Оценка рыночной стоимости гудвилла
Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный — в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения… Читать ещё >
Оценка рыночной стоимости гудвилла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для лучшего понимания сущности гудвилла сравним методы, принятые за рубежом, с российскими методами учета данного нематериального актива.
Рассмотрим применение данной схемы на конкретном примере компании ОАО «Хлебная база». Компанию ОАО «Хлебная база» приобрела какая-то компания, назовём её компанией А, и на момент приобретения баланс ОАО «Хлебная база» имеет вид, представленный в табл. 2.
На основе экспертного заключения выявляем рыночную стоимость активов и пассивов компании ОАО «Хлебная база» и рассчитываем величину ее нетто-активов (см. табл. 2).
Таблица 2 — Определение величины дооценки балансовой стоимости нетто-активов компании ОАО «Хлебная база» до их рыночной стоимости См. Приложение 1.
Статья баланса компании. | Балансовая стоимость. | Рыночная стоимость. | Величина дооценки. |
Основные средства. | (13 954). | ||
Нематериальные активы. | |||
Запасы. | (1889). | ||
Денежные средства. | |||
Дебиторская задолженность. | |||
Кредиторская задолженность. | (53 597). | (22 661). | |
Нетто активы. |
Рассмотрим четыре возможных варианта соотнесения между собой цены приобретения компании, рыночной и балансовой стоимости ее нетто-активов, приведенных в табл. 3:
Вариант 1: сумма, уплаченная за активы и обязательства компании ОАО «Хлебная база», больше их балансовой и рыночной стоимости;
Вариант 2: цена приобретения больше балансовой стоимости, но равна рыночной;
Вариант 3: цена покупки равна балансовой стоимости, но ниже рыночной;
Вариант 4: цена покупки ниже и рыночной и балансовой стоимости.
Таблица 3 — Величина гудвилла по международным и российским стандартам учета.
Показатель. | Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. | Вариант 4. |
Цена приобретения. | ||||
Балансовая стоимость нетто-активов. | ||||
Величина гудвилла по российским стандартам учета. | ; | (30 190). | ||
Рыночная стоимость нетто-активов. | ||||
Величина гудвилла по международным стандартам учета. | ; | (72 266). | (102 456). |
Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный — в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения отрицательного гудвилла по международным стандартам учета отражен в таблице 4.
Таблица 4 — Распределение отрицательного гудвилла по видам активов (превышение рыночной стоимости внеоборотных активов над ценой их приобретения).
Внеоборотные активы. | Рыночная стоимость активов. | Доля в общей сумме. | Величина отрицательного гудвилла (по международным стандартам). | Перераспределение (графа 2 Ч. графа 3). | Расчетная стоимость покупки (графа 1 — графа 4). | |
графа 1. | графа 2. | графа 3. | графа 4. | графа 4. | ||
Вариант 3. | Основные средства. |
| ||||
Нематериальные активы. |
| |||||
Итого. | ; | ; | ||||
Вариант 4. | Основные средства. |
| ||||
Нематериальные активы. |
| |||||
Итого. | ; | ; |
Полное распределение гудвилла компании ОАО «Хлебная база» в балансе компании после её продажи должно быть отражено на соответствующих счетах отдельными бухгалтерскими записями, которые для каждого из рассмотренных случаев представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения.
Учет. | Вариант 1. | Вариант 2. | Вариант 3. | Вариант 4. | |
Дебет. | Основные средства. | ||||
Нематериальные активы. | |||||
Запасы. | |||||
Денежные средства. | |||||
Дебиторская задолженность. | |||||
Гудвилл. | |||||
Кредит. | Кредиторская задолженность. | ||||
Другие статьи пассива баланса. |
Приведенный в таблице 5 условный баланс компании ОАО «Хлебная база» после приобретения во многом упрощен. Так, при полном расчете деловой репутации учитывают долю инвестора в приобретаемых идентифицируемых нетто-активах, а статья инвестиций показывается в балансе отдельно.
Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности.
Стоимость гудвилла рассчитывается как произведение объёма продажи (CA) (чаще всего средний объем продаж за последние три года) на скорректированный множитель k См. Раздел I, пункт 1.3.
GW = k Ч CA / 100%.
GW = 70% Ч 780 498 / 100% = 546 348,6 руб.
Бухгалтерский метод (Оценка разности стоимости компании и рыночной стоимости всех ее активов) Совокупная стоимость активов ОАО «Хлебная база» составляет 736 884 руб. В качестве готового бизнеса компания была оценена и продана за 1 200 000 руб. http://www.agroru.com/. Такая высокая оценка связана с тем, что новый владелец получил не только хлебную фабрику, но и возможность использовать известную торговую марку, отлаженные бизнес-процессы и другие явные конкурентные преимущества. Иными словами, купив компанию, новый владелец, в первую очередь, приобрел его гудвилл, который составил = 1 200 000 — 736 884 = 463 116 руб.
Метод избыточной прибыли Для оценки гудвилла компании ОАО «Хлебная база» методом избыточных прибылей необходимо установить следующими данные: чистые активы компании ОАО «Хлебная база» составили 332 442 руб., а годовая чистая прибыль — 49 621 руб.
Рентабельность чистых активов = (Годовая чистая прибыль / Чистые активы) Ч 100%.
Таким образом, рентабельность чистых активов равна 15%.
Согласно результатам проведенного анализа деятельности предприятий-аналогов было определено, что рентабельность их активов составляет в среднем 12,9% Журнал «Слияния и поглощения» № 9/13, 2007 г. из статьи «…Ранее активы в хлебной отрасли считались недостаточно привлекательными из-за низкой рентабельности (12−14%)…», то есть рентабельность активов ОАО «Хлебная база» на 2,1% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям.
Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли такое расхождение возникло из-за того, что не была учтена часть активов ОАО «Хлебная база», а именно гудвилл.
Соответственно, для того чтобы получить прибыль в размере 49 621 руб. при рентабельности активов 12,9%, предприятию необходимо располагать активами на сумму 384 859 руб. (49 621 / 12,9%).
Таким образом, стоимость гудвилла компании составляет = 384 859 — 332 442 = 52 417 руб.
В соответствии с «Порядком экспертной оценки нематериальных активов» экспертная оценка стоимости нематериальных активов, в том числе и гудвилла, не отраженных в бухгалтерском балансе, может быть осуществлена следующим образом:
Сгуд = Бпр / Ск — Сцик где, Сгуд — стоимость нематериальных активов, не отраженных в балансе;
Бпр — балансовая прибыль предприятия после вычитания налога на прибыль;
Ск — ставка капитализации;
Сцик — стоимость целостного имущественного комплекса по балансу.
Расчёт ставки капитализации производится по модели Шарпа:
R = Rf + в Ч (Rm — Rf) + S1 + S2,.
Где: Rf — безрисковая ставка (доходность по долгосрочным облигациям федерального займа (ОФЗ) к концу декабря 2007 г. — 6,53% www.cbrf.ru, www.budgetrf.ru/Publications/Magazines);
в — коэффициент, являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими изменениями происходящими в стране;
Rm — общая доходность рынка в целом, доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг (среднерыночная доходность по долгосрочным облигациям на конец декабря 2007 г. — 8,2% www.cbrf.ru);
S1- премия для малых предприятий, учитывает размеры оцениваемой.
компании (8% Необходимость введения поправки на риск вложения в небольшие компании обуславливается тем, что при вложениях в небольшие компании инвесторы требуют большую компенсацию за риск нежели, чем при вложении в крупные компании. Премия за размер компании по данным SBBI VALUATION EDITION составила 8%.);
S2- премия за риск инвестиций в конкретную компанию (в зависимости от отрасли).
Таблица 6 — Расчёт премии за риск инвестиций в ОАО «Хлебная база».
Факторы. | Премия в %-ом выражении. |
Клиентская база. | 1%. |
Ключевая фигура управления. | 2%. |
Цены на сырьё. | 3%. |
Страновой риск. | 1,75%. |
Итого: | 7,75%. |
Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.
Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся на каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента. Фактор немного не соответствует оптимальному значению.
Фактор «ключевая фигура управления» отвечает не всем необходимым требованиям, а именно отсутствует сформированный кадровый резерв, таким образом риск по этому превышает оптимальные значения и в будущем может ещё вырасти. Премиальная надбавка составляет 2%.
В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Dailond&Tysh, где учитываются следующие факторы риска:
- 1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).
- 2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; наличие и стоимость рабочей силы; влияние организованной преступности; государственное регулирование).
- 3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки аналогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС);
Наша компания подвержена в большей степени социальным и финансовым рискам, поэтому премиальная надбавка будет значительной — 1,75%. В дальнейшем она может вырасти из-за недостаточности информации, необходимой для стратегического (долгосрочного) прогноза.
Остальные риски оцениваются экспертным путем.
в = 0,84 Ч (1 + (1 — t) Ч (Заёмные ср-ва / Собственные ср-ва)).
t — ставка налога на прибыль (24%),.
в = 0,84 Ч (1 + (1 — 0,24) Ч (39 013 / 74 129)) = 1,176.
R = 6,53 + 1,176 Ч (8,2 — 6,53) + 8 + 7,75 = 24,25%.
Тогда, Сгуд = 49 621/0,2425 — 172 396 = 32 226,7 руб.
Оценка гудвилла по объему реализации Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. В этом случае стоимость гудвилла компании (GW) определяется по формуле:
GW = (NOI — Qf Ч Rq) / Rg',.
Где: NOI — чистый операционный доход от деятельности компании. Рассчитывается как валовой доход за вычетом операционных издержек и расходов на возмещение (на текущий момент);
Qf — стоимость реализованной продукции;
Rq — среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции;
Rg' — коэффициент капитализации нематериальных активов (отношение прибыли компании к стоимости нематериальных активов, учтенных на балансе).
Rq = Прибыль от реализации продукции / Полную себестоимость реализованной продукции = 95 599 / 723 604 = 0,13.
(Коэффициент рентабельности реализации продукции нашего предприятия). В результате исследования установлено, что средний коэффициент рентабельности аналогичной продукции по отрасли равняется 0,126 «Хлебное равновесие» № 9 (71), 2007 г. www.paramon.ru.
Rg' = Прибыль компании / Стоимость нематериальных активов, учтённых в балансе = 49 621 /35 633 = 1,392.
GW = (143 653 — 723 604 Ч 0,126) / 1,392 = 37 700,4 руб.