Религиозность: групповые и индивидуальные различия
Религиозное поведение индивида, выражающееся через фиксацию культовых и внекультовых действий. Религиозное поведение оценивается по параметрам соблюдения обрядов и ритуалов того или иного верования. Ритуалы — это стереотипные повторяющиеся действия, формализующие или имитирующие отношение к реальности человека. Внекультовое религиозное поведение — это религиозные действия, непосредственно… Читать ещё >
Религиозность: групповые и индивидуальные различия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студенты должны будут:
знать
- • подходы к определению понятия религиозное сознание и религиозность;
- • варианты типологизации верующих;
- • какое содержание несут понятия «религиозная идентичность» и «религиозная индивидуальность»;
- • какое содержание вкладывается в понятие «религиозная социализация»;
уметь
- • отличать исследования, нуждающиеся в выявлении степени религиозности респондентов;
- • применять знания о влиянии религиозного опыта на проведение обследования лиц разных категорий;
владеть
• принципами анализа и учета особенностей религиозного сознания респондентов.
Воцерковление как вектор преобразования сознания
Влияние религии на современное общество значительно возросло, увеличилось число лиц, заинтересованных в усвоении религиозности и воцерковлении. В современной практике воцерковлёнием называют индивидуальный акт введения в основы веры взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения. Центральным понятием в этом контексте служит религиозность.
Религиозность — качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения и отношений[1]. Каждая из этих трех подструктур личности религиозного человека имеет свои характеристики.
1. Религиозное сознание обнаруживает себя в содержании религиозной веры (религиозных представлений и догматов, в которые индивид верит); интенсивности религиозной веры (убежденность верующего индивида в истинности религиозных догматов); степени информированности индивида о вероучении (анализ возможного сочетания знания обо всех положениях религии). Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозных терминов (и других специальных знаков).
Религиозная вера предполагает:
- а) реальность существ, свойств, связей, превращений, являющихся продуктом измышления;
- б) возможность общения с ними и получения от них помощи;
- в) реальность мифических событий и причастность к ним;
- г) истинность соответствующих представлений, догматов;
- д) подчинение религиозным авторитетам «отцов», святых, пророков и других церковных иерархов.
Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. Вера в объективное существование существ высшего порядка включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослужении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи.
- 2. Религиозное поведение индивида, выражающееся через фиксацию культовых и внекультовых действий. Религиозное поведение оценивается по параметрам соблюдения обрядов и ритуалов того или иного верования. Ритуалы — это стереотипные повторяющиеся действия, формализующие или имитирующие отношение к реальности человека. Внекультовое религиозное поведение — это религиозные действия, непосредственно не связанные с ритуалом (миссионерская деятельность, преподавание в духовных учебных заведениях и т. д.).
- 3. Религиозные отношения закрепляются и формируются в результате повторяющейся религиозной деятельности и отличаются по критериям оценки отношения двух субъектов и субъекта со сверхъестественным. Религиозные отношения осуществляются при использовании нескольких видов посредников: образов бога, душ, духов, святых; предметов неживой и живой природы; группы лиц или отдельного индивидуума; языка (через языковые формулы обращения: проклятия, благословления, заклинания).
- [1] Основы религиоведения: учебник / Ю. Ф. Борунков [и др.]; под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.