Лекция 1. педагогика как научная область знаний
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Необходимо отметить, что… Читать ещё >
Лекция 1. педагогика как научная область знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогика как наука С ранних этапов развития цивилизации человечество интересуют вопросы самосохранения личности, воспроизводства общества, вопросы совершенствования жизни человека и его собственного совершенствования. Вот почему уже в самых первых философских системах обсуждаются проблемы ценности знания, мудрости, передачи опыта поколений.
Передача социального опыта от старших поколений младшим — этот вопрос в разные исторические эпохи решался по-разному. Как следует передавать опыт трудовой деятельности, опыт эстетики жизни, опыт познания? В чем сущность воспитания? Как сформировать основы нравственного поведения личности? Как организовать обучение? В чем заключаются условия развития человека? — Поиск ответа на эти вопросы привел к возникновению науки педагогики.
Сегодня педагогика находит ответы не только на эти вопросы. Многие исследователи ставят в центр педагогики ценностное отношение к образованию, которое рассматривается как непрерывное восхождение к ценностям культуры (С.И. Гессен). И мы не можем не согласиться с тем, что это — одно из важнейших условий развития личности.
Педагогика как наука имеет свой объект и предмет исследования.
Объект исследования педагогики — это условия развития человека.
Предметом исследования педагогики является то целенаправленное взаимодействие, в ходе которого передается социальный опыт. Это взаимодействие — педагогический процесс.
Из сказанного можно дать следующее объяснение понятию «педагогика».
Педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни (С.А. Смирнов).
Сегодня идет активная разработка философских аспектов педагогики. В философском аспекте можно рассматривать воспитание и образование, их принципы, ценности с позиций аксиологии, гносеологии, онтологии, антропологии, культурологии как «взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей» (С.И. Гессен).
Задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке Главными задачами педагогической науки является: накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека; вскрытие закономерностей в области обучения, воспитания, образования; изучение и обобщение педагогического опыта; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; прогнозирование в сфере образования; внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Педагогика, решает вопросы о том, для чего необходимы воспитание и обучение, кто и ради кого осуществляются эти процессы, чему учить и какие ценностные ориентации формировать в целостном педагогическом процессе. Ее задачи — познавать законы воспитания, образования и обучения человека, чтобы иметь возможность предложить педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Таким образом, педагогика выполняет научно-теоретическую, конструктивно-техническую, прогностическую функции.
Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательного процесса, а также умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики рождаются в педагогических лабораториях.
Педагогика тесно связана с науками, изучающими феномен человека.
Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследования.
Связь с философией проявляется в определении методологических подходов в объяснении педагогических явлений и процессов и места воспитания в развитии общества. Механизмы педагогических явлений раскрывает наука психология. Влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений изучает социология. Из медицины, анатомии, физиологии, генетики педагогика получает знания, помогающие лучше понять особенности физического, физиологического развития человека, черпает рекомендации о сохранении и укреплении здоровья подрастающих субъектов взаимодействия. Этнология позволяет понимать и учитывать национальные особенности характера воспитанника, использовать традиции и практику народной педагогики в обучении и воспитании.
Связи педагогики с другими науками осуществляются по многим направлениям. Понятия синергетики, кибернетики, системного анализа, социологии используются в описании функционирования и развития педагогических систем. Результаты исследования психологии, антропологии, физиологии служат опорой для понимания механизмов педагогических явлений.
Делая попытку соотнесения педагогики с другими науками о человеке, можно понять место ее в системе других наук. Например, рассмотрим очень важную для педагогики категорию «развитие». Процесс развития исследуется не только в педагогике. Он исследуется в физиологии, в анатомии, в психологии, в социологии, в философии. Чем отличается отношение к этому процессу в упомянутых науках о человеке и в педагогике?
Анатомия, физиология, психология, социология, этика исследуют механизмы и нормы развития. При этом каждая из наук рассматривает свое направление развития: физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное.
Педагогика не занимается рассмотрением механизмов и норм развития. Она исследует условия, в которых происходит развитие человека.
Основные категории педагогики К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Рассматривая понятие «Воспитание», мы выделяем воспитание как социальное явление и воспитание как явление педагогическое.
Когда мы говорим о воспитании как о социальном явлении, то имеем в виду передачу опыта от старших поколений младшим. При этом опыт, накопленный поколениями, передается всеми социальными институтами. Опыт поколений передается по многим направлениям. Это — и опыт трудовой деятельности, и опыт умственного развития, и опыт физического развития, и опыт эстетического отношения к миру, и опыт нравственного поведения. Можно указать и другие направления.
Воспитание как педагогическое явление предполагает формирование качеств личности. Это — целенаправленный процесс, который осуществляется в рамках воспитательной системы.
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория.
Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.
Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой опыт и опыт предшествующих поколений.
Развитие — это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Необходимо отметить, что границы применения в педагогике данной категории еще не определены.
В процессе воспитания человека происходит его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.
Образование — это емкое понятие. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что под образованием следует понимать процесс и результат обучения и воспитания в интересах общества, человека и государства.
Образование как процесс предполагает многообразную личностно ориентированную деятельность, обеспечивающую самоопределение и самореализацию личности в изменяющейся социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности, как таковой.
Образование — это создание образа, некая завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, отношений.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» — большая доля истины.
Сегодня актуальным является аксиологический подход к образованию, что означает рассмотрение образования как ценности. Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов: аксиологизация мирового образовательного процесса, кризис современного образования, переход к гуманистической образовательной парадигме.
В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это — ядро образования — обучение.
Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение как процесс включает в себя две части:
- · преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности;
- · учение, как прием опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучая, — воспитываем. Воспитывая, — обучаем. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагог придает им необходимую направленность, формируя важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет «воспитывающий характер» (И.Ф. Гербарт). Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения.
Говоря об основных педагогических категориях, нельзя не раскрыть понятийный аппарат педагогики. Человек сам способен перенимать опыт человечества и создавать творения. Поэтому основными «душевными» факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, саморазвитие.
Самовоспитание — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Самообразование — специально организованная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей.
Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализация веры в возможности самовоспитания в процессе естественного физиологического, психологического и социального развития.
К числу основных педагогических понятий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, как социализация, педагогическое взаимодействие, познавательная деятельность.
Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена этого общества.
Педагогическое взаимодействие — личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Отрасли педагогики и их основные задачи К настоящему времени внутри педагогической науки сформировались отдельные самостоятельные отрасли педагогики.
Общая педагогика в качестве основной задачи рассматривает исследование общих закономерностей образования.
Возрастная педагогика. Основная задача — изучение возрастных аспектов обучения и воспитания (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых — андрогогика).
Социальная педагогика. Основная задача — разработка теории и методики внешкольного образования детей и взрослых.
Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, включающая в себя направления: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержкой умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).
Частные методики (предметные дидактики) занимаются исследованием специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных предметов.
История педагогики и образования исследует развитие педагогической теории и практики в различные исторические периоды.
Отраслевая педагогика занимается выявлением особенностей обучения и воспитания людей, работающих в конкретных отраслях экономики и культуры: военная, спортивная, профессиональная, криминалогическая и др.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем их сопоставления.
Исправительно-трудовая педагогика. Основная задача — теоретическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастных групп.
Вопросы для самопроверки.
- 1. Чем обусловлено появление педагогики как науки?
- 2. Дайте одно из определений педагогики и обоснуйте его.
- 3. Назовите объект и предмет исследования педагогики.
- 4. Установите связь между предметом и объектом исследования педагогики.
- 5. Какие функции выполняет педагогика в деятельности системы образования и в жизни общества?
- 6. Назовите основные категории педагогики. Поясните их сущность.
- 7. Назовите основные отрасли педагогики. Сформулируйте их основные задачи.