Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Веймарская конституция 1919 г

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание Веймарская конституция уделяла Президенту республики. Как и Рейхстаг, он избирался всеобщим голосованием. Можно выделить следующие полномочия президента. При несогласии палат решение вопроса передавалось на рассмотрение Президента. Он мог противопоставить свою власть власти Рейхстага и в вопросе назначения того или иного лица на должность канцлера. (Этим правом воспользовался… Читать ещё >

Веймарская конституция 1919 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической, партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую Конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за Конституцию было подано 262 голоса, против — 75. Эта Конституция превратила Германию в буржуазную парламентарную республику во главе с президентом, сохранив название — Германская империя.

Высшим законодательным органом являлся Рейхстаг. Он избирался на четыре года всеобщим, прямым и тайным голосованием.

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой Парламента.

Верхняя палата называлась Рейхсратом (Имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась Единая Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Вюртемберг — 4, Баден — 3, Гессен — 2, Гамбург — 2, Тюрингия — 2, остальные земли — по одному.

При несогласии палат решение вопроса принадлежало Президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум. В это время насчитывалось 18 земель: 15 республик и три «вольных города», пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган — ландтаг и свое правительство.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла Президенту республики. Как и Рейхстаг, он избирался всеобщим голосованием. Можно выделить следующие полномочия президента. При несогласии палат решение вопроса передавалось на рассмотрение Президента. Он мог противопоставить свою власть власти Рейхстага и в вопросе назначения того или иного лица на должность канцлера. (Этим правом воспользовался в 1933 г. Президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера.) Президент мог распустить Рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции. Президент также обладал особыми полномочиями: введение чрезвычайного положения в любой момент, который Президент сочтет «опасным для существующего порядка»; связанное с ним право применить вооруженную силу и приостановить действие гражданских свобод.

К компетенции Президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед Рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на Президента.

Конституция подчеркивала особое значение главы имперского правительства — канцлера, которому поручалось «формирование руководящих принципов политики». Таким образом, сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера. Правительство должно было предоставлять заключение Экономического совета на законопроекты социального и хозяйственного характера. Совет и сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. Кроме того, Конституция предоставила рабочим и экономическим советам контрольные и административные полномочия в отдельных отраслях.

Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, Конституция постановила, что «чиновники назначаются пожизненно» .

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т. д. Однако на государство были возложены обязанности «нравственного попечения о душе» и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви). Конституция узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах: защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы (рабочие советы предприятий; окружные рабочие советы; Имперский рабочий совет — высший орган). Конституция объявила частную собственность социальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение» .

Веймарская республика просуществовала 14 лет. Вся ее история — это борьба промышленно-финансовой монополии, с одной стороны, и рабочего класса — с другой. В 1923 г. Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникают рабочие правительства, в Гамбурге вспыхивает вооруженное восстание под руководством коммунистов. Положение едва стабилизировалось, как разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленного производства снизился почти в два раза, размеры безработицы достигла 9 млн человек. Рабочие переходили на сторону компартии. На выборах 1930 г. она получила 4,5 млн голосов. Угроза новой революции заставила буржуазное правительство Германии искать опору в фашистской партии Гитлера.

Гитлеровская «национал-социалистическая рабочая партия» возникла в 1919 г. Ее программа ратовала: за создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной за счет порабощения всех других наций; искоренение марксизма и коммунизма; физическое истребление евреев. Решение экономических проблем фашисты видели в милитаризации экономики. Они обещали рабочим уничтожение безработицы, крестьянам — повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, лавочникам — ликвидацию крупных магазинов. Непримиримая борьба Коммунистической партии Германии с социал-демократами стала причиной раскола двух рабочих партий Германии, которые должны были бы выступить единым антифашистским фронтом. 30 ноября 1933 г. Президент Германии фельдмаршал Гинденбург назначил Адольфа Гитлера на пост императорского канцлера (рейхсканцлера).

Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральский декрет 1933 г., названный «В защиту народа и государства», отменил свободу личности, слова, печати, собраний. Второй декрет, названный «В защиту германского народа», наделил неограниченными правами полицию.

На коммунистов и социал-демократов обрушились репрессии. Депутаты компартии в Рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. В марте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом для этого стал провокационный поджог Рейхстага в ночь на 26 февраля 1933 г. В поджоге обвинили болгарских коммунистов (Г. Димитрова и др.). В итоге право на существование и господство получила лишь национал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распушены, их средства конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы, которые находились под контролем партии. Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребывание в Рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные партийные органы получили правительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решения съездов партии получали силу закона с момента их принятия.

Фашистская партия имела особое устройство. Ее члены были обязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партии преступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы, и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Особое место в системе репрессивного аппарата занимала государственная тайная полиция (гестапо).

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, а правительственная — в особе фюрера. Закон от 24.03.1933 разрешил императорскому правительству, не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от Конституции 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность Президента. Его полномочия передавались фюреру, который также оставался главой правительства. Фюрер назначался пожизненно, он ни перед кем не нес ответственность и мог назначать себе преемника. Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с их традиционным населением было ликвидировано в целях повсеместной централизации управления.

Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат в соответствии с законом от 07.04.1933 подвергался чистке от противников нацизма, затем был увеличен в два раза.

В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партией, государством и монополиями. По закону от 27.02.1934 в стране учреждались хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшие банкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулировать экономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняя продолжительность рабочего дня возросла с восьми до 10−12 ч. Палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. Закон о порядке национального труда от 20.03.1934 объявил высшей инстанцией для рабочих предприятий фюрера предприятия, в компетенцию которого входило установление продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой