Краткая психологическая характеристика аффективных нарушений
![Реферат: Краткая психологическая характеристика аффективных нарушений](https://gugn.ru/work/6679505/cover.png)
Аффективная возбудимость проявляется в склонности к чрезмерно легкому возникновению бурных аффективных вспышек (эмоциональных реакций), не адекватных вызвавшей их причине. Для нее характерно возникновение приступов гнева, ярости, запальчивости, имеют место двигательное возбуждение, сужение сознания, часто осуществляются необдуманные и опасные действия. Запреты, замечания могут вызвать бурную… Читать ещё >
Краткая психологическая характеристика аффективных нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологическая характеристика аффективных нарушений в детском возрасте
Эмоциональное реагирование в детском возрасте — одна из ведущих форм взаимодействия ребенка с окружающим миром, регуляции его поведения и деятельности. М. К. Бардышевская и В. В. Лебединский (2003) выделяют в базальной системе эмоциональной регуляции пять уровней:
- 1- й уровень — оценки интенсивности средовых воздействий;
- 2- й уровень — аффективных стереотипов;
- 3- й уровень — аффективной экспансии;
- 4- й уровень — аффективной коммуникации;
- 5- й уровень — символических регуляций.
О. С. Никольская, рассматривая уровни аффективной организации поведения, говорит о четырех типах адаптивных задач, в каждую из которых включен свой тип аффективного взаимодействия с миром.
Эти исследователи иллюстрируют свои модели эмоциональной регуляции примерами их патологического развития, прежде всего раннего детского аутизма. Нарушения эмоциональной сферы могут выступать как следствие собственно дисбаланса или неправильного развития самих эмоций в онтогенезе, и, кроме того, нарушения эмоций могут сопровождать определенную психическую патологию.
Для патопсихологии детского возраста большое значение имеют оба подхода. В данном пособии мы остановимся более подробно на феноменологии нарушения эмоциональной сферы, аффекта в детском возрасте. Длительное расстройство настроения ребенка может указывать на психические нарушения у него, так как основной фон его настроения должен быть положительным. Как представлены нарушения эмоциональной сферы (нарушение аффекта) в детском возрасте? Анализ литературы показывает, что аффективные расстройства в детском возрасте выступают в виде страхов, аффективной возбудимость реакции горя и аффективных психозов (В. В. Ковалев, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, Н. М. Иовчук, Э. Мэш, Д. Вольф и др.) (см. таблицу 6).
Возрастная динамика страхов (по А. И. Захарову)*.
Возрастной период. | Преобладающие страхи. |
Младенчество (до 1 года). | Страхи разлуки с матерью, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума), глубины (при купании). |
1 год. | Страх одиночества, незнакомых взрослых, врачей, уколов, резких звуков. |
2—3 года. | Страхи наказания, животных, боли (уколов), высоты, движущегося транспорта. |
Младший дошкольный возраст. | Страх сказочных персонажей, одиночества, темноты, замкнутого пространства, при засыпании, при виде крови. |
Старший дошкольный возраст. | Период наибольшей выраженности страхов: своей смерти и родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, войны, страх нападения, темноты, высоты, потустороннего мира (чертей). |
Младший школьный возраст. | Школьные страхи: опоздания в школу, ответа у доски, перед контрольной работой, учителей, порицания. Страх смерти (больше выражен у мальчиков), беды, рокового стечения обстоятельств (связан с магическим мышлением), потустороннего мира, судьбы, таинственных явлений. |
Подростковый возраст. | Страх смерти, смерти родителей, войны, стихии, нападения; страхи заболеть (заразиться), проявить себя. |
Универсальные страхи (на протяжении значительного периода жизни). | Страх перед засыпанием, темноты. |
'?Таблица 6 дополнена Е. Г. Каримулиной, Н. В. Зверевой.
Определенный интерес представляет сопоставление типичных детских страхов и особенностей детской субкультуры. Прежде всего, в специфике детских страшилок, переработке страхов в различных играх и т. п. (А. В. Микляева, 2018).
Аффективная возбудимость проявляется в склонности к чрезмерно легкому возникновению бурных аффективных вспышек (эмоциональных реакций), не адекватных вызвавшей их причине. Для нее характерно возникновение приступов гнева, ярости, запальчивости, имеют место двигательное возбуждение, сужение сознания, часто осуществляются необдуманные и опасные действия. Запреты, замечания могут вызвать бурную реакцию протеста с агрессией. Как правило, аффективная возбудимость наблюдается при формирующейся психопатии, неврозах, патологическом пубертатном кризе, эпилепсии, астении, психопатоподобном варианте психоорганического синдрома.
Основа многих «возрастных» страхов (вплоть до младшего школьного возраста) — «природные» страхи, базирующиеся на инстинкте самосохранения, даже если они имеют психогенное ситуативное происхождение. Младший школьный возраст представляет собой переходный период (от «природных» страхов к страхам угрозы для благополучия), а подростковый возраст знаменуется преобладающим значением социума в происхождении страха (так называемые социальные межличностные страхи).
Следует отметить, что не все страхи исчезают при переходе на новый возрастной этап, возможна индивидуальная динамика страхов у ребенка в связи с жизненными стрессовыми обстоятельствами. В целом у девочек значительно больше страхов, чем у мальчиков, что обусловлено гендерными различиями.
Существует принципиальное сходство страхов здоровых детей и страхов детей с невротическими расстройствами. Основное различие касается степени выраженности и частоты встречаемости страха, затянувшегося несоответствия остающихся страхов новому возрастному периоду, наличия некоторых «невротических» страхов («быть никем», «быть ничем» и др.). Необходимо помнить, что тематика страхов, в том числе детских, отражает социальную ситуацию развития ребенка и общества.
Мнение о том, что у детей возможны классические синдромы нарушения аффекта — депрессии и мании — и их подвиды, в настоящее время разделяется большинством психиатров и других специалистов. Однако 40—50 лет назад, как отмечает Н. М. Иовчук, многие детские психиатры не признавали возможность развития депрессии в детском возрасте, считая, что сама депрессия может возникнуть только у зрелой личности, при этом признаки угнетения и печали не рассматривались как проявления депрессии в детском возрасте. По ее мнению, аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте имеют свою специфику. Во-первых, депрессивные или маниакальные расстройства почти всегда сопровождают любую психическую патологию в этом возрасте. Во-вторых, имеются трудности диагностики и депрессивных (в силу маскированного характера депрессий), и гипоманиакальных (трудно отличить от обычной детской живости) состояний. В-третьих, депрессивные расстройства могут выступать как второстепенные, сопровождающие основной вид патологии, так и в качестве ведущего психического расстройства — аффективного психоза.
В детском возрасте встречаются депрессии и мании (гипомании) как вид аффективной патологии. Разнообразные виды нарушения аффекта у детей подробно описаны в работе Н. М. Иовчук, В. В. Ковалева, Л. Ю. Даниловой, И. В. Буреломовой и др.
Данные о распространенности аффективных расстройств в детском возрасте немногочисленны. Отмечают, что у подростков (13—17 лет) депрессии составляют около 19% случаев во всей популяции старших школьников, но в зависимости от уровня дезадаптации это число возрастает: 11% — в обычной популяции, 28% — среди подростков с выраженными формами школьной дезадаптации, до 53% — в группе подростков с максимально выраженной социальной дезадаптацией. Для детской популяции такой информации не имеется. Маниакальные состояния в детском возрасте являются одной из наименее изученных проблем в детской психиатрии. Так считает И. В. Буреломова.
Атипичность протекания аффективной патологии в детском возрасте может проявляться в маскировании депрессивных и гипоманиакальных состояний интеллектуальной несостоятельностью, поведенческими нарушениями, соматовегетативными симптомами. Есть определенная связь времени начала и кризисных периодов, наиболее часто аффективная патология возникает в 7—10 лет и в пубертате (14—16 лет), причем чаще встречается депрессивное начало заболевания, возможны различные сочетания чередования аффективных фаз (Л. Ю. Данилова, И. В. Буреломова, Н. М. Иовчук и др.).
Специальное исследование тревожно-фобических расстройств в детской психопатологии было предпринято О. Л. Савостьяновой, которая разработала типологию тревожно-фобических расстройств в детском возрасте. При нормативном развитии формирование аффекта тревоги как защитного механизма происходит постепенно, в соответствии со стадиями развития психики. В случае патологии вместо нормативной реакции возникали патологические реакции на стрессогенные воздействия.
Первичная (эндогенная) тревога представляет собой недифференцированные эмоциональные расстройства с нарушением витального аффекта. Вторичная (экзогенная) тревога — личностно значимые аффективные комплексы, имеющие защитную функцию.
Анализ сочетания когнитивной составляющей (содержательные характеристики тревожно-фобических синдромов) и типа негативной аффективности (эмоционально-лабильный и ригидный) позволил выделить автору три типа формирования у детей тревожно-фобических расстройств: по ситуационно-зависимому типу, по личностно-зависимому типу и третьему — так называемому витальному типу.
Для первого характерны: паническое расстройство, агорафобии, простые фобии, имелась четкая связь манифестации расстройства с предшествовавшим сильным дистрессом или длительной хронической психотравмирующей ситуацией. Течение заболевания благоприятно особенно при своевременно начатом лечении, иногда улучшение наступает уже на этапе помещения в больницу.
Второй тип сопряжен с гипертревожностью, социальными фобиями (поведение избегания) и обсессивно-компульсивными расстройствами (стойкое ритуальное поведение), характерна аффективная ригидность. Течение заболевания имеет в начале реактивную природу, постепенно становится либо фазным, либо персистирующим.
юо Третий тип характеризуется первичностью тревоги с бессодержательностью, беспредметностью и т. д. Возникновение фобий (вреда собственному организму, проникновения в организм острых предметов и загрязняющих веществ) аутохтонно, вне связи с внешней психологически понятной причиной. Тревожно-фобическая симптоматика не обнаруживает связи с личностно-значимым переживанием. Течение этого типа расстройств имеет затяжной характер с постепенным расширением сфер избегающего поведения, стереотипизацией ритуалов поведения.
Психологические исследования аффективной патологии в детском возрасте на примере детской шизофрении с циклотимоподобными расстройствами показали, что специфических изменений в психической (в первую очередь познавательной) деятельности больных детей обнаружить в экспериментальной ситуации не удается, несмотря на обилие жалоб пациентов. Большинство характеристик укладывается в рамки индивидуальных различий, в той или иной степени окрашенных и/ или преформированных соответствующим знаком преобладающего аффекта.
Совместное клинико-психологическое изучение первых депрессивных эпизодов у детей и подростков, проведенное А. В. Горюновым и Н. В. Зверевой (2003), выявило, что для значительной части пациентов (у которых заболевание шизофренией началось с депрессии) были характерны нарушения мышления в виде диссоциации мыслительной деятельности. Практически все пациенты имели ту или иную степень выраженности изменения мотивационной сферы и психической активности. Можно говорить об отражении, или «психологических эквивалентах», депрессивного состояния по материалам проведенного экспериментально-психологического обследования (измененные темп и продуктивность работы, содержание проективных ответов в соответствующих методиках, изменение самооценки, графические характеристики рисуночных проб и др.).
Выявленные данные служили как для целей дифференциальной диагностики, так и могли выступать как показатели формирующегося дефекта.
Следует заметить, что традиционный для шизофрении признак нарушения избирательности познавательной деятельности, высокоинформативный для популяции более зрелого возраста, для подростковой возрастной группы оказался менее информативным.