Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие нематериальных активов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании… Читать ещё >

Понятие нематериальных активов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нематериальные активы представляют собой совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т. е. доход.

Учет и оценка нематериальных активов всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив». В свою очередь, «нематериальный» (англ. — intangible) означает неосязаемую, нематериальную собственность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна. В бухгалтерском понимании нематериальных активов принято различать:

  • — идентифицируемые нематериальные активы, к числу которых относятся интеллектуальная собственность и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года);
  • — неидентифицируемые нематериальные активы, иногда называемые активами типа гудвилл. В бухгалтерском понимании гудвилл (деловая репутация) возникает только при покупке фирмы. Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки.

В некотором смысле символ деловой репутации (гудвилл) — это товарный знак. Обычно под деловой репутацией понимают положительную оценку юридического лица другими участниками имущественного оборота. По мере добросовестного использования, рекламирования и т. д. стоимость этой связки (товарный знак плюс репутация) постоянно растет. Очень важно при этом, что речь идет не просто о товарном знаке, а именно о его связке с деловой репутацией.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Неким коммерческим эквивалентом репутации, в отличие от товарного знака, является бренд.

Бренд — различающее название или символ, предназначенный для идентификации товара или услуги, или одного продавца или группы продавцов, и для дифференциации этих товаров или услуг от аналогичных товаров конкурентов. Таким образом, бренд сообщает клиенту о происхождении продукта и защищает клиента и производителя от конкурентов, которые пытались бы поставлять продукты, кажущиеся идентичные.

Таким образом, нематериальные активы в бухгалтерском смысле — это, прежде всего, идентифицируемые нематериальные активы, а идентифицируемые нематериальные активы — это, прежде всего, имущественные права интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность — собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). Область применения понятия интеллектуальная собственность не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Объекты интеллектуальной собственности — охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе:

  • — объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), на которые выданы или могут быть выданы охранные документы; программы для ЭВМ и базы данных,;
  • — произведения науки (научные отчеты) и другие объекты авторского права в научно-технической сфере,; «ноу-хау» — результаты интеллектуальной деятельности.

При определении нематериальных активов в оценочной деятельности оценщик должен принимать в расчет все нематериальные активы, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу «активов», не учитываемых на балансе, относятся, например, «персональный гудвилл» и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Эти «активы» не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и нематериальных активов эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающее. Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды, а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки патента, товарного знака).

К нематериальным активам не относятся:

  • а) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • б) не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • в) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  • г) финансовые вложения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой