Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предметы оперирования. 
Психология и педагогика игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Готовые наборы предметов оперирования уже нежелательны, поскольку слишком привязывают ребенка к стереотипной последовательности действий. Реалистичные игрушки в этом возрасте способны уводить детей от взаимодействия, поскольку желание действовать ими часто превалирует над желанием играть вместе с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте лучше предлагать ребенку один — три предмета из наборов… Читать ещё >

Предметы оперирования. Психология и педагогика игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главной функцией предметов оперирования является возможность осуществить то или иное игровое действие как реальное, прочувствовать и выстроить логику действий. Например, бытовые предметы (рис. 6.3), такие как пылесос, миксер, стиральная машинка, акцентируют внимание на хозяйственных действиях, «профессиональные» предметы (продуктовые весы, огнетушитель, указка) поддерживают ролевое поведение ребенка. Например, кастрюля, половник, тарелки и ложки позволяют воплотить последовательность приготовления обеда и накрывания стола, а фонендоскоп, дополняя образ доктора, акцентирует внимание на действиях с пациентом. Несомненно, важна актуальность профессии для ребенка, узнаваемость предметов.

Утюг Grimms.

Рис. 6.3. Утюг Grimms1.

Предметы оперирования — это самый распространенный тип игрушек для сюжетной игры. Однако среди них много «закрытых», чрезмерно натуралистичных игрушек, т. е. таких, которые буквально отображают настоящие предметы. Например, пластиковые продукты питания: пиццы, бутерброды, торты, помидоры и т. д. Другой популярный вид таких игрушек — уменьшенные копии миксеров, пылесосов и т. д. Натуралистичность может быть только «внешней», точно отражающей облик предмета, а может быть связана с технологичностью игрушки (например, работающая «стиральная» машинка или печь СВЧ). И то и другое — нежелательные варианты детских игрушек, поскольку функции таких предметов нельзя менять и варьировать. Оказываясь в такой закрытой для воображения среде, дети вынуждено следуют логике этих предметов, буквально воплощая те действия, которые подразумевают игрушки. Такая ситуация препятствует созданию условного образа предмета, следовательно, способствуют превращению сюжетной игры в предметную.

Еще одна распространенная сегодня проблема, связанная с этим типом игрушек, — это их неудачный подбор: часто их бывает слишком много и они однообразны. Так, большое количество игрушечной посуды зачастую ведет к тому, что вся игра сводится к приготовлению и приему пищи, а однообразие материалов (например, сплошные машинки) приводит к стереотипным действиям.

Большая часть предметов оперирования должна замещаться полифункциональным материалом. Однако регулярно сменяемый набор из нескольких реалистичных игрушек, в том числе копий предметов, тоже хорош в группе, поскольку способен натолкнуть детей на новые неожиданные события. Этих игрушек не должно быть много и они должны быть разнообразными — из разных тем, сюжетов, историй.

Вместе с тем количественный и качественный состав предметов оперирования в разных возрастных группах должен различаться.

Для детей раннего возраста предметы оперирования — самые востребованные игрушки, потому что игра начинается с отдельных игровых действий с предметами. Маленький ребенок еще редко использует предметы-заместители или воображаемые действия, а реалистичные игрушки позволяют ему удерживать мнимую ситуацию. Поэтому они являются хорошим подспорьем для игры малышей.

Хорошим вариантом для трехлетних детей являются наборы предметов оперирования — наборы посуды и кухонных принадлежностей, докторский набор и т. п. Такая комплектность обогащает сюжет и помогает удерживать одну и ту же роль, выстраивая последовательную логику действия. Например, ножницы, расческа и фен для стрижки и укладки позволяют оставаться в позиции парикмахера.

В среднем дошкольном возрасте содержание игры меняется: теперь это взаимодействие с другими участниками игры с ролевых позиций. Дети в этом возрасте уже не испытывают трудностей в удержании роли, а вот взаимодействие с партнером, напротив, еще неустойчиво, легко прерывается ссорами, недопониманием или просто недостаточной содержательностью (когда тема взаимодействия быстро исчерпывается). В этом возрасте главное — поддержка игрового взаимодействия между детьми, характер которого должен быть спонтанным и адекватным. Взаимодействие требует не только собственных инициативных действий, но и гибкого реагирования на предложения партнера.

Готовые наборы предметов оперирования уже нежелательны, поскольку слишком привязывают ребенка к стереотипной последовательности действий. Реалистичные игрушки в этом возрасте способны уводить детей от взаимодействия, поскольку желание действовать ими часто превалирует над желанием играть вместе с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте лучше предлагать ребенку один — три предмета из наборов (весы и гири, плоскогубцы и отвертку, подзорную трубу и саблю и т. д.) и очень важно дополнять их разнообразными предметами-заместителями, которые могут стать основным игровым материалом.

Чем старше становится ребенок, тем более обобщенными и условными становятся его игровые действия. Избыток предметов оперирования может тормозить развитие игры, сводить ее к стереотипным действиям, блокировать развитие сюжета и отвлекать внимание ребенка от взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте содержание игр должно стать более разнообразным. Именно в этом возрасте можно впервые наблюдать расцвет фантастических и приключенческих сюжетов, со сложными перипетиями и большим количеством необычных ролей (древние люди, морские королевы, гейши, коллекционеры и т. п.). Отдельные знаковые для того или иного сюжета (роли) реалистичные игрушки способны натолкнуть ребенка на создание какой-то истории или повернуть игру в неожиданном направлении. Например, появление компаса может стимулировать игру в «поход», в «следопытов», «искателей кладов»; появление швейной машинки — в «бал», «ателье», «магазин одежды». Наличие отдельных знаковых игрушек и большого многообразия полифункционального материала будет обогащать игру и способствовать ее выходу за пределы стандартных сюжетов.

Для поддержания замысловатых (и зачастую переходящих одна в другую) историй детям необходим разнообразный нолифункциональный материал. К нему относится различный неоформленный материал без фиксированной функции: камушки, желуди, шарики, колечки, ракушки, палочки, бруски, бумага и т. п. В силу неопределенности материал такого рода требует включения воображения ребенка и открывает огромные возможности для разнообразного использования: одна и та же палка здесь может быть и волшебной палочкой, и саблей, и отверткой, и градусником, что значительно облегчает игру, избавляя ее от избыточного количества предметов. Поэтому необходимо, чтобы подобные предметы были в свободном доступе. Их можно размещать в открытых коробочках, корзинках (рис. 6.4), контейнерах и т.н.

Корзины из вальдорфского сада.

Рис. 6.4. Корзины из вальдорфского сада.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой