Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка рыночной стоимости гудвилла

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный — в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения… Читать ещё >

Оценка рыночной стоимости гудвилла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для лучшего понимания сущности гудвилла сравним методы, принятые за рубежом, с российскими методами учета данного нематериального актива.

Рассмотрим применение данной схемы на конкретном примере компании ОАО «Хлебная база». Компанию ОАО «Хлебная база» приобрела какая-то компания, назовём её компанией А, и на момент приобретения баланс ОАО «Хлебная база» имеет вид, представленный в табл. 2.

На основе экспертного заключения выявляем рыночную стоимость активов и пассивов компании ОАО «Хлебная база» и рассчитываем величину ее нетто-активов (см. табл. 2).

Таблица 2 — Определение величины дооценки балансовой стоимости нетто-активов компании ОАО «Хлебная база» до их рыночной стоимости См. Приложение 1.

Статья баланса компании.

Балансовая стоимость.

Рыночная стоимость.

Величина дооценки.

Основные средства.

(13 954).

Нематериальные активы.

Запасы.

(1889).

Денежные средства.

Дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность.

(53 597).

(22 661).

Нетто активы.

Рассмотрим четыре возможных варианта соотнесения между собой цены приобретения компании, рыночной и балансовой стоимости ее нетто-активов, приведенных в табл. 3:

Вариант 1: сумма, уплаченная за активы и обязательства компании ОАО «Хлебная база», больше их балансовой и рыночной стоимости;

Вариант 2: цена приобретения больше балансовой стоимости, но равна рыночной;

Вариант 3: цена покупки равна балансовой стоимости, но ниже рыночной;

Вариант 4: цена покупки ниже и рыночной и балансовой стоимости.

Таблица 3 — Величина гудвилла по международным и российским стандартам учета.

Показатель.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Цена приобретения.

Балансовая стоимость нетто-активов.

Величина гудвилла по российским стандартам учета.

;

(30 190).

Рыночная стоимость нетто-активов.

Величина гудвилла по международным стандартам учета.

;

(72 266).

(102 456).

Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный — в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения отрицательного гудвилла по международным стандартам учета отражен в таблице 4.

Таблица 4 — Распределение отрицательного гудвилла по видам активов (превышение рыночной стоимости внеоборотных активов над ценой их приобретения).

Внеоборотные активы.

Рыночная стоимость активов.

Доля в общей сумме.

Величина отрицательного гудвилла (по международным стандартам).

Перераспределение (графа 2 Ч.

графа 3).

Расчетная стоимость покупки (графа 1 — графа 4).

графа 1.

графа 2.

графа 3.

графа 4.

графа 4.

Вариант 3.

Основные средства.

  • 115 103/
  • 152 555

Нематериальные активы.

  • 37 452/
  • 152 555

Итого.

;

;

Вариант 4.

Основные средства.

  • 115 103/
  • 152 555

Нематериальные активы.

  • 37 452/
  • 152 555

Итого.

;

;

Полное распределение гудвилла компании ОАО «Хлебная база» в балансе компании после её продажи должно быть отражено на соответствующих счетах отдельными бухгалтерскими записями, которые для каждого из рассмотренных случаев представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения.

Учет.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Дебет.

Основные средства.

Нематериальные активы.

Запасы.

Денежные средства.

Дебиторская задолженность.

Гудвилл.

Кредит.

Кредиторская задолженность.

Другие статьи пассива баланса.

Приведенный в таблице 5 условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения во многом упрощен. Так, при полном расчете деловой репутации учитывают долю инвестора в приобретаемых идентифицируемых нетто-активах, а статья инвестиций показывается в балансе отдельно.

Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности.

Стоимость гудвилла рассчитывается как произведение объёма продажи (CA) (чаще всего средний объем продаж за последние три года) на скорректированный множитель k См. Раздел I, пункт 1.3.

GW = k Ч CA / 100%.

GW = 70% Ч 780 498 / 100% = 546 348,6 руб.

Бухгалтерский метод (Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов) Совокупная стоимость активов ОАО «Хлебная база» составляет 736 884 руб. В качестве готового бизнеса компания была оценена и продана за 1 200 000 руб. http://www.agroru.com/. Такая высокая оценка связана с тем, что новый владелец получил не только хлебную фабрику, но и возможность использовать известную торговую марку, отлаженные бизнес-процессы и другие явные конкурентные преимущества. Иными словами, купив компанию, новый владелец, в первую очередь, приобрел его гудвилл, который составил = 1 200 000 — 736 884 = 463 116 руб.

Метод избыточной прибыли Для оценки гудвилла компании ОАО «Хлебная база» методом избыточных прибылей необходимо установить следующими данные: чистые активы компании ОАО «Хлебная база» составили 332 442 руб., а годовая чистая прибыль — 49 621 руб.

Рентабельность чистых активов = (Годовая чистая прибыль / Чистые активы) Ч 100%.

Таким образом, рентабельность чистых активов равна 15%.

Согласно результатам проведенного анализа деятельности предприятий-аналогов было определено, что рентабельность их активов составляет в среднем 12,9% Журнал «Слияния и поглощения» № 9/13, 2007 г. из статьи «…Ранее активы в хлебной отрасли считались недостаточно привлекательными из-за низкой рентабельности (12−14%)…», то есть рентабельность активов ОАО «Хлебная база» на 2,1% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям.

Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли такое расхождение возникло из-за того, что не была учтена часть активов ОАО «Хлебная база», а именно гудвилл.

Соответственно, для того чтобы получить прибыль в размере 49 621 руб. при рентабельности активов 12,9%, предприятию необходимо располагать активами на сумму 384 859 руб. (49 621 / 12,9%).

Таким образом, стоимость гудвилла компании составляет = 384 859 — 332 442 = 52 417 руб.

В соответствии с «Порядком экспертной оценки нематериальных активов» экспертная оценка стоимости нематериальных активов, в том числе и гудвилла, не отраженных в бухгалтерском балансе, может быть осуществлена следующим образом:

Сгуд = Бпр / Ск — Сцик где, Сгуд — стоимость нематериальных активов, не отраженных в балансе;

Бпр — балансовая прибыль предприятия после вычитания налога на прибыль;

Ск — ставка капитализации;

Сцик — стоимость целостного имущественного комплекса по балансу.

Расчёт ставки капитализации производится по модели Шарпа:

R = Rf + в Ч (Rm — Rf) + S1 + S2,.

Где: Rf — безрисковая ставка (доходность по долгосрочным облигациям федерального займа (ОФЗ) к концу декабря 2007 г. — 6,53% www.cbrf.ru, www.budgetrf.ru/Publications/Magazines);

в — коэффициент, являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими изменениями происходящими в стране;

Rm — общая доходность рынка в целом, доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг (среднерыночная доходность по долгосрочным облигациям на конец декабря 2007 г. — 8,2% www.cbrf.ru);

S1- премия для малых предприятий, учитывает размеры оцениваемой.

компании (8% Необходимость введения поправки на риск вложения в небольшие компании обуславливается тем, что при вложениях в небольшие компании инвесторы требуют большую компенсацию за риск нежели, чем при вложении в крупные компании. Премия за размер компании по данным SBBI VALUATION EDITION составила 8%.);

S2- премия за риск инвестиций в конкретную компанию (в зависимости от отрасли).

Таблица 6 — Расчёт премии за риск инвестиций в ОАО «Хлебная база».

Факторы.

Премия в %-ом выражении.

Клиентская база.

1%.

Ключевая фигура управления.

2%.

Цены на сырьё.

3%.

Страновой риск.

1,75%.

Итого:

7,75%.

Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.

Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся на каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента. Фактор немного не соответствует оптимальному значению.

Фактор «ключевая фигура управления» отвечает не всем необходимым требованиям, а именно отсутствует сформированный кадровый резерв, таким образом риск по этому превышает оптимальные значения и в будущем может ещё вырасти. Премиальная надбавка составляет 2%.

В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Dailond&Tysh, где учитываются следующие факторы риска:

  • 1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).
  • 2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; наличие и стоимость рабочей силы; влияние организованной преступности; государственное регулирование).
  • 3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки аналогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС);

Наша компания подвержена в большей степени социальным и финансовым рискам, поэтому премиальная надбавка будет значительной — 1,75%. В дальнейшем она может вырасти из-за недостаточности информации, необходимой для стратегического (долгосрочного) прогноза.

Остальные риски оцениваются экспертным путем.

в = 0,84 Ч (1 + (1 — t) Ч (Заёмные ср-ва / Собственные ср-ва)).

t — ставка налога на прибыль (24%),.

в = 0,84 Ч (1 + (1 — 0,24) Ч (39 013 / 74 129)) = 1,176.

R = 6,53 + 1,176 Ч (8,2 — 6,53) + 8 + 7,75 = 24,25%.

Тогда, Сгуд = 49 621/0,2425 — 172 396 = 32 226,7 руб.

Оценка гудвилла по объему реализации Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. В этом случае стоимость гудвилла компании (GW) определяется по формуле:

GW = (NOI — Qf Ч Rq) / Rg',.

Где: NOI — чистый операционный доход от деятельности компании. Рассчитывается как валовой доход за вычетом операционных издержек и расходов на возмещение (на текущий момент);

Qf — стоимость реализованной продукции;

Rq — среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции;

Rg' — коэффициент капитализации нематериальных активов (отношение прибыли компании к стоимости нематериальных активов, учтенных на балансе).

Rq = Прибыль от реализации продукции / Полную себестоимость реализованной продукции = 95 599 / 723 604 = 0,13.

(Коэффициент рентабельности реализации продукции нашего предприятия). В результате исследования установлено, что средний коэффициент рентабельности аналогичной продукции по отрасли равняется 0,126 «Хлебное равновесие» № 9 (71), 2007 г. www.paramon.ru.

Rg' = Прибыль компании / Стоимость нематериальных активов, учтённых в балансе = 49 621 /35 633 = 1,392.

GW = (143 653 — 723 604 Ч 0,126) / 1,392 = 37 700,4 руб.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой