Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация Североатлантического договора (НАТО)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия приостановила свое участие в ряде этих программ после решения Североатлантического союза о военном вмешательстве с целью окончания конфликта в Косово. Однако, несмотря на разногласия по вопросу применения военной силы, страны НАТО тесно сотрудничали с представителями российского правительства в связи с дипломатическими усилиями по окончанию конфликта в Косово и достижению прочного… Читать ещё >

Организация Североатлантического договора (НАТО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической, так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО).

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающийся размах холодной войны.

Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран — Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: «Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех». НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими со странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

В 1949 году была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60−70-х годов.

Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году — это был кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 года обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 года было подписано соглашение о перемирии.

Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом.

На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские.

Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 года в связи с обстановкой вокруг Кубы. После революции на Кубе и установления там социализма, Советский Союз, в связи с территориальной близостью Кубы с США, разместил там атомные ракеты. В ответ на это США стянуло к острову свой флот и выдвинуло ультиматум. На начавшихся переговорах был достигнут компромисс, и атомные ракеты с Кубы были выведены.

Руководителям США и СССР в ходе Карибского и корейского кризисов, несмотря на взаимную неприязнь, удалось избежать прямого военного столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее последствиями.

Западные политики использовали блоковую стратегию для опоясывания с запада, юга и востока территории СССР и дружественных ему государств в Европе и Азии цепью военно-политических союзов и баз, на которых размещались американские военно-воздушные и военно-морские силы. Впоследствии мировой общественности стало известно, что в 50-х годах в США были разработаны секретные планы развязывания войны против СССР, который предусматривали атомные бомбардировки десятков советских городов. Нарушая нормы международного права, американские военные самолеты в течение нескольких лет на большой высоте совершали полеты в воздушном пространстве СССР с разведывательными целями.

С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к сотрудничеству с Европейскими организациями, как например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику с меньшей угрозой континентальной безопасности.

Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам. План действий по подготовке к членству в НАТО — ПДПЧ (NATO's Membership Action Plan), реализация которого началась в апреле 1999 г., помогает странам, стремящимся к вступлению в НАТО, сосредоточить все свои усилия на достижении изложенных в нем целей и приоритетов.

Теперь вопросы реализации ПДПЧ касаются не только министров иностранных дел и министров обороны. С началом межведомственных встреч на национальном уровне усилия, направленные на выполнение задач Плана, все больше принимают характер скоординированной системной работы, к которой привлекаются и другие государственные учреждения и ведомства. нато политический государство дипломатический Расширение НАТО послужило поводом закреплению соглашения между НАТО и Россией, в котором заключены основные принципы сотрудничества и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997 г.:

  • · Развитие на основе стабильного, долговременного и равноправного партнёрства и сотрудничества с целью укрепления безопасности в Североатлантическом регионе.
  • · Отказ от применения силы и угрозы силой друг против друга.
  • · Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств.
  • · Поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций.

Кризис в Косово был в центре внимания участников вашингтонской встречи на высшем уровне в апреле 1999 г. Руководители НАТО провели оценку сложившегося положения с целью укрепления решимости международного сообщества достичь прочного политического урегулирования и создать условия для восстановления мира и гарантии безопасности региона в будущем.

На встрече на высшем уровне была также отмечена 50-я годовщина существования Североатлантического союза. Руководители НАТО вновь подтвердили непреходящую ценность трансатлантических связей и определенные фундаментальные цели союза — гарантии свободы и безопасности членов союза, приверженность принципам Устава ООН, поддержание демократии и постоянная борьба за мирное урегулирование споров.

Вашингтонская встреча стала также событием, закрепившим перемены, происшедшие в НАТО в девяностых годах, в процессе адаптации к требованиям современного мира. К ним относятся процесс расширения членства в организации; придание новой формы военным структурам НАТО для выполнения новых функций в области управления кризисными ситуациями, миротворчества и поддержания мира в европейско-атлантическом регионе; а также более активное участие европейских стран в деле обеспечения безопасности. На вашингтонской встрече на высшем уровне НАТО в апреле 1999 г. лидеры Североатлантического союза пообещали, что Чешская Республика, Венгрия и Польша не станут последними странами, присоединившимися к НАТО, и заявили, что в 2002 г. процесс расширения НАТО будет пересмотрен. Кроме того, на этой встрече на высшем уровне было объявлено о начале реализации Плана действий по подготовке к членству в НАТО. В мероприятиях в рамках ПДПЧ участвуют девять стран, заявивших о своей заинтересованности в возможном присоединении к НАТО: Албания, Болгария, Латвия, Литва, бывшая югославская Республика Македония (1), Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

ПДПЧ наглядно свидетельствует о приверженности НАТО к своей политике открытых дверей. Участие в ПДПЧ, однако, не является гарантией вступления в НАТО, а сам План не сводится к списку требований, которые должны быть выполнены странами, стремящимися к членству в этой организации. Решения о приглашении этих стран к началу переговоров о присоединении принимаются всеми союзниками по НАТО на индивидуальной основе по принципу консенсуса.

ПДПЧ предусматривает поддержание постоянной обратной связи между НАТО и кандидатами на вступление в НАТО, консультирование по конкретным вопросам, связанным с подготовкой к будущему членству, а также ряд мероприятий, направленных на повышение шансов каждого кандидата. ПДПЧ не заменяет собой программу «Партнерство ради мира» (ПрМ). Объем и характер участия каждого кандидата в ПрМ и в Процессе планирования и анализа (ППА) определяются, исходя из его конкретных потребностей. Полномасштабное участие в ПрМ/ППА является важным фактором успеха, поскольку это позволяет кандидатам повысить степень оперативной совместимости с силами НАТО и подготовить структуры своих вооруженных сил и свои потенциалы к возможному в будущем членству в Североатлантическом союзе.

Как и ПрМ, ПДПЧ основан на принципе самодифференциации: кандидаты вправе по своему усмотрению выбирать элементы ПДПЧ, которые максимально приближены к их национальным приоритетам и наилучшим образом соответствуют положению дел в их странах. Все кандидаты представили национальные годовые программы подготовки к возможному членству, охватывающие политические, экономические, оборонные/военные вопросы, ресурсы, вопросы безопасности и права. Они самостоятельно устанавливают себе цели и задачи и сроки их выполнения. Предполагается, что эти программы будут ежегодно обновляться заинтересованными странами, однако кандидаты вправе вносить необходимые изменения в любое время.

НАТО следит за успехами каждого кандидата и предоставляет ему политические и технические консультации. На весенних заседаниях Североатлантического совета с каждым кандидатом обсуждается работа, проделанная им в рамках реализации своей национальной программы. В течение года все вопросы, имеющие отношение к членству, рассматриваются на встречах и семинарах с участием гражданских и военных экспертов НАТО в различных областях. На ежегодных весенних заседаниях министров иностранных дел и министров обороны стран НАТО будет заслушиваться годовой сводный отчет о ходе реализации мероприятий в рамках ПДПЧ.

Предполагается, что кандидаты добьются решения ряда известных задач в политической и экономической сферах. К ним относятся урегулирование всех международных, этнических или внешних территориальных споров мирными средствами; демонстрация приверженности верховенству закона и правам человека; установление демократического контроля за своими вооруженными силами; а также укрепление стабильности и благосостояния посредством экономической свободы, социальной справедливости и экологической ответственности.

В оборонной и военной сферах кандидаты должны продемонстрировать свою способность вносить вклад в коллективную оборону и решение новых задач, стоящих перед союзниками. Существенно важным моментом является полномасштабное участие в ПрМ. Используя свои индивидуальные программы участия в ПрМ, кандидаты могут сосредоточиться на решении важных задач, связанных с членством в НАТО. Программы участия кандидатов в ПрМ содержат плановые задания по конкретным направлениям, имеющим непосредственное значение для государств, стремящихся к членству в НАТО.

Ресурсные вопросы сосредоточены на необходимости для каждого кандидата выделять на нужды обороны средства, достаточные для выполнения союзных обязательств, вытекающих из будущего членства.

В сфере безопасности предполагается получение от каждого кандидата гарантий реализации процедур, необходимых для защиты секретной информации.

С правовой точки зрения кандидаты должны обеспечить соответствие правил и договоренностей, регламентирующих сотрудничество в рамках НАТО, своим национальным законодательствам.

Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, включая государства — члены НАТО, образует политическую основу ПрМ и является форумом для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью. Главы государств и правительств 46 стран провели сессию СЕАП на высшем уровне в Вашингтоне, на следующий день после встречи на высшем уровне НАТО.

За последние несколько лет у России и Украины сложились особые самостоятельные отношения с Североатлантическим союзом, позволяющие им по своему усмотрению осуществлять программы сотрудничества по широкому кругу практических вопросов, связанных с безопасностью и служащих интересам этих стран и Европы в целом. Обе страны являются членами Совета европейско-атлантического партнерства.

Россия приостановила свое участие в ряде этих программ после решения Североатлантического союза о военном вмешательстве с целью окончания конфликта в Косово. Однако, несмотря на разногласия по вопросу применения военной силы, страны НАТО тесно сотрудничали с представителями российского правительства в связи с дипломатическими усилиями по окончанию конфликта в Косово и достижению прочного политического решения. В НАТО существует уверенность, что сотрудничество между НАТО и Россией в более широкой сфере получит дальнейшее позитивное развитие. Успешные усилия по сотрудничеству, сначала в ходе участия в Силах по выполнению соглашения (ИФОР) и затем в Силах по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине, а также во многих других сферах, являются весьма обнадеживающими.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особого сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе. Безопасность и стабильность на Средиземноморье связаны с безопасностью в Европе.

В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные планирование и операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету — высшему руководящему органу НАТО — или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.

Консультации также проводятся по экономическим вопросам, относящимся к безопасности, включая такие вопросы, как расходы на оборону и конверсия оборонных отраслей промышленности в гражданских целях.

В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, прежде всего, обязанностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.

НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 г. Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытый в июне 1998 г., координировал действия по оказанию помощи в районах западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положения в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК также играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств-партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию соседним странам.

НАТО также проводит ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, вызывающим озабоченность в Североатлантическом союзе и государствах-партнерах. Эти программы обеспечивают поддержку передовых научных исследований, способствуют развитию национальных научно-технических ресурсов и экономии средств, достигаемой за счет международного сотрудничества. Ряд таких видов деятельности направлен на решение экологических проблем оборонного характера, воздействующих на соседние государства, решение которых возможно только путем совместных действий.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея …) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.

  • 16 ноября 2001 года премьер-министр Великобритании Тони Блэр направил письма генеральному секретарю Североатлантического союза Джорджу Робертсону, президенту России Владимиру Путину и руководителям всех стран альянса с предложением начать обсуждение вопроса об углублении отношений НАТО-Россия. Инициативой Блэра предусматривается усиление сотрудничества НАТО с Россией в таких областях, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, миротворческие операции, а также по вопросам новых угроз, с которыми может столкнуться мир. Целью предложений является «значительное изменение» в сторону улучшения отношений альянса с Москвой. В связи с этим британский премьер предложил упразднить существующий формат отношений в рамках Совместного постоянного совета «Россия-НАТО» и создать новый Совет «Россия-Североатлантический союз». Главной целью этого органа будет выработка новых путей взаимодействия между Россией и НАТО, в частности, путем расширения участия российской стороны в работе существующих в структуре альянса комитетах.
  • 21 ноября 2001 года генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон прибыл в Россию. Сначала он посетил Волгоград, а затем Москву. В пятницу, 23 ноября его принял в Кремле президент России Владимир Путин. Если в последние два года лорд приезжал к нам сначала восстанавливать отношения России с альянсом (после бомбардировок Югославии), затем укреплять их, то теперь он прибыл с качественно новой задачей — обсудить вопрос о создании новых механизмов взаимодействия альянса с Россией, механизмов союзнических отношений.

Еще до отбытия из Брюсселя в Россию многие в окружении генсека НАТО говорили, что тот не везет в Москву никаких конкретных предложений. Главные задачи визита формулировались, на их взгляд, так: выразить симпатии российскому лидеру и услышать от него самого, как видит он схему взаимодействия России с альянсом. Встреча в Кремле показала, что Робертсон свои задачи выполнил: теплыми словами и горячими приветствиями поддержал высокий градус отношений альянса с Москвой и получил от Путина «важные ориентиры» для проработки схемы дальнейшего развития взаимодействия.

В оценках встречи самим Робертсоном проскальзывает «глубокое удовлетворение». Он предпочитает ссылаться на следующее высказывание российского лидера, которое дословно звучит так: «С одной стороны, Россия не стоит в очереди на прием в НАТО, но, с другой стороны, готова развивать отношения так далеко, как к этому готов Североатлантический альянс». И кардинально важна еще одна оценка уже самого генсека. «Пока мы даже близко не подошли к проблеме возможного получения Россией права вето в НАТО. Это будет зависеть от характера обсуждаемого вопроса» , — сказал он. И призвал «обсуждать все темы и углублять сотрудничество», хотя, по его словам, остается неясным, «какую конфигурацию» будет иметь новый механизм взаимодействия. Неясно это и российской стороне. Глава МИД РФ Игорь Иванов хоть и подтвердил, что «суть наших предложений — это создание совершенно нового механизма равных партнеров в лице государств — членов НАТО и России», но какой может стать его компетенция — не уточнил. Равно как министр не считает устаревшим и ныне действующий Совет постоянного сотрудничества (СПС) в формате 19+1.

Структура организации североатлантического альянса Совет НАТО Совет НАТО является основным руководящим органом военно-политического блока, что закреплено в Североатлантическом договоре. Его состав — это постоянные представители всех стран НАТО (послы государств). Совет имеет чёткую структуру собраний: так, на уровне послов заседания проходят раз в неделю, министры иностранных дел Альянса собираются раз в полгода, министры обороны и главы государств участвуют в заседании Совета НАТО исключительно по обстоятельствам. Руководит подразделением Генеральный секретарь Альянса.

Именно это подразделение Альянса имеет реальную политическую власть и право принимать решения, а именно: определять стратегию и тактику НАТО, а также подписывать декларации и публиковать коммюнике, которые объясняют те или иные шаги блока. Для примера, скажем, что именно Совет НАТО объявлял о начале Корейской и Вьетнамской войн, унёсших миллионы жизней, давал добро на вторжение сил Альянса в Ирак, Югославию и Ливию, одобрял оккупацию Афганистана.

В отличие от проводимых операций, в своих собственных стенах Совет НАТО блюдёт демократические принципы: все члены Альянса признаны равноправными, и на заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов.

Комитет планирования обороны (КПО) Занимается вопросами обеспечения безопасности, и является высшей военно-политической властью Альянса, что даёт ему равные с Советом НАТО права. Состоит также из представителей стран-участниц (на уровне министров обороны). Сбор — 2 раза в год. Цель собраний: разработка рекомендаций для политиков стран НАТО. Ежегодно Комитет Планирования обороны готовит масштабные доклады по оценке сил и возможностей тех государств, которые, по мнению КПО, могут представлять угрозу странам-участницам Организации Североатлантического альянса.

Во время проведения военных операций Комитет планирования обороны готовит для Совета НАТО регулярные доклады, в которых содержатся рекомендации военного характера.

Военный комитет Высший военный орган Организации Североатлантического альянса. Состоит из начальников генеральных штабов армий государств, входящих в НАТО. Основные задачи: планирование инфраструктуры Альянса (базы, аэродромы, склады, трубопроводы, система коммуникаций), и её реализация во время боевых действий.

При Комитете функционируют три верховных командования:

  • 1. Союзное командование в Европе
  • 2. Командование Атлантического океана
  • 3. Командование Канала (так на официальном языке НАТО называется Ла-Манш)

Примечательно, что верховным главнокомандующим в Европе, согласно законам НАТО, может быть только американский генерал. В его непосредственном подчинении находятся командования трёх регионов: Североевропейский, Центральноевропейский и Южноевропейский.

Группа ядерного сдерживания НАТО Особое подразделение Комитета планирования обороны, куда входят министры иностранных дел стран-участниц НАТО. Повестка заседаний: обсуждение вопросов ядерной политики.

Примечание. Вопросами ядерной политики государств Альянса занимаются ещё 2 комитета НАТО:

  • · Группа высокого уровня (старший консультативный орган по планированию ядерных вооружений),
  • · Группа защиты оружия высших уровней (обеспечивает контроль над безопасностью ядерного оружия, а также изучает вопросы выживаемости, при применении этого типа вооружений. Возглавляет Группу — всегда американец. Таков закон).

Группа быстрого реагирования После операции на Балканах, в Сомали, на Гаити, а также в других точках мира, неповоротливому военному блоку потребовалось новое мобильное подразделение. Так в 1999 году в НАТО появилась Группа быстрого реагирования, которая отвечает за анализ всех происходящих в мире процессов и вырабатывает соответствующие рекомендации — как на них реагировать Альянсу. Эта Группа несёт ответственность за готовность НАТО молниеносно развёртывать свои войска не только на территории Северной Атлантики, как это было до падения Советского Союза, но и в любом регионе планеты. Программа этих операций утверждается на самом высоком уровне — главами государств блока, или другими высшими чинами. За Группу быстрого реагирования также отвечает генсек НАТО. О том, насколько важно для Альянса это подразделение говорит интенсивность встреч Группы — не менее одного раза в неделю. Вот уже более 20-ти лет Альянс усиленно контролирует политическую ситуацию во всём мире.

Верховный главнокомандующий Ответственный за все военные операции в определённом регионе. Обладает правом давать рекомендации политикам и военным НАТО. Имеет прямой доступ к начальникам штабов армий, а также лидерам стран Альянса, на территории которых проходят военные действия.

Генеральный штаб Подразделение, в которое входят все верховные главнокомандующие сил НАТО (наряду с представителями Военного комитета). Представители генштаба приравнены к высшим военным чинам сил союзников.

Региональные команды генштаба:

Европа:

  • · Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсуме, Нидерланды;
  • · Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира — г. Неаполь, Италия.

Атлантика:

  • · Восточная Атлантика
  • · Западная Атлантика
  • · Южная Атлантика
  • · Ударный флот
  • · Союзное командование подводными кораблями

Международный военный штат Дочернее подразделение и верный помощник Военного комитета. Обрабатывает и реализует его постановления и решения, а также участвует в налаживании отношений между странами НАТО и дружественными блоку государствами. Руководитель — четырёхзвёздный генерал, который избирается представителями Военного комитета. Имеет 5 замов: подразделение штаба и политики, операционное, разведывательное, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружения и ресурсов. Также в его подчинении штат консультантов, советников и контролёров.

Экономический комитет Занимается развитием всестороннего сотрудничества между странами-членами НАТО. Проводит консультации по вопросам экономического развития для обеспечения безопасности и обороноспособности. Отвечает за бюджет (военные расходы, траты на учения, развитие оборонной промышленности и т. д.). По заверениям представителей Североатлантического альянса все документы, разрабатываемые этим Комитетом, не засекречены.

Генеральный секретарь Курирует все подразделения НАТО, а также является сопредседателем многих других структур Альянса, например, таких как постоянный Совет Россия — НАТО или Комиссия Украина — НАТО. Основная задача — помогать странам-союзницам достигать консенсуса, а также мотивировать сотрудников Альянса (инициировать обсуждения, следить за принятием решений и их реализацией и т. д.). Генсек НАТО — это лицо Альянса во всех внешних контактах НАТО, а также основной докладчик и ответчик за действия блока. Имеет в подчинении огромный международный штат сотрудников.

Должность генсека НАТО появилась не сразу — лишь в 1952 году в самый разгар Корейской войны. За это время сменилось 12 генеральных секретарей. Сегодня лицом Организации Североатлантического альянса является датчанин, бывший премьер-министр этой скандинавской страны — Андерс Фог Расмуссен.

  • 1. «Большая Советская Энциклопедия» Александров В.В.
  • 2. «Новейшая история стран Европы и Америки 1945 — 1986 гг.»; Москва: Высшая школа, 1988.
  • 3. Мюллер Х. «50 лет НАТО — гаранту мира и свободы в Европе»; Германия 1999 № 2.
  • 4. Черепахин В. «Восток для НАТО дело прибыльное»; Российские вести — 2000 — 22- 28 ноября.
  • 5. Алексеев А. Н. «Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы»; Международная жизнь — 1992 — №¾.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой