Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русская культура в XVII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают сучествовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные… Читать ещё >

Русская культура в XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XVII в. — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим «древнерусская культура IX—XVII вв.еков», но никогда не продлим это определение на следующий XVIII в., который, без сомнения, является «новым» периодом в истории нашей культуры.

Такая переходность культуры в XVII в. обусловила, в свою очередь, весьма интересные тенденции в ней. Многие жанры продолжают сучествовать, но внутри них зреет новое содержание, взрывающее их изнутри. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Все это вырывается из тесных рамок средневекового канона, создавая порой кризисные явления, а порой приводя к невиданному взлету духа, и сейчас потрясающему наше воображение.

Устное народное творчество.

Грамотность и письменность. Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания. Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями.

Еще одна яркая черта того времени: усиление влияния устного народного творчества на литературу. В то время трудно провести границу в области культуры по сословному принципу, как это будет в последующие столетия.

Увеличивается число грамотных людей в основном в результате расширения самого государственного аппарата Государству необходимы были грамотные дьяки и подьячие, т. е. чиновники того времени.

Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г. для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» — своеобразные газеты.

Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России.

Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные. Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).

Присоединение Украины привело к тому, что в Россию стали проникать «латинские» книги, приезжать образованные люди, обучавшие заинтересованных латинскому и польскому языкам.

Однако значительная часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отрицательно отнеслись к распространению «латинства»; возникли разногласия касательно путей развития просвещения в России.

Уже с 1640-х гг. стали возникать частные школы. Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов для организации школы в Андреевском монастыре. Создание этой и других школ подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками братьями Лихудами. Эго было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой