Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новое время. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свое время Аристотель выделял три основных вида правления — монархию, аристократию, демократию и три извращенные формы — тиранию, олигархию и охлократию. Прошло две тысячи лет, и к античной теории форм правления вернулся итальянский мыслитель Н. Макиавелли, создавший теорию кругооборота форм правления (рис. 1.5). Согласно Макиавелли существует три хороших, или основных, формы правления… Читать ещё >

Новое время. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новое время (XVII-XIX вв.) начинается с эпохи Просвещения. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения.

Предшественником Просвещения в истории социальной мысли надо считать итальянского политика и дипломата Никколо Макиавелли (1469−1527). Он первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства (рис. 1.4).

Макиавелли рассматривал государство как организацию господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т. е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. Ради упрочения государства он считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Главное произведение Макиавелли «Государь» (1513) как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Согласно Макиавелли желающий добиться успеха правитель должен сообразовывать свои действия, во-первых, с законами необходимости (судьбы) и, во-вторых, с поведением подчиненных. Для этого он обязан знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя принципами.

  • 1. Человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили.
  • 2. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания, ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных.

Итальянский мыслитель и дипломат Никколо Макиавелли.

Рис. 1.4. Итальянский мыслитель и дипломат Никколо Макиавелли.

3. Творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Ориентация на власть, стремление ее достичь таят в себе потенциальную опасность для социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель как персональное олицетворение привилегий и силы превращается в цель для обеспеченного сонма честолюбивых подданных. Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания.

В свое время Аристотель выделял три основных вида правления — монархию, аристократию, демократию и три извращенные формы — тиранию, олигархию и охлократию. Прошло две тысячи лет, и к античной теории форм правления вернулся итальянский мыслитель Н. Макиавелли, создавший теорию кругооборота форм правления (рис. 1.5). Согласно Макиавелли существует три хороших, или основных, формы правления (монархия, аристократия и демократия) и три плохих, или извращенных (тирания, олигархия и анархия). Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия легко превращается в тиранию, а демократия — в анархию.

Идеи Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит (В. Парето, Э. Дженнинг, Г. Моска, Ч. Р. Миллс). Повлияли они и на ав;

Теория кругооборота форм правления Н. Макиавелли.

Рис. 1.5. Теория кругооборота форм правления Н. Макиавелли.

тора теории «менеджерской революции» Дж. Бернхайма, возглавлявшего так называемое макиавеллистское направление. На авторитет Макиавелли ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (А. Бонадео), политического руководства и престижа власти (С. Хантингтон), постиндустриального общества и политического прогнозирования (Д. Белл, Г. Кан, Э. Винер). Наконец, задолго до О. Конта итальянский мыслитель выдвинул идею общественного консенсуса. В лице Макиавелли социология и политология обрели новое измерение как отрасли познания о поведении людей в обществе.

Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588- 1679), разработавший теорию общественного договора, которая послужила основой его учения о гражданском обществе (рис. 1.6). У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Однако каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно наша природа толкает нас искать не друзей, а почета и выгод. Содержание человеческой жизни — постоянное соревнование между людьми не только в богатстве, но главным образом в чинах, званиях, привилегиях.

Согласно взглядам Гоббса человеческая жизнь — взаимопроникновение двух состояний: естественного (дикого, догосударственного) и цивилизованного (государственного, гражданского). Чем больше зона их пересечения, тем более развито общество. Люди не смогут создать цивилизованное общество, если юридические законы им не выгодны. Граждане будут подчиняться им, но только принудительно: иод пристальным взором наблюдающих и контролирующих инстанций. Еще хуже положение там, где законы страны имеют избирательную силу действия, когда одним индивидам, прежде всего богатым, разрешается их нарушать, а другим — нет.

Английский мыслитель Томас Гоббс.

Рис. 1.6. Английский мыслитель Томас Гоббс.

Естественное состояние — «война всех против всех»[1]. Правда, война более чем удивительная: в ней нет убитых и раненых. Это социальная борьба за выживание. Гоббс поясняет: подобная война — период, в течение которого желание вступить в насильственный поединок выражается в словах и поступках. Такова повседневная жизнь людей в догражданском обществе. Пример: современные нравы американцев и обычаи древних племен.

В трактате «О гражданине» (1642) Т. Гоббс описывает два основных естественных закона и 20 следствий из них. Одно такое следствие запрещает нам требовать для себя больших прав, чем мы уступаем остальным. Другое следствие гласит: не допускай, чтобы тот, кто, доверяя тебе, первым оказал тебе услугу, попал из-за этого в худшее положение, чем раньше.

Создавать общество людей побуждает страх. Взаимный страх удерживает их от безудержной погони за господством. Страх объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Большинство всегда оказывается обойденным, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Высший этап развития — гражданское общество, которое покоится на общественном договоре и юридических законах. Согласно договорной теории государство возникло в результате соглашения между людьми, находившимися до этого в естественном состоянии. К необходимости подобного соглашения люди пришли из-за невозможности обеспечить свои прирожденные права и безопасность вне государства. В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу, были перенесены на государя или государственные органы. На них была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.

По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Это договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в социум и образует единое лицо. Так возникает государство — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты» .

У гражданского общества три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле этого слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Взгляды Т. Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII столетия: Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескье.

Английский философ Джон Локк (1632−1704) является теоретиком конституционной монархии и правового государства (рис. 1.7). Он критиковал религиозную нетерпимость, идею Бога и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Локк сформировал собственную теорию идей, концепцию государственного устройства и теорию познания.

Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. Локк обосновал фундаментальные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. Им впервые обоснованы понятия «личность», «обще;

Английский философ-просветитель Джон Локк.

Рис. 1.7. Английский философ-просветитель Джон Локк.

ство" и «государство». В педагогике Локк исходил из решающего влияния среды на воспитание. Он переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, с его точки зрения, должна быть не всесторонне развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями.

В отличие от Гоббса, трактовавшего естественное состояние общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей. Состояние равенства означает, что вся власть и вся юрисдикция являются взаимными: никто не имеет больше другого. Однако он полагал, что главное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Главной целью объединения людей в государство и перехода под власть правительства является сохранение их собственности.

Индивиды, согласившись вместе составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берут на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным. Государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности.

Локк одним из первых четко сформулировал принцип разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной). Его идеи подготовили Славную революцию в Англии (1689) и легли в основу американской и французской революций. Он считается одним из крупнейших мыслителей эпохи Просвещения.

Многие европейские мыслители XVIII—XIX вв., в том числе Вольтер, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII—XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые другие.

  • [1] Bellum omnium contra omnes (лат.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой