Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание авторских прав

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В странах англосаксонской традиции, напротив, установленные законом дефиниции акцент делают на правомочиях негативного (пассивного) характера (праву корреспондирует обязанность, состоящая в воздержании от действий (бездействии) должника). Например, в статье 2 Закона Великобритании об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1988 год с изменениями) отмечено, что обладатель авторского… Читать ещё >

Содержание авторских прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Да ладно, Владимир Лаврентия! Не ругайтесь! — бубнил юный фотограф. — Это же мой кадр.

  • — Твой, ты сказал? — отступая на шаг, говорил Начальник. — Твой, да? А я тут на фига быось? Я тут что, пописать пришел? Твой? Он не твой! Эго был просто хороший кадр! Могла получиться хорошая фотография! Понимаешь?! Хорошая! А хорошая фотография она не твоя и не моя, она просто хорошая! А ты ее угробил! Твой кадр, главное! — передразнивал он мальчишку.
  • — Да я еще сделаю! — бубнил тот.
  • — Конечно, сделаешь! Попробуй только не сделать! — ворчал Начальник. — Вам все кажется, что еще миллион всего сделаете. А вот не сделаешь! Другой сделаешь! А такого не сделаешь! Это же фотография! Понимаешь? Этого кадра уже нет. Ты его испортил! А он неповторим и все! — он долго смотрел на виноватого. — Да не понимаешь ты. Не понимаешь и нс можешь пока понять, махнув рукой, спокойно говорил Начальник, — и не должен пока понимать. А миллион хороших ты не сделаешь. Сто, может быть, сделаешь, ну, может, тысячу… А такого кадра не будет. Этого не будет. Его уже нет… Выброси пленку немедленно. А то смотреть больно. Выброси, чтобы я не видел.

Е. Гришковец, «Следы на мне»

Первые доктрины, обосновывающие авторско-правовую охрану, исходили из того, что в созданных автором объектах творчества «продолжается» личность их создателя. В связи с этим нарушение авторских прав рассматривалось как непосредственное причинение вреда личности автора.

С развитием авторского права такой подход послужил, во-первых, основанием возникновения института личных неимущественных прав автора, оформляющих отражение в произведении уникального духовного мира автора (личности автора); во-вторых, он послужил основой европейской традиции авторско-правовой охраны как комплекса правомочий по использованию произведения, базисом которых выступают личные неимущественные права автора.

В состав правомочий, формирующих личные неимущественные права автора, вошли право авторства и право автора на имя (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ), право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

Критериями, образующими категорию личных неимущественных прав автора, являются:

  • — личный характер, поскольку права выражают отражение посредством творческого труда личности автора в созданном им произведении;
  • — неимущественное содержание — природа ценности произведения носит эстетической, невещественной характер. Кроме того,
  • — имущественные нрава выделены в группу исключительных и других прав.

В качестве юридической характеристики можно отметить, что личные неимущественные права автора являются абсолютными правами, их адресаты — неопределенный круг обязанных субъектов.

Право авторства состоит в возможности признаваться автором произведения. Это правомочие является базовым, в нем находит непосредственное отражение духовный мир (личность) автора в произведении посредством его творческого труда. Кроме того, это означает, что все остальные правомочия так или иначе следуют из него.

Право авторства не следует путать с правом автора па имя, которое предоставляет автору правомочие использовать свое произведение под своим или вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно).

Право па обнародование произведения также тесно связано с творческим процессом, оно позволяет только автору определить момент готовности произведения к публичному представлению. Автор, считающий свое произведение «сырым», вправе пресечь любую попытку обнародования произведения в целом или в части.

Из права на обнародование логически следует право на отзыв. Тесная личная связь автора со своим произведением предоставляет ему возможность до момента фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании — отозвать его в любой момент. Естественно, реализация такого правомочия влечет обязанность возместить убытки лицам, которым было отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения.

Законодатель поместил право на отзыв в состав категории других прав (п. 3 ст. 1255 ГК РФ), видимо, исходя из того, что оно в отличие от личных неимущественных прав, являющихся абсолютными, носит относительный характер, поскольку реализуется в отношении конкретных лиц, которым было отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право его использования.

Правомочиями с позитивным содержанием, т. е. предусматривающими возможность волевых действий управомоченного лица, являются: право авторства, право автора на имя, право на обнародование произведения и право на отзыв произведения.

В отличие от перечисленных право на неприкосновенность произведения имеет негативный характер[1], поскольку его содержание составляют охранительные правомочия, позволяющие не допустить или пресечь любые действия других лиц, посягающие на целостность произведения (в том числе путем добавления к нему предисловий, послесловий, комментариев, ссылок, иллюстраций и т. д.), а также требовать восстановления произведения в форме, созданной автором.

Личные неимущественные права отражают тесную связь автора со своим произведением, носящую творческий (оригинальный) характер личности автора. Как невозможна передача части своей личности другому лицу, личные неимущественные права автора также не могут отчуждаться и не могут передаваться другим лицам.

По этой же причине отказ от личных неимущественных прав автора ничтожен — право на творчество входит в естественные права человека. Конституционный статус принципа творчества закреплен в ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ.

Кроме того, невозможность отчуждения, передачи и отказа от личных неимущественных прав автора объясняется и юридической логикой, поскольку возможность таких действий в отношении личных неимущественных прав автора неизбежно повлекла бы ущерб правосубъектности автора: возможность распоряжения личными неимущественными правами означает подчинение интересов автора интересам других лиц, что противоречит принципу равенства участников гражданских правоотношений, действующих своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Личные неимущественные права автора охраняются бессрочно. Итак, структура авторского права изображена на рис. 1.1.

Личные неимущественные права на произведения литературы, науки и искусства являются основой имущественных прав, делящихся на две группы: исключительное право и другие (иные) права.

Группу других (иных) прав (п. 3 ст. 1254 ГК РФ) составляют имущественные права, тесно связанные с личностью автора, не способные быть предметом гражданского оборота.

Имущественные права, составляющие исключительное право, охватывают права, в отношении которых возможно распоряжение их юридической судьбой (отчуждение или предоставление права использования произведения).

Структура авторских прав.

Рис. 1.1. Структура авторских прав.

Смысл возникновения исключительного права заключается в юридической конструкции, предоставляющей возможность организации гражданско-правового оборота в отношении нематериальных объектов, принадлежащих эстетической сфере.

Нематериальные объекты не являются вещами, владение ими объективно невозможною. Соответственно, правила, регулирующие традиционный имущественный оборот, в их отношении неприемлемы.

Исторически доктрина исключительного права формировалась эволюционно. Поскольку автор создает своим творческим трудом произведение, логично именно его считать «собственником» созданного им произведения по аналогии с возникновением права собственности на вещь у ее создателя. Соответственно, именно автору естественным образом принадлежит право использования произведения. Но выяснилось, что создавать произведения и использовать их так, чтобы это доставляло средства к существованию автора и приносило доход, — совершенно разные виды деятельности. В связи с отмеченным, юристы «пришли» к мысли о создании юридической конструкции, подобной праву собственности, заключающейся, во-первых, в том, чтобы абсолютно всем, кроме автора, было бы запрещено осуществлять экономическую эксплуатацию произведения (издавать, распространять его). Во-вторых, только автор, будучи юридически признанным «собственником» произведения, имел бы возможность разрешать его издание и распространение другим лицам за встречное имущественное предоставление (денежное вознаграждение).

Для того чтобы авторы не принуждались экономически более сильными издателями навсегда отчуждать разрешение использовать произведение, законом были прямо запрещены «вечные» разрешения[2].

В отношении согласия автора на использование произведения определили условие о сроке его действия, поэтому такое разрешение было квалифицировано в качестве самостоятельного правомочия, составляющего предмет имущественного оборота.

Таким образом была выработана теоретическая конструкция, согласно которой поскольку правомочие владения в отношении нематериального объекта установить невозможно, предметом имущественного оборота является исключительное имущественное право, которым можно распорядиться, предоставив другому лицу за плату на определенный срок право использования произведения (лицензия) или продав исключительное право навсегда (отчуждение)[3].

Исключительное право исторически возникло как абсолютное право, вызывающее к жизни корреспондирующую ему обязанность негативного (пассивного, охранительного) типа, содержание которого состоит в возможности автора или иного правообладателя предотвратить или прекратить (отстранить, исключить — отсюда термин «исключительное право») любое несанкционированное правообладателем использование произведения любым третьим лицом.

Именно за «снятие» автором (правообладателем) этого законом установленного запрета в виде предоставления определенному лицу разрешения использовать произведение путем его воспроизведения (издания, распространения), последним уплачивается автору (правообладателю) встречное денежное вознаграждение.

Юридический режим существования такого объекта имущественного оборота поддерживается правомочием на защиту: в интересах управомоченного лица (автора или иного правообладателя) закон устанавливает средства предотвращения, пресечения и возмещения ущерба от любого вмешательства третьих лиц в сферу использования произведения.

Современное исключительное право является комплексным субъективным гражданским правом: в него входят правомочия как негативного (пассивного) характера, так и позитивного (активные действия) характера[4].

Европейские правопорядки, в том числе российский, традиционно делают акцент на правомочиях правообладателя по использованию и распоряжению произведением в целях реализации своих интересов (активные действия в отношении объекта — позитивный характер).

Так, п. 1 ст. 1229 ГК РФ начинается с указания на то, что лицо, обладающее исключительным правом (правообладатель), вправе использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, но своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В странах англосаксонской традиции, напротив, установленные законом дефиниции акцент делают на правомочиях негативного (пассивного) характера (праву корреспондирует обязанность, состоящая в воздержании от действий (бездействии) должника). Например, в статье 2 Закона Великобритании об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1988 год с изменениями) отмечено, что обладатель авторского права на произведение имеет исключительное право на действия, указанные в главе II закона, которые ограничены авторским правом на произведение.

Отмеченное «негативное крыло» комплексного исключительного права «сконструировано» по модели права собственности[5].

Подобно тому как право собственности, будучи абсолютным правом, предоставляет собственнику неограниченный спектр возможностей пользоваться и распоряжаться вещью, исключительное право, также являясь абсолютным правом, охраняет любые способы использования и распоряжения исключительным правом. Таким образом, структуру исключительного права образуют право использования произведения и право распоряжения исключительным правом.

Количество правомочий по использованию произведения соответствует тому, сколько существует способов его использования. Как отмечено выше, исключительное право является абсолютным, поэтому состав способов использования является неограниченным. Основные способы использования произведения указаны в и. 2 ст. 1270 ГК РФ (см. рис. 1.2).

Исключительное право также как и личные неимущественные права является правом абсолютным, но в отличие от личных неимущественных прав исключительное право носит срочный характер. Кроме того, автор или иной правообладатель, в отличие от личных неимущественных прав, вправе распорядиться судьбой исключительного права, которое в юридическом смысле само является объектом имущественного оборота (имущественным правом).

Способы использования произведения условно можно разделить на две группы. Первая касается способов, связанных с созданием материального экземпляра произведения: воспроизведение, распространение, импорт оригинала или экземпляра произведения в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра произведения, практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. К другой группе относятся способы использования, не связанные с созданием материального экземпляра произведения: публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, ретрансляция, перевод и (или) иная переработка, использование в сети Интернет (рис. 1.2).

Способы использования произведения.

Рис. 1.2. Способы использования произведения.

Сложность в понимании составляет соотношение воспроизведения (изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме) с исполнением (представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения). Юридический термин «воспроизведение произведения» обычно путают со словом «воспроизведение», которое в обычном смысле обозначает «исполнение». Например, воспроизведение звукового файла означает его звуковой проигрыш, т. е. исполнение (извлечение звуков). Таким образом, следует учитывать, что воспроизведение и исполнение — это различные категории, входящие в разные группы способов использования исключительного права.

Следует отличать публичное исполнение произведения от публичного показа. Публичное исполнение характеризуется живым исполнением, выражающимся в динамичном действии исполнителя. Динамичность действия обусловливает то, что исполнение разворачивается перед зрителем во времени. Зрителю для восприятия произведения или его части необходим временной отрезок — замысел произведения или его части должен быть раскрыт зрителю последовательными действиями исполнителя.

Публичное исполнение может восприниматься зрителем непосредственно или с помощью технических средств (телеили радиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств). К такому публичному исполнению приравнен показ аудиовизуального произведения, поскольку в отличие от публичного показа аудиовизуальное произведение также является динамичным, в том смысле, что оно предоставляет зрителю представление о каком-либо последовательном действии в широком смысле (действовать могут даже неодушевленные предметы).

В отличие от динамичного действия по публичному исполнению произведения публичный показ статичен, может состоять в демонстрации одного кадра или нескольких непоследовательных по художественному замыслу кадров аудиовизуального произведения.

Кроме того, вызывает вопросы соотношение правомочий по сообщению в эфир с правомочием на ретрансляцию произведения, которое производится в отношении уже сообщенного другой организацией в эфир или по кабелю произведения. Таким образом, ретрансляция полностью нроизводна и базируется на первичной трансляции произведения другим лицом.

Правомочие по использованию произведения в сети Интернет обозначено в качестве доведения произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). Это определение, содержащееся в ГК РФ, следует за текстом ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г.

В группу других (иных) прав входят имущественные права: право на вознаграждение за служебное произведение (п. 2 ст. 1295 ГК РФ), право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и право следования (ст. 1293 ГК РФ).

В отношении права на вознаграждение за служебное произведение1 необходимо подчеркнуть, что все авторские права, в том числе и исключительное[6]

право на служебное произведение, первоначально возникают у автора (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Непосредственно после создания автором служебного произведения исключительное право на него в течение условной «юридической секунды» переходит в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ к работодателю.

Вместе с тем, во-первых, как указано выше, все авторские права возникают у автора. Во-вторых, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Право на вознаграждение является имущественным, поэтому если работодатель в трехлетний срок со дня предоставления ему исключительного права начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

По своей юридической природе право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит, но наследству, однако права автора, но договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Право доступа исторически выделилось из права на воспроизведение. Оно существует в отношении произведений изобразительного искусства, таких как живопись, графика, скульптура и т. д. Авторы произведений (художники, скульпторы и др.) преподают ученикам свое умение. В период, когда не было технических средств, позволяющих эффективно копировать (воспроизводить) произведение, право доступа возникло для того, чтобы автор произведения после отчуждения оригинала мог бы и сам воспроизводить произведение, и давать воспроизводить его своим ученикам в процессе обучения.

Поскольку процесс обучения, как правило, является платным, т. е. автор реализует право доступа прежде всего в своем экономическом интересе, соответственно, принято считать, что право доступа относится к имущественным правам. Право доступа непосредственно связано с личностью автора, оно является личным: им нельзя распорядиться, оно прекращается в связи со смертью автора.

Право следования состоит в том, что при отчуждении оригинала произведения автору принадлежит право требовать от продавца определенный Правительством РФ процент с каждой его последующей продажи, которая совершена при посредничестве лица, профессионально занимающегося торговлей оригиналами произведений искусства. Обычно это публичные продажи аукционными домами, галереями изобразительного искусства, художественными салонами, магазинами и т. д.

Эго правомочие возникло в связи с тем, что начинающие, неизвестные авторы вынуждены продавать оригиналы своих произведений за небольшую цену, но в последующем стоимость произведений может увеличиться.

Кроме того, в связи с тем, что оценка творчества автора иногда имеет место после смерти автора (зачастую много позже), законодатель установил, что несмотря на то что право следования имеет личный характер (оно неотчуждаемо), право следования переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

  • [1] Правоотношения классифицируются по характеру обязанностей, реализуемых в интересах управомоченного лица, па активные, осуществляемые действиями должника, и негативные (пассивные), состоящие в бездействии должника.
  • [2] Например, Германский закон по авторскому и смежным правам 1965 г. до сих пор не предусматривает отчуждения исключительного права на произведение. Согласно ст. 31 Законадопускаются только срочные исключительная и простая (неисключительная) лицензии.
  • [3] Субъективное имущественное право является нематериальной категорией, им владеть (обладать) также объективно невозможно.
  • [4] Правоотношения различаются по характеру обязанности: активная обязанность —совершение определенных действий (поставка товаров, перевозка и т. п.); негативная обязанность — воздержание от определенных действий (не нарушать права собственности, не препятствовать его осуществлению и т. п.).
  • [5] Отсюда происхождение условного термина «интеллектуальная собственность», поскольку «классическое» право собственности в отношении нематериальных произведенийустановить невозможно.
  • [6] Согласно пункту 1 статьи 1295 ГК РФ служебным произведением является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой