Принятие решений в управлении инновациями
Системный подход и методы системного анализа обеспечивают динамический учет всего множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривают их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. При системном анализе проводится анализ качества всех компонентов всех подсистем инновационного проекта, конкурентоспособности… Читать ещё >
Принятие решений в управлении инновациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление инновациями — одно из направлений стратегического управления, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия (организации) в области разработки и внедрения новой продукции (услуг) или модернизации и усовершенствования технологии производства. Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию.
Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяют необходимый уровень конкурентоспособности. Объектами управления инновациями являются инновации, инновационная деятельность и инновационный процесс в целом.
Инновация (англ, innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») — результат инновационной деятельности, который материализуется в новом или усовершенствованном продукта, реализуемом на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.
Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на использование и коммерциализацию накопленных знаний, реализуемых в инновационных технологиях и новом продукте. Результатом инновационной деятельности являются новые продукты (услуги) или продукты (услуги) с новыми качествами (инновации).
Поэтому в управлении инновациями процесс принятия решений приобретает комплексный и системный характер, т. е. речь идет о необходимости взаимосвязанных управленческих решений в области НИОКР, инвестирования, технологии, организации, финансов, маркетинга и других видах деятельности, подчиненных реализации инновационной стратегии.
Инновационный процесс — совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен так же, как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, реализации.
Главной особенностью управления инновационным процессом в организации является процесс оптимизации выбора инновационного проекта из существующих альтернатив, который будет отвечать не только стратегическим целям модернизации, но и учитывать весь ресурсный потенциал, позволяющий реализовать инновации на потребительском рынке.
Содержание стратегического управления и управления инновационными процессами имеет некоторые особенности. В рамках стратегического управления определяется направление инновационного развития, реализуются основные этапы анализа условий внешней и внутренней среды, определяются положительные и отрицательные характеристики самой организации (SWOT-анализ), анализируются и выбираются альтернативы (инновационных проектов и стратегий), осуществляется управление внедрением и делается оценка реализации инновационной стратегии.
Выбор инновационной стратегии является определяющим моментом в инновационном менеджменте, так как связан с формированием конкурентоспособности и развитием всей организации в целом. Существует ряд инновационных стратегий, которые определяются видом инноваций.
Исходя из классификации инноваций, каждая организация формулирует свою стратегию, отвечающую ее стратегическим целям, ресурсным возможностям и конкурентным преимуществам на целевом рынке. В зависимости от характера инноваций, которые выбирает хозяйствующий субъект, направления инновационной деятельности можно классифицировать по следующим признакам:
- • виду объекта — продукт, процесс и маркетинговые инновации. Маркетинговые инновации заключаются в освоении новых рынков или сегмента рынка;
- • роли и характеру стратегических целей. Улучшающие инновации предполагают качественные изменения во всех или отдельных видах деятельности, приводящие к повышению эффективности производства и конкурентоспособности. Стратегические инновации создают новые виды или направления деятельности, позволяющие улучшать существующие виды на долгосрочный период;
- • значению для развития организации. Опережающие инновации создают предпосылки для успешного развития финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых (прогнозируемых) изменений внешней среды. Опережающие инновации в организации могут быть не столь уникальными для данной отрасли, но они позволяют трансформировать внутренние условия для устойчивого развития в соответствии с динамикой изменения факторов внешней среды. Последующие инновации создаются в ответ на фактическое изменение факторов внешней среды;
- • сроку реализации. Определение сроков реализации инновационной деятельности важно для ее стратегического планирования, так как эти виды деятельности взаимосвязаны между собой;
- • масштабу охвата деятельности. Локальные инновации касаются качественных изменений в одном виде деятельности или одной бизнес-единице; комплексные инновации затрагивают несколько видов деятельности или направлений. Комплексные инновации отражаются в корпоративной стратегии. В диверсифицированной компании существуют два вида стратегий: стратегии бизнес-единиц и общекорпоративная стратегия (для организации в целом);
- • роли в процессе производства. Основные инновации затрагивают производственные, технологические, снабженческие и реализационные процессы, т. е. всю производственную систему. Дополнительные инновации касаются всей системы обслуживающих подсистем производства, включая и организационно-управленческие структуры. Они сопутствуют внедрению основных инноваций;
- • значению для данного направления деятельности. Базисные (фундаментальные) инновации радикально изменяют существующие направления деятельности или позволяют создавать новые виды деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности организации в целом. Модифицирующие инновации сопутствуют реализации базисных и развитию бизнеса в целом. К псевдоинновациям относятся внешние изменения продуктов или процессов, не затрагивающих качественных изменений, а следовательно, не вызывающих ощущения новизны у потребителей. Они являются основой для изменения ассортимента товаров и инструментом маркетинговой политики.
В зависимости от выбора инновационных стратегий прогнозируется и планируется вся инновационная деятельность, определяются этапы инновационного процесса.
Управлению инновациями присущи целенаправленность, возможность находить такие решения, которые организационно и экономически могут обеспечить достижение цели — создание конкурентоспособной продукции. Методология принятия решений в управлении инновациями базируется па системном подходе, интеллектуальном продукте, эволюции системы знаний, науке управления, методах мотивации и воздействия на людей в процессе инновационной деятельности. В процессе принятия решений следует исходить из особенностей инновационных процессов и нововведений1.
Решения в области управления инновациями зависят от конкретного предмета решения, его повторяемости и формы принятия решения. По предмету решения выделяют: концептуальные, организационные и исполнительские решения. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и часто требуют специальных или дополнительных исследований. Организационные решения связаны с мотивацией и стимулированием творческой активности персонала в инновационной деятельности, созданием группы работников, способных мыслить креативно (инновационно), разрабатывать новые идеи и доводить их до определенного результата.
По признаку повторяемости решения бывают разовые и повторяющиеся. По форме принятия решения подразделяются на индивидуальные и коллективные. Решение в инновационной сфере является определяющим компонентом управления инновациями, потому что влияет практически на все его функции. В табл. 9.6 приведен перечень наиболее общих и значимых решений, которые принимаются в рамках отдельных функций инновационного менеджмента.
Таблица 9.6
Состав основных решений по функциям управления инновациями2
Функция менеджмента. | Типовые вопросы управления инновациями. |
Формирование целей. | Принятие миссии инновационного предприятия. Формирование целевых параметров инновационной деятельности. Принятие стратегической концепции инновационного развития. Утверждение целевых параметров инновационного проекта. |
Планирование. | Формирование тематического плана НИР и ОКР. Утверждение календарного графика работ по инновационному проекту. Утверждение сметы затрат по инновационному проекту. Формирование производственной программы. Утверждение штатного расписания по подразделениям. |
- 1 Захаренкова И. А., Иготпги И. Н. Инновационный менеджмент: учеб, пособие. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПбГЛТУ, 2012.
- 2 Там же.
Функция менеджмента. | Типовые вопросы управления инновациями. |
Выбор инвестиционных средств на инновации. Формирование финансового плана. Утверждение плана реализации инновационной продукции. | |
Организация. | Создание инновационного предприятия. Выбор организационно-правовой формы. Утверждение положения о службах инновационного предприятия. Создание новых филиалов и представительств. |
Контроль. | Оценка состояния работ по проекту. Оценка финансового состояния. Анализ работы служб и подразделений. Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту. Установление порядка оценки деятельности исполнителей. Оценка исполнения стратегической концепции. |
Управленческие решения могут приниматься как интуитивно, так и на основе системного подхода. Интуитивный способ базируется на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предусматривает наличие у менеджера профессиональных знаний и чувства, которое дает возможность мгновенно принимать оптимальное решение, основываясь главным образом на догадке, почти внезапном озарении.
Интуицию (лаг. intueor — внимательно смотрю) рассматривают как подсознательный принцип творчества, объективный психический процесс, который характеризуется не только особенным механизмом подсознательного решения умственных заданий, но и тесной связью с воображением.
Системный подход рассматривает принятие управленческого решения как системный процесс, содержание которого дает возможность вычленить проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать из них наиболее эффективный. Системный подход обеспечивает принятие рациональных и оптимальных решений. Рациональные решения предусматривают выбор такой альтернативы, которая принесет организации максимум выгоды. В рамках этого подхода возникает необходимость всестороннего изучения проблемы, поиска альтернатив и тщательного анализа информации. Рациональные решения отличаются от интуитивных тем, что они базируются на объективном аналитическом процессе и формальнологическом мышлении.
Управленческие решения в сфере инновационной деятельности должны отвечать следующим требованиям:
- • иметь целевую направленность — достижение определенной инновационной цели;
- • распределяться по иерархии внутри организации — решения менеджера должны отвечать делегированным ему полномочиям;
- • иметь обоснования — решения должны быть объективными и рациональными;
- • быть адресными — решения должны быть ориентированными в пространстве и во времени, т. е. направляться конкретному исполнителю и быть ограниченными во времени;
- • быть обеспечены ресурсами — решения должны предусматривать передачу необходимых ресурсов и устанавливать истоки их получения;
- • быть директивными, т. е. обязательными для исполнителей, и иметь плановый характер.
Процесс принятия решений в управлении инновациями представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии инновационной деятельности в организации трансформируется во влияние на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние. Процесс принятия решения состоит из определенных стадий и фаз. При определении проблемы речь идет о более точном и объективном анализе реального состояния объекта управления на основе сбора исчерпывающей информации: маркетинговых исследований рынка, аналитических обзоров деятельности конкурентов, патентной информации и др. Важным источником информации для текущих решений является плановая и бухгалтерская отчетная документация о ходе выполнения инновационных проектов.
Оценка ситуации нуждается в сравнении фактического состояния инновационной деятельности с потребностями внешней среды и возможностями организации. Наличие расхождений означает угрозу возникновения проблемы, с которой столкнется предприятие при данных условиях, и необходимость ее решения. В инновационном менеджменте используются общие методы принятия управленческих решений, которые применяются во всех сферах управленческой деятельности, и специальные методы, которые отражают системные особенности конкретной области инновационной деятельности.
Большое число инновационных проектов остаются незавершенными или не дают ожидаемых результатов, потому что организация оказывается неспособной в полной мере внедрить инновационный проект. Это происходит потому, что персонал предприятия недостаточно подготовлен к инновационному процессу и менеджеры не смогли создать организационно-мотивационные условия для формирования инновационной деятельности. Для преодоления сопротивления инновациям в коллективе следует применять следующие управленческие методы и мероприятия:
- • активизация творческой инициативы;
- • беседы, разъясняющие цели необходимости внедрения новшеств и процесс самого внедрения;
- • совещания на различных уровнях управления, обмен опытом, но внедрению новаций;
- • встречи и совещания между различными фирмами, которые имеют практику инновационной деятельности;
- • разъяснение преимуществ, которые получат работники в связи с внедрением данной инновации;
- • стимулирование разработки инновационных идей у работников предприятия;
- • поощрение и мотивация работников развивать и внедрять инновации[1].
Все перечисленные мероприятия позволяют не только решить организационные проблемы, но и сформировать эффективные условия для осуществления инновационного процесса. Поэтому в инновационном менеджменте решения должны опираться на результаты системного анализа многих факторов внутренней среды, которую планируется изменить на основе инноваций.
Системный подход и методы системного анализа обеспечивают динамический учет всего множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривают их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. При системном анализе проводится анализ качества всех компонентов всех подсистем инновационного проекта, конкурентоспособности и эффективности каждого нового товара на рынке и в организации в целом, анализ уровня управления различными социально-экономическими объектами. Результатом такого анализа становится комплекс мероприятий, синтезирующий результаты отдельных решений в целостную систему взаимосвязанных функций управления инновационной деятельностью, которая и создает единую цепочку изменений (цепочку ценностей бизнеса).
- [1] Захаренкова И. Л., Иготти И. //. Инновационный менеджмент: учеб, пособие. Ч. 1.