Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет производственных запасов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, в составе которой в обязательном порядке включается представитель бухгалтерии. Перед инвентаризацией материально ответственные лица дают расписку о том, что все документы и ценности предъявлены для проверки. Комиссия в присутствии материально ответственного лица путем перевеса, пересчета, перемеривания материальных ценностей записывают… Читать ещё >

Учет производственных запасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материалы (производственные запасы) — вещественные элементы производства, приобретенные с целью дальнейшего использования в качестве предметов труда в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. Материалы полностью потребляются в производственном цикле и, следовательно, полностью переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных работ и услуг.

В зависимости от роли, которую они выполняют в процессе производства (обмена), их подразделяют на следующие группы:

  • · сырье и основные материалы;
  • · вспомогательные материалы;
  • · покупные полуфабрикаты;
  • · отходы производства;
  • · топливо;
  • · тара и тарные материалы;
  • · запасные части;
  • · инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Типовой план счетов для учета производственных запасов предусматривает следующие счета: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости запасов», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

На каждую группу материалов на счете 10 «Материалы» открывается отдельный субсчет. Внутри каждого субсчета материальные ценности подразделяются по видам, сортам, маркам, типоразмерам.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Материалы являются наиболее весомым компонентом в составе производственных запасов. Они постоянно находятся в движении, меняется цена них, а поэтому возникает необходимость в текущем учете оценивать материалы по учетным ценам. На каждый вид материально-производственных запасов рассчитывается учетная цена для текущей оценки и контроля за их движением.

Хозяйствующие субъекты при выборе учетной политики на предстоящий год могут предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, израсходованных на производство:

  • · по средней себестоимости;
  • · по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
  • · по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) запасов на их количество.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, материалы, израсходованные в производство, списываются по цене первой закупленной партии, затем второй и т. д.

При методе ЛИФО применяют другое правило: «последняя партия на приход — первая в расход». Таким образом, первыми в расход списываются материальные ценности по цене последней поставки, затем предпоследней и т. д.

Материалы поступают в организацию от поставщиков, из собственного производства, от списания основных средств, от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации, приобретаются за наличный расчет и др. Для учета материалов используется типовая первичная документация. Оприходование материалов на складе оформляется выпиской следующих документов:

  • · товарно-транспортная накладная формы № ТТН-1 (Приложение 20);
  • · товарная накладная формы № ТН-2;
  • · приходный ордер (ф. М-4);
  • · акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества товаросопроводительным документам поставщика. Если расхождений с документами нет, то заведующий складом выписывает приходный ордер (ф. М-4) на все количество поступившего груза.

Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика, представителя покупателя и незаинтересованных лиц. Акт составляется в двух экземплярах — первый передается в бухгалтерию организации, второй — служит основанием для предъявления претензий поставщику.

Поступление на склад отходов из производства, а также внутреннее перемещение материалов оформляют выпиской требования-накладной (ф. М-11) (Приложение 21). Требование-накладная выписывается в двух экземплярах. Во всех приходных документах указывается: от кого поступил материал, на какой склад, номенклатурный номер, наименование, количество, цена, сумма поступивших материалов, кто сдал и кто принял, дата и номер документа.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

  • · лимитно-заборной картой (ф. М-8);
  • · требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);
  • · товарно-транспортной накладной формы № ТТН-1;
  • · товарной накладной формы № ТН-2.

Учет материалов в местах хранения (на складах и кладовых) зависит от организации их хранения. Хранение и расходование материалов может быть организовано по сортам (номенклатурным номерам) или по партиям.

Наиболее рациональным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод. Он предполагает ведение только складского учета материалов по сортам или (и) партиям с последующим использованием его данных для целей бухгалтерского учета.

Для ведения складского учета материалов на каждый номенклатурный номер материала или партию материалов открывается карточка складского учета материалов (ф. М-17) (Приложение 22). Она регистрируется бухгалтером в специальном реестре и под расписку передается заведующему материальным складом.

По мере поступления материалов на склад кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрирует их приход в карточке складского учета материалов в графе «Приход». На основании расходных документов кладовщик отражает в карточке расход материала. После каждой записи в карточке выводится остаток материалов по количеству.

Материально ответственное лицо в установленные сроки сдает в бухгалтерию первичные документы, подтверждающие движение материалов. Для этого он составляет реестр сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

Бухгалтер материального отдела проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках. По состоянию на первое число каждого месяца кладовщик переносит количественные остатки из карточек складского учета в «Ведомость учета остатков материалов» (ф. М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

В соответствие с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» сроки проведения инвентаризации имущества устанавливаются руководителем организации.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.

Инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • · при смене материально ответственного лица;
  • · перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • · при ликвидации организации;
  • · при смене собственника;
  • · при установлении фактов хищения, порчи;
  • · при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
  • · по решению судебно исполнительных органов.

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, в составе которой в обязательном порядке включается представитель бухгалтерии. Перед инвентаризацией материально ответственные лица дают расписку о том, что все документы и ценности предъявлены для проверки. Комиссия в присутствии материально ответственного лица путем перевеса, пересчета, перемеривания материальных ценностей записывают их фактическое наличие в инвентаризационную опись. Опись составляется в двух экземплярах: один материально ответственным лицом, другой экземпляр — комиссией.

Затем на основании карточек складского учета сравнивают с данными учета. Если есть недостачи или излишки, то их записывают в сличительную ведомость. Материально ответственное лицо дает письменное объяснение о причинах недостачи или излишков. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации, в котором выносится руководителем окончательное решение.

В результате инвентаризации может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Взаимный зачет допускается только в виде исключения за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица по одному и тому же наименованию материала.

Независимо от причин возникновения все недостачи производственных запасов по учетным ценам списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества». Нормируемые потери материалов, выявленные при инвентаризации, списываются на издержки производства по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества». Окончательные недостачи, потери от порчи и похищенные ценности относят на виновных лиц и отражают учетной записью по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества». Виновное лицо возмещает недостачу по рыночной стоимости.

Аналитический учет недостач и потерь от порчи имущества ведут по их видам и материально ответственным лицам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой