Критерии комплексности и сбалансированности развития территории
![Реферат: Критерии комплексности и сбалансированности развития территории](https://gugn.ru/work/6755969/cover.png)
Таким образом, на уровне восприятия жителей чётко прослеживается разделение уровней комплексного развития микрорайона, района и города. При этом, с увеличением масштаба территории увеличивается количество требований к этой территорий, что вполне естественно, хотя некоторые из требований на уровне города уже носят неясный и «размытый» характер. Следует отметить, что на всех уровнях территориальных… Читать ещё >
Критерии комплексности и сбалансированности развития территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно подпрограмме «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011;2015 годы", принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996;р, предполагался следующий перечень программных мероприятий, необходимых для комплексного развития территории в рамках соответствующих проектов:
- · Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой;
- · Развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;
- · Обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройкой;
- · Строительство жилья эконом-класса (в первую очередь — малоэтажного), отвечающего требованиям стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Достаточно ли данных критериев, чтобы оценивать проект по соответствию комплексности? Очевидно, что нет. Согласно данным критериям можно произвести застройку типовыми многоэтажными домами со всеми инженерными коммуникациями, обеспечить минимум социальной инфраструктуры и построить автомобильные дороги. Исключив из контекста проекта реализацию вопросов благоустройства, архитектуры, уникальных планировочных решениях и т. п.
В предыдущем подразделе мы определили, что комплексный район представляет собой определённый набор функций (или комплект благ). Но в то же время, сбалансированный город не требует повсеместного распространения исключительно комплексно развитых районов. Тем не менее, говоря о комплексности района, возникает следующий вопрос: какой набор функций (благ) должен присутствовать в районе, чтобы его можно было назвать комплексно развитым? В данном подразделе я постараюсь ответить на этот вопрос путём анализа восприятия «комплексности» территории со стороны жителей, а также выделить существующие критерии определения комплексного проекта.
Для определения критериев комплексности территории (комфортного квартала, комфортного района и комфортного города) с точки зрения жителей было проведено 10 интервью с жителями России и Германии, разных профессий, проживавших в разных регионах и городах России и ФРГ и осевших в Москве. Возраст респондентов: от 22 до 54 лет. Характеристики респондентов представлены ниже в таблице:
Таблица 2 «Характеристики респондентов» .
№ респондента. | Возраст. | Город (а) проживания. | Род деятельности. |
Москва / Берлин. | Менеджер/экономист. | ||
Таганрог / Москва. | Военный/ программист/инженер | ||
Троицк / Москва. | Юрист. | ||
Санкт-Петербург / Москва/Бар | Военный/инженер/руководитель / шкипер | ||
Москва. | Студент / аналитик. | ||
Красный Сулин / Москва. | Музыкант/ дирижер | ||
Новокузнецк / Санкт-Петербург / Москва. | Студент / музыкант. | ||
Новокузнецк / Иваново/ Москва. | Инженер / руководитель / юрист / бизнесмен. | ||
Кемерово / Москва. | Преподаватель / музыкант. | ||
Красногорск / Москва. | Дизайнер / мастер-кожевник. |
Результаты интервью приведены ниже:
Респондент № 1 (23 года, Москва/Берлин, менеджер/экономист).
- · Наличие магазинов в пешеходной доступности;
- · Наличие парка, в том числе для пробежек;
- · Наличие красивой и уникальной архитектуры, средняя этажность домов — до 5 этажей;
- · Транспортная доступность места работы (не более 20 минут);
- · Удалённость магистралей от жилых кварталов;
- · Отсутствие пробок в городе;
- · Крупные торговые центры в транспортной доступности.
Респондент № 2 (37 лет, Таганрог / Москва, военнослужащий / программист / инженер):
- · Наличие магазинов в пешеходной доступности;
- · Наличие парков в пешеходной доступности;
- · Наличие спортивных площадок во дворах;
- · Организация парковочных мест и хранения автотранспорта (отсутствие автомобилей во дворах);
- · Функциональное разделение рабочей и жилой зон;
- · Безопасность — достаточное количество сотрудников полиции, патрули;
- · Развитый и красивый общественный транспорт;
- · Автомагистрали в удалении от жилых домов;
- · Торговые и офисные кластеры — в транспортной доступности;
- · Сбалансированность центра — т. е. наличие нескольких мест притяжения людей.
Респондент № 3 (26 лет, Троицк/Москва, юрист).
- · Пропорциональное увеличение мест приложения труда с увеличением численности населения;
- · Пропорциональное увеличение объектов социальной инфраструктуры (поликлиники, больницы, детские сады, школы, детские площадки, места досуга и отдыха, магазины, кафе, рестораны, школа искусств для детей и подростков, творческие кружки и секции) с увеличением численности населения;
- · Пропорциональное увеличение транспортной инфраструктуры с увеличением численности населения (дороги, подъезды к городу, парковочные места, автомобильные стоянки, маршруты общественного транспорта, станции метро);
- · Наличие большого парка недалеко от дома (аналог парка Сокольники).
Респондент № 4 (36 лет, Санкт-Петербург-МоскваЧерногория (Бар), военнослужащий /инженер/ финансист/ шкипер).
- · Объекты социальной инфраструктуры (магазины, аптеки, детские сады и школы) в пешеходной доступности;
- · Рекреационные зоны, спортивные объекты, досуговые центры — в транспортной доступности;
- · Развитая транспортная инфраструктура (отсутствие пробок, общественный транспорт, отсутствие автомобилей во дворах);
- · Здоровая экология города, большой парк;
- · Транспортная доступность высокооплачиваемых мест приложения труда.
Респондент № 5 (23 года, Москва, студент).
- · Социальная инфраструктура (школа, детский сад, прачечная, магазины, гараж) в пешеходной доступности;
- · В районе — больницы, кинотеатры, музей, клуб, рестораны и т. п.;
- · Безопасность — пожарная охрана и полиция в удобной транспортной доступности;
- · Наличие в районе филиалов государственных учреждений;
- · В городе — множество предприятий различных типов и отраслей, чтобы были востребованы специалисты различных профессий;
- · В городе — быстрая реакция власти на возникновение любого рода конфликтов.
Респондент № 6 (30 лет, Красный Сулин — Москва, музыкант/дирижер).
- · Уникальность архитектуры каждого района, в том числе у промышленных объектов;
- · Социальная инфраструктура (аптека, детский сад, школа) в пешеходной доступности;
- · Ухоженность территории: чистота, тротуары, пешеходные переходы;
- · Наличие большого благоустроенного парка с водоёмом;
- · Безопасность: меньше мигрантов, законопослушные граждане, наличие порядка;
- · Транспортная доступность крупных торговых центров;
- · Уникальность архитектуры внутри станций метро и соблюдение комфорта (чистые вагоны и станции).
Респондент № 7 (22 года, Новокузнецк-Москва, студент/музыкант):
- · Продуктовый магазин возле дома;
- · Наличие салона красоты возле дома в пешеходной доступности;
- · Наличие крупного торгового центра в районе;
- · Наличие специализированного магазина в районе: музыкальный;
- · Наличие достаточного количества площадок для выступления по всему городу (от небольших заведений до престижных клубов).
Респондент № 8 (54 года, Россия, Германия, Черногория, инженер/юрист/руководитель/ бизнесмен):
- · Наличие объектов жилкоммунхоза в районе — общественные бани;
- · Наличие супермаркетов и небольших магазинов в пешеходной доступности;
- · Наличие гаражных комплексов и охраняемых парковок для хранения автомобилей, автозаправок (запрет стоянки автомобилей во дворах);
- · Благоустройство — чистота и наличие ландшафтного или природного парка в пешеходной доступности, озеленение, лесопарк;
- · Наличие православных церквей в пешеходной доступности;
- · Достаточное количество детских садов и школ;
- · Архитектура — разнообразная, гетерогенная морфология застройки (высотные новостройки, коттеджные посёлки, дома средней этажности), наличие простора;
- · Наличие крупных торговых центров и рынков в транспортной доступности.
Респондент № 9 (52 лет, Кемерово-Москва, преподаватель / музыкант).
- · Безопасность в районе
- · Большой парк, свежий воздух
- · Озеленение, благоустройство дворов
- · Наличие в пешеходной доступности детских садов, школ, больниц
- · Наличие разных магазинов и больших супермаркетов / торговых центров
- · Отсутствие автомобилей во дворах, наличие гаражных комплексов, а не плоскостных стоянок
- · Разная архитектура зданий
- · Транспортная доступность мест работы (на метро, не более 35 минут)
Респондент № 10 (49 лет, Красногорск-Москва, дизайнер /мастер-кожевник).
- · Транспортная доступность места работы (не более 30−35 минут)
- · Наличие в пешеходной доступности больниц, школ, магазинов
- · Отсутствие автомобилей во дворах, хранение автомобилей в гаражах и/или многоуровневых стоянках
- · Отсутствие автомобильных пробок
- · Больше озеленённых территорий, спортплощадок во дворах
- · Распределение деловых центров по городу (не всё сконцентрировано в центре)
В таблице, представленной ниже, все пожелания жителей (критерии комплексности развития территории) соединены в соответствующие разделы, и разделены по масштабу территории: квартал (микрорайон), район и город, соответственно. Ранжирование критериев проведено согласно частоте упоминаний того или иного критерия.
Территориальная единица. | Критерии комплексности развития территории. |
Квартал (микрорайон). |
|
Район. |
|
Город. |
|
Таким образом, на уровне восприятия жителей чётко прослеживается разделение уровней комплексного развития микрорайона, района и города. При этом, с увеличением масштаба территории увеличивается количество требований к этой территорий, что вполне естественно, хотя некоторые из требований на уровне города уже носят неясный и «размытый» характер. Следует отметить, что на всех уровнях территориальных единиц (от микрорайона до города) респонденты отмечают важность развития социальной инфраструктуры (объекты торговли, школы, детские сады, больницы), транспортной инфраструктуры (от наличия подъездов к домам до грамотного развития транспорта в городе), благоустройство (в том числе озеленение территории, наличие больших парков в транспортной или пешеходной доступности), безопасность. Также немаловажен тот факт, что отдельные требования к комплексному развитию территории повсеместны у определённого количества респондентов:
- · Наличие крупных торговых центров в транспортной доступности, социальная инфраструктура в пешеходной доступности, наличие небольших магазинов в пешеходной доступности — по 8 респондентов;
- · Благоустройство и ухоженность территории — по 7 респондентов
- · Наличие большого парка, отсутствие автомобильного транспорта во дворах (наличие гаражей) — по 6 респондентов;
- · Развитый общественный транспорт, социальный комфорт (безопасность, определённая социальная сегрегация), транспортная доступность мест приложения труда — по 5 респондентов;
- · Гетерогенная архитектура, отсутствие пробок, функционально-территориальное разделение мест работы и жилья — по 4 респондента;
- · Удалённость автомагистралей от жилых кварталов, наличие специализированных объектов (музыкальный магазин, бани и т. п.), повсеместное распределение площадок для выступления творческих коллективов — по 2 респондента;
Ниже представлены результаты в виде диаграммы:
![Критерии комплексности и сбалансированности развития территории.](/img/s/9/56/1687156_1.png)
Рисунок 4″ Количественное распределение благ, опрос жителей" .
Конечно, такое благо, как «удалённость автомагистралей от жилых кварталов», скорее всего, необходимо большинству респондентов, но в интервью многие не упомянули о такой детали. Возможно из-за того, что в некоторых случаях проблемы близости автомагистралей к жилым домам не было изначально, или она уже была решена. Таким образом, данная диаграмма, скорее, демонстрирует существующие потребности жителей Москвы, и наличию специфических проблем на других территориях они не придают значения.
Тем не менее, несмотря на различия в понимании собственной комфортной городской среды, среди ответов респондентов есть схожие предпочтения относительно комплексного развития территории. Основными акцентами комплексно развитого жилого квартала являются: объекты социальной инфраструктуры, объекты торговли, благоустройство и озеленение территории, наличие парка, отсутствие транспорта во дворах (гаражи), транспортная доступность мест приложения труда, развитый общественный транспорт и безопасность.
Может ли крупный застройщик-инвестор предусмотреть, если не отдельные требования к развитию территории, то хотя бы требования, соответствующие большинству ответов респондентов, учитывая тот факт, что инвестор ориентируется на массового покупателя жилья, а соответственно, пользователя данной территории? Какой набор благ территории предлагают инвесторы-застройщики в своих проектах, с официальным признанием проекта «комплексного развития/освоения территории» (согласно внесению проекта в соответствующую программу или согласно рекламе проекта)? Для ответа на данные вопросы будут рассмотрены некоторые проекты застройщиков-инвесторов по освоению и/или развитию территорий в Москве в третьей главе.
Тем не менее, существуют официально признанные критерии проекта комплексного освоения территории, утверждённые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для ежегодного градостроительного конкурса в номинации «Лучший проект комплексного освоения территорий». В части темы моей работы, меня интересуют следующие критерии такого рода проектов:
- 1. минимальный объем жилищного строительства — 30 000 кв.м.
- 2. Транспортная доступность, удаленность мест приложения труда
- 3. Архитектурно-планировочные решения, используемые для интеграции проекта в ландшафт прилегающей местности
- 4. Оригинальность архитектурной концепции
- 5. Применение решений, направленных на формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения
- 6. Применение решений, направленных на повышение энергоэффективности жилых домов
- 7. Новизна и отличие данного проекта строительства от существующих
- 8. Применение инновационных технологических решений и материалов
- 9. Развитие транспортной инфраструктуры
- 10. Развитие социальной инфраструктуры, доступность школ, поликлиник, детских садов
- 11. Развитие сетей инженерно-технического обеспечения
- 12. Наличие рекреационных территорий внутри организованной застройки
- 13. Обеспеченность площадками отдыха и физической культуры
- 14. Развитие дворовых пространств
Поэтому, учитывая выше сказанное, в оценке комплексности проектов по развитию территорий в целях жилищного строительства, я бы использовала критерии, принятые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Но для определения сбалансированности территории проекта с территорией города в современных условиях реалий Москвы могут быть дополнительно применены следующие критерии:
- 1. Транспортно — пешеходная доступность мест приложения труда
- 2. Транспортно-пешеходная доступность объектов социальной и бытовой инфраструктур, культуры и досуга.
- 3. Возможности развития общественного транспорта
- 4. Баланс городских сред в пределах и за границами локальной территории
- 5. Баланс правового градорегулирования
- 6. Присутствие элементов финансово-экономической диффузии
- 7. Наличие социальных взаимосвязей
- 8. Возможности культурного взаимообмена
Выше названные критерии сбалансированности комплексно развитой территории с территорией города соответствуют тем критериям, которые были высказаны респондентами (жителями) в ходе интервью.
Таким образом, учитывая практическое совпадение мнений потенциальных жителей районов комплексной застройки на сбалансированной территории — условно среднего класса, как основного представителя городского населения, и официально принятых критериев комплексности/сбалансированности, можно с большой долей уверенности принять эти критерии, на основе эмпирических выводов за основу.