Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: получены и обобщены на междисциплинарном теоретическом уровне данные об особенностях применения иллюстративной наглядности в коррекции зрительной недостаточности слабовидящих дошкольниковразработаны теоретические основы программы констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики зрительного восприятия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Роль иллюстративной наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения
    • 1. 1. Становление теории и практики применения иллюстративной наглядности в развитии познавательной деятельности детей
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы изучения зрительного восприятия иллюстративной наглядности
    • 1. 3. Состояние проблемы изучения зрительного восприятия детей с нарушением зрения
    • 1. 4. Роль иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Определение особенностей восприятия иллюстративной наглядности детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
    • 2. 1. Изучение восприятия и воспроизведения наложенных изображений геометрических фигур
    • 2. 2. Исследование особенностей анализа формы изображенных предметов, приближенных к сенсорным эталонам
    • 2. 3. Выявление особенностей зрительного анализа целостности и пропорций изображений
    • 2. 4. Диагностика особенностей восприятия цвета
    • 2. 5. Изучение особенностей восприятия сюжетного рисунка
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. Методы и средства оптимизации применения иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия детей с нарушением зрения
    • 3. 1. Изучение состояния зрения слабовидящих детей как основа построения коррекционной работы с применением иллюстративной наглядности
    • 3. 2. Содержание и методика занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с возможностями своего зрения
    • 3. 3. Методы адаптации иллюстративной наглядности для коррекционно-развивающей работы со слабовидящими дошкольниками
    • 3. 4. Содержание и методика работы с применением иллюстративной наглядности на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия слабовидящих дошкольников
    • 3. 5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по 3 главе

Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальный аспект актуальности проблемы коррекционно-развивающей работы с детьми обусловлен реализацией гуманистического принципа специального образования лиц с отклонениями в развитии для успешной социализации, независимо от имеющихся нарушений здоровья.

В последнее время в центре психолого-педагогических исследований все чаще оказываются вопросы обучения детей с нарушением зрения, с позиций обеспечения им равных с нормально видящими детьми образовательными условиями.

Анализ работ зарубежных и отечественных ученых по проблеме использования наглядности в процессе обучения (Я.А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Н. Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского), включая современные исследования в этой области (Ю.К. Бабанского, А. П. Беляева, П. П. Блонского, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзянова и др.), позволил уточнить дидактические принципы, виды, приемы и способы применения наглядного метода в обучении дошкольников с нарушением зрения.

Опираясь на исследования М. Б. Воловича, Н. К. Гончарова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, И. А. Каирова нами определены основные дидактические принципы использования наглядности в работе со слабовидящими детьми. Методические разработки Н. В. Верзилина, Н. П. Конобеевского, В. И. Маркина, М. Н. Скаткина и др. помогли нам обосновать наглядность как средство, наилучшим образом способствующее формированию у детей адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их обогащения определенным запасом конкретных представлений.

В нашем исследовании в качестве психологической детерминанты оптимизации процесса обучения и развития познавательной сферы дошкольников обосновывается положение о том, что применение иллюстративной наглядности является одним из наиболее эффективных дидактических средств коррекции недостаточности зрительного восприятия, требует адаптации и специальной технологии преподнесения ее слабовидящим детям.

Имеющиеся в тифлопсихологии исследования своеобразия восприятия иллюстративной наглядности касались в большей степени детей школьного возраста (В.П. Ермаков, В. П. Жохов, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Ю. А. Кулагин, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, A.B. Соколова, Б. К. Тупоногов, И. М. Романова, Л. В. Фомичева, N. Barraga, J. Shwod, R. Sachweger).

Вопрос использования иллюстративной наглядности в коррекционно-психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста остается неразработанным, хотя данные о своеобразии зрительного восприятия рисунков дошкольниками получили отражение в работах ряда авторов (Л.И. Плаксиной, E.H. Подколзиной, Л.В. Фомичевой-Рудаковой и др.). Однако рекомендаций по методике применения иллюстративного материала в коррекции недостаточности зрительного восприятия у дошкольников недостаточно.

Это определяет социальную значимость и актуальность изучения особенностей зрительного восприятия иллюстративной наглядности с позиции преодоления слабовидения и оптимизации применения иллюстраций, адаптированных к условиям слабовидения.

В диссертационных исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы использования наглядности: как средства, применяемого в условиях объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного обучения в школах и высших учебных заведениях (Н.П. Конобеевский, 1958) — как условия проблемно-поисковой деятельности (В.И. Евдокимов, 1971) — как средства формирования профессиональных знаний и умений студентов технического вуза (Г.Н. Суржко, 1984) — как дидактического средства реализации проблемного обучения в ПТУ (Л.А. Артемьева, 1985) — как средства формирования умений безопасной работы (Д.К. Шарафутдинов, 1987) — как средства развития учебных способностей младшего школьника (Е.Б. Ермилова, 1999).

Источником дискуссий исследователей являются различия во взглядах на роль наглядности в развитии познавательной деятельности, но всеми авторами дидактический принцип наглядности признается одним из ведущих в обучении.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования можно объяснить противоречием, с одной стороны, между социальной значимостью проблемы преодоления слабовидения, а с другой, недостаточной разработанностью эффективных способов применения иллюстративной наглядности, адаптированных к условиям слабовидения. Актуальность выявленной проблемы и обозначенное противоречие позволили определить тему исследования: «Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у слабовидящих дошкольников».

Цель исследования: экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения и разработка эффективных способов применения иллюстративной наглядности в процессе коррекционной работы с ними.

Объект исследования: развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников.

Предмет исследования: особенности применения иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников.

Гипотеза исследования: коррекция недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников будет эффективна, если:

— обеспечить учет индивидуально-типических (актуальных и потенциальных) особенностей зрительного восприятия детей, обусловленных нарушением зрения;

— обеспечить осознание детьми своих трудностей и особенностей зрительного анализа признаков предметов в процессе восприятия содержания иллюстративной наглядности;

— помочь преодолеть слабовидящим детям трудности в выделении признаков изображенных предметов за счет их обучения планомерному обследованию (по определенным правилам), адаптировать иллюстративную наглядность к особенностям их зрительного восприятия, при этом целенаправленно употреблять оптические и тифлотехнические средства усиления различимости;

— разработать приемы целесообразного анализа иллюстративной наглядности по алгоритму и поэтапного подведения детей к пониманию содержания иллюстраций в зависимости от стиля изображения (реального, силуэтного, контурного и «наложенного»).

Задачи исследования:

— осуществить анализ литературных данных по проблеме применения иллюстративной наглядности в работе со слабовидящими дошкольниками;

— выявить специфические особенности зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящими детьми в сравнении с детьми с нормальным зрением;

— определить возможности компенсаторного преодоления недостаточности зрительного восприятия детей с позиций нарушенного зрения, понимания особенностей зрительного анализа признаков предметов, использования дополнительных вспомогательных средств коррекции их зрительной недостаточности;

— теоретически обосновать, разработать и реализовать коррекционно-развивающие приемы оптимального использования иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, апробировать их на предмет эффективности в опытно-экспериментальной работе.

Методологические основы исследования определили:

— теория наглядного метода обучения (Е.И. Тихеева, В. В. Давыдов, П. Р. Атутов, И. С. Якиманская, М. И. Махмутов и др.);

— теория изучения особенностей анализа контура и механизма анализа предметного и контурного восприятия (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев);

— теоретические исследования проблемы восприятия рисунка (H.H. Волков);

— теория перцептивных и отображающих действий (A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, JT.A. Венгер, М. С. Шехтер и др.);

— теоретические положения о ведущей роли зрительного анализатора в познавательной и практической деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов, И. П. Павлов, Л. С. Рубинштейн и др.);

— теоретические положения о ведущей роли обучения в процессе развития психики ребенка (Л.С. Выготский, A.B. Петровский, А. Н. Леонтьев и др.);

— комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов исследования (Л.С. Выготский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, У.В. Ульенкова);

— теоретические положения о взаимодействии общего и специфического в индивидуальном развитии лиц с нарушением зрения (А.И. Зотов, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.);

— теоретические положения о коррекционной направленности обучения детей с нарушением зрения (М.И. Земцова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. А. Ремезова, Л. С. Сековец, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова и др.);

— теоретические положения о становлении зрительного образа и развитии зрительного восприятия в условиях зрительной недостаточности (Л.П. Григорьева, H.H. Зислина, А. И. Зотов, А. И. Каплан, Ю. А. Кулагин, Л. И. Плаксина, Л.В. Фомичева-Рудакова и др.).

Организация, экспериментальная база и этапы исследования.

Психологическое исследование проводилось на базе специального коррекционного) дошкольного учреждения № 7 и № 220 для слабовидящих (IV вида), дошкольного общеобразовательного учреждения № 95 г. Красноярска.

Исследование проводилось в течение 2002;2008 гг. и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе (2002;2004 гг.) определялись исходные теоретические позиции, разрабатывался инструментарий и общая гипотеза исследования, изучались возможности использования иллюстративной наглядности в работе со слабовидящими дошкольниками, разрабатывались основные позиции опытно-экспериментальной работы в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения.

На втором этапе (2004;2006 гг.) осуществлялось экспериментальное исследование специфических особенностей недостаточности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников, сопоставлялись полученные экспериментальные данные, уточнялись теоретические позиции исследования, были скорректированы вопросы применения иллюстративной наглядности.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы по коррекции зрительного восприятия слабовидящих детейделались обобщения и выводы об особенностях зрительного анализа и синтеза признаков формы, цвета и других визуальных характеристик объектов, отображенных в иллюстрацияхоформлялись рекомендации по использованию коррекционно-развивающих приемов работы с детьми, осуществлялся их отбор в целях внедрения в практику.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературыизучение состояния практической работы в дошкольных учреждениях по применению иллюстративной наглядности в специальных (коррекционных) ДОУ и группах для детей с нарушением зренияанализ медицинской (анамнеза), психолого-педагогической документации и эмпирических данных об испытуемыхконстатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, регистрация психологических и педагогических измерений, сопоставление полученных данных у двух категорий детей (нормально видящих и слабовидящих) — методы математико-статистической обработки результатов формирующего эксперимента с использованием Т-критерия Вилкоксона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: получены и обобщены на междисциплинарном теоретическом уровне данные об особенностях применения иллюстративной наглядности в коррекции зрительной недостаточности слабовидящих дошкольниковразработаны теоретические основы программы констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики зрительного восприятия слабовидящих дошкольников, ее особенностей и влияния на итоговый результат понимания иллюстраций. Проведен анализ полученных эмпирических данных об особенностях зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящих дошкольников в сравнении с детьми с нормальным зрениемвыделены и описаны различные уровни понимания иллюстративной наглядности слабовидящими дошкольникамиразработаны теоретико-прикладные позиции модели коррекционно-развивающего воздействия по развитию индивидуального потенциала слабовидящих дошкольников с целью повышения уровня понимания иллюстрацийна основании полученных данных определены приемы применения иллюстративной наглядности, эффективные в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников в соответствии с выделенными уровнями.

Практическая значимость исследования: полученные результаты позволяют научно обосновать необходимость применения специальных психологических приемов и способов использования иллюстративной наглядности в коррекции недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников, они могут быть использованы тифлопедагогами и специальными психологами в практике обучения и воспитания слабовидящих дошкольников, при составлении учебных программ для специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологииразработанные нами программы диагностической и коррекционной работы со слабовидящими дошкольниками могут найти применение в практической работе с этой категорией детей, которую должны проводить эти специалисты.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью методов исследования его логике и задачам, длительностью и объемом опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора, подтверждением результатов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, доложены на научных и научно-практических семинарах и конференциях, проводившихся в г. Москве, г. Красноярске с 2002;2008гг.- на семинарах научно-методических объединений психологов Красноярского края. Разработанные методические рекомендации внедрены в систему работы ДОУ № 7, ДОУ № 220, КМППК№ 6 г. Красноярска. Основные положения исследования отражены в лекционном курсе для педагогов и психологов, повышающих квалификацию на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованиядля слушателей курсов профессиональной переподготовки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москвыдля подготовки студентов-дефектологов института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

На защиту выносятся положения: 1. Разработанный и апробированный в исследовании диагностический комплекс показал, что с его помощью можно выявить особенности и трудности зрительного восприятия иллюстративной наглядности слабовидящих дошкольников и что его можно в связи с этим использовать в коррекции зрительной недостаточности при условии применения специально разработанных приемов и средств.

2. Разработанная и обоснованная теоретическая модель коррекционно-развивающего воздействия предполагает обязательный учет уровней сформированности зрительного восприятия специфических особенностей слабовидящих дошкольников на каждом уровне и потенциала каждого ребенка.

3. Обучение детей пониманию своих зрительных возможностей позволяет формировать у них навыки и привычки активного, целенаправленного использования оптических и тифлотехнических средств для определения цвета, формы и других визуальных признаков изображенных объектов.

4. Обучение детей анализу содержания иллюстративного материала с применением разработанных алгоритмов позволяет управлять процессом опознания детьми основных и дополнительных деталей в изображении, обеспечивает формирование у них оптимального и продуктивного зрительного процесса понимания иллюстративной наглядности.

5. Целесообразное предъявление иллюстративного материала в определенной последовательности (реального, силуэтного, контурного, «наложенного») позволяет уточнять, конкретизировать образы изображенных объектов в восприятии детей.

6. Эффективность разработанных коррекционных приемов применения иллюстративной наглядности как средства преодоления недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников проверялась методами математико-статистической обработки результатов обучающего эксперимента и была доказана.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (162 источника, в том числе 16 на иностранных языках), приложения и включает 20 таблиц, 3 рисунка.

Выводы по 3 главе.

Проведённое исследование посвящено изучению состояния знаний у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста о своих сенсорно-перцептивных возможностях и своеобразия их сенсорной ориентации. Кроме того, осуществлена разработка содержания и методов коррекционной работы по формированию у слабовидящих представлений об органе зрения, своих зрительных возможностях и обучению умениям поэтапного анализа объектов, отображенных в иллюстрациях.

1. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что у большинства слабовидящих дошкольников планомерное обследование предметов и их перцептивная активность снижены.

В обучающем эксперименте важным было научить детей рациональному порядку действий при анализе изображений, поэтому мы разработали и предложили детям следующий алгоритм для анализа иллюстраций: рассматривание объектов и предметов в целом;

2) выделение главных и второстепенных объектов и предметов;

3) установление их практического и функционального назначения;

4) установление пространственного расположения объектов;

5) выделение второстепенных объектов или предметов;

6) выделение первого, второго и третьего планов изображения;

7) группировка и обобщение перечисленных объектов;

8) установление всех взаимосвязей.

2. Методика работы по восприятию сюжетных картин заключается в следующей последовательности:

1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие представлений у детей о своих зрительных возможностях, использование дополнительных оптических средств восприятия простых предметных изображений. Используемые приемы: рассматривание предметов и объектов с опорой на алгоритм обследованияопознание предметов в контурном, силуэтном, «зашумленном» изображении.

2 этап. Определение пространственного расположения объектов и предметов на картине, формирование правильных представлений о форме, величине, объемности, изменении цвета в зависимости от освещенности изображенных предметов. При рассматривании сюжетных картин дети, ориентируясь на алгоритм обследования, и с опорой на вопросы педагога учатся поэтапно рассматривать картину. Используемые приемы: членение картины на фрагменты и фрагментарное рассматривание укрупненных частей (особенно актуально для детей с нарушением поля зрения) — изменение цветового фона картины для улучшения зрительного восприятия и подчеркивание роли цвета в картинеприем композиционных вариантов, который помогает выделить второй и третий планы картины.

3 этап. Развитие восприятия сложных сюжетных картин, формирование и обогащение зрительных представлений детей. На этом этапе дети учатся понимать внутреннее действие сюжетной картины, по внешним признакам понимать эмоциональное состояние персонажей. Дети самостоятельно составляют рассказ по картине, опираясь на алгоритм с установкой на запоминание, подробно описывают сюжетную композицию с определением главных и второстепенных персонажей, первого и второго плана картины. Далее предлагается дать словесное описание сюжетной картины без опоры на нее.

Кроме перечисленных, используются такие приемы, как обучение чтению схемы эмоций человека, акцентирование деталей, что помогает установить взаимосвязь между частью и целым в картине.

3. Количество занятий зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей, а также от скорости формирования навыков работы с сюжетной картиной.

4. Экспериментальное обучение показало, что организация работы с органом зрения, демонстрация детям его значимости в получении сенсорной информации, формирование обследовательских действий при восприятии, усиление информативной сигнальности в изображениях признаков предметов, таких как: форма, цвет, величина, правильное композиционное построение изображений в картинах для дошкольников способствуют преодолению недостаточности зрительного восприятия.

5. Результаты обучающего эксперимента доказали эффективность разработанного содержания, методов и приемов коррекции недостаточности сенсорной сферы у детей с нарушением зрения.

6. Сравнительные данные, полученные по результатам контрольного среза, свидетельствуют, что более высокий уровень осознания слабовидящими детьми своих зрительных возможностей способствует развитию у них активности в накоплении чувственного опыта, формированию компенсаторных навыков активного использования вспомогательных средств усиления видимости, активному поэтапному анализу изображений в восприятии иллюстративной наглядности.

Заключение

.

В заключении обобщены и представлены результаты диссертационного исследования, в логике сформулированных задач изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

1. На основе осуществленного анализа теоретических источников изучено состояние проблемы использования иллюстративной наглядности в коррекции зрительной недостаточности и ее влиянии на познавательную деятельность слабовидящих дошкольников, что определило актуальность темы.

2. Выявлены специфические особенности зрительного восприятия слабовидящими детьми иллюстративной наглядности по сравнению с ее восприятием детьми с нормальным зрением в условиях констатирующего эксперимента.

3. Определены возможности компенсаторного преодоления недостаточности зрительного восприятия с позиций нарушенного зрения, понимания детьми особенностей анализа признаков предметов, а также целенаправленного использования средств коррекции их зрительной недостаточности.

4. Доказано, что для эффективной коррекции недостаточности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо:

— обеспечить учет индивидуально-типических (актуальных и потенциальных) особенностей детей, обусловленных нарушением зрения;

— обеспечить осознание детьми своих трудностей и особенностей зрительного анализа признаков предметов в процессе восприятия содержания иллюстративной наглядности;

— нужна помощь в преодолении трудностей выделения признаков изображенных предметов за счет обучения планомерному их обследованию (по определенным правилам), необходимо адаптировать иллюстративную наглядность к особенностям зрительного восприятия слабовидящих детей, учить целенаправленно употреблять оптические и тифлотехнические средства усиления различимости;

— разработать приемы целесообразного анализа иллюстративной наглядности по алгоритму и поэтапного подведения детей к пониманию содержания иллюстраций в зависимости от стиля изображения (реального, силуэтного, контурного и «наложенного»).

В исследовании предложены и проверены методы, позволяющие диагностировать особенности недостаточности зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников, и приемы, позволяющие оптимизировать применение иллюстративной наглядности в коррекционно-развивающей работе с ними, приемы, оптимизирующие развитие слабовидящего ребенка как субъекта деятельности восприятия.

Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.

Таким образом, доказательство выдвинутой в исследовании гипотезы и решение его задач позволяют, на наш взгляд, утверждать, что положения, вынесенные на защиту, подтверждены, цель диссертационного исследования, реализация которой предполагала экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения и разработку эффективных методов применения иллюстративной наглядности в процессе ее коррекционной работы с ними, достигнута.

Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия аспектов освещаемой нами проблемы. Выполненная работа обозначила возможные направления и перспективы для дальнейших теоретических и прикладных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. Метафизика. О душе / Аристотель. М.: Мысль, 1975. — 550 с.
  2. , Э.С. Охрана зрения детей / Э. С. Аветисов. М., 1975. -160 с.
  3. , Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.
  4. , Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. Философские записки / Б. Г. Ананьев. М.- JL, 1950. — Т. 5. — 85 с.
  5. , Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М., 1969. -486 с.
  6. , Б.Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 456 с.
  7. , Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение, 1964. — 303 с.
  8. , Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М., Прогресс, 1974. — 392 с.
  9. , П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / П. К. Анохин // Труды научной сессии по дефектологии. -М., 1958. С. 45−55.
  10. , П.Р. Всестороннее развитие личности школьника в условиях соединения обучения с производительным трудом / П. Р. Атутов, Э. А. Ферапонтова, Т. И. Данюшевская. М., 1990. — 260 с.
  11. , H.A. О построении движений / H.A. Берштейн. М., 1947. — 255 с.
  12. , В.Г. Педагогические сочинения / В. Г. Белинский. — Спб., 1912. -206с.
  13. , В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников / В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева. М.: Просвещение, 1982.
  14. , З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. М., 1961. — № 3 — С. 5157.
  15. , Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2002. -(Учебник нового века).
  16. , В.П. Предметный метод обучения / В. П. Вахтеров. 5-е изд. — М., 1918.- 131 с.
  17. , Л.А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 1969. — 365 с. — (Дошкольный возраст).
  18. , Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве / Л. А. Венгер // Развитие познавательной деятельности и волевых процессов у дошкольников. М., 1965. — 159 с.
  19. , H.H. Восприятие предмета и рисунка / H.H. Волков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 507 с.
  20. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения: сб. науч. тр. / под ред. М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой. М., 1974. — 174 с.
  21. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Солнцевой, В.П. Ермакова-М.: Б.и., 1979. — 145 с.
  22. Восприятие и действие / под ред. A.B. Запорожца, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской. — М.: Просвещение, 1967. 322 с.
  23. Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1967. — 320 с.
  24. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  25. , Л.С. Собрание сочинений.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. -369 с.
  26. , П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1967. — N 6. — С. 58−69.
  27. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1985. 45 с.
  28. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1976.-256 с.
  29. , Т.Н. Осязательное узнавание объектов слепыми и зрячими школьниками / Т. Н. Головина // Специальная школа. — 1960. № 3. — С. 60−67.
  30. , Р.Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  31. , Р.Л. Разумный глаз. Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори. М.: Мир, 1972. — 215 с.
  32. , Л.П. Особенности опознания изображений слабовидящими школьниками / Л.П. Григорьева// Дефектология. 1984. — N 2.- С. 22−28.
  33. , Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева- АПН СССР, НИИ дефектологии. М.: Педагогика, 1983.-152 с.
  34. , Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. П. Григорьева. — М., 1985. -29 с.
  35. , Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения : учебно-методическое пособие / Л. П. Григорьева. C.B. Сташевский. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1990.- 58 с.
  36. , Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием / Л. А. Григорян // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: из опыта работы. М., 1978.- С. 24−41.
  37. , В.В. Виды обобщения / В. В. Давыдов. М., 1973. — 139 с.
  38. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  39. , В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых : пособие для учителя / Денискина В. З. M., ВОС, 1991 — 91 с.
  40. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967. — 376 с.
  41. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Н. Б. Венгер. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  42. , В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений : пособие для учителя / В. П. Ермаков. М.: Просвещение, 1987. -63 с.
  43. , В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Просвещение, 1990. 222 с.
  44. , JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении / JI.B. Занков. -М., 1960.-265 с.
  45. , A.B. Избранные психологические труды / A.B. Запорожец.- М.: Педагогика, 1986. Т. 1. — 317 с.- Т. 2. — 297 с.
  46. , A.B. О действенном характере зрительного восприятия предмета / A.B. Запорожец // Доклады АПН РСФСР. 1962. — № 1. — С. 77−81.
  47. , М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М. И. Земцова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 419 с.
  48. , М.И. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зрения и его коррекционная направленность / М. И. Земцова // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980. — С. 5−10.
  49. , М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения / М. И. Земцова // Основы обучения и воспитания аномальных детей. -М.: Просвещение, 1965. С. 101−122.
  50. , М.И. Учителю о детях с нарушением зрения / М. И. Земцова. — М.: Просвещение, 1973. 159 с.
  51. , А.И. О роли средств наглядного обучения и активизации познавательной деятельности школьников / А. И. Зильберштейн // Сов. педагогика. 1963. — № 3. — 63 с.
  52. , В.П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 106 с.
  53. , В.П. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста / В. П. Зинченко, А. Г. Рузская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1966. — С. 272−301.
  54. , Т.П. Опознание и кодирование / Т. П. Зинченко. Л.: ЛГУ, 1981. — 182 с.
  55. , А.И. Управление формированием и развитием познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / А. И. Зотов // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 1972. — Вып. З.-С. 3−13.
  56. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений М.- Л ., 1949. — Т.5.-320 с.
  57. , К.Д. Родное слово : кн. для уч-ся / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. М., 1949. — Т.6. — 327 с.
  58. , А.И. Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты : автореф. дис.. докт. мед. наук / А. И. Каплан. -М, 1975.-33 с.
  59. , А.И. Если ребенок плохо видит / А. И. Каплан, Н. Г. Морозова. = М., 1969.-78 с.
  60. , Б.И. Тифлопедагогика. Вып. 1 / Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко. -М., 1962.-415 с.
  61. , Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М., 1939. -240 с.
  62. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / ред. Т. П. Свиридюк. Киев, 1984. — 57 с.
  63. , Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника / Н. С. Костючек // Дефектология. 1988. — N 3.- С. 70−74.
  64. , Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе / Н. П. Конобеевский — Академия пед. наук РСФСР. М., 1958. — 263 с.
  65. , В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения : учеб. пособ. / В. А. Кручинин. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 189 с.
  66. , Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых / Ю. А. Кулагин. М.: Педагогика, 1969. — 295 с.
  67. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  68. , А.Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 3−13.
  69. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981.-182 с.
  70. , А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых слабовидящих школьников / А. Г. Литвак // Особенности познавательнойдеятельности слепых и слабовидящих школьников: сб. науч. тр. Л., 1976. -Вып. 7.-С. 108−120.
  71. Литвак, А. Г, Некоторые теоретические вопросы тифлопсихологии / А. Г. Литвак // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: сб. науч. тр. Л., 1972. — Вып. 3. — С. 191−204.
  72. , А.Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  73. , Э.Н. Формирование представлений об облике человека в школе слепых / Э. Н. Лобкова // Специальная школа. 1965. — N 4. — С. 42−44.
  74. , В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский — Науч.- исслед. ин-т дефектологии, Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.-103 с.
  75. , А.Р. Мозг человека и психические процессы : нейро-психологические исследования / А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -477 с.
  76. , Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками / Н. Б. Лурье. М.: Просвещение, 1979. — 103 с.
  77. , A.A. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / A.A. Люблинская // Вопросы общей и детской психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.-С. 3−31.
  78. , H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев. М., 1998. — 56 с.
  79. , М.И. Организация проблемного обучения в школе. Современный урок. Вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1986. 184 с.
  80. , И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых : автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. С. Моргулис. М., 1984. — 31 с.
  81. , B.C. Детская психология / B.C. Мухина — под ред. Л. А. Венгера. -М.: Просвещение, 1985. 272 с.
  82. , И.Т. К вопросу о классификации методов воспитания / И. Т. Огородников // Советская педагогика. 1972. — № 4. С. 42−50.
  83. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / под ред. В. А. Феоктистовой. СПб.: Образование, 1995. — 130 с.
  84. Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении: межвузовский сб. науч. трудов / ответ, ред. У. В. Ульенкова. Горький: ГГПИ, 1987. -116 с.
  85. , И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. 2-е изд. — М.- Л., 1951. — Ч. 1. — 390 с. — 4.2. — 435 с.
  86. , О.Н. Некоторые особенности представления о себе у детей дошкольного возраста / О. Н. Пахомова // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: НИИОП, 1979. — С. 72−76.
  87. , Г. И. Как Гертруда учит своих детей / Г. И. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения. М., 1909. — Т. 3. — С. 143.
  88. , Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов // М.: Учпедгиз, 1985. 496 с.
  89. , Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей нарушениями зрения / Л. И. Плаксина // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980. — С. 39−46.
  90. , Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей // Дефектология. 1983.- N 6.- С. 69−74.
  91. , Л.И. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. И. Плаксина. М., 1992. — 23 с.
  92. , Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. М.: ВОС, 1985. — 105 с.
  93. , Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. М.: ГороД, 1998. — 262 с.
  94. , Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в ДОУ для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян. М., 1998.
  95. , H.H. Развитие динамичности зрительных представлений у детей дошкольного возраста / H.H. Поддъяков // Вопросы психологии. 1964. — № 1. -С. 100−112.
  96. , H.H. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещение предметов в пространстве / H.H. Поддъяков // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А. П. Усовой. — М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 163−185.
  97. , E.H. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией : автореф. дис.. канд. пед. наук / E.H. Подколзина. М., 1998. — 19 с.
  98. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / ред. A.B. Запорожец и др. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  99. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М.: Просвещение, 1961. 212 с.
  100. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида / под ред. Л. И. Плаксиной. М.: Просвещение, 1997. — 326 с.
  101. Развитие восприятия в раннем дошкольном возрасте / под ред. A.B. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1966. — 301 с.
  102. , Е.Б. Атлас цветов / Е. Б. Рабкин. М., 1956.
  103. Рок, И. Введение в зрительное восприятие: в 2 кн. / под ред. Б. М. Величковского, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1980. — Кн. 1 — 312 с. — Кн. 2 -280 с.
  104. , И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирование приемов чтения иллюстративных рисунков : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. М. Романова. — М., 1978. 26 с.
  105. , С.JI. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.- Т. 2. — 328 с.
  106. , Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения / Л. В. Рудакова // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. -1982. — С. 74−85.
  107. , Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях специального детского сада : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Рудакова. -М., 1987.-16 с.
  108. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинение: в 2 т. -М.: Педагогика, 1981. -Т. 1.-С. 19−592
  109. , B.C. Пространственная ориентировка слепых / B.C. Сверлов. М.: Учпедгиз, 1951.-151 с.
  110. , Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе / Т. П. Свиридюк. Киев: Рад. школа, 1984. — 95 с.
  111. , Л.С. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения (при косоглазии и амблиопии) / Л. С. Сековец: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.- 17 с.
  112. , E.B. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Селезнева. М., 1995. — 17 с.
  113. , Р.Ш. Требования к использованию наглядных методов обучения детей с нарушением зрения на уроках природоведения / Р. Ш. Серодеева: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2006.- 25 с.
  114. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / под ред. H.H. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  115. , И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Госполитиздат, 1947.
  116. , И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: Изд-во АН СССР, 1952.-Т.3.- 648 с.
  117. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. Речь / Е. В. Сидоренко. Санкт — Петербург, 2004. — 350с.
  118. , А.И. Роль индивидуального опыта и общения в формировании у детей представления о своих возможностях : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. И. Силверству. М., 1978. — 17 с.
  119. Слабовидящие дети / под ред. Ю. Н. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. -М.: Просвещение, 1967. 250 с.
  120. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. П. Прохорова, издание 2- е. -М.: Просвещение, 1989. 1600 с.
  121. , Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И. Солнцева. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  122. , Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. М.: Полиграф сервис, 1997. — 124 с.
  123. , Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И. Солнцева. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  124. , Л.И. Создание полисенсорной основы компенсации слепоты в раннем возрасте / Л. И. Солнцева // Дефектология. 1979. — № 5. — С. 61−68.
  125. , Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. — 249 с.
  126. , Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. M.: ВОС, 1983. — 66 с.
  127. , И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. — М.: Просвещение, 1966. 223 с.
  128. , Э.М. Воспитание личности слепых и слабовидящих школьников в коллективе / Э. М. Стернина // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — С. 5−13.
  129. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, И. П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1965. — 188 с.
  130. , Е.И. Родная речь и пути ее развития / Е. И. Тихеева. М.: Госиздат, 1923. — 99 с.
  131. , Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения : автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Б. К. Тупоногов. -М., 1996.-45 с.
  132. , Б.М. Психология / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1953. — 299 с.
  133. , У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. М.: Академия, 2002. — 176 с.
  134. , А.П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада / А. П. Усова // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-375 с.
  135. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 10 т. М. — Л: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -Т. 5.-С. 333−356.
  136. , К.Д., Об учебно-воспитательной работе / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1939. — 37 с.
  137. , К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 10 т. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — С. 554−574.
  138. , Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе / Д. А. Фарбер // Мир психологии. 2003. — № 2.- С. 114−123.
  139. , В.А. К вопросу об эффективности использования различных видов наглядности в обучении слабовидящих детей младшего возраста / В. А. Феоктистова // Дефектология. 1972. — № 2.
  140. , В.А. Распознавание и понимание картин и рисунков учениками 1−3 классов школ слабовидящих / В. А. Феоктистова. М.: Известия АПН РСФСР, 1959.
  141. , В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием / В. А. Феоктистова, Л. В. Егорова, Е. С. Незнамова // Опыт изучения аномальных школьников. Л., 1978. — С. 123−126.
  142. , С.М. Обучение слепых дошкольников опосредованной оценке различных свойств предметов / С. М. Хорош // Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушением зрения. М., 1976. — С. 73−77.
  143. , Н.Г. Избранные философские сочинения / Н. Г. Чернышевский. -М.: Учпедгиз, 1938.
  144. , М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы / М. С. Шехтер. М.: Педагогика, 1981.
  145. , М.Б. О зрительной функциональной системе у слабовидящих детей. Методика её неврологического исследования и патогенетическом обосновании лечебно-коррекционной работы // Слабовидящие дети / под ред. Ю. А. Кулагина и др. М., 1967. — С. 17−51.
  146. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  147. , A.JI. Роль движений глаз в процессе зрения / A.JI. Ярбус. М., 1965.
  148. Bacon, De dignitate et augmentis scientiaruum 1605. Т. 1. — C. 127.
  149. Hochberg, J. The Psychophysics of form. Reversible perspective drawing of spatial objects / J. Hochberg, О Broocs // Amer. J. Psychol. 2. 1960. — Vol. 73. -№ 3.
  150. Hochberg, J. In the Mind’s Eye / J. Hochberg // «Contemporary theory and researcn in visual perception». N. Y., 1970.
  151. Hochberg, J. Attention, Organisation, Conciousness / J. Hochberg // «Attention contemporary theory and analysis». N. Y., 1968.
  152. Smith O. Effekts of practice on reversal of incomplete Necker cubes / O. Smith, V. Smparato, G. Exner // «Perc. a. mot. skills». 1968. — Vol. 27.
  153. Smith O. Relations of spatial abilities to reversal rates of Neecker cubes varying in degree of incompleteness / O. Smith, C. Barut // «Perc. a. mot. skills». 1969. -Vol. 29.
  154. Locke. An essay concerning human understanding. 1960.
  155. Pestalozzi. Abendstunde eines Einsiedlers. 1780.
  156. Pestalozzi. Samtlicn Werke, Bd. 1−12. 1899−1902.
  157. Piaget, G. The caild’s conception of pace / G. Piaget, B. Inhelder. London: Routledge and Kegan Pocul, 1956.
  158. Sachweger, R. Die Anomalien des Stereoscopichen Sehes bei Schilendren und ihre Behandlung / R. Sachweger // Samml. Iwangl. ABR. F led d. Augenhielf. -Leipzig, 1959. B. 19. — 805 s.
  159. Sachweger, R Stereoschubungen ein Bilderbuch fur Kinder von 4 bis 10 Jahren / R. Sachweger. Lripzing, 1977. — 62 s.
  160. Barraga, N. Increased Visual Behavior in Low Vision Cdildren / Barraga, N. -N.Y. AFB. 1977.
  161. Gruber, Hildegard. «Ich sehe anders» edition bentheim Wurzburg 2. erweiterte Auflage / Hildegard Gruber, Andrea Hammer. 2002.
  162. Komensky. Orbis senualium pictus. -Norymberga 1657.
  163. Аня С. 18.09.01 0.06 0.1 атрофия зрит, нерва, нистагм, альбинизм г. Красноярск
  164. Р. 31.01.01 0.1 в/о 0.3 0.1 0.3 миопия ср. степени обеих глаз г. Красноярск
  165. . 15.08.00 0.1−0.15 0,1−0.15 врожден, горизонт, нистагм обоих глаз г. Красноярск
  166. В. 13.12.02 0.2 в/о 0.4−0.5 0,3 0.4−0.5 миопия выс. степени г. Красноярск
  167. Оля Щ. 06.08.00 0.1 в/о 0.2−0.3 0.06 0.1−0.2 афакия обоих глаз г. Красноярск
  168. Г. 19.02.01 01 0.1 не кор. нистагм, вр. атрофия зрит, нерва г. Красноярск
  169. Г. 22.07.00 М 0.1−0.2 не кор. гиперметропия выс.ст. левого глаза, амблиопия г. Красноярск
  170. К. 27.03.01 0.05 в/о 0.4 0.05 0.2 вр. миопия выс. ст., опернровано г. Красноярск
  171. Г. 19.01.00 0.3 в/о 0.3−0.4 0.3 0.3−0.4 гиперметропия, выс. ст. обоих глаз г. Красноярск
  172. Ш. 23.02.00 0.05 в/о 04 0.06 0.4 афакия обоих глаз г. Красноярск
  173. С. 28.12.02 0.05 в/о 0.1 0.05 0.1 миопия выс. степени, астигматизм, п. зр. кони, сужено г. Красноярск
  174. Юра Т. 17.05.01 0.05 в/о 0.1 0.05 0.1 вр. гор. нистагм г. Красноярск
  175. Д. 27.12.00 0.05−0.06 0.05−0.05 афакия обоих глаз г. Красноярск
  176. Г. 26.03.01 0.09 0.09 вр. катаракта обоих глаз г. Красноярск
  177. Аня К. 12.01.02 0 04 0.07 ретинопатия поле зрения концентр, сужено г. Красноярск
  178. С. 23.08.01 0.5 в/о 0.7 0.5 0.6 миопия средней степени г. Красноярск
  179. С. 06.04.00 0.06 0.4 аннзометропия амблиопия пр. глаза выс. степени г. Красноярск
  180. Евгений И, 25.11.01 0 02 в/о 0.1 0.02 0.03 афакия обоих глаз г. Красноярск
  181. В. 07.11.02 0.02−0.03в/о 0.3 0.02−0.03 0.3 сл. астигматизм, миопатия г. Красноярск
  182. П. 12.08.00 0Л в/о 03 0.1 0.3 миопия высокой степени, нистагм г. Дивногорск
  183. . 25.06.02 02 в/о М 0.2 0.4 гиперметропия ср. ст. обоих глаз г. Дивногорск
  184. М. 12.04.00 0.03 в/о 0.3 0.03 0.3 сл. астигматизм, миопатия г. Дивногорск
  185. М. 14.09.02 02 0.2 атрофия зр. нерва г. Дивногорск
  186. П. 07.02.00 09 0.5 Сод., сходящиеся косоглазие, гиперметропия г. Дивногорск
  187. Д. 02.04.00 ОЗ в/о 04 0.3 0.4 гиперметропия ср. ст. обоих глаз г. Дивногорск
  188. Д. 21.08.02 0.02 0.2 не кор. вр. миопия обоих глаз, макулопатия г. Дивногорск
  189. Т. 22.04.00 0.04кор.+10.0Л 0,08 афакия пр. глаза вр. катаракта слева г. Дивногорск
  190. В. 02.02.01 ОЛ 0.1 не кор. вр. атрофия зрит, нервов, нистагм г. Дивногорск
  191. Л. 10.09.02 0 1.0 Последствия увеита справа г. Дивногорск
  192. Л. 23.05.02 0.1 0.4 0.3 с к 1.5 0.3 гиперметропический астигматизм, амбл. выс. степени г. Дивногорск
Заполнить форму текущей работой