Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление современной парламентской системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно необходимостью дополнительной корректировки соотношения ветвей власти, уточнением их полномочий была продиктована двухпалатная структура парламента. Появление верхней палаты было вызвано в значительной степени политической целесообразностью, необходимостью получить дополнительный противовес для нижней палаты. Двухпалатность современного белорусского парламента — в каком-то смысле реакция… Читать ещё >

Становление современной парламентской системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях» .

Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов (например, 27 февраля 1991 г. был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»).

В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет.

В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.

Необходимость конституционной реформы в 1996 году была обусловлена целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.

Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации деятельности высших органов государства — Президента, Парламента и Правительства. Произошло существенное перераспределение полномочий между данными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента страны функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента, повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за развитие экономики, за состояние дел в социально-культурной и административно-политической сфере белорусского общества.

В результате внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Таким образом, нынешнее Национальное собрание Республики Беларусь является детищем той острой политической борьбы, которая происходила в стране в 1996 году. Вряд ли сильно погрешим против истины, если скажем, что еще в январе того переломного года мало кто мог представить, что белорусский парламент станет двухпалатным. Вообще, 1996;й — судьбоносный год в новейшей политической истории Беларуси. Его влияние ощущается до сих пор. От того, кто и как повел себя в то непростое время, какую позицию занял орган власти, партия, общественная организация, политический деятель, зависела судьба этого субъекта политики на долгие годы вперед. Известный белорусский военный теоретик В. Макаров справедливо называет преобразования второй половины 1990;х годов «революцией Александра Лукашенко» [8].

1996 год — кульминация этой революции. Острая полемика внутри самого парламента, подписание Договора о создании Сообщества России и Беларуси, митинговое наступление БНФ, попытка начать процедуру импичмента, посредничество российских политиков — далеко не полный перечень событий периода, когда чаша весов власти колебалась. Победителем вышел Президент Республики Беларусь, и видение конституционного строя, предложенное его командой и поддержанное народом на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, определило всю конфигурацию власти, а следовательно, и политическую систему страны.

Именно необходимостью дополнительной корректировки соотношения ветвей власти, уточнением их полномочий была продиктована двухпалатная структура парламента. Появление верхней палаты было вызвано в значительной степени политической целесообразностью, необходимостью получить дополнительный противовес для нижней палаты. Двухпалатность современного белорусского парламента — в каком-то смысле реакция на всевластие Верховного Совета периода 1990;1994 годов.

Исходя из полномочий современного Национального собрания, а также Президента, форму правления в Беларуси можно определить как президентскую республику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой