Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и сервиса в решении задач кадрового обеспечения Олимпиады «Сочи-2014»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует заметить, что современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Основная ее особенность — преобладание государственных учебных заведений. В качестве платы за обучение студент государственного вуза вносит только ежегодный регистрационный сбор размером 150 — 400 евро в зависимости от учебного цикла… Читать ещё >

Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и сервиса в решении задач кадрового обеспечения Олимпиады «Сочи-2014» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спорт в современных условиях закономерно становится необходимой частью жизни человечества. В мире сложилась целая инфраструктура развития спортивно-событийного туризма.

В настоящий момент в г. Сочи идет активная подготовка к проведению Зимних Олимпийских игр 2014 г. Данная олимпиада, бесспорно, имеет огромное значение для развития курортов Черноморского побережья Краснодарского края, а также для формирования положительного имиджа России в целом. По тому, как Россия организует и проведет Олимпиаду, можно будет судить о развитии туристкой индустрии в стране.

Олимпийские игры 2014 г. в Сочи нуждаются не просто в трудовых ресурсах, но в высококвалифицированных специалистах, владеющих самыми передовыми технологиями сервиса. Данная ситуация актуализирует проблему подготовки кадров-специалистов, способных предоставлять различные виды туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг на высоком социально-культурном уровне и со значительным экономическим эффектом.

В настоящее время отрасли туризма и сервиса становятся все более высокотехнологичными, очень контактными сферами, нуждающимися в хорошо образованных, коммуникабельных, профессионально подготовленных сотрудниках. В сферу туризма и сервиса проникают идеи, подходы, приоритеты управленческой деятельности, разработанные в других секторах экономики, такие, например, как регулярная оценка или эффективные методы коммуникации.

Многомиллиардные инвестиции вкладываются в создание новой инфраструктуры, строительство олимпийских объектов, а также объектов размещения, питания, развлечения гостей. Формирование материальной базы — это, пожалуй, наиболее важный объект внимания на сегодняшний день. Но в процессе проведения Олимпийских игр и в постолимпийский период на первый план выйдут вопросы обслуживания туристов, причем немаловажным аспектом будет являться уровень подготовки специалистов. Таким образом, зимние Олимпийские игры 2014 г. должны ознаменоваться высокими технологиями XXI в. При этом Олимпиада станет прорывом в использовании новых технологий не только в материальном обеспечении игр, но и в их обслуживании.

В развитых странах на обучение и становление специалистов высокого уровня требуется от 10 до 15 лет. И системное обучение в процессе профессиональной деятельности является важной состав-ляющей развития сотрудников до уровня компетентного специалиста. Это говорит о том, что процесс формирования квалифицированных кадров не должен быть ограничен только рамками Олимпиады, но, ко-нечно же, продолжаться в постолимпийский период. Совершенствова-ние образовательной среды окажет стимулирующее воздействие на развитие кадрового потенциала индустрии туризма.

Актуальность проблемы кадрового обеспечения подчеркивается необходимостью реформирования системы образования.

Вместе с тем, налицо противоречие между необходимостью многоаспектного совершенствования современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы туризма и сервиса и дефицитом обоснованных рекомендаций на этот счет. Таким образом, назрела необходимость соответствующих изменений в отечественной системе подготовки кадров сферы туризма и сервиса.

В связи с этим актуальным становится необходимость сбора и анализа зарубежного опыта в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров туризма и сервиса.

Перед каждой страной-организатором Олимпийских игр стояли многочисленные задачи, но для каждой страны были свои наиболее сложные вопросы, определяемые национальными, региональными, климатическими особенностями. Анализ этих особенностей, безусловно, будет полезен и для России особенно в свете проведения зимних Олимпийских игр «Сочи-2014». Анализ зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров для проведения Олимпийских игр приобретает огромное значение, особенно в тех сферах, где уже сформированы определенные традиции и накоплен солидный опыт.

Большой практический интерес представляет анализ опыта США, Италии, Канады, Китая и некоторых других стран-организаторов Олимпийских игр. Организация Олимпийских игр влечет за собой приток большого числа туристов, как просто зрителей, так и болельщиков (за время соревнований Турин принял более 1 млн туристов), и внимание мирового сообщества. Эти два момента являются очень ответственными, так как включают различные аспекты, такие как медицинское обслуживание, транспорт, общественное питание и пр. и способствуют популяризации принимающей станы в глазах туристов и общественности во всем мире.

В 2006 г. столицей зимних Олимпийских игр стал Турин, Италия. Важной проблемой для устроителей соревнований, явилась организация общественного питания. Перед организаторами стояла сложная задача: сохранить обычаи национальной итальянской кухни и удовлетворить гастрономические вкусы людей из разных частей света. Ежедневно необходимо было накормить не менее 120 тыс. людей: из которых 6,3 тыс спортсменов и тренеров, а также многочисленный состав олимпийского комитета; главы государств и политические деятели, спонсоры, журналисты, простые зрители, обслуживающий персонал и помощники-волонтеры. Каждый день в сфере обслуживания общественного питания работали 2 тыс человек. Чтобы прокормить всех зрителей и организаторов, ежедневно требовалось около 700 центнеров продуктов питания и 85 тыс литров напитков Чинкуетти Н. Опыт проведения Олимпийских зимних игр в Турине // Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: Материалы Международной научно-практич. конференции. — Ростов-на-Дону. 2008. с. 13.

Перед организаторами стояла задача заранее подготовить и наладить механизм осуществления общественного питания во время проведения Олимпийских игр. Были приглашены повара со всего мира, чтобы предложить туристам международное меню, включающее блюда со всего света и традиционные итальянские продукты.

В олимпийской деревне для атлетов круглосуточно работали три ресторана. Для удобства спортсменов одноразовая посуда не использовалась. Для мытья посуды были привлечены многочисленные волонтеры. Каждое блюдо сопровождалось информацией о входящих в него ингредиентах, питательной ценности и возможных аллергенах.

Посуда из пластика использовалась только в кафе во время соревнований. Важной задачей ресторации было качество и быстрота обслуживания, поскольку во время соревнований одновременно присутствовало 100 тыс. зрителей. Для этого был создан штат профессиональных поваров и официантов, также привлекались волонтеры. Для обслуживания персонала и добровольцев были организованы места отдыха с бесплатными горячими напитками и закусками.

Несмотря на то, что Турин является крупным промышленным центром Италии и не специализируется на туризме, организаторы соревнований и жители города использовали возможность проведения зимних Олимпийских игр для популяризации итальянского стиля жизни и повышения международного имиджа Италии через организацию многочисленных культурных проектов и высокое качество обслуживания.

Учитывая международный опыт организации Олимпийских игр, потребности г. Сочи в квалифицированных кадрах сферы общественного питания, необходимо создать комплексную систему подготовки профессиональных кадров для предприятий этого сектора. Только так мы сможем подготовить достойные профессиональные кадры и поднять уровень обслуживания в сфере общественного питания участников и гостей зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».

Большой практический интерес представляет исследование опыта и других государств, ставших организаторами Олимпийских игр, в частности Кореи, как государства, претендовавшего на проведение зимних Олимпийских игр в г. Пхенчхан в 2014 году. Корея имеет большой опыт в проведении крупных спортивных мероприятий: она проводила Азиатские игры в Сеуле (1986 г.), Олимпийские игры в Сеуле (1988 год), Азиатские игры в Пусане (2002 г.), Чемпионат мира по футболу (2002 г.).

Как только столица Кореи Сеул получил право на проведение летних Олимпийских игр начала создаваться организационная структура проведения мероприятия. Раньше всех был создан Организационный комитет (ноябрь 1981 года), затем Административный комитет, Консультационный комитет, Экспертный комитет и Секретариат.

В 1988 г. они были поделены на три группы — штаб-квартиры и начали работать в трех главных направлениях: спортивные состязания, различные церемонии и работа с посетителями.

Что касается работы с посетителями, то отдельный офис нес ответственность за прием посетителей, атлетов, а также VIP-персон со всего мира. Являясь филиалом Организационного комитета, офис располагал более 1 тыс. сотрудников обслуживающего персонала, которые были мобилизованы для обеспечения VIP обслуживания. Офис занимался всеми VIP-персонами с момента их въезда в Корею и до момента их выезда, то есть с августа по октябрь 1988 г.

Для выполнения этой работы были заранее разработаны и подготовлены планы мероприятий по безопасности, переводу, медицинскому обслуживанию и церемониям. Во-первых, офис подсчитал количество людей, прибывающих и отъезжающих через аэропорты и порты, и спланировал количество обслуживающего персонала, размещенного в каждом месте. Общее число прибывающих исчислялось 28 тыс. человек. Количество гостей, которое офис должен был обслужить составило почти 2,5 тыс. человек за три месяца (с августа по октябрь). Самое большое количество ожидалось с 11 по 16 сентября перед церемонией открытия и с 3 по 7 октября после церемонии закрытия. Во-вторых, офис подсчитал общее количество персонала для обслуживания гостей. Из общего количества таких сотрудников (1 тыс. 63 человека): 297 использовалось для перевода, 149 для технической помощи, 5 для медицинского обслуживания, 179 для административных нужд, 233 для различных услуг и 12 для обеспечения безопасности. Волонтеры составили 67% или большую часть всего персонала Ко Янг Чвул, Ким Хияул Олимпийский опыт Кореи и миссия социальных услуг университетов // Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014»: Материалы Международной научно-практич. конференции. — Ростов-на-Дону. 2008. с. 10. Это показывает, насколько важным является участие граждан в подобном международном событии. Офис осуществлял подготовку по предварительному обучению. Он составил практические учебники за год до начала Олимпийских игр и начал проводить тренинги в 1987 г.

Организационный комитет Сеульских Олимпийских игр был сформирован из членов Правительства и объединенных общественных сил. Обслуживание гостей, таких как VIP-персоны требует специальной подготовки. Поэтому большинство участвовавших граждан имели профессиональную подготовку. Особенно это касалось обслуживания на уровне главы государства, поскольку в этом случае персоналу необходимо было получить более серьезную подготовку и обучение, чем при помощи в организации спортивных соревнований или церемониях. По этим причинам Организационный комитет проводил широкомасштабную компанию по развитию этого вида деятельности много лет.

Практика проведения олимпийских игр последних лет показывает, что для эффективного использования специалистов сферы туризма и сервиса в постолимпийский период необходим хорошо продуманный и выверенный проект трансформации города-столицы Олимпиады в мировой туристский центр. Так, еще в ходе проведения Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити, на международном инвестиционном форуме во Франции для обозрения и внимания инвесторов всего мира были выставлены инвестиционные проекты постолимпийской трансформации этого американского города в мировой туристский центр.

Такая дальновидность американских организаторов Олимпиады была продиктована горьким опытом Атланты. Начав в 1990;е гг. подготовку к Олимпийским играм, Атланта опередила все остальные города США по темпам роста населения, строительства зданий и дорог, создания рабочих мест. Воспринимаемый как «Новый Юг», город буквально распух в размерах. Сегодня его вряд ли можно назвать благополучным: растущее загрязнение воздуха, перенаселенность только усиливают чувство отчаяния его жителей. Расширившись до площади штата Делавэр, Атланта ныне отличается тем, что на внутригородские поездки там тратится самое продолжительное время — больше даже, чем в Лос-Анджелесе или Хьюстоне. Среди американских городов Атланта стал феноменом: его необычно быстрое развитие, как отмечают сами американцы, самым внезапным и драматическим образом обернулось катастрофой Шарафутдинов Р. Туризм перевернул весь мир // Деловой Сочи, № 2; 3, 2008. Очевидно, что непродуманная концепция постолимпийского развития Атланты не оставила ему шансов стать мировым туристским центром.

К сожалению, это не единственный печальный опыт Мирового Олимпийского движения. Подтверждением тому служит история других городов, в которых проводились зимние Олимпийские игры — Альбервиля 1992 г. (Франция), Лиллехаммера в 1994 г. (Норвегия), Нагано 1998 г. (Япония). Вопреки ожиданиям после Олимпиад они так и не стали ведущими мировыми туристскими центрами, а, по сути, остались туристскими провинциями. Организаторы и активные участники Игр в постолимпийский период в большинстве случаев, как правило, стали банкротами под тяжестью невыплаченных долгов, построенные объекты в своей значительной части простаивают, а спрос на квалифицированные кадры туризма и сервиса не отвечает должному уровню. И это имеет место в высокоразвитых странах, с высокой экологической культурой и весьма развитой туристкой индустрией, чем Сочи пока явно не располагает. В связи с этим, уже сегодня, готовя Олимпиаду в Сочи, нужно своевременно продумать и сформулировать концепцию постолимпийского развития этого города-курорта. Необходимы незамедлительные меры по разработке четкого и детального плана постолимпийского развития города и высокопрофессиональные действия по его грамотной реализации, которые способствовали бы превращению Сочи в туристический центр мирового значения, используя возможности и перспективы Олимпиады.

Вполне очевидно, что для достижения поставленной цели необходимо решение ряда проблем, в частности, необходимость обеспечения эффективного экономического и социального использования спортивных объектов в постолимпийский период, что невозможно без наличия квалифицированных кадров сферы туризма и сервиса.

В настоящее время уже построена и успешно реализуется экономическая модель Олимпиады 2010 г. в Канаде.

Анализ модели показывает, что при реализации сценария «средней посещаемости» объектов олимпийской инфраструктуры в течение периода до и после Олимпиады 2010 г., ожидаемый прирост числа иностранных туристов составит около 2 млн человек (табл. 1).

По оценкам экспертов, ежедневные расходы участников олимпийских мероприятий всех категорий составят не менее 200 долл. в день (табл. 2). Естественным образом возникает вопрос: кто и с каким качеством будет обслуживать эти денежные потоки? Официально планируемое количество рабочих мест, создаваемых на основе анализа потребностей Олимпиады, составляет 77 тыс. человек за период с 2008 по 2015 г., при этом пиковая нагрузка в привлечении порядка 22 тыс. человек ожидается в год проведения самой Олимпиады 2010 г. Зорин И. В., Солимене У., Морозов М. А. Проект международного консорциума по подготовке кадров для Олимпиады-2014 в Сочи // Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы: Материалы 1-й междунар. науч.-практ. конф., 13 — 16 мая 2008 г. / Отв. ред. Г. М. Романова. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2008, с. 82. В настоящее время остается открытым и такой вопрос — каким образом подготовить такое количество высококвалифицированного обслуживающего персонала?

специалист олимпиада спортивный экономический Таблица 1 — Оценки прироста численности иностранных туристов Олимпиады 2010 г.

Сценарий.

Прирост количества иностранных посетителей.

Оценочный период.

Низкая посещаемость.

1 млн чел.

2007;2014.

Средняя посещаемость.

2 млн чел.

2002;2015.

Переходная (средняя-высокая) посещаемость.

2,5 млн чел.

2007;2015.

Высокая посещаемость.

3,5 млн чел.

2002;2020.

По данным специалистов китайского НОК, в настоящее время сформировано не менее 20 устойчивых профессиональных квалификационных групп обслуживающего персонала, требующих специализированной подготовки или повышения квалификации до уровня требований по качеству обслуживания международных мероприятий.

Таблица 2 — Оценка средних суточных расходов участников Олимпиады 2010 г.

Группа участников.

Среднесуточный расход, USD.

Количество проведенных дней.

Пресса.

100−200.

2−20.

Атлеты и спортивный менеджмент.

0−200.

6−14.

Семьи спортсменов и официальные лица.

0−250.

5−20.

Спонсоры и гости.

1−20.

Это, прежде всего, службы размещения, переводчики, работники call-центров, информационных служб, служб экологического обеспечения, питания, медицинской помощи, анимации и т. д. Не следует забывать также и о корпусе менеджеров различного уровня. Безусловно, основную нагрузку несет индустрия туризма и гостеприимства. Ключевым фактором воздействия на расчетные параметры нагрузки на сервисный персонал будет являться эффект мультипликатора. Например, создание одного места в гостиничном комплексе влечет за собой создание нескольких рабочих мест в структурах предприятий питания и т. д. Важной опорой в решении этих задач может оказаться движение волонтеров.

Проблема обслуживания Олимпийских Игр, а, иначе говоря, подготовки и единовременного привлечения и использования труда большого количества специалистов низшего «технического», среднего и высшего уровня обучения всегда была одной из ключевых проблем организации этого мероприятия. Ее решение во многом было достигнуто за счет использования добровольного труда, то есть труда волонтеров.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики. Движение зародилось в США, где уже в XIX в. волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций.

В первые годы Олимпийского движения только благодаря добровольной работе многих людей была создана минимальная организационная структура. Это процесс шел параллельно формированию федераций различных видов спорта и созданию спортивных клубов усилиями любителей и тех же волонтеров.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы — не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Не смотря на то, что волонтеры не получают за свой труд заработной платы, они, однако; обеспечиваются жильем, обмундированием, питанием и получают карманные деньги.

Труд волонтеров обычно сводится к различным видам общественных работ (строительство дорог, уборка территорий), организации общественно полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, вете-ранам войны, некоммерческим структурам) и др.

Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между волонтером и нанимающей орга-низацией регулируются, как правило, договорами, строго определяю-щими объем работ. Так, в 1998 г. согласно заключенным договорам 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 ч. в неделю (помимо основной работы). Важно отметить, что в США работа в качестве волонтера учитывается при определении трудового стажа так же, как и оплачиваемый труд.

Несмотря на добровольность, волонтерство не исключает ответственности: например, за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации, и т. п. Все это свидетельствует о том, что волонтерство является особой системой трудовых отношений, которая, как и любая другая, строится на определенных механизмах стимулирования.

Труд добровольцев в 1990;е гг. стал для США весомым экономическим ресурсом, что наглядно подтверждают статистические данные. В 1998 г. этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет — 79%. В ней участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается американцами как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем.

Бурное развитие волонтерства в США привело к тому, что для многих некоммерческих организаций (прежде всего небольших) труд таких помощников стал определяющим. Более того, популярность добровольчества — причина появления в США организаций, занимающихся подготовкой и распределением волонтеров в некоммерческие и государственные организации, оказанием помощи отдельным физическим лицам. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества.

Модель современного волонтерского движения формировалась в период с Олимпийских игр в Лейк Плесид 1980 г. до Сеульских 1988 г. На Играх в Лейк Плесиде работа волонтеров впервые была официально заявлена в программе Организационного Комитета. А к играм в Лос-Анжелесе волонтеры стали играть основную роль в подготовке и проведении Олимпиады. На Олимпиадах в Сараево, Калгари и Сеуле работа волонтеров использовалась практически на всех службах игр.

Определение Олимпийского волонтера было впервые дано, а затем и занесено в Олимпийский глоссарий на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году. «Волонтер — это человек, который в целях организации проведения Олимпийских игр совершенно добровольно выполняет порученные ему/ей задания, не ожидая за это вознаграждения в какой-|либо форме».

На современном этапе, то есть с Олимпийских игр в Альбертвилле 1992 г./Барселоне 1992 г. до Афинских 2004 г. Олимпийские Игры стали мега-событиями, что, несомненно, повысило значимость волонтерского движения.

Экономическую выгоду от привлечения волонтеров трудно переоценить. Так, по результатам Олимпийских Игр в Сиднее, привлечение волонтеров потребовало только 4,5% бюджета Олимпиады, но каждый вложенный доллар в волонтерскую программу принес 21 долл. стои-мости услуг на безвозмездной основе.

В работе Организационного Комитета Игр современная модель волонтерского олимпийского движения является важной составляющей планирования человеческих ресурсов необходимых для обслуживания Олимпийских Игр.

Сфера деятельности волонтеров.

(практически все службы):

Информационные центры;

Объекты питания и проживания спортсменов и гостей;

Обслуживание всех спортивных объектов;

Экскурсионные и переводческие услуги;

Участие в культурных программах;

Статистика олимпийского волонтерского движения следующая. На рисунках 1 и 2 приводятся данные о количестве волонтеров, участвующих организации и проведении Олимпийских летних и зимних игр за период с 1984 по 2006 годы Зорин И. В., А. Себбан, А. К. Рябов Проект ЕВРОДИП по подготовке волонтеров для Олимпиады-2014 в Сочи // Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы: Материалы 1-й междунар. науч.-практ. конф., 13 — 16 мая 2008 г. / Отв. ред. Г. М. Романова. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2008, сс. 78 — 79.

На играх в Сараево (1984 г.) впервые стали проводить отборочное тестирование волонтеров. После этих игр волонтерское движение было поделено на 2 направления: непосредственное обслуживание Олимпийских игр (работа в различных службах) и участие в культурных программах (церемониях открытия и закрытия Олимпиады).

На Олимпийские игры с Солт Лейк Сити в 2002 г. впервые стали привлекать волонтеров из других стран.

Организаторы Олимпиады в Пекине 2008 г. привлекли не менее 100 тыс. волонтеров.

Однако волонтеров необходимо готовить! Как правило подготовкой волонтеров занимаются профильные учебные заведения.

Первые тренинг волонтеров происходил в Хельсинки в 1952 году. Однако он носил больше инструктивный характер, чем образовательный. На Олимпийских играх в Риме (1960 г.) молодые волонтеры проходили курс практической подготовки. В Сапоро (1972 г.) прошел первый курс по подготовке волонтеров-переводчиков.

Начиная с Олимпийских игр в Лейк Плесиде (1978 г.) подготовительные курсы стали обязательными для всех волонтеров и проводились спортивными комитетами.

Как правило, тренинговая программа включает в себя следующие основные курсы: введение в Олимпийское движение, культурология и практический курс по будущей сфере деятельности. Начиная с Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (1984 г.), широко используются современные методы обучения (видео, компьютерные программы и т. д.). Для подготовки волонтеров используются преподаватели ВУЗов и колледжей, которые выбраны партнерами Олимпиады. Так, например, в Пекине (2008 г.) подготовкой волонтеров занимается Пекинский Университет и Пекинский Институт Иностранных Языков.

Чтобы подготовить персонал к обслуживанию гостей необходимо долгосрочное обучение. Обучающие сборники должны составляться при участии и консультациях экспертов. Особая подготовка нужна для встреч в аэропортах, отелях и других общественных местах. Более того, такие обучающие программы должны регулярно проверяться и обновляться.

Мировой опыт в сфере обучения кадров в сфере туризма и сервиса опирается на три основные системы подготовки кадров, которые могут быть с успехом использованы в России, что особенно актуально с формированием общеевропейского пространства высшего образования:

Немецкая система, основанная на ученичестве, за три года дает молодым специалистам солидную базу навыков. Затем молодой специалист не менее двух лет работает на предприятиях в целях ознакомления с другими методами работы. После этого он может в течение двух лет посещать школу гостиничного бизнеса в целях самосовершенствования по таким различным дисциплинам, как бухгалтерский учет, контроль, работа с кадрами, организация и управление. Эта система сформировала серьезных практиков с четкой операционной ориентацией.

Английская система, в основном базируется на обучении в аудитории. Профессиональная подготовка начинается с более высокого уровня («POLITECHNIKS») остается почти исключительно теоретической: гигиена, питание, организация, управление. Стажировки являются дополнением. Такое образование в большей мере ориентированно на позиции, где осуществляется, контроль, организация, управление, чем на операционно-производственные посты.

Французская система с самого начала сочетает в себе обе предыдущие системы на всех уровнях подготовки. Она соединяет в себе последовательность стажировок и обучения в школе как в целях подготовки практиков низкой ступени, так и для подготовки кадров среднего звена Нагимова З. А. Управление персоналом на предприятиях гостиничного бизнеса. СПб., 2004, с. 33.

Учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам МВА, а также по национальным образовательным стандартам стали появляться в Европе уже в 1980;х гг. Значительный интерес представляет анализ французской системы, так как она удачно сочетает в себе обучение в школе и стажировки.

Таким образом, обмен опытом, знаниями, информацией особенно в области туризма и спортивного менеджмента, где европейцы, в частности французы, уже сформировали свои традиции, будет действительно полезен в подготовке специалистов для олимпиады Сочи-2014.

Франция считается одним из лидеров в области образовательных программ по спортивному менеджменту в Европе. Между тем, достаточную известность в России имели, как правило, только некоторые программы МВА в Высших Коммерческих школах, тогда как именно французские университеты дают классическое образование с углубленными знаниями в области правовых основ коммерческой и некоммерческой деятельности спортивных организаций, администрирования в сфере спорта, спортивного туризма, спортивной экономики и управления. Именно магистерские программы различных университетов большое внимание уделяют как профессиональной подготовке, так и научным изысканиям, что позволяет студентам в процессе учебы не только заниматься исследовательской деятельностью в области процессов управления, но и применять полученные знания на практике.

Следует заметить, что современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Основная ее особенность — преобладание государственных учебных заведений. В качестве платы за обучение студент государственного вуза вносит только ежегодный регистрационный сбор размером 150 — 400 евро в зависимости от учебного цикла. При этом реальные затраты государства на этого студента со-ставляют от 6000 до 20 000 евро в год (при среднем показателе 9500 евро в год) Сафонова Е. Французский опыт подготовки специалистов по организации и проведению крупных спортивных мероприятий // Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы: Материалы 1-й междунар. науч.-практ. конф., 13 — 16 мая 2008 г. / Отв. ред. Г. М. Романова. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2008, с. 257. Следует отметить также прекрасно развитую систему финансовой и социальной поддержки студентов: многочисленные стипендии и льготы на жилье, питание и транспорт, социальное и медицинское страхование со 100%-возмещением затрат на лечение при выборе соответствующей программы страхования, право на работу для всех иностранных студентов до 20 часов в неделю.

Французская система высшего образования включает в себя несколько уровней. Первый, трехгодичный, посвящен главным образом подготовке к получению диплома об общем университетском образовании. Диплом Магистра присваивается после сдачи экзаменов на соответствующем цикле, куда поступают после строгого отбора. Диплом Магистра свидетельствует о высшем европейском специальном образовании.

Следует заметить, что уровень французского образования отвечает самым современным требованиям, которые связанны с темпами развития сферы организации спортивного досуга; при этом, во главу угла ставится организация спортивных мероприятий со всеми ее главными аспектами — организация как таковая, логистика, финансовая поддержка, правовой и, разумеется, спортивный аспекты. Задача каждой из представленных нами сегодня магистерских программ заключается в обучении молодых специалистов ориентироваться в экономической, социологической, правовой и политической обстановке, а также понимать ее влияние на организацию спортивных мероприятий.

Преподавание осуществляют как университетские преподаватели, так и практикующие специалисты. Изучение теории в данной области чередуется с применение полученных знаний на практике. Именно поэтому, обучение проводится как в Университетах, так и внутри престижных государственных и европейских спортивных организаций. С помощью специально разработанных компьютерных программ студенты смогут попробовать свои силы и выступить в качестве менеджеров проекта связанных со спортом, цель которого заключается в выявлении лидерских качеств и умении грамотно распоряжаться кадрами и ресурсами в максимально краткие сроки. Такой профессиональный подход в изучении данной области помогает быстрее осуществить на практике различные исследования.

Французская магистерская программа в области спортивного менеджмента" основана на получении знаний четырех типов:

теоретические знания необходимые для анализа и решения проблем, связанных с развитием спортивных организаций, к которым относятся экономика, социология, основы управления, маркетинг, разработка коллективных проектов, информатика в управленческой практике, право, здесь следует акцентировать внимание на международное частное право, разрешение международных торговых споров финансовое и коммерческое право.

Технические знания, связанные с менеджментом спортивных организаций. Это является основным направлением программы. К этому относятся планирование мероприятий, бухгалтерский учет, менеджмент в органах госаппарата, спорт и территориальное развитие, управление спортивными организациями, маркетинг и управление в области спорта, экономика и спортивный маркетинг стратегия спортивных организаций.

Организаторские навыки, которые включают реализация проектов, анализ обстановки и административных и других преград, управленческие методы.

Знания в области культуры и внешних связей. Умение вести переговоры, как на родном языке, так и на иностранных языках, умение ориентироваться в культурной, экономической и социальной обстановке, умение обосновать то или иное решение, действие.

Данная программа дает возможность осуществить подготовку специалистов, владеющих в достаточной степени двумя иностранными языками, а также основными знаниями и опытом, необходимыми для подготовки и реализации Олимпиад и крупных спортивных соревнований.

Анализ международного опыта подготовки кадров сферы туризма и сервиса при проведении Олимпийских игр и крупных спортивных соревнований показывает, что качественные характеристики специалиста этого профиля должны включать в себя психологические, психомоторные компоненты, профессиональные умения и навыки, теоретические знания по предметам туристического содержания и способность их применения на практике, а также знание национальных, региональных и других особенностей стран-участниц Олимпийских игр. Обязательными компонентами являются владение компьютерными технологиями и несколькими иностранными языками. Важной проблемой является поиск специалистов, владеющих двумя официальными языками Международного Олимпийского Комитета.

Отличительная особенность зарубежных моделей туристского образования — построение обучения, начиная с профессиональной подготовки специалистов первого звена. К тому же, практика часто предваряет теоретический курс обучения.

Западные представления о технологии ведения этого вида бизнеса в корне отличаются от российских. В первую очередь это касается распределения функций. На Западе существует практика жесткого распределения по функциям (сегментация), а российский менеджер, как правило, является универсалом. В то же время крупные игроки туристского рынка постепенно перестраивают свою работу на западный лад. Кроме того, на Западе существует система повышения квалификации педагогических кадров. В частности в Швейцарии распространена периодическая стажировка в отелях не только студентов, но и преподавателей, что позволяет им отслеживать изменения в индустрии гостеприимства и компетентно освещать эти вопросы на учебных занятиях.

В целом, российская система повышения квалификация в области индустрии гостеприимства напоминает французскую систему образования, то есть сочетание стажировок и обучения в школе в целях подготовки практиков. Однако для российского высшего образования в вузах туристского профиля характерна большая доля теоретического обучения, а ведущим образовательным учреждениям этой направленности в западных странах — практическое обучение студентов. Причем практика и стажировка во многих из них достигает 50% общего объема учебного времени, что позволяет активно обучать специалиста на производстве, а это очень ценно для такой динамично развивающейся отрасли как туризм.

Вместе с тем, профессиональное образование всех уровней еще не всегда адекватно реагирует на требования современной экономики. Основной задачей является построение системы управления знаниями, необходимой и достаточной для осуществления экономически эффективной подготовки кадров для олимпийских и крупномасштабных спортивных проектов, как для Российской Федерации, так и за ее пределами.

События мирового масштаба, какими являются Олимпийские игры, стимулируют внедрение инновационных технологий в образование, определяя, конкретные задачи организации всех составляющих образовательного процесса.

Задача подготовки обслуживающего персонала Олимпийских Игр 2014 г. имеет не региональный, и даже не общенациональный, а международный аспект. При решении этой проблемы необходимо учитывать следующие основные требования:

во-первых, обеспечить высокое качество образовательного процесса;

во-вторых, обеспечить организационную и методологическую устойчивость (в смысле непрерывности) образовательного процесса;

в-третьих, обеспечить экономическую эффективность построения и последующего функционирования образовательного пространства.

Среди факторов, эффективного постолимпийского использования кадровых ресурсов необходимо отметить важность комплексного подхода к развитию Сочи в качестве мирового туристского центра. Разработка и реализация проекта реконструкции Сочи в мировой туристский центр с использованием потенциала зимней Олимпиады 2014 г. осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 991 от 29 декабря 2007 года «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». Однако эксперты уже сейчас отмечают узкую нацеленность данного документа на создание в основном горноклиматического курорта, а не бальнеологического и морского города-курорта как сложной системы.

Необходимо предпринимать меры по дальнейшему развитию бальнеологической части уникального потенциала Сочи, без эффективного использования которого Сочи как курорт быстро угаснет.

В достижении поставленной, цели, очень важными представляются меры, по продвижению туристского продукта города-курорта Сочи на международный туристский рынок. На важность задачи продвижения российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках указывается и в докладе Федерального агентства по туризму См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2007 год и на период до 2009 года. Федеральное агентство по туризму — М., 2006.

Согласно логике постолимпийского развития Сочи, высококвалифицированные специалисты будут привлекаться к обслуживанию зимних видов спорта и отдыха (по программе «Сочи-2014»), а в летние месяцы года оздоравливать отдыхающих на прибрежной полосе Черного моря более чем 120 сочинских пляжей.

Вместе с тем, перспективы эффективного постолимпийского использования кадров сферы туризма и сервиса во многом будут зависеть от совокупности свойств и характеристик, определяющих готовность самого персонала к эффективной профессиональной деятельности, включая в себя способность к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владения профессиональными умениями и навыками, умения использовать полученные знания для решения профессиональных задач.

На основе анализа международного опыта подготовки кадров туризма и сервиса при проведении Олимпийских игр и крупных спортивных мероприятий необходимо сделать вывод о том, что в настоящее время требуется направить усилия на:

Разработку специальной Целевой программы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы туризма и сервиса. Подготовка кадров гостиничного, ресторанного, экскурсионного, развлекательного и других видов сервиса, необходимых для полноценного обслуживания разных групп участков Олимпийских игр 2014 г., с учетом специфики их требований к сервису, должна осуществляться в формате специальной Целевой программы, включающей системные блоки по дифференцированной подготовке квалифицированного персонала в вузах, средних специальных и сохранившихся профессионально-технических заведениях соответствующего профиля; по переподготовке профессионалов, уже занятых в различных сферах сервиса и готовящихся к обслуживанию Олимпиады-2014; по подготовке волонтеров (переводчиков, экскурсоводов, медсестер, водителей и др.) из числа желающих — студентов, специалистов, пенсионеров и т. д.

Подготовку необходимого количества квалифицированных кадров по обеспечению мероприятий приема и обслуживания гостей и участников Олимпийских игр. Необходимо принять соответствующие меры для приема многочисленных участников и гостей Олимпиады. Эта ответственная задача включает различные аспекты, такие как медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, транспорт, услуги переводчиков, общественное питание и пр. Кроме того, к Сочи, как к столице зимних Олимпийских игр, приковано внимание мирового сообщества. Поэтому высокий уровень сервиса участников и гостей Олимпийских игр будет способствовать популяризации Сочи в глазах мировой общественности и повышению международного имиджа России. Тем более что сегодня «туристская привлекательность» стран вышла на первое место в перечне факторов обеспечивающих благоприятный имидж страны в мире.

Организацию волонтерского движения. Одним из направлений использования потенциала добровольчества является адаптация международного опыта волонтерской работы в сфере олимпийского движения к региональным и национальным условиям. Волонтеры являются одним из решающих факторов, определяющих успех Олимпийских игр. Необходимо заранее провести широкомасштабные акции и принять необходимые меры для привлечения волонтеров не только из Сочи и других регионов России, но и из-за рубежа. Привлечение иностранных волонтеров может сыграть важную роль в организации и проведении Олимпийских игр 2014.

Создание на базе российских вузов центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сферы туризма и сервиса, а также развития волонтерского движения. Согласованность и целевая направленность действий российских вузов будет способствовать успеху зимних Олимпийских игр «Сочи-2014». Подготовка кадров сферы туризма и сервиса в вузах страны подразумевает создание специальных подразделений (центов). Необходимо создавать специальные подразделения, занимающиеся разработкой образовательных программ для подготовки специалистов в сфере организации конференций и обслуживания таких гостей, как VIP-персоны. Вуз должен стать важной составляющей общего механизма подготовки к Олимпийским играм, так как в его функцию входит подготовка кадров, необходимых для проведения спортивных мероприятий такого масштаба. Вуз может стать центром по развитию волонтерского движения. Как показывает международный опыт, привлечение, набор и подготовка потенциальных волонтеров должны начинаться задолго до Олимпийских игр. Поэтому российские вузы уже сейчас должны начать подготовку населения к выполнению обязанностей добровольцев.

Формирование системы партнерских отношений учебных заведений с предприятиями сферы туризма и сервиса путем создания союзов ученых и специалистов в области туризма и гостеприимства. Необходимо уменьшить противоречия между интересами индустрии гостеприимства и ориентацией российской школы высшего образования. Профессиональное российское образование в индустрии гостеприимства не имеет такой четко сформированной структуры и системы, как европейское и находится в процессе формирования и дополнения. Одной из самых актуальных задач является сохранение лучших традиций отечественной школы высшего образования вместе с адаптацией к требуемым отраслью решений в области образования в индустрии туризма и сервиса. В дальнейшем необходимо разработать подходы относительно соответствия в перспективе интересов работодателей и высших учебных заведений, например, через механизм социального партнерства и применения интерактивных методов обучения. Их выполнение поможет обеспечить становление новой модели образования, сочетающей полученную квалификацию и формирование необходимого набора ключевых и дополнительных компетенций для требуемого уровня подготовки сотрудников, способных эффективно реализовать полученные знания, навыки и умения в сфере туризма и сервиса. Кроме того, необходимо разрабатывать новые концептуальные подходы к организации практического обучения студентов при обязательном и заинтересованном участии представителей отрасли, туристских администраций, региональных и местных органов власти.

Укрепление научно-методической базы образования в сфере туризма и сервиса, что предусматривает разработку образовательных стандартов, учебных планов, программ для всех форм обучения, в том числе дополнительного и после вузовского образования, подготовку учебников и учебных пособий, методических комплексов, электронных библиотек, справочников и пр.

Разработку и внедрение диверсифицированного образовательного продукта, что включает подготовку специализированных тренинговых программ, профессиональных семинаров по актуальным темам, программ стажировок и повышения квалификации для работников отрасли, программ двойных магистерских дипломов. Кроме того, необходимо развивать дистанционное образование и создавать информационные центры. При этом новые технологические подходы должны гармонично сочетаться с традиционными принципами отечественных высшей и средней профессиональных школ.

Использование наиболее мобильных и информативных форм обучения с максимальной степенью усвоения материала. По совокупности критериев перспективными считаются именно краткосрочные программы повышения квалификации персонала как наиболее полно учитывающие и отражающие динамику развития индустрии туризма и сервиса. В свою очередь среднесрочные программы могут комплектоваться модульно из краткосрочных, что позволит сохранить практическую направленность курса и максимально систематизировать учебные материалы образовательных учреждений.

Создание продуманной системы постолимпийского использования кадров туризма и сервиса. Необходимо обеспечить эффективное использование кадров в постолимпийский период в рамках проекта трансформации Сочи в туристический центр мирового уровня. После проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. Сочи и другие российские города должны иметь больше возможностей выступать в роли принимающей и/или организующей стороны для крупных международных мероприятий. Эффективность использования персонала в постолимпийский период зависит от качества его подготовки. Непрерывное развитие и обучение персонала также будет способствовать его эффективному использованию после окончания зимних Олимпийских игр 2014 г.

Таким образом, анализ зарубежного опыта подготовки специалистов для туристской индустрии показывает, что он может и должен быть использован в России. Особую актуальность это приобретает в связи с модернизации всей российской системы образования в соответствии с Болонской конвенцией и декларацией о создании к 2010 г. открытого общеевропейского пространства высшего образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой