Введение.
Классификация и характеристика организационных форм инновационных предприятий
Объясняется это тем, что основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы — технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов. В основном, бизнес-инкубаторы… Читать ещё >
Введение. Классификация и характеристика организационных форм инновационных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На сегодняшний день организация инновационного процесса является особой деятельностью по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Для развития России и переход ее на «инновационные рельсы», необходимо знать, как эффективно организовать инвестиционную предпринимательскую деятельность.
Цель данной контрольной работы заключается в рассмотрении классификации и краткой характеристики организационных форм инновационных предприятий.
Из заданной цели вытекают следующие задачи:
- 1. Рассмотреть классификацию и краткую характеристику организационных форм малых и средних инновационных предприятий.
- 2. Исследовать классификацию организационных форм крупных инновационных предприятий.
- 3. Изучить краткую характеристику организационных форм крупных инновационных предприятий.
Контрольная работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения и списка литературы.
инновационный предприятие деловой консорциум.
Классификация и краткая характеристика организационных форм малых и средних инновационных предприятий
Малые и средние инновационные предприятия, являясь относительно самостоятельными, дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления.
Непосредственный выбор той или иной формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.
По мнению зарубежных экономистов, малое предпринимательство в инновационной сфере — это первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.
Объясняется это тем, что основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы — технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.
Таким образом, сильными сторонами малых инновационных предприятий являются следующие [2; 76 с.]:
- · оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;
- · низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
- · отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.
Тем самым, малые и средние инновационные предприятия могут быть представлены следующими организационными формами:
- · деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;
- · внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.
Первый вид, бизнес-инкубаторы, представляет собой сложные многопрофильные комплексы и предназначен для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучение персонала [1; 56 с.].
В основном, бизнес-инкубаторы создаются крупными компаниями, местными органами власти, правительственными ведомствами, частными фондами. Тем самым, бизнес-инкубатор, являясь своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2−3 года).
Внедренческая фирма — это предприятие межотраслевого характера, созданное с целью реализации заключительной стадии научно-производственного цикла освоения новой продукции или внедрения современной технологии [3].
Также выделяются и венчурные фирмы, которые в отличие от рассмотренных выше форм инновационного предпринимательства считаются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.
При этом, важно отметить, что инвестирование в венчурные предприятия характеризуются рядом особенностей [1; 34 с.]:
- 1. средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гарантий, поэтому инвесторы идут на большой риск;
- 2. долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения);
- 3. участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией.
В свою очередь, венчурные организации могут быть трех типов:
- 1) корпоративные;
- 2) внутренние венчуры;
- 3) самостоятельные.
Итак, корпоративные венчурные структуры в основном предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий из внешней среды, что и позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге повысить конкурентоспособность предприятий на рынке.
Следующий вид, внутренние венчуры, — относительно независимые, создаются в составе крупных объединений (компаний). В данном случае подразделения получают самостоятельность в выборе направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновационного предприятия [2; 134 с.].
И, наконец, самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу.
Можно сделать вывод, что малые инновационные предприятия имеют по сравнению с крупными субъектами инновационной предпринимательской деятельности высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при выполнении следующих условий [4]:
- · использование стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
- · отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
- · невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
- · использование результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
- · возможности прямых контактов с потребителями;
- · возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;
- · относительная стабильность экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.