Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере экономической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти. Они представлены в Федеральном Собрании РФ, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции РФ. Вместе с федеральными органами государственной власти они осуществляют правовое регулирование и государственное управление… Читать ещё >

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере экономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вначале остановимся на вопросах территориального устройства Российской Федерации. Территория каждого государство делится на части, определяющие его территориальное устройство. По этому основанию все государства делятся на унитарные (единые), которые не имеют в своей внутренней территориальной структуре других государств и федеративные — это объединение двух и более государств в одно государство. Объединяясь, государства могут образовать не федерацию, а конфедерацию, которая представляет союз государств, для достижения определенных целей (экономических, военных), сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами, которые должны обладать, как правило, одинаковым правовым статусом.

Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории, которая опирается на волю всего народа.

Россия также является федеративным государством, однако она имеет ряд особенностей, отличающих ее от других федераций. В отличие от них Российская Федерация была образована не путем объединения нескольких государств, а в результате создания в ее составе автономных государств и автономных национально-государственных образований, которые были признаны субъектами РФ. Таким образом, Российская Федерация носит не конституционно-договорной характер, как другие федерации, а конституционно-правовой характер на основе ее провозглашения в Конституции РФ. Россия является не союзом государств, а единым государством. Поэтому между Российской Федерацией и ее субъектами заключаются не межгосударственные договоры, а был заключен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации. Такие договоры заключались и с остальными субъектами РФ.

В настоящее время Россия в своем составе имеет шесть видов субъектов: 1) 22 республики (они названы Конституций РФ государствами в составе РФ); 2) 9 краев; 3) 46 областей; 4) 3 города федерального значения; 5) 1 автономную область; 6) 4 автономных округа.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ряде принципов: а) государственной целостности России; 2) единства системы государственной власти; 3) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 4) равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Правовой статус субъектов Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают нрава выхода субъекта из федерации. Важно заметить, что одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Российской Федерации как за счет вступления новых субъектов в состав России, гак и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Важнейшей задачей федеративного государства является разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Равноправие субъектов Российской Федерации подкреплено общим для всех них определением предметов ведения в ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти. Они представлены в Федеральном Собрании РФ, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Российской Федерации, установленным в ст. 71 Конституции РФ. Вместе с федеральными органами государственной власти они осуществляют правовое регулирование и государственное управление. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами РФ полномочия по широкому кругу вопросов. В случае если вопрос относится к совместному ведению, то субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты субъектов в соответствии с федеральным законодательством. В случае если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Субъекты РФ обладают собственной территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия и порядок их деятельности устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ.

Важно знать!

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим органом исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительного власти субъекта) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Каждый субъект РФ имеет свой законодательный орган, его название устанавливается в конституции (уставе) субъекта РФ.

На территории РФ действуют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся суды общей юрисдикции и арбитражные суды. К судам субъектов — мировые судьи и уставные (конституционные) суды субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему органов государственной власти в Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ, но предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также соглашениями.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации в сфере экономики находятся:

  • а) федеральная государственная собственность и управление ею;
  • б) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического и национального развития РФ;
  • в) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • г) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • д) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • е) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • ж) оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • з) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в сфере экономики находятся:

  • а) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • б) разграничение государственной собственности;
  • в) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
  • г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • д) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • е) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой