Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принятие решений в управлении инновациями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход и методы системного анализа обеспечивают динамический учет всего множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривают их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. При системном анализе проводится анализ качества всех компонентов всех подсистем инновационного проекта, конкурентоспособности… Читать ещё >

Принятие решений в управлении инновациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление инновациями — одно из направлений стратегического управления, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия (организации) в области разработки и внедрения новой продукции (услуг) или модернизации и усовершенствования технологии производства. Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию.

Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяют необходимый уровень конкурентоспособности. Объектами управления инновациями являются инновации, инновационная деятельность и инновационный процесс в целом.

Инновация (англ, innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») — результат инновационной деятельности, который материализуется в новом или усовершенствованном продукта, реализуемом на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.

Инновационная деятельность — комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на использование и коммерциализацию накопленных знаний, реализуемых в инновационных технологиях и новом продукте. Результатом инновационной деятельности являются новые продукты (услуги) или продукты (услуги) с новыми качествами (инновации).

Поэтому в управлении инновациями процесс принятия решений приобретает комплексный и системный характер, т. е. речь идет о необходимости взаимосвязанных управленческих решений в области НИОКР, инвестирования, технологии, организации, финансов, маркетинга и других видах деятельности, подчиненных реализации инновационной стратегии.

Инновационный процесс — совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен так же, как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, реализации.

Главной особенностью управления инновационным процессом в организации является процесс оптимизации выбора инновационного проекта из существующих альтернатив, который будет отвечать не только стратегическим целям модернизации, но и учитывать весь ресурсный потенциал, позволяющий реализовать инновации на потребительском рынке.

Содержание стратегического управления и управления инновационными процессами имеет некоторые особенности. В рамках стратегического управления определяется направление инновационного развития, реализуются основные этапы анализа условий внешней и внутренней среды, определяются положительные и отрицательные характеристики самой организации (SWOT-анализ), анализируются и выбираются альтернативы (инновационных проектов и стратегий), осуществляется управление внедрением и делается оценка реализации инновационной стратегии.

Выбор инновационной стратегии является определяющим моментом в инновационном менеджменте, так как связан с формированием конкурентоспособности и развитием всей организации в целом. Существует ряд инновационных стратегий, которые определяются видом инноваций.

Исходя из классификации инноваций, каждая организация формулирует свою стратегию, отвечающую ее стратегическим целям, ресурсным возможностям и конкурентным преимуществам на целевом рынке. В зависимости от характера инноваций, которые выбирает хозяйствующий субъект, направления инновационной деятельности можно классифицировать по следующим признакам:

  • • виду объекта — продукт, процесс и маркетинговые инновации. Маркетинговые инновации заключаются в освоении новых рынков или сегмента рынка;
  • • роли и характеру стратегических целей. Улучшающие инновации предполагают качественные изменения во всех или отдельных видах деятельности, приводящие к повышению эффективности производства и конкурентоспособности. Стратегические инновации создают новые виды или направления деятельности, позволяющие улучшать существующие виды на долгосрочный период;
  • • значению для развития организации. Опережающие инновации создают предпосылки для успешного развития финансово-хозяйственной деятельности с учетом ожидаемых (прогнозируемых) изменений внешней среды. Опережающие инновации в организации могут быть не столь уникальными для данной отрасли, но они позволяют трансформировать внутренние условия для устойчивого развития в соответствии с динамикой изменения факторов внешней среды. Последующие инновации создаются в ответ на фактическое изменение факторов внешней среды;
  • • сроку реализации. Определение сроков реализации инновационной деятельности важно для ее стратегического планирования, так как эти виды деятельности взаимосвязаны между собой;
  • • масштабу охвата деятельности. Локальные инновации касаются качественных изменений в одном виде деятельности или одной бизнес-единице; комплексные инновации затрагивают несколько видов деятельности или направлений. Комплексные инновации отражаются в корпоративной стратегии. В диверсифицированной компании существуют два вида стратегий: стратегии бизнес-единиц и общекорпоративная стратегия (для организации в целом);
  • • роли в процессе производства. Основные инновации затрагивают производственные, технологические, снабженческие и реализационные процессы, т. е. всю производственную систему. Дополнительные инновации касаются всей системы обслуживающих подсистем производства, включая и организационно-управленческие структуры. Они сопутствуют внедрению основных инноваций;
  • • значению для данного направления деятельности. Базисные (фундаментальные) инновации радикально изменяют существующие направления деятельности или позволяют создавать новые виды деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности организации в целом. Модифицирующие инновации сопутствуют реализации базисных и развитию бизнеса в целом. К псевдоинновациям относятся внешние изменения продуктов или процессов, не затрагивающих качественных изменений, а следовательно, не вызывающих ощущения новизны у потребителей. Они являются основой для изменения ассортимента товаров и инструментом маркетинговой политики.

В зависимости от выбора инновационных стратегий прогнозируется и планируется вся инновационная деятельность, определяются этапы инновационного процесса.

Управлению инновациями присущи целенаправленность, возможность находить такие решения, которые организационно и экономически могут обеспечить достижение цели — создание конкурентоспособной продукции. Методология принятия решений в управлении инновациями базируется па системном подходе, интеллектуальном продукте, эволюции системы знаний, науке управления, методах мотивации и воздействия на людей в процессе инновационной деятельности. В процессе принятия решений следует исходить из особенностей инновационных процессов и нововведений1.

Решения в области управления инновациями зависят от конкретного предмета решения, его повторяемости и формы принятия решения. По предмету решения выделяют: концептуальные, организационные и исполнительские решения. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и часто требуют специальных или дополнительных исследований. Организационные решения связаны с мотивацией и стимулированием творческой активности персонала в инновационной деятельности, созданием группы работников, способных мыслить креативно (инновационно), разрабатывать новые идеи и доводить их до определенного результата.

По признаку повторяемости решения бывают разовые и повторяющиеся. По форме принятия решения подразделяются на индивидуальные и коллективные. Решение в инновационной сфере является определяющим компонентом управления инновациями, потому что влияет практически на все его функции. В табл. 9.6 приведен перечень наиболее общих и значимых решений, которые принимаются в рамках отдельных функций инновационного менеджмента.

Таблица 9.6

Состав основных решений по функциям управления инновациями2

Функция менеджмента.

Типовые вопросы управления инновациями.

Формирование целей.

Принятие миссии инновационного предприятия.

Формирование целевых параметров инновационной деятельности. Принятие стратегической концепции инновационного развития. Утверждение целевых параметров инновационного проекта.

Планирование.

Формирование тематического плана НИР и ОКР. Утверждение календарного графика работ по инновационному проекту.

Утверждение сметы затрат по инновационному проекту. Формирование производственной программы.

Утверждение штатного расписания по подразделениям.

  • 1 Захаренкова И. А., Иготпги И. Н. Инновационный менеджмент: учеб, пособие. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПбГЛТУ, 2012.
  • 2 Там же.

Функция менеджмента.

Типовые вопросы управления инновациями.

Выбор инвестиционных средств на инновации. Формирование финансового плана.

Утверждение плана реализации инновационной продукции.

Организация.

Создание инновационного предприятия.

Выбор организационно-правовой формы.

Утверждение положения о службах инновационного предприятия. Создание новых филиалов и представительств.

Контроль.

Оценка состояния работ по проекту.

Оценка финансового состояния.

Анализ работы служб и подразделений.

Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту. Установление порядка оценки деятельности исполнителей. Оценка исполнения стратегической концепции.

Управленческие решения могут приниматься как интуитивно, так и на основе системного подхода. Интуитивный способ базируется на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предусматривает наличие у менеджера профессиональных знаний и чувства, которое дает возможность мгновенно принимать оптимальное решение, основываясь главным образом на догадке, почти внезапном озарении.

Интуицию (лаг. intueor — внимательно смотрю) рассматривают как подсознательный принцип творчества, объективный психический процесс, который характеризуется не только особенным механизмом подсознательного решения умственных заданий, но и тесной связью с воображением.

Системный подход рассматривает принятие управленческого решения как системный процесс, содержание которого дает возможность вычленить проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать из них наиболее эффективный. Системный подход обеспечивает принятие рациональных и оптимальных решений. Рациональные решения предусматривают выбор такой альтернативы, которая принесет организации максимум выгоды. В рамках этого подхода возникает необходимость всестороннего изучения проблемы, поиска альтернатив и тщательного анализа информации. Рациональные решения отличаются от интуитивных тем, что они базируются на объективном аналитическом процессе и формальнологическом мышлении.

Управленческие решения в сфере инновационной деятельности должны отвечать следующим требованиям:

  • • иметь целевую направленность — достижение определенной инновационной цели;
  • • распределяться по иерархии внутри организации — решения менеджера должны отвечать делегированным ему полномочиям;
  • • иметь обоснования — решения должны быть объективными и рациональными;
  • • быть адресными — решения должны быть ориентированными в пространстве и во времени, т. е. направляться конкретному исполнителю и быть ограниченными во времени;
  • • быть обеспечены ресурсами — решения должны предусматривать передачу необходимых ресурсов и устанавливать истоки их получения;
  • • быть директивными, т. е. обязательными для исполнителей, и иметь плановый характер.

Процесс принятия решений в управлении инновациями представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии инновационной деятельности в организации трансформируется во влияние на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние. Процесс принятия решения состоит из определенных стадий и фаз. При определении проблемы речь идет о более точном и объективном анализе реального состояния объекта управления на основе сбора исчерпывающей информации: маркетинговых исследований рынка, аналитических обзоров деятельности конкурентов, патентной информации и др. Важным источником информации для текущих решений является плановая и бухгалтерская отчетная документация о ходе выполнения инновационных проектов.

Оценка ситуации нуждается в сравнении фактического состояния инновационной деятельности с потребностями внешней среды и возможностями организации. Наличие расхождений означает угрозу возникновения проблемы, с которой столкнется предприятие при данных условиях, и необходимость ее решения. В инновационном менеджменте используются общие методы принятия управленческих решений, которые применяются во всех сферах управленческой деятельности, и специальные методы, которые отражают системные особенности конкретной области инновационной деятельности.

Большое число инновационных проектов остаются незавершенными или не дают ожидаемых результатов, потому что организация оказывается неспособной в полной мере внедрить инновационный проект. Это происходит потому, что персонал предприятия недостаточно подготовлен к инновационному процессу и менеджеры не смогли создать организационно-мотивационные условия для формирования инновационной деятельности. Для преодоления сопротивления инновациям в коллективе следует применять следующие управленческие методы и мероприятия:

  • • активизация творческой инициативы;
  • • беседы, разъясняющие цели необходимости внедрения новшеств и процесс самого внедрения;
  • • совещания на различных уровнях управления, обмен опытом, но внедрению новаций;
  • • встречи и совещания между различными фирмами, которые имеют практику инновационной деятельности;
  • • разъяснение преимуществ, которые получат работники в связи с внедрением данной инновации;
  • • стимулирование разработки инновационных идей у работников предприятия;
  • • поощрение и мотивация работников развивать и внедрять инновации[1].

Все перечисленные мероприятия позволяют не только решить организационные проблемы, но и сформировать эффективные условия для осуществления инновационного процесса. Поэтому в инновационном менеджменте решения должны опираться на результаты системного анализа многих факторов внутренней среды, которую планируется изменить на основе инноваций.

Системный подход и методы системного анализа обеспечивают динамический учет всего множества факторов, влияющих на управленческое решение по инновационному проекту, рассматривают их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инновационной среды. При системном анализе проводится анализ качества всех компонентов всех подсистем инновационного проекта, конкурентоспособности и эффективности каждого нового товара на рынке и в организации в целом, анализ уровня управления различными социально-экономическими объектами. Результатом такого анализа становится комплекс мероприятий, синтезирующий результаты отдельных решений в целостную систему взаимосвязанных функций управления инновационной деятельностью, которая и создает единую цепочку изменений (цепочку ценностей бизнеса).

  • [1] Захаренкова И. Л., Иготти И. //. Инновационный менеджмент: учеб, пособие. Ч. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой