Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Добро пожаловать в театр!

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Вместе с тем эти 5 мин позволят осмотреться и ощутить таинственноторжественную атмосферу зрительного зала. Устроившись и немного осмотревшись, обратите внимание на занавес. Дело в том, что театральный занавес сам по себе может быть произведением искусства. В его… Читать ещё >

Добро пожаловать в театр! (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. Это обусловлено тем, что сценическое действие во многом созвучно детской игре: детская игра и игра актера требуют перевоплощения; любая роль имеет эмоционально-личностное значение; реализация сценического или детского игрового замысла требует овладения изобразительной техникой. Итак, с появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т. п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать знакомство детей с искусством театра.

С ребенком 2—2,5 года можно всей семьей отправиться на спектакль. Конечно, пьеса должна быть детской, а следовательно, и театр предпочтительнее детский, кукольный или театр зверей. Спектакли для детей идут от 30—40 мин до 1,5 ч — дольше ребенку трудно сидеть спокойно и воспринимать происходящее на сцене. Целесообразно выбрать спектакль, в котором действуют знакомые ребенку персонажи (звери, птицы и т. п.). В ходе представления его следует держать на коленях и тихо на ухо комментировать происходящее на сцене отдельными короткими репликами (чтобы не мешать другим зрителям).

Первое посещение театра может ограничиться одним действием. В антракте родители решают, исходя из состояния ребенка, вернуться в зал или пойти домой. В том случае, если в первый раз был просмотрен не весь спектакль, то на этот спектакль нужно пойти во второй, а иногда и в третий раз. При этом продолжительность восприятия сценического действия увеличивать постепенно. Знакомое содержание усваивается проще, и ребенок более эмоционально реагирует на появление тех или иных персонажей, на их реплики, поступки. Постепенно содержание спектакля все глубже осознается маленьким зрителем. Дома для закрепления полученных знаний и впечатлений необходимо рассмотреть иллюстрации в книге (если это была драматизация литературного произведения), разыграть некоторые сцены из спектакля с игрушками (мягкими, плоскостными и т. п.), спеть запомнившиеся песенки и пр. В ходе завершающих бесед, игр-драматизаций, совместного изображения полюбившихся героев развивается чувство сопричастности к происходившему на сцене. Так возникает интерес к театральному искусству.

Однако практика семейного воспитания показывает, что столь раннее посещение театральных зрелищ является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего знакомство с театром происходит в возрасте 4—6 лет.

Успешность первого выхода в театр зависит от хорошо организованной предварительной работы и так называемого этапа ожидания. Предварительная работа включает в себя знакомство с содержанием спектакля, с правилами поведения в театре, подготовку вечерних туалетов.

Необходимость предварительного ознакомления с содержанием спектакля продиктована тем, что ребенку сложно одновременно воспринимать игру актеров, оценивать характер героя, эмоционально откликаться на сценическое действие, понимать сценическую архитектуру, а также следить за сюжетной линией. Содержание пьесы надо пересказать ребенку в занимательной повествовательной форме. При этом не стоит разбивать рассказ на действия, явления или описывать картины. Все это ребенок увидит сам в театре. Гораздо важнее обратить внимание на действующих лиц, их характер и на хронологию событий.

Мама собирается с Олей в детский театр на спектакль «Аленький цветочек». Мама не стала читать сказку С. Т. Аксакова, а на протяжении трех вечеров рассказывала дочери содержание спектакля, который смотрела в детстве. Оля запомнила, что у купца три дочери и младшая самая отзывчивая и нежная. В сказке есть Чудище, которое охраняет аленький цветочек. Оно страшное, но доброе. Мама поставила перед пятилетней дочерью достаточно сложную задачу: догадаться, зачем Чудищу был нужен аленький цветочек? Почему после того, как Аленушка не вернулась к сроку, Чудище погибло? Так, рассуждая вместе, мама и дочь еще раз вспомнили эпизоды сказки, дали характеристики героям, попытались представить их внешность и вывести главную идею спектакля — добро и любовь всегда побеждают.

Вряд ли целесообразно пред посещением театра просматривать с ребенком художественный или мультипликационный фильм на схожий сюжет. Подобная визуальная информация может сформировать устойчивый образ того или иного героя и в дальнейшем помешать полноценному эмоциональному восприятию сценического образа. Вполне вероятно, что ребенок раньше видел мульти кинофильм подобного содержания. Однако просмотр непосредственно перед представлением дает установку на восприятие созданного на экране героя, а не готовит к творческому восприятию театрального действия.

Перед предстоящим походом в театр или цирк можно прочитать литературные произведения, посвященные им (см. приложение 3).

После знакомства с содержанием пьесы ребенку необходимо сообщить о предстоящем походе в театр. С этого момента начинается этап ожидания. Продолжительность этого этапа от трех до 12 дней. В течение этого времени родители или домашние педагоги дают начальные сведения о театре, уточняют расположение мест (партер, амфитеатр и т. д.), знакомят с правилами поведения в театре.

Закрепить правила поведения помогут разнообразные игровые упражнения. Одна из таких игр представлена в приложении 3.

В ходе бесед и игровых упражнений ребенок должен твердо усвоить, что входить в зрительный зал после третьего звонка неприлично, проходить к своему месту нужно лицом к сидящим зрителям, во время представления не принято громко разговаривать, шелестеть обертками от конфет и шоколада, нехорошо вставать со своего места и выходить из зала посреди действия, конечно, если это не продиктовано вескими причинами или острой необходимостью. В конце спектакля обязательно нужно поблагодарить актеров, а не спешить в гардероб за одеждой.

И, наконец, необходимо подумать о наряде. Это тоже один из важных компонентов зрительской культуры. Вместе с тем нарядная одежда создает ощущение праздника и диктует соответствующие случаю нормы поведения. Для мальчиков разумно предусмотреть костюм и галстук (возможны варианты: брюки, рубашка, жилет, галстук; смокинг с бутоньеркой и т. п.); для девочек — платье из дорогой ткани (если есть возможность) или особого кроя и с отделкой. К вечернему туалету уместны и некоторые украшения: заколки для волос, брошки, серьги, браслеты, ожерелье.

Традиционно к нарядному платью необходимо было иметь театральную сумку. Театральная сумка небольшая по размеру. В ней должны поместиться носовой платок, небольшой флакон духов (для мамы — минимум косметики: тушь, пудра; кошелек с деньгами), маленькое зеркало. Театральная сумка обычно декорируется вышивкой нитками, бисером, люрексом. Весьма разнообразны формы сумок: круглые, прямоугольные, мешочком и пр. Их можно купить, но лучше изготовить вместе с дочкой. К тому же это еще одна из интересных форм организации семейного досуга (см. приложение 3).

И, наконец, обувь. Нелепо смотрится нарядное платье или костюм с сапогами, теплыми ботинками и т. п. Если погода не позволяет пойти в театр в подходящей обуви, то необходимо взять ее с собой. В театре следует переобуться и сдать снятую обувь в гардероб.

В результате предварительной работы у детей должно быть создано настроение праздничного ожидания и ощущение предстоящей необычной встречи с прекрасным миром театрального искусства.

Этап ожидания закончен. Наступает день, когда вся семья отправится в театр.

Итак, содержание спектакля известно, куплены билеты, вся семья в нарядных туалетах. Хорошо найти время и остановиться перед зеркалом всем вместе, окинуть друг друга взглядом и еще раз убедиться, что все выглядят великолепно. Осталось только дополнить атмосферу праздника ароматом духов. Добро пожаловать в театр!

Правила хорошего тона рекомендуют прибыть в театр не позднее чем за 15—20 мин до начала спектакля. Это позволит спокойно снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, приобрести программку, пройтись по фойе, где, как правило, вывешены фотографии актеров театра и сцены из спектаклей. Целесообразно рассмотреть сцены из спектакля, который предстоит смотреть, и сделать предположения по поводу содержания мизансцен. За 5 мин до начала представления следует занять свои места. Как правило, начало этой пятиминутки возвещает первый звонок. Представление начинается после третьего звонка.

Заблаговременно заняв свои места, родители имеют возможность устроить ребенка так, чтобы ему было удобно следить за действием. Вместе с тем эти 5 мин позволят осмотреться и ощутить таинственноторжественную атмосферу зрительного зала. Устроившись и немного осмотревшись, обратите внимание на занавес. Дело в том, что театральный занавес сам по себе может быть произведением искусства. В его оформлении используют вышивку, аппликацию, роспись по ткани и другие техники. Иногда на занавесе размещается эмблема театра. В некоторых спектаклях занавес является активным действующим лицом: его могут приподнимать, открывать только наполовину, подбирать по диагонали. Известны случаи, когда для каждого действия или картины спектакля изготавливались специальные занавеси.

Во время сценического действия у ребенка могут возникать вопросы. Необходимо приучать его задавать их шепотом. Детскую любознательность удовлетворить нужно, но ответ должен быть конкретным и коротким.

В антракте лучше всего покинуть зал, в фойе обсудить увиденное, уточнить ответы на вопросы, возникшие во время спектакля. Можно снова рассмотреть фотографии сцен спектакля и убедиться в правильности или ошибочности своих предположений. В некоторых театрах созданы музеи, экспозиции которых раскрывают историю данного театра, рассказывают о знаменитых актерах, демонстрируют их театральные костюмы. Если родители уверены, что ребенок в состоянии воспринять эту информацию, то можно познакомиться с экспонатами музея.

Во время антракта в специальных киосках приобретают театральные сувениры: значки, закладки с логотипами театра, книги по истории театра, разнообразные журналы.

Традиционным является посещение буфета. Подчеркнем: буфет не должен заслонить для ребенка происходящее на сцене. Поэтому перед театром ребенка необходимо накормить, включив в меню его любимые блюда и, конечно, сладости. Понятно, что праздничный стол придает особое значение дню посещения театра. В театральном буфете ребенку можно предложить что-либо из фруктов, стакан сока или пирожное. Если в спектакле три действия, то в буфет лучше пойти во втором антракте.

Когда спектакль закончится, не следует сразу бежать в гардероб за пальто. Нужно поблагодарить актеров за то, что они своей игрой старались доставить удовольствие зрителям. Лучшей благодарностью являются аплодисменты.

После спектакля лучше немного пройтись пешком (приблизительно 10—15 мин). Это позволит ребенку эмоционально разрядиться, снять мышечную усталость от длительного сидения, а при желании вспомнить наиболее яркие эпизоды спектакля. Важно, чтобы обсуждение происходило в форме обмена впечатлениями. С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно закрепить основную сюжетную линию и уточнить характеры героев (добрый, злой, умный). Старшие дошкольники уже в состоянии оценить декорации, костюмы, поступки действующих лиц. Наступает завершающий этап, который можно определить, как этап эмоционального проживания полученных впечатлений.

На следующий день с младшими дошкольниками целесообразно еще раз вспомнить содержание спектакля. Только теперь рассказ необходимо чередовать с беседой. В ходе беседы уточняются действующие лица, описываются костюмы и некоторые приемы, с помощью которых актеру удалось создать образ («кошка» — умывалась лапкой, ходила не спеша, легко и т. п.). После первого выхода в театр с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно сначала вспомнить само здание театра, расположение помещений для зрителей (зрительный зал, коридоры, фойе, буфет, гардероб), название частей зрительного зала. Затем так же, как и с малышами, уточнить сюжет спектакля. Особое внимание следует уделить обсуждению костюмов героев. Например, в спектакле «Стойкий оловянный солдатик» по сказке X. К. Андерсена наряду с главными действующими лицами Солдата и Танцовщицы принимают участие и другие персонажи: игрушки Свинка, Кукла, Чертик и др. В ходе беседы уместным будет вопрос: «Как ты догадался, что это Свинка?».

Чтобы научить ребенка наслаждаться театральным искусством, недостаточно посмотреть один спектакль. Посещения театра должны стать систематическими. При этом с ребенком-дошкольником, как мы уже говорили, можно один и тот же спектакль посмотреть два, а иногда и три раза. Конечно, повторные походы в театр должны быть разнесены во времени. Наиболее приемлемый промежуток — один-два месяца. Если во время первого просмотра главная задача — усвоить содержание пьесы, то последующие просмотры могут иметь совершенно другие установки: обратить внимание на игру актеров или на декорации в каждом действии и др.

На этапе эмоционального проживания полученных впечатлений можно вместе с ребенком изготовить понравившийся костюм, нарисовать портреты героев спектакля, разыграть отдельные сцены.

После просмотра циркового представления можно вспомнить понравившиеся номера. Игрушки-звери помогут разыграть выступления дрессированных зверей, а специально изготовленные игрушки-забавы (см. приложение 3) дадут возможность воссоздать целый цирковой спектакль. У ребенка может появиться желание сделать один из запомнившихся костюмов, как правило, костюм клоуна. Взрослым следует им помочь.

Однако наиболее эффективным средством эмоционального проживания полученных впечатлений является домашний театр. Поскольку домашний театр — весьма своеобразная форма семейного досуга и, к сожалению, в последнее время почти забытая, то разговор о нем должен быть особый.

В заключение приведем краткую памятку для взрослых, в которой указаны основные этапы формирования зрительской культуры и пробуждения сознательного интереса к театру.

  • 1. Самому любить и понимать театральное искусство.
  • 2. Владеть навыками театрального поведения и уметь доступно объяснить их детям.
  • 3. При выборе спектакля ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • 4. Знать основные этапы приобщения дошкольников к искусству сцены.
  • 5. Уметь интересно организовать работу в рамках каждого

этапа с учетом особенностей каждого из них.

  • 6. Стимулировать активность дошкольников, используя разнообразные игровые приемы.
  • 6. Активно использовать разнообразные продуктивные виды деятельности на этапах ожидания и проживания полученных в театре впечатлений.
  • 7. Стремиться к тому, чтобы все члены семьи принимали участие в организации походов в театр.
  • 8. Помнить, что наибольший воспитательный эффект будут иметь спектакли, которые увидят все члены семьи.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой