Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции парламентской культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема функциональной составляющей политической культуры достаточно широко исследуется, начиная со времени разработки её концепции. Сравнительный, функциональный анализ политической и парламентской культуры способствует решению такого рода исследовательских задач: во-первых, проследить процесс видовой трансформации политической культуры в парламентскую в условиях демократического транзита… Читать ещё >

Функции парламентской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Будучи явлением социальным, культура обладает социальной предназначенностью, т. е определенными функциями. Поэтому определения культуры выступают как её интерпретации в зависимости от той или иной функции. А функции, в свою очередь, вытекают из сущности самой культуры.

Проблема функциональной составляющей политической культуры достаточно широко исследуется, начиная со времени разработки её концепции. Сравнительный, функциональный анализ политической и парламентской культуры способствует решению такого рода исследовательских задач: во-первых, проследить процесс видовой трансформации политической культуры в парламентскую в условиях демократического транзита, а во-вторых, вычленить предметную специфику функциональной основы парламентской культуры применительно к реальным условиям нашей страны.

К числу функций парламентской культуры можно отнести: легитимацию, политическую социализацию, функцию мировоззренческой ориентации, агрегацию политических интересов, артикуляцию политических интересов, согласование интересов, интегративную функцию, социальную стабилизацию, воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции.

Легитимация — Для того, чтобы политическая власть была успешной, она должна быть легитимной. Власть легитимна в том случае, если «управляемые» признают за ней право управлять. Юридически правовая законность свидетельствует о легальности власти.

Легитимность власти может основываться либо на принуждении и насилии, либо на убеждении и влиянии. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, — опираясь на их добровольное согласие или солидарность.

Легитимация политической власти представляет собой взаимообусловленный процесс, с одной стороны, «самооправдания» и рационального обоснования собственной власти со стороны «управляющих», с другой — «оправдания» и признания этой власти со стороны «управляемых».

Политическая социализация — Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на человека и представляет процесс передачи ему существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Именно этот процесс и получил название политической социализации.

Мировоззренческая ориентация — Вооружение людей знанием законов и закономерностей формирования, утверждения, функционирования и развития политической власти. А также место и роль этих функций в политической сфере жизнедеятельности. Формирование взглядов человека на политическую жизнь, политику, власть. Предоставление теоретической основы для ориентации в быстро изменяющейся действительности и оценка явлений действительности. В этом реализуется мировоззренческая функция политологии.

Агрегация политических интересов — (объединение политических интересов). Функция политической системы, состоящая в согласовании, интеграции политическими партиями разнородных интересов, требований, предъявляемых к политической системе индивидами и социальными группами.

Агрегация интересов есть деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются в партийные программы. Так, при определении программы в области экономической политики часто должны быть сведены вместе и уравновешены мечты фермеров о высоких ценах на зерно, стремление народа платить более низкие налоги, требования защитников окружающей среды относительно качества природного богатства и интересы деловых кругов. Конкретная программа становится политически значимой, когда она подкреплена солидными политическими ресурсами, скажем, прямой электоральной поддержкой, обеспеченностью предвыборными фондами, местами в законодательном органе, ключевыми постами в исполнительной власти, доступом к средствам массовой информации или даже вооруженной силой.

Артикуляция политических интересов — (выражение интересов) процесс, в ходе которого индивиды и группы формулируют свои требования, соответствующие их реальным или мнимым интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу политических решений. Артикуляция интересов зависит от деятельности групп интересов.

Согласование интересов — Политический интерес, это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Интегративная функция — (единая работа парламента). Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служит опорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

Социальная стабилизация — В проявлениях этой функции можно выделить два уровня. Уровень высшего политико-государственного руководства и общий уровень, охватывающий все политически дееспособное население.

На высшем уровне преемственность и стабильность власти может обеспечиваться либо посредством наследования, либо через систему выборов или назначений на высшие государственные посты.

На общем уровне стабильность власти обеспечивается через систему подготовки и выдвижения руководящих кадров для различных политических институтов, а также через направленное приобщение (социализацию) граждан к политической жизни, в процессе которой, они усваивают основные политические нормы и ценности.

Воспитательная функция — (формирование личности, гражданина).

Она проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям тех или иных классов, социальных групп.

Коммуникативная функция — это обеспечение политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой — в национальную, национальной — в общечеловеческую. Она способствует мобилизации крупных общностей на реализацию масштабных социально-значимых целей. Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание различных слоев общества, хотя и не гарантирует их от столкновений между собой. Эта функция выполняет трансляцию элементов политической культуры от поколения к поколению и служит накапливанию политического опыта.

Регулятивная функция — (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения).

Совпадая во многом в содержательной части с функциями политической системы, функциональная основа парламентской культуры содержит, тем не менее, свое предметное своеобразие. Это очевидно, например, применительно к функции социальной стабилизации. Здесь учитывается весьма важное для современной отечественной парламентской культуры обстоятельство: разные социальные интересы можно удовлетворять только посредством представительских институтов. Функциональность парламента такова, что он является основным игроком в рамках политической системы, не считаться с которым просто невозможно.

Концепт парламентской культуры, как разновидности культуры политической, призван решать стратегическую задачу любого демократического общества — развивать навыки и умения социального общежития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой