Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Бюджетный дефицит и профицит, проблемы государственного долга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т. д. покрывать поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и… Читать ещё >

Введение. Бюджетный дефицит и профицит, проблемы государственного долга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджет, как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т. д. покрывать поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т. д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.

С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а так же на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможность финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятии я государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становиться управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов, чтобы иметь возможность рассчитывать свои физические ресурсы. Так в конце 17 В. в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова — сумка).

В конце 18 — начале 19 в. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Именно Государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину (иногда и больше) национального дохода многих стран, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического и социального развития, выполнение функций государства во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.

Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а так же на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становиться обязательным для участников бюджетного процесса.

Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства — это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения между государством, населением и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов.

По своей сути бюджет — это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Экономические отношения — главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму Государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и материальное содержание. Итак, Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в разных странах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой