Матричный анализ.
Стратегии развития предприятия
Строим Матрицу Мак — Кинси для ООО Норд-Вест По оси x откладываем 3,6 балла, по оси у откладываем 2,9 балла. На пересечении данных баллов мы попадаем в квадрат «Успех 3». Который присущ организациям, рыночная привлекательность которых держится на среднем уровне, но при этом их преимущества на данном рынке очевидны и сильны. Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны… Читать ещё >
Матричный анализ. Стратегии развития предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Матрица БКГ
Исторически первой моделью корпоративного стратегического планирования принято считать так называемую модель «роста — доли», которая больше известна как модель Бостонской консалтинговой группы (BCG).
Эта модель представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемым двумя осями (x, y), одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая — для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта.
Появление модели BCG явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистом консалтинговой компании Boston Consulting Group.
В процессе изучения различных организаций, производящих 24 основных видов продуктов в 7 отраслях промышленности (электроэнергетика, производство пластмасс, промышленность цветных металлов, производство электрооборудования, производство бензина и др.), были установлены эмпирические факты того, что при удвоении объемов производства переменные издержки на производство единицы продукции уменьшаются на 10−30%.
Также было установлено, что эта тенденция имеет место почти в любом рыночном секторе.
Эти факты и стали основанием для выводов, что переменные издержки производства являются одним из основных, если не главным, фактором делового успеха и определяет конкурентные преимущества одной организации перед другой.
Статистическими методами были выведены эмпирические зависимости, описывающие взаимосвязь издержек производства, единицы продукции и объем производства. И один из основных факторов конкурентного преимущества был поставлен в однозначное соответствие с объемом производства продукции, и следовательно, с тем, какую долю на рынке соответствующих продуктов занимает этот объем.
Основное внимание в модели BCG сосредотачивается на потоке денежной наличности предприятия, которая направляется, либо на проведение операции в отдельно взятой бизнес — области, либо возникает в результате таких операций. Считается, что уровень дохода или расхода денежной наличности находится в очень сильной функциональной зависимости от темпов роста рынка и относительной доли организации на этом рынке.
Темпы роста бизнеса организации определяют темп, в котором организация будет использовать денежную наличность.
Принято считать, что на стадии зрелости и на заключительной стадии жизненного цикла любого бизнеса успешный бизнес генерирует денежную наличность, тогда как на стадии развития и роста бизнеса происходит поглощение наличности.
Вывод: для поддержания непрерывности успешного бизнеса денежная масса, появляющаяся в результате осуществления «зрелого» бизнеса, частично должна быть инвестирована в новые области бизнеса, которые в будущем обещают стать генераторами доходов организации.
В модели BCG основными коммерческими целями организации предполагается рост массы и нормы прибыли. При этом, набор допустимых стратегических решений относительно того, как можно достичь этих целей — ограничивается 4 вариантами:
- 1) увеличение доли бизнеса организации на рынке;
- 2) борьба за сохранение доли бизнеса организации на ранке;
- 3) максимальное использование положения бизнеса на рынке;
- 4) освобождение от данного вида бизнеса.
Решения, которые предполагает модель BCG, зависят от положения конкретного вида бизнеса организации, стратегическом пространстве, образуемом двумя координатными осями. Использование этого параметра в модели BCG возможны по 3 причинам:
растущий рынок, как правило, обещает в скором будущем отдачу инвестиций в данный вид бизнеса.
повышенные темпы роста рынка воздействуют на объем денежной наличности со знаком «-» даже в случае довольно высокой нормы прибыли, так как требует повышенных инвестиций в развитие бизнеса.
Существует две модели BCG: классическая и адаптированная. Рассмотрим Классическую модель:
Структура Классической модели:
На оси абсцисс выставляется измерение некоторых конкурентных позиций организации в данном бизнесе в виде отношения объемов продаж организации в данном бизнесе к объему продаж крупнейшего в данной бизнес — области конкурента.
В оригинальной версии BCG шкала абсцисс является логарифмической. Таким образом, модель BCG представляет из себя матрицу 2*2, на которой области бизнеса отображаются окружностями с центрами на пересечении координат, образуемых соответствующими темпами роста рынка и величинами относительной доли организации на соответствующем рынке.
Каждая нанесенная окружность характеризует только 1 бизнес — область, характерную для данной организации.
Величина окружности пропорциональна общему размеру всего рынка. Чаще всего этот размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса ее конкурентов.
Иногда на каждой окружности выделяется сегмент, характеризующий относительную долю в бизнес — области организации на данном рынке, хотя для получения стратегических выводов в данной модели — это не обязательно.
Деление осей на 2 части сделано не случайно. В верхней части матрицы оказываются бизнес области, относящиеся к темпам роста выше средних. В нижней соответственно более низким.
В оригинальной модели BCG принято, что границей высоких и низких темпов роста является 10% увеличения продаж в год.
Каждому из этих квадратов даются образные названия (например: матрицу BCG называют «Зоопарком»).
«Звезды»: это новые бизнес — области, занимающие относительно большую долю бурно развивающегося рынка, на котором приносят высокие прибыли. Это бизнес — области можно назвать лидерами своих отраслей, так как они приносят организации очень высокий доход. Однако главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возврат последних.
«Дойные коровы»: это бизнес — области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка, однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился, поток денежной наличности в этой позиции хорошо сбалансирован, поскольку для инвестиций в такую бизнес — область требуется самый необходимый минимум. Такая бизнес — область может принести хороший доход организации (Это бывшие «Звезды»).
«Трудные дети»: эти бизнес — области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это сочетание обстоятельств приводит к необходимости увеличения инвестиций, с целью защиты своей доли рынка. Высокие темпы роста требуют значительной денежной наличности, чтобы соответствовать этому росту.
«Собаки»: это бизнес — области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности незначителен, порой даже отрицателен.
Но не многие используют Классическую модель, так как она непрактична из-за необходимости получения актуальных данных о состоянии рынка и доли, занимаемой компанией и ее конкурентом. Поэтому для расчетов используем Адаптированную модель:
Адаптированная матрица BCG строится на основе внутренней информации компании. Необходимые данные — объемы продаж продукции за определенный период, который не может быть менее 12 месяцев, в дальнейшем, для отслеживания динамики, необходимо добавлять данные за следующие 3 месяца (т.е. данные за 12, 15, 18, 21, 24 месяца). Данные необязательно должны начинаться с января месяца, но должны быть по месяцам. Также важно учитывать сезонность продаж товаров или услуг для продукции вашей компании. В рассматриваемой компании товарный портфель состоит из 5 групп товаров, а также имеются данные об их продажах за период январь — декабрь 2013 г.
Таблица 5. Данные по продажам предприятия ООО НордВест.
— умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем факторам, получим взвешенную оценку / рейтинг привлекательности рынка Таблица 7. Оценка привлекательности отрасли.
Группа. | Итого. | ||||||||||||
Керамическая плитка. | |||||||||||||
Ячеистый бетон. | |||||||||||||
Краска. | |||||||||||||
Крупно форматный кирпич. | |||||||||||||
Параметры отрасли. | Относительный вес. | Оценка. | Результат. | ||||||||||
Рост. | 0,1. | 0,1. | |||||||||||
Технологическая стабильность. | 0,2. | 0,6. | |||||||||||
Прибыльность. | 0,4. | 1,6. | |||||||||||
Размер | 0,3. | 0,6. | |||||||||||
Оценка. | 2,9. |
Таблица 8. Оценка конкурентной позиции в отрасли.
Факторы успеха. | Относительный вес. | Оценка. | Результат. |
Качество продукции. | 0,3. | 0,9. | |
Доля рынка. | 0,1. | 0,1. | |
Исследовательский потенциал. | 0,1. | 0,1. | |
Издержки производства. | 0,5. | 2,5. | |
Оценка. | 3,6. |
2.Строим Матрицу Мак — Кинси для ООО Норд-Вест По оси x откладываем 3,6 балла, по оси у откладываем 2,9 балла. На пересечении данных баллов мы попадаем в квадрат «Успех 3». Который присущ организациям, рыночная привлекательность которых держится на среднем уровне, но при этом их преимущества на данном рынке очевидны и сильны. Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны: компания ООО Норд-Вест «попадает в квадрат «Успех 3».
Рис. 4. Матрица Мак-Кинси
Для позиции «успех 3» характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества на нем. Предприятие будет безусловным лидером или одним из лидеров на строительном рынке, а угрозой для него может быть только усиление некоторых позиций отдельных конкурентов. Поэтому стратегия предприятия, которое пребывает в такой позиции, должна быть нацелена на защиту своего состояния в большинстве своем с помощью дополнительных инвестиций. Организации необходимо, прежде всего, определить наиболее привлекательные рыночные сегменты и инвестировать именно в них, развивать свои преимущества и противостоять влиянию конкурентов.