Правоотношения по государственному контролю (надзору) , профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Содержание данных правоотношений включает совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц. Данное правомочие профсоюзов подкрепляется и положениями ТК РФ (ст. 370), которые… Читать ещё >
Правоотношения по государственному контролю (надзору) , профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правоотношения по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства относятся к сопутствующим трудовым правоотношениям.
Контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственными органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в порядке, установленном Правительством РФ[1].
Содержание данных правоотношений включает совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации работодателя, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.
В правоотношениях по надзору инспекция труда действует через своих инспекторов, осуществляющих плановые и неплановые проверки соблюдения администрацией трудового законодательства. Такие проверки составляют право и обязанность этих инспекторов. Реализуя надзорные права и обязанности, правовые инспекторы посещают организации, собирают материалы, касающиеся деятельности администрации по локально-правовому установлению условий труда, знакомятся с правоприменительной деятельностью (приказами, распоряжениями) руководящих должностных лиц.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ.
Специальный государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде призваны осуществлять профсоюзные инспекции труда.
Данное правомочие профсоюзов подкрепляется и положениями ТК РФ (ст. 370), которые предусматривают, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Реализуя свои полномочия, профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- — осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- — осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, субъектами рассматриваемых отношений являются работодатель и орган соответствующего надзора.
Основаниями возникновения рассматриваемых правоотношений является момент регистрации организации в качестве юридического лица, и продолжаются эти отношения в течение всего срока существования организации как хозяйствующего субъекта.
Содержание данных правоотношений включает совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.
Основаниями изменения данных правоотношений является изменение содержания обращения работника, выборного профсоюзного органа или плана проверки организации.
Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношений по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является момент ликвидации организации.
- [1] См.: постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N° 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» .