Отклоняющиеся формы полового влечения
В своей природной форме половое влечение проявляется в сексуальности индивида, под которой понимают его направленность на удовлетворение сексуального влечения, не имеющего конкретного объема и предела, стремление обладать сексуальным объектом. На основе сексуальности в определенной культурной среде и при соответствующих условиях развивается эротическая любовь, которая характеризуется страстным… Читать ещё >
Отклоняющиеся формы полового влечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зависимости от условий полового развития индивида половое влечение (либидо) может зафиксироваться в различных видах и формах реализации. Не ставя цель дать развернутую характеристику форм реализации полового влечения, назовем лишь некоторые из них как подтверждение общего положения:
- • влечение к лицам одного пола (гомосексуальность) — различный мужской гомосексуализм (педерастия, мужеложество) и женский гомосексуализм (лесбиянство);
- • сексуальное самоудовлетворение — мастурбация (онанизм, ипсация);
- • мазохизм — половое удовлетворение при физических или моральных страданиях, причиняемых половым партнером;
- • садизм — половое удовлетворение путем причинения физических или моральных страданий половому партнеру;
- • аутоэротизм — направленность полового влечения на самого себя (нарциссизм);
- • пансексуализм — сведение всех эмоциональных реакций и мотивов поведения к сексуальной основе;
- • промискуитет — беспорядочные, ничем не регулируемые половые сношения.
Рассмотренный ранее материал позволяет утверждать, что половое влечение является одним из основных видов биологической мотивации. Половое влечение (либидо) детерминируется природными механизмами и является одним из мощнейших природных источников активности человека.
В своей природной форме половое влечение проявляется в сексуальности индивида, под которой понимают его направленность на удовлетворение сексуального влечения, не имеющего конкретного объема и предела, стремление обладать сексуальным объектом. На основе сексуальности в определенной культурной среде и при соответствующих условиях развивается эротическая любовь, которая характеризуется страстным желанием соединения с конкретным человеком.
Вместе с эротической любовью возникает любовь духовная, в которой сливаются эротическое влечение и наслаждение красотой тела и души.
Природа в форме либидо обусловливает страсть, развитие любви зависит от состояния индивида, встречного желания, культурных условий, опыта и сопровождается активной работой ума и воображения; сама любовь проявляется как особое душевное состояние.
В любви человек нравственно совершенствуется и раскрывается. Такую нравственную любовь, характеризующуюся бескорыстной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом, в Древней Греции называли агапэ.
Половое влечение и любовь обладают важнейшим качеством — продолжительностью мотивационного состояния, которое сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и стремлением обладать объектом любви. Это связано с преодолением определенных препятствий (соперник, социальные нормы, материальный фактор), самосовершенствованием, удержанием объекта влечения. На этой основе возможно развитие чувства зависти, соперничества, ревности, мести, жертвенности, стремления к совершенствованию, заботливости, страсти и нежности.
Эти устойчивые состояния формируют такие качества личности, как завистливость, мстительность, агрессивность, альтруизм, добродетельность. В случае стойких неудач могут формироваться озлобленность, комплекс неполноценности, садистско-мазохистский комплекс.
Добиваясь любви, человек стремится к успехам в учебе и профессиональной деятельности, социальному признанию, физическому совершенствованию. Но чтобы добиться успеха, надо проявить настойчивость и волю, развить свои способности, сформировать в себе социально ценные качества (доброту, отзывчивость, верность и т. д.).
Проведенный анализ развития мотивации и формирования личностных качеств позволяет сделать несколько важных выводов.
Во-первых, можно констатировать, что в природе человека заложен источник активности. Таким источником служит механизм биологической мотивации. Это факт огромного значения. Через него мы выходим на первопричину развития человека. Причина развития человека заложена в нем самом, в механизме биологической мотивации.
Во-вторых, все многообразие социально и эстетически обусловленных потребностей развивается на основе биологических потребностей.
Развитие мотивационной сферы личности осуществляется путем конкретного опредмечивания потребностей с одновременным эмоциональным подкреплением. Угроза потери предмета потребности формирует мотивацию сохранения и защиты, которая сопровождается отрицательными эмоциями. На разных этапах жизненного пути различные предметы связаны с мотивацией приобретения или сохранения, защиты.
В-третьих, удовлетворение потребностей конкретным индивидом часто связано с интересами других людей. В таких случаях должны учитываться моральные нормы. По этой причине индивиду иногда приходится отказываться от удовлетворения своих желаний. Именно в такой ситуации формируются определенные личностные качества.
В-четвертых, сами нормы морали в филогенезе возникли как реакция на эгоистичность индивида. Мораль возникла как противовес эгоистичной направленности ума. Здесь скрываются истоки нравственной ненадежности человека.
В-пятых, неудовлетворенная потребность вместе с сопровождающей ее эмоцией не исчезает, а образ предмета потребности переносится в память субъекта. В этом случае как сама потребность, так и мнемический след предмета, который связан с ее удовлетворением, могут участвовать в работе подсознания.