Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Программы расследования в типичных следственных ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После этого формируется следственно-оперативная группа, распределяются роли и обязанности между ее участниками, определяются вопросы связи между ними и их взаимодействия, круг процессуальных документов, которые должны быть оформлены по результатам проведения тактической операции. Структура следственно-оперативной группы зависит от конкретной ситуации. В типичном виде она включает в свой состав… Читать ещё >

Программы расследования в типичных следственных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для решения задач, вытекающих из первой типичной следственной ситуации, основу которой составляет информация из заявления о вымогательстве взятки, проводится система следственных и оперативно-разыскных мероприятий, включающая:

  • • принятие устного заявления о вымогательстве взятки;
  • • письменное заявление лица о вымогательстве у него взятки;
  • • допрос заявителя;
  • • подготовку и создание следственно-оперативной группы;
  • • следственный осмотр предмета взятки;
  • • подготовку и проведение тактической операции «передача взятки под контролем»;
  • • допрос взяткодателя;
  • • допрос взяткополучателя;
  • • очную ставку между взяткодателем и взяткополучателем;
  • • обыск по месту жительства взяткополучателя;
  • • наложение ареста на имущество;
  • • допрос в качестве свидетелей соседей и родственников взяткополучателя;
  • • осмотр и выемку документов, свидетельствующих о выполнении взяткополучателем определенных действий в интересах взяткодателя;
  • • назначение ревизии административной деятельности должностного лица, получившего взятку;
  • • назначение криминалистических и иных экспертиз;
  • • допрос свидетелей из числа сослуживцев взяткополучателя и взяткодателя;
  • • запрос в государственные унитарные предприятия технической инвентаризации и регистрационную палату о наличии у преступников или их родственников недвижимого имущества, в ГИБДД — о наличии транспортных средств, в банки — о наличии денежных вкладов и наложение ареста на все это имущество;
  • • запрос бытовой характеристики взяточников и сведений о наличии у них судимости;
  • • приобщение к материалам уголовного дела копий нормативных документов и подлинников служебных документов, определяющих и регулирующих круг служебных полномочий взяткополучателя, а также регулирующих порядок рассмотрения вопросов, обусловленных взяткой.

Эта совокупность и последовательность действий наиболее результативна и оптимальна при решении задач расследования, вытекающих из рассматриваемой ситуации и установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу. В рамках данной совокупности результаты, полученные из одного проведенного следственного действия, обусловливают проведение следующего. С учетом индивидуальных особенностей исходной информации и той информации, которая получена в ходе расследования, отдельные действия могут меняться местами.

В числе перечисленных действий исключительно важное значение имеет подготовка и проведение тактической операции «передача взятки под контролем». Важно правильно ее провести и процессуально оформить результаты, чтобы исключить возможные обвинения в провокации взятки либо других нарушениях закона.

Начинается эта тактическая операция с опроса заявителя и принятия у него устного заявления о вымогательстве взятки. Выясняется, при каких обстоятельствах вымогалась или была предложена взятка, каковы ее размер и предмет, где и когда состоится передача взятки, за выполнение каких действий она должна передаваться, кому еще известно о предстоящей ее передаче.

Затем к проведению операции готовят предмет взятки. Производят его следственный осмотр с составлением соответствующего протокола. Предмет взятки готовят с участием специалиста. На предмет взятки — деньги — наносят специальные метки, которые описывают в протоколе. Кроме того, эти деньги обрабатывают специальными красящими реактивами, что также отражается в протоколе. Указывают достоинство, серии, номера денежных знаков и некоторые другие реквизиты. Когда предметом взятки являются иные материальные ценности, в протоколе указывают их заводские, фабричные и другие номера и индивидуальные признаки. По возможности, на такие предметы наносят метки, красящее вещество, что отражается в протоколе. Предмет взятки фотографируют или всю процедуру его подготовки фиксируют на видеокассету.

После этого формируется следственно-оперативная группа, распределяются роли и обязанности между ее участниками, определяются вопросы связи между ними и их взаимодействия, круг процессуальных документов, которые должны быть оформлены по результатам проведения тактической операции. Структура следственно-оперативной группы зависит от конкретной ситуации. В типичном виде она включает в свой состав подгруппы сопровождения, наблюдения, захвата, связи и координации, резервную. Особое внимание уделяется разработке сигналов сообщения между различными подгруппами. Их членов снабжают необходимыми техническими средствами.

Сотрудники, входящие в группу сопровождения после передачи заявителю предмета взятки, устанавливают наблюдение за ним и взяткополучателем, сопровождают их до момента задержания.

В зависимости от конкретных условий и обстановки одному или двум членам группы наблюдения может быть поручено с соблюдением правил конспирации заранее прибыть на место предполагаемой передачи взятки, с тем чтобы, не привлекая внимания окружающих, взять под свой контроль это место, своевременно обнаружить появление взяточников и вместе с другими членами группы сопровождения контролировать поведение взяткодателя и взяткополучателя, поддерживать надежную связь с руководителями тактической операции и группы захвата.

Сигнал о задержании должен отдаваться сразу же после передачи предмета взятки, причем сам факт передачи фиксируется на видеопленку.

При проведении рассматриваемой тактической операции наблюдение следует осуществлять как за местом предполагаемой передачи взятки, так и за обоими субъектами взяточничества, поскольку их встреча может произойти раньше назначенного времени. Кроме того, возможно сомнение в полной добросовестности заявителя.

По прибытии на место передачи необходимо внимательно следить за заявителем и его сигналами, чтобы не пропустить момент передачи взятки. Важно правильно выбрать время появления группы и задержания подозреваемого. Часто подозреваемые после обнаружения у них при обыске предмета взятки утверждают, что он был им подкинут. Поэтому после получения подозреваемым взятки можно дать ему некоторое время на совершение ряда действий, которые свидетельствовали бы о принятии предмета взятки, и лишь затем группа захвата должна задержать подозреваемого, обыскать его и помещение, в котором он находился. В ходе обыска необходимо детально осмотреть обнаруженные предметы взятки, прочие ценности, документы. Если предмет взятки обрабатывался специальными красящими составами, то нужно зафиксировать наличие их следов на руках взяточника, его одежде, предметах мебели в кабинете.

По окончании осмотра задержанный, заявитель, в некоторых случаях и другие лица с соблюдением правил изоляции друг от друга доставляются в прокуратуру или органы внутренних дел, где их допрашивают.

По результатам проведения тактической операции должны быть представлены процессуально оформленные материалы прослушивания телефонных переговоров взяточников с приобщением кассеты с записью переговоров, материалы аудиозаписи разговоров взяточников при передаче взятки, материалы видеонаблюдения процесса передачи взятки, материалы видеонаблюдения за взяточниками до и после совершения преступления.

В ряде случаев может оказаться тактически целесообразным отложить задержание взяткополучателя, а после фиксации происшедшего оперативно-техническими средствами проследить путь следования предмета взятки (в особенности, если это не имущество, а право на имущество), передачу его другим лицам, использование этого имущества или права на него, а также выполнение лицом, получившим взятку, конкретных действий, обусловленных ею. Это позволяет зафиксировать оба элемента взятки, подлежащие доказыванию, и получить соответствующие доказательства относительно их обоих.

Для решения задач, вытекающих из второй типичной следственной ситуации, основу которой составляет информация о предстоящей передаче взятки, но нет заявителя об этом, проводится система оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, во многом совпадающая с той, которая уже рассмотрена для первой типичной следственной ситуации.

Во второй следственной ситуации нет заявителя о вымогательстве взятки, поэтому из приведенной системы действий исключаются те действия, которые связаны с ним: принятие заявлений о вымогательстве взятки, допрос заявителя, подготовка и осмотр предмета взятки, передаваемой заявителю для осуществления тактической операции «передача взятки под контролем».

Следственные и оперативно-разыскные мероприятия начинаются с создания следственно-оперативной группы. Эта группа готовит и проводит тактическую операцию «задержание взяточников с поличнъим». Отличие ее от тактической операции «передача взятки под контролем» состоит в отсутствии заявителя, который помогает следствию как в ходе проведения тактической операции, так и в ходе всего расследования по делу.

В проведении тактической операции «задержание взяточников с поличным» особое значение имеют подготовительные, оперативноразыскные и негласные мероприятия.

На стадии подготовки операции прежде всего должна быть тщательно проверена информация о готовящемся преступлении. Кроме того, необходимо убедиться в достоверности данных о предполагаемых времени и месте передачи взятки и по возможности максимально уточнить полученные сведения. Очень важно правильно организовать оперативно-разыскные мероприятия, в том числе негласного характера, чтобы в случае изменения места и времени передачи предмета взятки можно было довести операцию до успешного завершения. В этих целях за взяткодателем, посредником и взяткополучателем должно быть установлено наблюдение и прослушивание переговоров, позволяющее проконтролировать их возможные контакты.

Уточнить эти данные можно посредством специальных оперативноразыскных мероприятий. Следует заранее осмотреть место предполагаемого преступления, составить его схему, определить, где будут размещены аудиовидеозаписывающие средства.

Завершается подготовительный этап тактической операции разработкой действий по задержанию взяточников. Задержание должно производиться по возможности внезапно, чтобы задерживаемые не смогли оказать сопротивления, скрыться с места преступления или избавиться от предмета взятки. Сразу после задержания рекомендуется провести личный обыск взяткополучателя и обыск в месте передачи взятки.

Заканчивается тактическая операция «задержание взяточников с поличным» допросом взяткодателя, взяткополучателя и иных лиц, задержанных на месте преступления, а также осмотром предмета взятки и иных ценностей и документов. Об этом составляются соответствующие протоколы.

Состав следственно-оперативной группы по проведению этой тактической операции, ее техническое оснащение, функции членов группы аналогичны тем, которые присущи тактической операции «передача взятки под контролем».

Особое внимание следует обратить на задержание взяточников. Существуют два варианта их задержания: одновременное задержание взяткодателя (посредника) и взяткополучателя и раздельное задержание.

По криминалистическим и психологическим соображениям предпочтителен второй вариант. Он ограничивает информационную осведомленность преступников, обеспечивает их изоляцию и лучшие условия проведения допроса. Обобщение практики показывает, что подавляющее большинство тактических операций «задержание взяточников с поличным» осуществлялось по второму варианту. Но иногда объективные обстоятельства могут потребовать одновременного задержания взяточников. В таких случаях следует предусмотреть их немедленную изоляцию друг от друга.

В третьей типичной следственной ситуации, основу которой составляет информация о взятке, имевшей место в прошлом, проводится предварительная проверка сообщения. Основу этой проверки составляют следственные и оперативно-разыскные мероприятия. Предварительная проверка должна быть направлена на выяснение трех основных обстоятельств:

  • • возможности выделения служебного действия, обусловленного взяткой, из ряда других действий должностного лица — взяткополучателя;
  • • возможности установления вымогательства взятки, с тем чтобы в последующем, после установления взяткодателя, через факт вымогательства у него взятки склонить его к сотрудничеству со следствием и судом и изобличению взяткополучателя;
  • • возможности в последующем получения свидетельских показаний, хотя бы по другому эпизоду взяточничества, но в отношении того же лица-взяткополучателя.

Выяснение факта совершения действий, обусловленных взяткой, осуществляется путем вуалированной проверки должностной деятельности взяткополучателя. С этой целью проводятся как главные, так и негласные мероприятия. Изучаются соответствующие документы, относящиеся к исследуемому вопросу. Если в ходе этой проверки устанавливаются случаи нарушения принятого порядка рассмотрения какого-либо вопроса (например, растаможивания товаров) или обычного порядка рассмотрения этого вопроса, данное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности должностного лица, что может быть связано с получением им за это взятки.

Анализируя такие нарушения и отклонения, можно определить лиц, в интересах которых они совершались, т. е. потенциальных взяткодателей.

Параллельно с вуалированной проверкой служебной деятельности должностного лица проверяются его доходы и расходы, анализируются их источники, исследуется образ жизни. Наличие негласных доходов, превышение расходов над официальными доходами могут свидетельствовать об их преступном происхождении, в том числе путем получения взяток.

В ходе предварительной проверки анализируется окружение проверяемого лица с целью установления возможных взяткодателей, свидетелей отдельных элементов взяточничества. Большая часть проверки проводится при помощи негласных оперативно-разыскных мероприятий.

Как показало обобщение следственной практики, если в ходе предварительной проверки хотя бы одно из приведенных выше обстоятельств не установлено, уголовное дело не может быть возбуждено, проверка должна быть продолжена. Если же это обстоятельство не может быть установлено (например, невозможно выделить действие, обусловленное взяткой, из ряда других служебных действий должностного лица), проверка должна заканчиваться отказом в возбуждении уголовного дела, а если уголовное дело было возбуждено — его прекращением.

Невозможность установления хотя бы одного из трех основных обстоятельств взятки, имевшей место в прошлом, влечет отсутствие судебной перспективы в расследовании дела.

Обобщение следственной практики показало, что изложенные программы расследования взяточничества являются наиболее оптимальными и эффективными в решении задач, складывающихся в типичных ситуациях, и обеспечивают необходимую полноту и правильность досудебного следствия по делам рассматриваемой категории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой