Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занятия спотом и присутствие на спортивных соревнованиях, в ходе которых спортсмены демонстрируют физически совершенные и гармоничные движения, а также красивые благородные поступки, развивают у людей чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. Многие люди приобщаются к спорту не только потому, что они руководствуются какими-то утилитарными целями… Читать ещё >

Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание

Рассматривая роль физической культуры и спорта в умственном воспитании, следует учитывать их воздействие на интеллектуальные и познавательные возможности человека. Занимаясь физическими упражнениями, в процессе тренировки и соревнований человек глубже познает закономерности, которым подчиняются формирование физического совершенства, развитие физических качеств, овладение двигательными умениями и навыками, приобретает важные знания о структуре и функциях организма, о причинах и механизме физического развития, о личной и общественной гигиене и т. д.

Физические упражнения совершенствуют психические свойства человека, улучшают деятельность его сознания; они развивают волю, чувства, характер и являются одним из средств духовного развития; в них раскрывается единство его психической и физической деятельности выполняя разнообразные физические упражнения, человек «осваивает» свою собственную природу.

При занятиях физическими упражнениями и спортом возрастают показатели умственной работоспособности: восприятие, наблюдательность, память, внимание и др.

Исследования показывают, что спортивные занятия способствуют совершенствованию органов чувств, особенно мышечно-двигательной чувствительности и зрительных восприятий. В результате этих занятий повышается способность к наблюдательности в целом. Она становится более целенаправленной и планомерной.

Занятия спортом содействуют также развитию памяти, особенно зрительно-двигательной, и внимания человека. Память спортсмена, как правило, отличается яркостью и точностью, позволяя ему детально воспроизвести в памяти те упражнения, которые он разучивал.

Совершенствуется внимание; оно становится более организованным. Спортсмен обладает способностью сосредоточиваться на главном, быстро и своевременно переключаться на важные и существенные стороны выполняемой работы, отвлекаться от второстепенного, несущественного.

Спортивная деятельность оказывает значительное воздействие на мышление человека. Мышление человека, активно занимающегося спортом, приобретает наглядно действенный характер. Спортсмен решает интеллектуальные задачи непосредственно в процессе деятельности, опираясь на восприятие объективных условий и ситуаций, в которых они протекает при крайнем дефиците времени. Такое мышление часто называют «оперативным». Оно связано с оценкой обстановки, со способностью к анализу и синтезу элементов ситуаций, перебору различных вариантов решения и выбору наиболее оптимального из них. Поражает способность настоящего мастера принять единственно правильное решение и осуществить его в считанные доли секунды.

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное — в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях, в окружающей природе и т. д.

Человек, занимающийся спортом, постоянно сталкивается с проявлениями прекрасного. Прежде всего, физические упражнения обеспечивают гармоничное развитие его телосложения. П. Ф Лесгафт неоднократно указывал на то, что под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся более изящными, энергичными и красивыми. Он писал, что развитие всех движений туловища делает действия и движения тела более грациозными, гибкими и изящными. Занятия художественной и спортивной гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, прыжками в воду и другими видами спорта предполагает выполнение красивых, совершенных по своему исполнению действий, и тем самым воспитывает правильное понимание красоты движений человеческого тела. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом и некоторыми другими видами спорта позволяет постоянно созерцать и учит понимать прекрасное в природе. Важно и то, что многие физические упражнения, как например, в гимнастике, фигурном катании и других видах спорта выполняют под музыкальное сопровождение, что также способствует эстетическому воспитанию занимающихся.

Занятия спотом и присутствие на спортивных соревнованиях, в ходе которых спортсмены демонстрируют физически совершенные и гармоничные движения, а также красивые благородные поступки, развивают у людей чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. Многие люди приобщаются к спорту не только потому, что они руководствуются какими-то утилитарными целями — укрепить здоровье, установит рекорд и т. п., в значительной степени их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от спортивных занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений, грациозного по виртуозности владения собственным телом, движениями и т. д. На эту сторону физической культуры и спорта неоднократно обращали внимание такие известные спортсмены, как Ю. Власов, И. Тер-Ованесян, Л. Титова и многие другие.

Спорт приобщает людей к красоте и потому, что он близок к искусству. Действительно, у искусства и спорта, особенно у таких его видов, как художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, акробатика и др., много общего — музыка, пластика, атмосфера спектакля и т. п. «Современный спорт стремительно приближается к искусству», — писал Ю. Власов. Это бесспорно наслаждение спортивной борьбой, единоборством характеров и тактических замыслов влечет к спорту миллионы людей. Отнимите у футбола, хоккея или бокса остроту борьбы, и эти виды утратят свое эстетическое воздействие на зрителя. Но есть еще одна сторона эстетического наслаждения спортивной борьбой, о которой нередко забывают спортсмены. Соревнование — это зрелище. На стадионах и в спортивных залах, независимо от желания выступающих, автоматически вступают в действие вековые законы театра: умение вести себя на публике, установить с ней контакт и подчинить своему таланту. Конечно, эта близость спорта к искусству не отменяет их различия, поскольку спорт — прежде всего состязание; но для понимания социальной значимости спорта важно осознавать и их сходство.

Среди различных средств для всестороннего развития человека важное место принадлежит физической культуре и спорту. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность столь специфично, что не может быть заменено или скомпенсировано каким-либо другими средствами.

Систематические занятия физической культурой и спортом также развивают и укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на общем самочувствии человека, стимулируют бодрость и жизнерадостность. По данным научных исследований, те, кто систематически занимается физической культурой и спортом, болеют значительно меньше тех, кто к ним не причастен. Спорт как ничто другое помогает бороться с такими губительными, особенно для подростков, пороками, как курение, алкоголизм.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, их обычаям, помогают преодолеть расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество. Тем самым спорт как одно из прогрессивнейших порождений человеческой культуры служит могучим средством объединения людей, укрепления мира, создания атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам, спортсмены знакомятся с культурой и бытом страны, с историческими местами. Совместные тренировки, а в настоящее время и совместные выступления спортсменов разных стран в клубных и национальных сборных укрепляют дружбу народов. Теплая дружеская обстановка соревнований, взаимопомощь, уважительное отношение к спортивному противнику способствуют интернациональному воспитанию не только у спортсменов, но и зрителей. Международные встречи воспитывают уважение к спортсменам различных стран, к их обычаям, традициям, помогают преодолеть расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество.

Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности. Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурной паузы, активный отдых и т. п.). Результаты исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления.

Занятия физической культурой оказывают разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов разных курсов и факультетов: больший у студентов I курса, меньший у студентов II и III курсов. Это говорит о том, что первокурсники больше подвержены утомлению в процессе учебных занятий в условиях адаптации к обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию особенно важны. Утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе — все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма. Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время: после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере учащиеся начинают год с более высокой работоспособностью.

Главная цель занятий физической культурой и спортом — формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями, не говоря уже об учебно — тренировочных занятиях в спорте, оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

Многочисленные социологические исследования показывают, что физическая культура и спорт самым благотворным образом сказываются на творческой деятельности человека, какой бы деятельностью он ни занимался. Они дают возможность человеку постоянно поддерживать себя в состоянии неослабленной активности.

Библиографический список

физический культура умственный познавательный.

  • 1. Гулько Я. Н. Социально-биологические основы физической культуры. М., 1994.
  • 2. Жолдак В. И., Коротаева Н. В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. Малаховка, 1994.
  • 3. Ильин В. И. Студенческий спорт и жизнь. М., 2004.
  • 4. Пономарев Н. А. Основы социологии физической культуры. Ленинград, 1976.
  • 5. Решетников В. И., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. М., 2000.
  • 6. Харчева В. А. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой