Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Барокко Несвижа. 
Появление Барокко на Белорусских землях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов. Среди них ценным памятником архитектуры является костёл иезуитов в Несвиже. Ян Мария Бернардони был автором проекта несвижского костёла и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трехнефной крестово-купольной базилики. Однако талантливый художник уловил… Читать ещё >

Барокко Несвижа. Появление Барокко на Белорусских землях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из этих прекрасных городов Белоруссии является Несвиж.

В начале XVI столетия е белорусских и польских хрониках впервые среди самых влиятельных родов Великого княжества Литовского были названы Радзивиллы. С этого времени их вес в политической, экономической и культурной жизни страны становился всё большим и большим. Этот широко разветвлённый род дал известных государственных деятелей, дипломатов, придворных, литераторов и музыкантов.

Многое они оставили нам в наследство, среди большого разнообразия своей красотой отличаются замки и дворцы Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко.

Здания в стиле барокко появились при участии иезуитов. Среди них ценным памятником архитектуры является костёл иезуитов в Несвиже. Ян Мария Бернардони был автором проекта несвижского костёла и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трехнефной крестово-купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам. Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём.

Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры.

Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых.

Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики, будто поднимая и расширяя пространство. Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом. В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны.

Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников — надгробий. Один из них — мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко.

Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля. Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют «домом на рынке». Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметно асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.

Несвижский «дом на рынке» — единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.

Южнее его расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.

Костёл и монастырь банедиктинок строились одновременно. В 1590 — 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П — образную форму, а по оси симметрии в него «встроен» костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла — традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.

Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку — он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых.

Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы — фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию.

Далеко известен парк «Альба» (в переводе с латыни — «белый»). Расположен он в южном пригороде Несвижа. Радзивилл Сиротка для летних увеселений выстроил здесь эрмитаж с дворцом, который назвал (утешением, утехой), а также открыл зверинец.

Огромные преобразования, строительство новых сооружений, а Альбе произошли в середине XVIII века. Крепостные высаживали аллеи, проводила каналы, водохранилища. В то время парк состоял из трёх частей: дворцовой, зверинца и примыкающего леса. Строения XVI века уже разрушились. Поэтому архитектору Леону Лутницкому было поручено построить новый летний дворец и сто восемьдесят идиллических домков. Летняя резиденция Радзивиллов — дворец Альтана — была возведена наподобие собора св. Софии в Константинополе. Деревянные псевдокрестьянкие домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их по старому обычаю украшали знаки, чаще всего — зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них размещалась баня.

В Альбе находились оранжерея, пасека, на искусственных водохранилищах плавали лебеди, в зверинце жили олени, лоси, зубры, которых сгоняли из лесов Полесья.

В легендах рассказывается, что Несвижский князь Пане Коханку летом ездил, а «Альбу» на санях, запряжённых медведями, по дороге, посыпанной солью.

В 1812 году все сооружения, а «Альбе» были разрушены. Сохранились только аллеи, пруды. Остались жить 500-летние могучие дубы, толщиной 7 метров да вековые липы — самые высокие деревья окрестности.

Несвижские дворцово-парковые ансамбли представляют большую ценность. Изумительные по красоте, уникальные по дендрологическому составу, композиционным решениям, романтическому стилю они — своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой