросы самоуправления в высшей школе с точки зрения психолого-педагогической направленности поднимались лишь эпизодически, затрагивались лишь отдельные их аспекты. На наш взгляд, студенческое самоуправление и соуправление являются элементами общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющей будущим специалистам участвовать в управлении вузом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллективные органы различных уровней и направлений. Вместе с тем необходимо разграничивать понятия соуправление и самоуправление, применительно к студенческой среде. Студенческое соуправление — это организованная структура, являющаяся связующим звеном между студенчеством и администрацией учебного заведения, обеспечивающая решение проблем студенческой молодежи. Оно должно обладать системностью, относительной автономностью, иерархичностью, подразумевающей разделение полномочий и степень ответственности, а также связями с внешней средой.

Студенческое самоуправление, в свою очередь, — это самостоятельная деятельность студентов по решению вопросов университетского значения в интересах студентов. Одна из форм реализации данной деятельности — органы студенческого самоуправления: студенческий совет университета, а также соответствующие студенческие советы всех его подразделений (факультетов, институтов, колледжей). Основными направлениями их деятельности являются развитие студенческих инициатив в различных сферах студенческой жизни и стимулирование научного творчества студентов, формирование традиций университета и воспитание чувства гордости за звание студента, решение социальных вопросов студенческой жизни и многое другое. студенческий самоуправление казахстан лидерский.

Студенческое самоуправление — форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. Говоря о классификации органов студенческого самоуправления, можно выделить следующие:

  • а) по виду: постоянные, временные, маятниковые;
  • б) по типу: внутренние (группа, курс, факультет, вуз); внешние (городские, областные, региональные, республиканские);
  • в) по форме: организованные и неорганизованные; г) по характеру: добровольные, принудительные.

Деятельность студенческого самоуправления предполагает личную и коллективную ответственность за принимаемые решения и их выполнение. Это требование реализуется наиболее успешно, если учитываются возможности, мотивы и потребности участия студентов в самоуправлении, уровень их готовности к выполнению управленческих функций. Чем выше уровень готовности к выполнению управленческих функций, потребности в деятельности студенческого самоуправления, тем добросовестнее относятся обучающиеся к принимаемым решениям, тем добросовестнее их выполняют. В свою очередь участие в выработке и принятии решений способст- вует формированию у студентов управленческой культуры, доброжелательности, внимательности, товарищеской требовательности. Социальная активность, самостоятельность, гражданская ответственность реализуются студентами в социально полезной деятельности. Следовательно, все усилия студенческого самоуправления должны быть направлены на их вовлечение в такую деятельность.

Необходимо отметить, что студенческое самоуправление является серьезным инструментом воздействия на коллектив и личность студентов. Сущность самоуправления заключается в рациональной организации деятельности обучающихся, регулировании и корректировке отношений, складывающихся в коллективе. При этом структура коллектива, как и существующих в нем органов самоуправления, должна полностью соответствовать его функциям, целям и задачам. Признаками коллектива (Макаренко А.С., Новикова Л. И., Маленкова Л. И. и др.) являются следующие: общественно-значимые цели (близкие, средние и далекие); общественно-значимая деятельность (при этом очень важно, чтобы она приносила личное удовлетворение каждому члену коллектива); отношения общественной зависимости (наличие актива, органов самоуправления, системы поручений); реализация идеи свободы личности, ее защищенности; система требований (требование-приказ, совет, намек, удивление, рекомендация, побуждение, просьба и др.); наличие традиций; связь с другими коллективами (две линии взаимодействия: что коллектив берет от других для себя — опыт, моральную поддержку, помощь; что отдает другим); история развития коллектива.

Отмечая воспитательные возможности студенческого самоуправления, мы можем сформулировать следующие условия их действенности: методическая помощь со стороны преподавателей; организация специальной психолого-педагогической подготовки актива; помощь самоуправленческим коллективам со стороны административных и общественных органов.

Анализ психологической литературы по проблемам развития первичного коллектива группы показывает, что одним из его критериев может выступать самоуправляемость группы, определяемая как способность группы образовывать (создавать, поддерживать и изменять) оптимальную организационно-деловую реальную структуру, обеспечивающую эффективное выполнение общегрупповой деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать основные задачи студенческого самоуправления и соуправления в вузе:

  • · - осознание студентами личной ответственности за формирование их как граждан своей страны, специалистов, подготовку к жизни;
  • · - участие в формировании и реализации программ, затрагивающих интересы студентов;
  • · - развитие у студентов лидерских, организационных навыков, личной и социальной ответственности;
  • · - углубление сотрудничества студентов всех групп в общественной деятельности;
  • · - формирование, обсуждение и утверждение текущих планов работы и планов подготовки крупных мероприятий в вузе;
  • · - поддержка студенческих инициатив;
  • · - соучастие в организации учебно-воспитательной работы;
  • · - самостоятельность в решении проблем студенческой жизни, формировании активной жизненной позиции, приобретении опыта в управлении коллективами, организация и проведение общественно полезных мероприятий;
  • · - организация и активное участие студентов в научно-исследовательской работе, инновационной и производственной деятельности;
  • · - приобретение навыков предпринимательской деятельности, жизнедеятельности в условиях конкуренции;
  • · - организация быта, досуга, обеспечение порядка и дисциплины в студенческой среде путем применения мер общественного и административного воздействия к нарушителям;
  • · - воспитание у студентов уважения к законам, нормам нравственности и правилам страны и вуза;
  • · - организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности.

Следовательно, основными направлениями организации студенческого самоуправления в университете могут быть:

  • · - анализ студенческих проблем и участие в их решении;
  • · - представление интересов студентов научных и административных органах университета и за его пределами;
  • · - разработка и реализация собственных социально-значимых и поддержка студенческих инициатив;
  • · - развитие художественного творчества студенческой молодежи;
  • · - формирование студенческих традиций образовательного учреждения;
  • · - формирование и обучение студенческого актива;
  • · - участие в благоустройстве образовательного учреждения;
  • · - создание единого информационного пространства для студентов;
  • · - содействие формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении и профилактика асоциальных явлений;
  • · - содействие трудоустройству студентов;
  • · - вынесение предложений о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность, назначении персональных и именных стипендий за высокую успеваемость, активную научную и общественную деятельность;
  • · - взаимодействие со структурными подразделениями учебного заведения по работе со студентами.

Проблема самоуправления в учебных коллективах вышла далеко за рамки теоретических постулатов и находит все большее отражение в практике воспитательной работы конкретных учебных заведений. Организация процесса обучения на основах самоуправления все основательнее входит в содержание жизни студентов, осознание ими своей личностной роли во всех делах. В тоже время, студенческое самоуправление — это не стихийный процесс, где нет места управленческой деятельности со стороны преподавателей. Это значит, что если подходить к самоуправлению как способности отдельного обучающегося и группы в целом к самоорганизации в деятельности, то, как всякая способность вообще, она не может быть изначально заданным для личности или группы свойством. Такая способность формируется на основе целенаправленных усилий со стороны личности по выработке навыков планирования, организации и обеспечения результатов собственной деятельности при последовательном направляющем содействии педагогов.

Таким образом, самоуправление можно определить как способность к самоорганизации в деятельности. Применительно к учебной группе самоуправление может рассматриваться как показатель высокого уровня ее развития, характеризующегося организованностью, сплоченностью и ответственностью каждого члена за порученное дело, отношениями сотрудничества, коллективизма и взаимопомощи. Участие в самоуправлении формирует у студентов такие черты характера, как инициативность, ответственность, исполнительность, творчество, то есть то, что необходимо в дальнейшем для их успешной деятельности в качестве как руководителей, так и членов трудовых коллективов.

Важно отметить, что в условиях самоуправления практически отсутствует деление членов группы на организаторов и исполнителей, или на «актив» и «пассив». Каждый студент объективно поставлен в активную жизненную позицию и, следовательно, каждый имеет объективную возможность за время обучения в вузе стать настоящим лидером. А хорошая организаторская работа (Лутошкин А.Н., Мудрик А.В. и др.) зависит от: знания людей, с которыми работаешь; знания законов развития коллектива; качеств личности самого организатора; знания особенностей организаторской работы; знания дела, которое организуешь; умения практически организовать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой