Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краткая психологическая характеристика аффективных нарушений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аффективная возбудимость проявляется в склонности к чрезмерно легкому возникновению бурных аффективных вспышек (эмоциональных реакций), не адекватных вызвавшей их причине. Для нее характерно возникновение приступов гнева, ярости, запальчивости, имеют место двигательное возбуждение, сужение сознания, часто осуществляются необдуманные и опасные действия. Запреты, замечания могут вызвать бурную… Читать ещё >

Краткая психологическая характеристика аффективных нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психологическая характеристика аффективных нарушений в детском возрасте

Эмоциональное реагирование в детском возрасте — одна из ведущих форм взаимодействия ребенка с окружающим миром, регуляции его поведения и деятельности. М. К. Бардышевская и В. В. Лебединский (2003) выделяют в базальной системе эмоциональной регуляции пять уровней:

  • 1- й уровень — оценки интенсивности средовых воздействий;
  • 2- й уровень — аффективных стереотипов;
  • 3- й уровень — аффективной экспансии;
  • 4- й уровень — аффективной коммуникации;
  • 5- й уровень — символических регуляций.

О. С. Никольская, рассматривая уровни аффективной организации поведения, говорит о четырех типах адаптивных задач, в каждую из которых включен свой тип аффективного взаимодействия с миром.

Эти исследователи иллюстрируют свои модели эмоциональной регуляции примерами их патологического развития, прежде всего раннего детского аутизма. Нарушения эмоциональной сферы могут выступать как следствие собственно дисбаланса или неправильного развития самих эмоций в онтогенезе, и, кроме того, нарушения эмоций могут сопровождать определенную психическую патологию.

Для патопсихологии детского возраста большое значение имеют оба подхода. В данном пособии мы остановимся более подробно на феноменологии нарушения эмоциональной сферы, аффекта в детском возрасте. Длительное расстройство настроения ребенка может указывать на психические нарушения у него, так как основной фон его настроения должен быть положительным. Как представлены нарушения эмоциональной сферы (нарушение аффекта) в детском возрасте? Анализ литературы показывает, что аффективные расстройства в детском возрасте выступают в виде страхов, аффективной возбудимость реакции горя и аффективных психозов (В. В. Ковалев, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, Н. М. Иовчук, Э. Мэш, Д. Вольф и др.) (см. таблицу 6).

Возрастная динамика страхов (по А. И. Захарову)*.

Возрастной период.

Преобладающие страхи.

Младенчество (до 1 года).

Страхи разлуки с матерью, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума), глубины (при купании).

1 год.

Страх одиночества, незнакомых взрослых, врачей, уколов, резких звуков.

2—3 года.

Страхи наказания, животных, боли (уколов), высоты, движущегося транспорта.

Младший дошкольный возраст.

Страх сказочных персонажей, одиночества, темноты, замкнутого пространства, при засыпании, при виде крови.

Старший дошкольный возраст.

Период наибольшей выраженности страхов: своей смерти и родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, войны, страх нападения, темноты, высоты, потустороннего мира (чертей).

Младший школьный возраст.

Школьные страхи: опоздания в школу, ответа у доски, перед контрольной работой, учителей, порицания. Страх смерти (больше выражен у мальчиков), беды, рокового стечения обстоятельств (связан с магическим мышлением), потустороннего мира, судьбы, таинственных явлений.

Подростковый возраст.

Страх смерти, смерти родителей, войны, стихии, нападения; страхи заболеть (заразиться), проявить себя.

Универсальные страхи (на протяжении значительного периода жизни).

Страх перед засыпанием, темноты.

'?Таблица 6 дополнена Е. Г. Каримулиной, Н. В. Зверевой.

Определенный интерес представляет сопоставление типичных детских страхов и особенностей детской субкультуры. Прежде всего, в специфике детских страшилок, переработке страхов в различных играх и т. п. (А. В. Микляева, 2018).

Аффективная возбудимость проявляется в склонности к чрезмерно легкому возникновению бурных аффективных вспышек (эмоциональных реакций), не адекватных вызвавшей их причине. Для нее характерно возникновение приступов гнева, ярости, запальчивости, имеют место двигательное возбуждение, сужение сознания, часто осуществляются необдуманные и опасные действия. Запреты, замечания могут вызвать бурную реакцию протеста с агрессией. Как правило, аффективная возбудимость наблюдается при формирующейся психопатии, неврозах, патологическом пубертатном кризе, эпилепсии, астении, психопатоподобном варианте психоорганического синдрома.

Основа многих «возрастных» страхов (вплоть до младшего школьного возраста) — «природные» страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения, даже если они имеют психогенное ситуативное происхождение. Младший школьный возраст представляет собой переходный период (от «природных» страхов к страхам угрозы для благополучия), а подростковый возраст знаменуется преобладающим значением социума в происхождении страха (так называемые социальные межличностные страхи).

Следует отметить, что не все страхи исчезают при переходе на новый возрастной этап, возможна индивидуальная динамика страхов у ребенка в связи с жизненными стрессовыми обстоятельствами. В целом у девочек значительно больше страхов, чем у мальчиков, что обусловлено гендерными различиями.

Существует принципиальное сходство страхов здоровых детей и страхов детей с невротическими расстройствами. Основное различие касается степени выраженности и частоты встречаемости страха, затянувшегося несоответствия остающихся страхов новому возрастному периоду, наличия некоторых «невротических» страхов («быть никем», «быть ничем» и др.). Необходимо помнить, что тематика страхов, в том числе детских, отражает социальную ситуацию развития ребенка и общества.

Мнение о том, что у детей возможны классические синдромы нарушения аффекта — депрессии и мании — и их подвиды, в настоящее время разделяется большинством психиатров и других специалистов. Однако 40—50 лет назад, как отмечает Н. М. Иовчук, многие детские психиатры не признавали возможность развития депрессии в детском возрасте, считая, что сама депрессия может возникнуть только у зрелой личности, при этом признаки угнетения и печали не рассматривались как проявления депрессии в детском возрасте. По ее мнению, аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте имеют свою специфику. Во-первых, депрессивные или маниакальные расстройства почти всегда сопровождают любую психическую патологию в этом возрасте. Во-вторых, имеются трудности диагностики и депрессивных (в силу маскированного характера депрессий), и гипоманиакальных (трудно отличить от обычной детской живости) состояний. В-третьих, депрессивные расстройства могут выступать как второстепенные, сопровождающие основной вид патологии, так и в качестве ведущего психического расстройства — аффективного психоза.

В детском возрасте встречаются депрессии и мании (гипомании) как вид аффективной патологии. Разнообразные виды нарушения аффекта у детей подробно описаны в работе Н. М. Иовчук, В. В. Ковалева, Л. Ю. Даниловой, И. В. Буреломовой и др.

Данные о распространенности аффективных расстройств в детском возрасте немногочисленны. Отмечают, что у подростков (13—17 лет) депрессии составляют около 19% случаев во всей популяции старших школьников, но в зависимости от уровня дезадаптации это число возрастает: 11% — в обычной популяции, 28% — среди подростков с выраженными формами школьной дезадаптации, до 53% — в группе подростков с максимально выраженной социальной дезадаптацией. Для детской популяции такой информации не имеется. Маниакальные состояния в детском возрасте являются одной из наименее изученных проблем в детской психиатрии. Так считает И. В. Буреломова.

Атипичность протекания аффективной патологии в детском возрасте может проявляться в маскировании депрессивных и гипоманиакальных состояний интеллектуальной несостоятельностью, поведенческими нарушениями, соматовегетативными симптомами. Есть определенная связь времени начала и кризисных периодов, наиболее часто аффективная патология возникает в 7—10 лет и в пубертате (14—16 лет), причем чаще встречается депрессивное начало заболевания, возможны различные сочетания чередования аффективных фаз (Л. Ю. Данилова, И. В. Буреломова, Н. М. Иовчук и др.).

Специальное исследование тревожно-фобических расстройств в детской психопатологии было предпринято О. Л. Савостьяновой, которая разработала типологию тревожно-фобических расстройств в детском возрасте. При нормативном развитии формирование аффекта тревоги как защитного механизма происходит постепенно, в соответствии со стадиями развития психики. В случае патологии вместо нормативной реакции возникали патологические реакции на стрессогенные воздействия.

Первичная (эндогенная) тревога представляет собой недифференцированные эмоциональные расстройства с нарушением витального аффекта. Вторичная (экзогенная) тревога — личностно значимые аффективные комплексы, имеющие защитную функцию.

Анализ сочетания когнитивной составляющей (содержательные характеристики тревожно-фобических синдромов) и типа негативной аффективности (эмоционально-лабильный и ригидный) позволил выделить автору три типа формирования у детей тревожно-фобических расстройств: по ситуационно-зависимому типу, по личностно-зависимому типу и третьему — так называемому витальному типу.

Для первого характерны: паническое расстройство, агорафобии, простые фобии, имелась четкая связь манифестации расстройства с предшествовавшим сильным дистрессом или длительной хронической психотравмирующей ситуацией. Течение заболевания благоприятно особенно при своевременно начатом лечении, иногда улучшение наступает уже на этапе помещения в больницу.

Второй тип сопряжен с гипертревожностью, социальными фобиями (поведение избегания) и обсессивно-компульсивными расстройствами (стойкое ритуальное поведение), характерна аффективная ригидность. Течение заболевания имеет в начале реактивную природу, постепенно становится либо фазным, либо персистирующим.

юо Третий тип характеризуется первичностью тревоги с бессодержательностью, беспредметностью и т. д. Возникновение фобий (вреда собственному организму, проникновения в организм острых предметов и загрязняющих веществ) аутохтонно, вне связи с внешней психологически понятной причиной. Тревожно-фобическая симптоматика не обнаруживает связи с личностно-значимым переживанием. Течение этого типа расстройств имеет затяжной характер с постепенным расширением сфер избегающего поведения, стереотипизацией ритуалов поведения.

Психологические исследования аффективной патологии в детском возрасте на примере детской шизофрении с циклотимоподобными расстройствами показали, что специфических изменений в психической (в первую очередь познавательной) деятельности больных детей обнаружить в экспериментальной ситуации не удается, несмотря на обилие жалоб пациентов. Большинство характеристик укладывается в рамки индивидуальных различий, в той или иной степени окрашенных и/ или преформированных соответствующим знаком преобладающего аффекта.

Совместное клинико-психологическое изучение первых депрессивных эпизодов у детей и подростков, проведенное А. В. Горюновым и Н. В. Зверевой (2003), выявило, что для значительной части пациентов (у которых заболевание шизофренией началось с депрессии) были характерны нарушения мышления в виде диссоциации мыслительной деятельности. Практически все пациенты имели ту или иную степень выраженности изменения мотивационной сферы и психической активности. Можно говорить об отражении, или «психологических эквивалентах», депрессивного состояния по материалам проведенного экспериментально-психологического обследования (измененные темп и продуктивность работы, содержание проективных ответов в соответствующих методиках, изменение самооценки, графические характеристики рисуночных проб и др.).

Выявленные данные служили как для целей дифференциальной диагностики, так и могли выступать как показатели формирующегося дефекта.

Следует заметить, что традиционный для шизофрении признак нарушения избирательности познавательной деятельности, высокоинформативный для популяции более зрелого возраста, для подростковой возрастной группы оказался менее информативным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой