Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Критерии комплексности и сбалансированности развития территории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, на уровне восприятия жителей чётко прослеживается разделение уровней комплексного развития микрорайона, района и города. При этом, с увеличением масштаба территории увеличивается количество требований к этой территорий, что вполне естественно, хотя некоторые из требований на уровне города уже носят неясный и «размытый» характер. Следует отметить, что на всех уровнях территориальных… Читать ещё >

Критерии комплексности и сбалансированности развития территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно подпрограмме «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011;2015 годы", принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996;р, предполагался следующий перечень программных мероприятий, необходимых для комплексного развития территории в рамках соответствующих проектов:

  • · Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой;
  • · Развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;
  • · Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройкой;
  • · Строительство жилья эконом-класса (в первую очередь — малоэтажного), отвечающего требованиям стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Достаточно ли данных критериев, чтобы оценивать проект по соответствию комплексности? Очевидно, что нет. Согласно данным критериям можно произвести застройку типовыми многоэтажными домами со всеми инженерными коммуникациями, обеспечить минимум социальной инфраструктуры и построить автомобильные дороги. Исключив из контекста проекта реализацию вопросов благоустройства, архитектуры, уникальных планировочных решениях и т. п.

В предыдущем подразделе мы определили, что комплексный район представляет собой определённый набор функций (или комплект благ). Но в то же время, сбалансированный город не требует повсеместного распространения исключительно комплексно развитых районов. Тем не менее, говоря о комплексности района, возникает следующий вопрос: какой набор функций (благ) должен присутствовать в районе, чтобы его можно было назвать комплексно развитым? В данном подразделе я постараюсь ответить на этот вопрос путём анализа восприятия «комплексности» территории со стороны жителей, а также выделить существующие критерии определения комплексного проекта.

Для определения критериев комплексности территории (комфортного квартала, комфортного района и комфортного города) с точки зрения жителей было проведено 10 интервью с жителями России и Германии, разных профессий, проживавших в разных регионах и городах России и ФРГ и осевших в Москве. Возраст респондентов: от 22 до 54 лет. Характеристики респондентов представлены ниже в таблице:

Таблица 2 «Характеристики респондентов» .

№ респондента.

Возраст.

Город (а) проживания.

Род деятельности.

Москва / Берлин.

Менеджер/экономист.

Таганрог / Москва.

Военный/ программист/инженер

Троицк / Москва.

Юрист.

Санкт-Петербург / Москва/Бар

Военный/инженер/руководитель / шкипер

Москва.

Студент / аналитик.

Красный Сулин / Москва.

Музыкант/ дирижер

Новокузнецк / Санкт-Петербург / Москва.

Студент / музыкант.

Новокузнецк / Иваново/ Москва.

Инженер / руководитель / юрист / бизнесмен.

Кемерово / Москва.

Преподаватель / музыкант.

Красногорск / Москва.

Дизайнер / мастер-кожевник.

Результаты интервью приведены ниже:

Респондент № 1 (23 года, Москва/Берлин, менеджер/экономист).

  • · Наличие магазинов в пешеходной доступности;
  • · Наличие парка, в том числе для пробежек;
  • · Наличие красивой и уникальной архитектуры, средняя этажность домов — до 5 этажей;
  • · Транспортная доступность места работы (не более 20 минут);
  • · Удалённость магистралей от жилых кварталов;
  • · Отсутствие пробок в городе;
  • · Крупные торговые центры в транспортной доступности.

Респондент № 2 (37 лет, Таганрог / Москва, военнослужащий / программист / инженер):

  • · Наличие магазинов в пешеходной доступности;
  • · Наличие парков в пешеходной доступности;
  • · Наличие спортивных площадок во дворах;
  • · Организация парковочных мест и хранения автотранспорта (отсутствие автомобилей во дворах);
  • · Функциональное разделение рабочей и жилой зон;
  • · Безопасность — достаточное количество сотрудников полиции, патрули;
  • · Развитый и красивый общественный транспорт;
  • · Автомагистрали в удалении от жилых домов;
  • · Торговые и офисные кластеры — в транспортной доступности;
  • · Сбалансированность центра — т. е. наличие нескольких мест притяжения людей.

Респондент № 3 (26 лет, Троицк/Москва, юрист).

  • · Пропорциональное увеличение мест приложения труда с увеличением численности населения;
  • · Пропорциональное увеличение объектов социальной инфраструктуры (поликлиники, больницы, детские сады, школы, детские площадки, места досуга и отдыха, магазины, кафе, рестораны, школа искусств для детей и подростков, творческие кружки и секции) с увеличением численности населения;
  • · Пропорциональное увеличение транспортной инфраструктуры с увеличением численности населения (дороги, подъезды к городу, парковочные места, автомобильные стоянки, маршруты общественного транспорта, станции метро);
  • · Наличие большого парка недалеко от дома (аналог парка Сокольники).

Респондент № 4 (36 лет, Санкт-Петербург-МоскваЧерногория (Бар), военнослужащий /инженер/ финансист/ шкипер).

  • · Объекты социальной инфраструктуры (магазины, аптеки, детские сады и школы) в пешеходной доступности;
  • · Рекреационные зоны, спортивные объекты, досуговые центры — в транспортной доступности;
  • · Развитая транспортная инфраструктура (отсутствие пробок, общественный транспорт, отсутствие автомобилей во дворах);
  • · Здоровая экология города, большой парк;
  • · Транспортная доступность высокооплачиваемых мест приложения труда.

Респондент № 5 (23 года, Москва, студент).

  • · Социальная инфраструктура (школа, детский сад, прачечная, магазины, гараж) в пешеходной доступности;
  • · В районе — больницы, кинотеатры, музей, клуб, рестораны и т. п.;
  • · Безопасность — пожарная охрана и полиция в удобной транспортной доступности;
  • · Наличие в районе филиалов государственных учреждений;
  • · В городе — множество предприятий различных типов и отраслей, чтобы были востребованы специалисты различных профессий;
  • · В городе — быстрая реакция власти на возникновение любого рода конфликтов.

Респондент № 6 (30 лет, Красный Сулин — Москва, музыкант/дирижер).

  • · Уникальность архитектуры каждого района, в том числе у промышленных объектов;
  • · Социальная инфраструктура (аптека, детский сад, школа) в пешеходной доступности;
  • · Ухоженность территории: чистота, тротуары, пешеходные переходы;
  • · Наличие большого благоустроенного парка с водоёмом;
  • · Безопасность: меньше мигрантов, законопослушные граждане, наличие порядка;
  • · Транспортная доступность крупных торговых центров;
  • · Уникальность архитектуры внутри станций метро и соблюдение комфорта (чистые вагоны и станции).

Респондент № 7 (22 года, Новокузнецк-Москва, студент/музыкант):

  • · Продуктовый магазин возле дома;
  • · Наличие салона красоты возле дома в пешеходной доступности;
  • · Наличие крупного торгового центра в районе;
  • · Наличие специализированного магазина в районе: музыкальный;
  • · Наличие достаточного количества площадок для выступления по всему городу (от небольших заведений до престижных клубов).

Респондент № 8 (54 года, Россия, Германия, Черногория, инженер/юрист/руководитель/ бизнесмен):

  • · Наличие объектов жилкоммунхоза в районе — общественные бани;
  • · Наличие супермаркетов и небольших магазинов в пешеходной доступности;
  • · Наличие гаражных комплексов и охраняемых парковок для хранения автомобилей, автозаправок (запрет стоянки автомобилей во дворах);
  • · Благоустройство — чистота и наличие ландшафтного или природного парка в пешеходной доступности, озеленение, лесопарк;
  • · Наличие православных церквей в пешеходной доступности;
  • · Достаточное количество детских садов и школ;
  • · Архитектура — разнообразная, гетерогенная морфология застройки (высотные новостройки, коттеджные посёлки, дома средней этажности), наличие простора;
  • · Наличие крупных торговых центров и рынков в транспортной доступности.

Респондент № 9 (52 лет, Кемерово-Москва, преподаватель / музыкант).

  • · Безопасность в районе
  • · Большой парк, свежий воздух
  • · Озеленение, благоустройство дворов
  • · Наличие в пешеходной доступности детских садов, школ, больниц
  • · Наличие разных магазинов и больших супермаркетов / торговых центров
  • · Отсутствие автомобилей во дворах, наличие гаражных комплексов, а не плоскостных стоянок
  • · Разная архитектура зданий
  • · Транспортная доступность мест работы (на метро, не более 35 минут)

Респондент № 10 (49 лет, Красногорск-Москва, дизайнер /мастер-кожевник).

  • · Транспортная доступность места работы (не более 30−35 минут)
  • · Наличие в пешеходной доступности больниц, школ, магазинов
  • · Отсутствие автомобилей во дворах, хранение автомобилей в гаражах и/или многоуровневых стоянках
  • · Отсутствие автомобильных пробок
  • · Больше озеленённых территорий, спортплощадок во дворах
  • · Распределение деловых центров по городу (не всё сконцентрировано в центре)

В таблице, представленной ниже, все пожелания жителей (критерии комплексности развития территории) соединены в соответствующие разделы, и разделены по масштабу территории: квартал (микрорайон), район и город, соответственно. Ранжирование критериев проведено согласно частоте упоминаний того или иного критерия.

Территориальная единица.

Критерии комплексности развития территории.

Квартал (микрорайон).

  • 1) Социальная инфраструктура в пешеходной доступности (качественные школы и детские сады, школы + детские сады + аптеки, магазины, прачечная, салон красоты);
  • 2) Транспортная инфраструктура (отсутствие автомобилей во дворах, удалённость автомагистралей от жилых кварталов);
  • 3) Благоустройство (спортплощадки, ухоженность территории);
  • 4) Безопасность (законопослушные граждане, наличие порядка).

Район.

  • 1) Социальная инфраструктура (больница, школа искусств для детей и подростков, досуговые центры, спортивные площадки, музей, клуб, ресторан, крупный торговый центр, специализированные магазины и объекты досуга: бани, музыкальный магазин);
  • 2) Благоустройство (территория для спорта, преимущество пешеходных дорожек, большой парк);
  • 3) Транспортная инфраструктура (наличие гаражных комплексов и охраняемых многоуровневых парковок для хранения автомобилей, минимум плоскостных парковок);
  • 4) Безопасность (полиция, патрули, меньше мигрантов);
  • 5) Архитектура (разнообразие архитектурных стилей, уникальность каждого района).

Город.

  • 1) Транспортная инфраструктура: пропорциональное увеличение транспортной инфраструктуры (строительство дорог) с увеличением численности населения, разнообразная архитектура станций метро (как в Москве), отсутствие пробок, развитый и красивый общественный транспорт;
  • 2) Социальная инфраструктура: соблюдение баланса строительства объектов социальной инфраструктуры вместе с увеличением численности населения;
  • 3) Благоустройство и озеленение: ухоженность территории, крупные парки и лесопарки;
  • 4) Крупные торговые центры: в транспортной доступности (вынесены в отдельные кластеры);
  • 5) Архитектура: гетерогенная морфология застройки (низкая, средняя и высокая этажность зданий), баланс компактности и простора;
  • 6) Функциональное разделение рабочей и жилой зон (промышленные кластеры), обеспечение безопасности и определённого уровня социальной сегрегации;
  • 7) Культурные объекты: помимо концентрации в центре необходимо пропорциональное распределение площадок для выступления творческих коллективов (учреждения искусств, клубы, сцены и др.).

Таким образом, на уровне восприятия жителей чётко прослеживается разделение уровней комплексного развития микрорайона, района и города. При этом, с увеличением масштаба территории увеличивается количество требований к этой территорий, что вполне естественно, хотя некоторые из требований на уровне города уже носят неясный и «размытый» характер. Следует отметить, что на всех уровнях территориальных единиц (от микрорайона до города) респонденты отмечают важность развития социальной инфраструктуры (объекты торговли, школы, детские сады, больницы), транспортной инфраструктуры (от наличия подъездов к домам до грамотного развития транспорта в городе), благоустройство (в том числе озеленение территории, наличие больших парков в транспортной или пешеходной доступности), безопасность. Также немаловажен тот факт, что отдельные требования к комплексному развитию территории повсеместны у определённого количества респондентов:

  • · Наличие крупных торговых центров в транспортной доступности, социальная инфраструктура в пешеходной доступности, наличие небольших магазинов в пешеходной доступности — по 8 респондентов;
  • · Благоустройство и ухоженность территории — по 7 респондентов
  • · Наличие большого парка, отсутствие автомобильного транспорта во дворах (наличие гаражей) — по 6 респондентов;
  • · Развитый общественный транспорт, социальный комфорт (безопасность, определённая социальная сегрегация), транспортная доступность мест приложения труда — по 5 респондентов;
  • · Гетерогенная архитектура, отсутствие пробок, функционально-территориальное разделение мест работы и жилья — по 4 респондента;
  • · Удалённость автомагистралей от жилых кварталов, наличие специализированных объектов (музыкальный магазин, бани и т. п.), повсеместное распределение площадок для выступления творческих коллективов — по 2 респондента;

Ниже представлены результаты в виде диаграммы:

Критерии комплексности и сбалансированности развития территории.

Рисунок 4″ Количественное распределение благ, опрос жителей" .

Конечно, такое благо, как «удалённость автомагистралей от жилых кварталов», скорее всего, необходимо большинству респондентов, но в интервью многие не упомянули о такой детали. Возможно из-за того, что в некоторых случаях проблемы близости автомагистралей к жилым домам не было изначально, или она уже была решена. Таким образом, данная диаграмма, скорее, демонстрирует существующие потребности жителей Москвы, и наличию специфических проблем на других территориях они не придают значения.

Тем не менее, несмотря на различия в понимании собственной комфортной городской среды, среди ответов респондентов есть схожие предпочтения относительно комплексного развития территории. Основными акцентами комплексно развитого жилого квартала являются: объекты социальной инфраструктуры, объекты торговли, благоустройство и озеленение территории, наличие парка, отсутствие транспорта во дворах (гаражи), транспортная доступность мест приложения труда, развитый общественный транспорт и безопасность.

Может ли крупный застройщик-инвестор предусмотреть, если не отдельные требования к развитию территории, то хотя бы требования, соответствующие большинству ответов респондентов, учитывая тот факт, что инвестор ориентируется на массового покупателя жилья, а соответственно, пользователя данной территории? Какой набор благ территории предлагают инвесторы-застройщики в своих проектах, с официальным признанием проекта «комплексного развития/освоения территории» (согласно внесению проекта в соответствующую программу или согласно рекламе проекта)? Для ответа на данные вопросы будут рассмотрены некоторые проекты застройщиков-инвесторов по освоению и/или развитию территорий в Москве в третьей главе.

Тем не менее, существуют официально признанные критерии проекта комплексного освоения территории, утверждённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для ежегодного градостроительного конкурса в номинации «Лучший проект комплексного освоения территорий». В части темы моей работы, меня интересуют следующие критерии такого рода проектов:

  • 1. минимальный объем жилищного строительства — 30 000 кв.м.
  • 2. Транспортная доступность, удаленность мест приложения труда
  • 3. Архитектурно-планировочные решения, используемые для интеграции проекта в ландшафт прилегающей местности
  • 4. Оригинальность архитектурной концепции
  • 5. Применение решений, направленных на формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения
  • 6. Применение решений, направленных на повышение энергоэффективности жилых домов
  • 7. Новизна и отличие данного проекта строительства от существующих
  • 8. Применение инновационных технологических решений и материалов
  • 9. Развитие транспортной инфраструктуры
  • 10. Развитие социальной инфраструктуры, доступность школ, поликлиник, детских садов
  • 11. Развитие сетей инженерно-технического обеспечения
  • 12. Наличие рекреационных территорий внутри организованной застройки
  • 13. Обеспеченность площадками отдыха и физической культуры
  • 14. Развитие дворовых пространств

Поэтому, учитывая выше сказанное, в оценке комплексности проектов по развитию территорий в целях жилищного строительства, я бы использовала критерии, принятые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Но для определения сбалансированности территории проекта с территорией города в современных условиях реалий Москвы могут быть дополнительно применены следующие критерии:

  • 1. Транспортно — пешеходная доступность мест приложения труда
  • 2. Транспортно-пешеходная доступность объектов социальной и бытовой инфраструктур, культуры и досуга.
  • 3. Возможности развития общественного транспорта
  • 4. Баланс городских сред в пределах и за границами локальной территории
  • 5. Баланс правового градорегулирования
  • 6. Присутствие элементов финансово-экономической диффузии
  • 7. Наличие социальных взаимосвязей
  • 8. Возможности культурного взаимообмена

Выше названные критерии сбалансированности комплексно развитой территории с территорией города соответствуют тем критериям, которые были высказаны респондентами (жителями) в ходе интервью.

Таким образом, учитывая практическое совпадение мнений потенциальных жителей районов комплексной застройки на сбалансированной территории — условно среднего класса, как основного представителя городского населения, и официально принятых критериев комплексности/сбалансированности, можно с большой долей уверенности принять эти критерии, на основе эмпирических выводов за основу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой