Исследование способов интегрированного обучения и воспитания младших школьников
2 «А» класс 2 — «В» класс Результаты анкетирования, представленные на данном рисунке, дают возможность понять, что уровень сформированности знаний учащихся по школьным предметам как в контрольном, так и в экспериментальном классе, имеет относительно общие тенденции. Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что учащиеся в большинстве своем обладают средним уровнем знаний, как… Читать ещё >
Исследование способов интегрированного обучения и воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика исходного уровня знаний учащихся
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 139 г. Минска».
В исследовании приняли участие ученики 2 «А» класса в количестве 26 человек и 2 «В» класса в количестве 24 человек, общая сумма испытуемых составила 50 человек.
Характеристика контрольного класса: в классе есть дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью (Яна К., Иван О., Ева Ч., Матвей К.), и дети, которые не поднимают руку, чтобы ответить, не участвуют в коллективной работе (Данила С., Екатерина Л., Георгий Ш.).
Характеристика экспериментального класса: в классе есть дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (Вера Ю., Инесса И., Виктор Г.,), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют в коллективном решении каких-либо задач. В классе также есть дети, которые не участвуют в коллективной работе класса, не поднимают руки, чтобы отвечать на вопросы (Пётр Ж., Роман Д.).
Целью исследования является проверка утверждения о том, что включение в процесс первичного усвоения знаний приёмов интегрированного обучения и воспитания при условии психологической, методической и технологической готовности преподавателей, будет способствовать повышению качества образования.
Задача констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня сформированных знаний предметов «Письмо» и «Чтение» у учащихся и степени их заинтересованности данными предметами.
В исследовании использовались методы наблюдения, изучения опыта, анкетирования, беседы.
Для определения исходного уровня сформированности знаний по предметам «Письмо — Чтение» была использована анкета «Сформированность у учеников системы знаний», которая представлена в приложении А.
Критериями результативности усвоения предметов «Письмо — Чтение», являются: точность, полнота, гибкость, действенность, особенность. Подробнее данные критерии описаны в приложении Б.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за каждый неправильный — 0 баллов.
Степень сформированности знаний по предметам «Чтение — Письмо» определяется по шкале:
- 8 — 9 правильных ответов — высокий уровень: ученик хорошо ориентируется в литературных произведениях, пройденных по программе, хорошо помнит стихотворения, которые заучивались наизусть. Хорошо знает правила написания слов и умеет ими пользоваться. Знания по данным предметам сформированы достаточно хорошо.
- 5 — 7 правильных ответов — средний уровень: ученик знает не все правила написания слов, допускает ошибки, не помнит всех литературных произведений. Знания по данным предметам сформированы недостаточно хорошо.
- 1 — 4 правильных ответов — низкий уровень: незнания правил орфографии, ученик допускает много ошибок, плохо ориентируется в произведениях, пройденных по литературному чтению, не знает авторов. Знания сформированы плохо.
Результаты анкетирования контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 результаты анкетирования контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента.
Контрольный класс. | Экспериментальный класс. | ||||
Учащийся №. | Количество правильных ответов. | Уровень знаний. | Учащийся №. | Количество правильных ответов. | Уровень знаний. |
Егор Ф. | средний. | Анастасия А. | высокий. | ||
Анастасия Г. | средний. | Вера А. | низкий. | ||
Станислав Д. | средний. | Екатерина А. | средний. | ||
Александр Д. | средний. | Алексей Б. | средний. | ||
Градимир Ж. | высокий. | Андрей Б. | высокий. | ||
Даниил Ж. | средний. | Елена Г. | низкий. | ||
Матвей К. | высокий. | Григорий Г. | средний. | ||
Анжелика К. | средний. | Виктор Г. | высокий. | ||
Глеб К. | средний. | Мария Д. | средний. | ||
Яна К. | высокий. | Роман Д. | низкий. | ||
Дарья М. | средний. | Александра Е. | низкий. | ||
Ян Л. | высокий. | Марта Е. | высокий. | ||
Екатерина Л. | средний. | Пётр Ж. | низкий. | ||
Мария М. | низкий. | Инесса И. | высокий. | ||
Данила Н. | средний. | Татьяна К. | средний. | ||
Иван О. | высокий. | Ирина Л. | низкий. | ||
Данила С. | низкий. | Борис Л. | средний. | ||
Никита С. | средний. | Наталья Н. | низкий. | ||
Полина С. | высокий. | Сергей Н. | высокий. | ||
Тимофей С. | высокий. | Артём О. | средний. | ||
Анна Т. | средний. | Тимофей Р. | средний. | ||
Ангелина Ц | низкий. | Ольга Р. | средний. | ||
Ева Ч. | высокий. | Алиса Ф. | высокий. | ||
Георгий Ш. | низкий. | Вера Ю. | высокий. | ||
Димитрий Ш. | средний. | ||||
Таисия Ш. | высокий. |
Для статистической обработки данных производились вычисления среднего арифметического по формуле:
M = F*100%/N.
Где М — среднее арифметическое,.
F — количество учащихся данного уровня,.
N — общее количество учащихся.
Оценка уровня сформированности знаний по предметам «Чтение — Письмо» на констатирующем этапе эксперимента показаны в таблице 2.2 и на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. соотношение исходного уровня сформированности знаний младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.
1 — 2 «А» класс 2 — «В» класс Результаты анкетирования, представленные на данном рисунке, дают возможность понять, что уровень сформированности знаний учащихся по школьным предметам как в контрольном, так и в экспериментальном классе, имеет относительно общие тенденции.
Таблица 2.2 — оценка уровня сформированности знаний младших школьников контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента.
Класс. | Высокий уровень. | Средний уровень. | Низкий уровень. | Всего учащихся. |
2 «А». | 34,6%. | 50%. | 15,4%. | 100%. |
2 «В». | 33,3%. | 37,5%. | 29,2%. | 100%. |
Констатирующий эксперимент показал, что у большинства учащихся обоих классов преобладает средний уровень. Так, в контрольном классе средний уровень наблюдается у 13 учеников из 26, а в экспериментальном классе у 9 из 24, что в процентном соотношении составляет 50% и 37,5%.
Низкий уровень в контрольном классе наблюдается у 4 учеников, в экспериментальном классе у 7 учеников, что свидетельствует о том, что в контрольном классе на 3 ученика меньше с низким показателем, чем в экспериментальном.
Высокий уровень знаний в контрольном классе отмечается у 9 учеников, а в экспериментальном классе 8, что в процентном соотношении составляет 34,6% и 33,3%.
То есть, данные классы по уровню развития примерно одинаковы.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что учащиеся в большинстве своем обладают средним уровнем знаний, как в контрольном классе, так и в экспериментальном. Результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости улучшения работы.