Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Призвание как высший уровень профессиональной пригодности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ваш ребенок должен знать, что вы разделяете его чувства. Вы можете не разделять его мысли, не согласиться с поступком, отругать, пристыдить, наказать, но это — потом. Я не могу привыкнуть к ужасу такого распространенного зрелища: громко плача, бежит малыш, догоняя мать, а она оборачивается и бросает в лицо ребенку: «Замолчи лучше! Ты замолчишь или нет?!» Мама огорчена, расстроена, видно, малыш… Читать ещё >

Призвание как высший уровень профессиональной пригодности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема соответствия личности и профессии может быть решена при учете двух факторов: требований личности к деятельности и, наоборот, профессиональной деятельности к личности. Исследователи в области психологии труда К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. А. Бодров отмечали важность установления наилучшего взаимного соответствия (взаимосообразности) человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой. Это соответствие получило название «золотого правила» психологии труда. То есть необходимо учитывать не только требования, которые человек предъявляет к профессии, но и те требования, которые профессия предъявляет к человеку.

В психологии труда разработан целый комплекс понятий, характеризующий такое соответствие, но центральным является понятие «профессиональная пригодность».

Профессиональная пригодность — это совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Кроме того, в понятие «профессиональная пригодность» включают также удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов.

Таким образом, профпригодность определяют по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенностью трудом. Человек, обладающий такими данными, считается профессионально пригодным.

Профессиональная пригодность — это гибкое, динамичное образование, которое формируется в процессе обучения и шлифуется в последующей профессиональной деятельности.

Призвание как высший уровень профессиональной пригодности.

Соломон Григорьевич Геллерштейн (1896—1967) — отечественный ученый, один из основателей психологии и психофизиологии труда, психотехники, специалист в области авиационной психологии — указывал, что профпригодность — это не простое соответствие некоторых свойств организма конкретным требованиям профессии, а результат определенного процесса, в ходе которого психологические качества человека,

сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип; если профпригодность рассматривать как категорию динамическую, то она оказывается близка к понятию «профприспособляемость».

По Е. А. Климову, существует четыре степени выраженности профессиональной пригодности'.

  • 1) непригодность к профессии — временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области;
  • 2) годность к профессии (или группе профессий) — в этом случае говорят: нет противопоказаний, но нет и показаний;
  • 3) соответствие данной области деятельности — противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности;
  • 4) призвание — налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессии; в этом случае говорят: «в этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужным людям»[1].

Тогда как К. М. Гуревич делит профессии исходя из двух типов требований к человеку:

  • 1) требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами;
  • 2) требования, с которыми может справиться каждый человек (среднестатистический)[2].

Различают абсолютную профпригодность, в этом случае человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, и относительную профпригодность, что характерно для большинства профессий. Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии). Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профпригодности, т. е. при менее жестком перечне необходимых психических качеств и свойств.

Американский психолог Д. Сыопер внес значительный вклад в теорию и практику психологии профессионального самоопределения. В 1952 г. он предпринял попытку разработать единую теорию профессионального развития. Сыоперу принадлежит концепция конгруэнтности личности и профессии. Перечислим основные положения, лежащие в ее основе:

  • • люди отличаются друг от друга по способностям и интересам;
  • • на этой основе каждый человек подходит к ряду профессий, и, соответственно, профессия — к ряду индивидов;
  • • каждая профессия предъявляет свои требования к личности; человек должен отвечать этим специфическим требованиям, а также проявлять упорство в развитии необходимых личностно-профессиональных навыков и умений;
  • • изменение со временем и опытом объективных и субъективных условий профессионального развития является предпосылкой множественного профессионального выбора;
  • • профессиональное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, включая ряд последовательных стадий (фаз);
  • • в сущности, профессиональное развитие состоит в раскрытии и реализации «Я», развитии «Я-концепции»;
  • • взаимодействие «Я-концепции» и реальности связано с исполнением (проигрыванием) профессиональных ролей;
  • • тип карьеры определяется умственными способностями и личностными чертами человека, социально-экономическим статусом его семьи, а также наличием возможностей для раскрытия своих талантов;
  • • развитием в рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя формирование интересов и склонностей к профессии, помогая соотнести личностные качества с ее требованиями в процессе утверждения своего «Я», реализации «Я-концепции»;
  • • удовлетворенность работой зависит от того, насколько человек находит адекватные возможности для реализации своих профессиональных интересов, способностей, личностных свойств в различных профессиональных ситуациях; во многом это связано с возможностью играть профессиональную роль, которая казалась оптимальной на стадиях профессионального развития, которые Д. Сьюпер назвал стадиями «пробуждения и исследования».

Сыопер считал, что профессиональное развитие — это длительный и динамичный процесс, который имеет определенную структуру. Профессиональное развитие складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обусловливается множеством факторов, среди которых — влияние наследственности и среды, жизненный опыт субъекта. Он писал о важности роли профессионального руководства на разных этапах становления личности[3].

Альберт Швейцер (1875—1965) — выдающийся мыслитель XX в., философ и культуролог, музыковед и врач в автобиографической книге «Жизнь и мысли» пишет о том, как им было принято решение стать врачом и работать в африканских джунглях: «В пятницу 13 октября 1905 г. я бросил в почтовый ящик на улице Гранд арме в Париже несколько писем — к родителям и самым близким друзьям. В этих письмах я извещал их, что в начале зимнего семестра поступаю студентом на медицинский факультет, с тем, чтобы по окончании его отправиться врачом в Экваториальную Африку. План, который я теперь намеревался привести в исполнение, созрел у меня.

Альберт Швейцер (1875—1965) — выдающийся мыслитель XX в., философ и культуролог, музыковед и врач в автобиографической книге «Жизнь и мысли» пишет о том, как им было принято решение стать врачом и работать в африканских джунглях: «В пятницу 13 октября 1905 г. я бросил в почтовый ящик на улице Гранд арме в Париже несколько писем — к родителям и самым близким друзьям. В этих письмах я извещал их, что в начале зимнего семестра поступаю студентом на медицинский факультет, с тем, чтобы по окончании его отправиться врачом в Экваториальную Африку. План, который я теперь намеревался привести в исполнение, созрел у меня.

уже давно — еще в те дни, когда я был студентом. Мне казалось непостижимым, что я могу вести такую счастливую жизнь, в то время как столько людей вокруг меня вынуждены беспрерывно бороться с лишениями и страданиями.

Каков будет характер моей будущей деятельности — этого я еще не мог сказать. Это подскажут обстоятельства. Несомненным было только одно: это должно быть непосредственное служение людям, пусть даже незаметное и не бросающееся в глаза"[4].

Русский писатель Василий Аксенов (1932—2009) удивительно точно описывает внезапное осознание смысла профессиональной деятельности, нахождения себя, понимания своего призвания: «Врачи молча, со странными улыбками сели. Ободряя другого, ты сам надеешься. А что все-таки ждет их завтра утром? Так или иначе, они прошли сквозь ночь. Сегодня они впервые побывали там, на рубеже жизни и смерти. Вели там бой и вернулись усталые, опустошенные и в то же время наполненные чем-то новым. Теперь Сашка должен бороться сам. Они все рядом, все настороже, но он должен и сам побарахтаться. Почему они молчат? От усталости? Нет, в них должно перебродить первое ошеломление от величайшего в их жизни события. Эта ночь не забудется никогда. Они прошли ее насквозь и нашли самих себя. Наконец-то все стало ясным. Спасая друга, они поняли свое назначение на земле. Они — врачи! Они будут стоять и двигаться в разных местах земного шара, куда они попадут, с главной и единственной целью — отбивать атаки болезней и смерти от людей, от веселых, беспокойных, мудрых, сплоченных в одну семью существ. Все остальное — второстепенно. Они — врачи!»[5]

Сохранились свидетельства очевидцев о том, какие наставления о выборе жизненного пути давал Старец Паисий Святогорский (1924— 1994) — афонский монах, духовный наставник, писатель. Он говорил, что сердце для духовной жизни то же самое, что и двигатель для машины, считая, что если человек делает что-либо от сердца, то это не приносит ему усталости. Паисий Святогорский советовал получать образование по душе, а также отмечал, что некоторые профессии (особенно врача и учителя) следует выбирать по призванию.

Отечественный дефектолог Б. Д. Корсунская, одна из основоположников современной российской сурдопедагогики, пишет о призвании и своем профессиональном выборе следующее: «Еще не понимая, как и что, я угадала свою профессию. Это не было выбором. Выбирают из чего-то, а она стояла на отшибе или на вершине и как будто ждала меня. Так что, если и был выбор, то он принадлежал не мне»[6].

Не разделяете мысли? — Разделите чувства.

Ваш ребенок должен знать, что вы разделяете его чувства. Вы можете не разделять его мысли, не согласиться с поступком, отругать, пристыдить, наказать, но это — потом. Я не могу привыкнуть к ужасу такого распространенного зрелища: громко плача, бежит малыш, догоняя мать, а она оборачивается и бросает в лицо ребенку: «Замолчи лучше! Ты замолчишь или нет?!» Мама огорчена, расстроена, видно, малыш действительно провинился, и она считает нужным его наказать. Но этот окрик не растает в воздухе. Спустя годы он может обернуться черствостью, равнодушием к чужим слезам, а может быть, не дай бог, и к слезам матери. Если ребенок плачет, его нужно успокоить. Если он прибежал к вам огорченный, растерянный, гордый, прежде всего, нужно откликнуться на его чувства. Это главное, большое воспитание, а потом обратиться к малому — узнать, что случилось, объяснить, в чем малыш не прав, если он ошибся; утешить, если его и вправду обидели, похвалить за то, в чем он преуспел.

Б. Д. Корсунская В работе «Сто советов Учителю», посвященной различным вопросам учебно-воспитательной работы, выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский (1918—1970) пишет о призвании в учительской профессии и путях его формирования. С его точки зрения, как всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека — это профессия, но профессия совершенно особая, нс сравнимая ни с каким другим делом. По мнению Сухомлинского, учительская профессия — это «человековедение», «проникновение в сложный духовный мир человека». Он отмечал, что краеугольным камнем педагогического призвания является «глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка». Еще одной чертой, неотъемлемой характеристикой педагогического призвания, Сухомлинский считал «гармонию сердца и разума», необходимо «вдумываться» в то, чем живет ребенок. Для того чтобы стать настоящим воспитателем, необходимо пройти эту «школу сердечности», т. е. «познавать сердцем все чему радуется и чем тревожится ваш питомец».

  • [1] Кчимов Е. Л. Психология профессионального самоопределения.
  • [2] Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.М.: Наука, 1970.
  • [3] Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорийпрофессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 162—163.
  • [4] Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. С. 52.
  • [5] Аксенов В. Коллеги //Аксенов В. Апельсины из Марокко. М.: Эксмо, 2012.
  • [6] Не говори ребенку — ты плохой. Книга для педагогов и родителей: но опубликованными неопубликованным работам Б. Д. Корсунской и воспоминаниям о ней. М.: ИРИСГРУПП, 2010. С. 6−7.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой